Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА
1.1. Конкурентоспособность товара
1.2. Этапы анализа конкурентоспособности
1.3. Методы анализа конкурентоспособности
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА ООО ПКФ «МОЛОТ»
2.2. Анализ конкурентного положения ООО ПКФ «Молот» на рынке
2.3. Обоснование оптимального ассортимента товарной группы
2.4. Анализ конкурентоспособности товара
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ ООО ПКФ «МОЛОТ»
В результате данного анализа мы получили заключение о том, что наша организация занимает относительно прочные позиции по сравнению с основными конкурентами.
Индекс конкурентоспособности предприятия может быть получен на основе усреднения двух значений: силы – 45 и слабости – 25 и расчёта на основе среднего значения коэффициента конкурентоспособности. Среднее значение составляет: 45+25/2=35; коэффициент – 45/35=1,28.
Для нормальной работы предприятия необходимо постоянно корректировать работу предприятия с рейтингами качества и индекса конкурентоспособности собственного изделия и индекса конкурентов.
Данная оценка должна производиться на основе исходных данных, необходимых для расчёта и анализа конкурентоспособности товара, представленных в таблице (Приложение 4).
На основе анализа данной таблицы нами получены следующие показатели:
- АО «Завод Тензор» (г.Дубна) - 50 баллов;
- Завод «Молния» - 88 баллов;
- НИКИРЭТ (г.Заречный) - 58 баллов;
- ООО «Молот» - 57 баллов;
- ООО «ПКФ Молот» - 67 баллов.
Для того чтобы получить индексы конкурентоспособности каждой из этих групп конкурентов необходимо рассчитать средний уровень конкурентоспособности по отрасли, а затем на его основе рассчитать индекс конкурентоспособности каждого предприятия-конкурента. Среднее значение по вышеупомянутой группе предприятий составит:
50 + 88 + 58 + 57 + 67 / 5 = 64
Для расчёта индекса конкурентоспособности предприятия необходимо:
- конкурент № 1 - 50/64=0,78;
- конкурент № 2 – 88/64=1,37;
- конкурент № 3 – 58/64=0,9;
- конкурент № 4 – 57/64=0,89;
- наше предприятие - 67/64=1,04.
Рейтинг качества товаров данных конкурентов можно получить на основе обобщения групп покупателей 1 и 3, представленных в таблице (Приложение 4). Таким образом, на первом и втором местах по качеству будут стоять конкуренты № 2 и ООО «ПКФ Молот».
2.3. Обоснование оптимального ассортимента товарной группы
Для того чтобы более глубоко проанализировать ассортиментную политику предприятия в отношении товарной подгруппы «ЖКХ и тепло, -энеросети» необходимо провести развёрнутый структурный анализ ассортимента отдела на основе АВС – анализа, а также осуществить оценку ассортимента по сравнению с основными конкурентами. В основе АВС – анализа необходимо заложить данные о структуре товарооборота и структуре ассортимента.
Структура товарооборота и ассортимента отдела в 2017году может быть представлена следующим образом (табл. 2).
Таблица 2
Структура товарооборота и ассортимента
Наименование товарной подгруппы |
Количество отраслевых и специализированных решений |
Доля в структуре ассортимента, % |
Доля в структуре прибыли, % |
1.Система диспетчеризации и управления энергопотреблением зданий |
150 видов |
12,89 |
5 |
2. «ЭНЕРГОГОРОД» – комплексная система учёта и диспетчеризации энергоресурсов города/района/УК |
65 видов |
5,58 |
2 |
3. Автоматизированная информационно-измерительная система технического учета электроэнергии (АИИС ТУЭ) |
180 видов |
15,46 |
5 |
4. Автоматизированная система контроля и дистанционного управления системами жизнеобеспечения здания |
95 видов |
8,16 |
3 |
5. Автоматизированная система управления наружным освещением города |
43 видов |
3,69 |
10 |
6. Автоматизированная система диспетчерского управления энергосистемы |
26 видов |
2,23 |
4 |
7. Интегрированная автоматизированная система управления котельной |
60 видов |
5,15 |
10 |
8.АСУ ТП насосных станций тепловых сетей |
90 видов |
7,73 |
10 |
9. АСУ ТП теплового пункта |
40 видов |
3,44 |
3 |
10. КТС «МИУС» |
130 видов |
11,17 |
2 |
11. КТС «Метран» |
35 видов |
3,01 |
2 |
12. КТС «ИСУ» |
230 видов |
19,76 |
40 |
13. Система СЛТМ–СК |
5 видов |
0,43 |
2 |
14. Система сбора и обработки технологической информации генерирующей компании |
15 видов |
1,29 |
2 |
Итого |
1164 |
100 |
100 |
На основании вышеприведённых данных мы имеем возможность построить сводную таблицу АВС – анализа.
Таблица 3
Сводная таблица АВС - анализа
Расчёт:
Товары А (доля в ассортименте) = 19,36+5,15+7,73+3,69 = 36,33 %
Товары В (доля в ассортименте) = 12,86+15,46+8,16+2,23+3,44 = 42,18 %
Товары С (доля в ассортименте) = 5,58+11,17+3,01+0,43+1,29 = 21,48 %
На основании полученных результатов целесообразно осуществить построение АВС – анализа, который будет иметь вид изображенный на рис 2.
Структура прибыли, в % |
100 |
36,33% 42,18% 21,48% 70% 20% 10% |
|||||||||
90 |
|||||||||||
80 |
|||||||||||
70 |
|||||||||||
60 |
|||||||||||
50 |
|||||||||||
40 |
|||||||||||
30 |
|||||||||||
20 |
|||||||||||
10 |
|||||||||||
0 |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
90 |
100 |
|
Структура ассортимента, в % |
Рис. 2. Графическое изображение АВС - анализа
Как видно из приведенного выше анализа большая часть товарооборота предприятия приходится на меньшую долю ассортимента. Группа товаров «А» включает в свой состав: КТС «ИСУ»; Интегрированная автоматизированная система управления котельной; АСУ ТП насосных станций тепловых сетей. Электроинструмент универсальный. Но долю данной категории товаров приходится 36,33% ассортимента отдела. В тоже время данная группа товаров формирует 70 % товарооборота отдела. В дальнейшем расширение ассортимента отдела необходимо будет производить именно за счет именно данных товарных групп и подгрупп.
Достаточно пристальное внимание необходимо так же уделять и товарам группы «В». Данная товарная категория составляет 42,18 % в структуре ассортимента и приносит 20 % товарооборота предприятия. В перспективе данная товарная категория при расширении ассортимента, его углублении и планомерной деятельности руководства предприятия по открытию на базе небольших секцией специализированных отделов может привести к значительному расширению товарооборота товарами группы «В».
Достаточно пристальное внимание необходимо так же уделять и товарам группы «С». Данная товарная категория составляет 21,48 % в структуре ассортимента и приносит только 10 % товарооборота предприятия. В перспективе данная товарная категория должна постепенно сокращаться.
2.4. Анализ конкурентоспособности товара
Анализ конкурентоспособности продукции ООО «ПКФ Молот» можно повести на примере конкретной группы товаров - КТС «ИСУ». На начало 2018 г. более 4000 комплектов КТС «ИСУ» эксплуатируется более чем на 600 предприятиях 154 городах РФ и ближнего зарубежья. Все затраты на приобретение КТС его монтаж и наладку окупаются в срок не более 3 месяцев.
Изучение и анализ функциональных и потребительских свойств (F) подготавливаемых к производству товаров, в котором формируется множество этих свойств с соответствующими обоснованиями.
Обращается внимание на то, что состав этих свойств для товаров-аналогов в пределах учебной бригады не должен быть одинаков, он должен отображать различия в технических и экономических возможностях виртуальных предприятий-конкурентов, выпускающих эти товары.
Формирование эталонного товара и относительная качественная оценка разрабатываемого товара.
На основе созданного множества функциональных и потребительских свойств оцениваемых товаров-аналогов создается эталонный товар, синтезирующий в себе лучшие свойства. Обращается внимание на следующее. Для членов учебной бригады, оценивающих аналогичные товары-конкуренты, создается один эталонный товар. Каждый член бригады, сопоставляя эталон со своим товаром, производит относительную его качественную оценку: чем больше отличаются в худшую сторону свойства своего товара от эталона, тем он будет менее качественным. При этой оценке необходимо зафиксировать отклонения своего товара от эталона в двух аспектах :
по составу функциональных и потребительских свойств,
по качественным отклонениям этих свойств от аналогичных свойств эталонного товара.
По имеющимся отклонениям необходимо выполнить анализ с объяснениями причин отклонений.
Формирование эталонного товара
Рассмотрим этот процесс для эталонов различного уровня (начиная от регионального до мирового рынков):
Если рынок региональный, в число региональных изготовителей блока регулирования систем входят такие фирмы, как J1 = "Молот" J2 =, "Тензор" и J3 = "Молот". Наша фирма - "Молот". Эти фирмы занимаются производством и распределением изделий для переработки сельскохозяйственной продукции, в том числе блока регулирования систем. Рассмотрим процесс формирования эталонного товара применительно к производству - Блок регулирования системы УСТА – 05. Анализ информации, предоставленной товаропроизводителями, и опрос потенциальных покупателей показал, что наибольший покупательский интерес имеют следующие функциональные и потребительские свойства:
F1 - режимность работы, смысл которой сводится к тому, что можно перенастраивать на другой режим работы, который обеспечивает более высокое качество продукта,
F2 - комплектность изделия, определяемое возможностью приобрести дополняющие детали и комплектующие, что обеспечивает лучшие возможности использования изделия,
F3 - дизайн изделия,
F4 - безопасность работы,
F5 - гарантийный срок службы,
F6 - престижность изготовителя,
F7 - сервис,
F8 - многофункциональность изделия, определяемая возможностью использовать УСТА - 05 по своему прямому назначению,
F9 - экономичность в работе, определяемая малым потреблением электроэнергии,
F10 - удобство в эксплуатации и ремонте.
Эталонным будем считать товар, обладающий полным набором из 10 вышеприведенных свойств товара (УСТА - 05).
Сегментация рынка
Для более обоснованного формирования функциональных и потребительских свойств (F) подготавливаемых к производству товаров необходима предварительная сегментация рынка, которая позволяет сформировать виртуальный портрет потенциального потребителя данного товара.
Сегментирование рынка каждый производитель производит, исходя из своих собственных возможностей. Для этого он определяет показатели сегментации.
Определяем значения каждого из показателей сегментации. Для уровня дохода - это высокий (ДВ) и низкий доходы (ДН); для престижности – это высокая престижность (ПВ), часто представляемая в виде повышенного качества и цены, и средняя престижность (ПС).
Формируем сегменты:
С1 = {ДВ , ПВ},
С2 = {ДВ , ПС},
С3 = {ДН , ПВ},
С4 = {ДН , ПС}.
Исходя из технических и финансовых возможностей фирмы J1 -"Молот", ее технологической базы и наличия квалифицированного персонала, определяется привлекательность показателей сегментации. Результаты экспертной оценки (по 10-балльной шкале) следующие:
ДВ = 8 бал.; ДН = 5 бал., ПВ = 5 бал., ПС = 10 бал.
Определяем привлекательность сегментов:
Р(С1) = 8 × 5 = 40 бал.,
Р(С2) = 8 × 10 = 80 бал.,
Р(С3) = 5 × 5 = 25 бал.,
Р(С4) = 5 × 10 = 50 бал.
Фирмы J1 -"Молот" выбирает для себя сегмент С2 как наиболее привлекательный. Психологический портрет потенциального потребителя этого сегмента имеет следующий вид «это организация, имеющие повышенный доход, и не ориентированное на престижный товар».