Файл: Нотариат в Российской Федерации (Понятие, значение и сущность нотариата).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретико-правовые аспекты нотариата как несудебной формы защиты права
1.1.Понятие, значение и сущность нотариата
1.2 История становления нотариальной деятельности в России
2 Особенности функционирования органов нотариата как несудебной формы защиты прав
2.1 Понятие нотариуса. Деятельность нотариусов в Российской Федерации
2.2 Правовой статус: права, обязанности, ответственность нотариуса
3 Контроль за деятельностью нотариуса: проблемы и пути его совершенствования
Нотариальная палата также наделена полномочиями по осуществлению контроля в сфере нотариальной деятельности, а именно контроля за профессиональной деятельностью частнопрактикующих нотариусов[34]. Природа взаимоотношений частнопрактикующего нотариуса и нотариальной палаты несколько иная, чем взаимоотношений государственного нотариуса и органа юстиции. Это не трудовые отношения, так как нотариус не является работником нотариальной палаты. Это и не административные отношения, так как отсутствует иерархичность, соподчиненность. Это и не властные отношения. Но иначе и быть не может, так как это противоречило бы гарантиям нотариальной деятельности. Основы законодательства РФ о нотариате не закрепляют мер дисциплинарной ответственности, применяемых нотариальной палатой к нотариусу, занимающемуся частной практикой. Профессиональный кодекс нотариусов РФ[35] в качестве мер профессионального воздействия за дисциплинарные проступки предлагает вынести замечание, выговор или строгий выговор.
Следует признать обоснованным мнение Л. В. Щенниковой по этому поводу: «…данные наказания не отражают особенностей рассматриваемой деятельности.
Французский опыт законодательного регулирования доказывает, что меры дисциплинарного воздействия в нотариальном сообществе могут быть сугубо специфическими. Интересно, что французскому нотариусу, если он небрежен в ведении дел, назначается попечитель из числа нотариусов в отставке. Если длительное время нотариус вынужден находиться вдали от конторы, к нему применяется обязательная отставка.
Думаю, что плодотворным было бы заимствование института попечительства в отношении нотариусов, а также мер воздействия органов палаты и временного запрета на деятельность»[36].
Но имеется ли законодательная основа для применения нотариальной палатой мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных Профессиональным кодексом нотариусов РФ, в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой. Статья 55 Конституции РФ[37] закрепляет: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом…» Основы законодательства РФ о нотариате, как уже отмечалось, не устанавливают мер дисциплинарной ответственности, применяемых нотариальной палатой к нотариусу, занимающемуся частной практикой. Они не делегируют такого полномочия и самой нотариальной палате. В главе VI Основ законодательства РФ о нотариате, посвященной региональным и Федеральной нотариальным палатам, нет отсылочных норм о дисциплинарной ответственности к уставам региональной нотариальной палаты и Федеральной нотариальной палаты либо иным актам, принимаемым указанными палатами. Поэтому следует подчеркнуть, что Профессиональный кодекс нотариусов РФ является актом саморегулирования самих нотариусов, не имеет статуса нормативного правового акта, и поэтому приоритет в правоприменении всегда будет отдаваться действующему законодательству.
Данный пробел в действующем законодательстве о нотариате предполагается устранить с принятием нового закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации»[38]. Статья 6 проекта указанного закона устанавливает, что Кодекс профессиональной этики нотариуса принимается в порядке, установленном настоящим законом. Таким образом, Кодекс приобретет статус нормативного акта и узаконит возможность применения к нотариусам, не соблюдающим требований действующего законодательства и нарушающим правила профессиональной этики при осуществлении нотариальной деятельности, мер дисциплинарного характера.
Это, несомненно, явится положительным фактором в укреплении и развитии системы нотариата, в повышении уровня доверия к деятельности нотариусов, поскольку соблюдение нотариусом положений данного Кодекса обеспечит участникам гражданско-правовых отношений квалифицированную юридическую помощь, защиту прав и законных интересов, гарантированных Конституцией РФ. Для успешного решения такой сложной проблемы, как обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина, необходимо объединение усилий государственных и негосударственных институтов общества. Поэтому исключение участия органов власти в вопросе контроля за профессиональной деятельностью нотариусов, занимающихся частной практикой, вряд ли можно назвать целесообразным. Следует отметить, что территориальные органы юстиции в субъектах РФ обладают некоторыми контрольными полномочиями по отношению к деятельности частнопрактикующих нотариусов, в частности:
- организуют выдачу квалификационных свидетельств на право нотариальной деятельности;
- совместно с нотариальной палатой принимают квалификационный экзамен у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности;
- издают приказы о назначении на должность нотариуса и т. Д.
Однако, все эти полномочия государственного органа исполнительной власти никак не связаны с контролем за самой профессиональной деятельностью частнопрактикующего нотариуса. Организационно внебюджетный нотариат не входит в структуру органов юстиции, но, по сути, всегда являлся частью этой системы. И участие государства в сфере регулирования деятельности нотариата должно быть более существенным, в первую очередь это касается контроля за деятельностью нотариусов. Надо полагать, что усиление государственного контроля за деятельностью нотариусов, что предполагается осуществить с введением в действие нового закона о нотариате (п. 8 ст. 110 проекта), повысит ответственность последних, тем самым улучшится качество их работы в целом. В итоге выиграет все общество, ведь работа нотариуса заключается в защите интересов всех граждан и государства. Кроме того, ныне действующим законом не определены формы и методы такого контроля, поэтому он нуждается в детализации и совершенствовании. Устранение всех этих недостатков также станет возможным с принятием закона о нотариате, в проекте которого предусмотрены формы контроля за деятельностью нотариусов (ст. 107).
Статья 33 Основ законодательства РФ о нотариате[39] предусматривает судебный контроль за совершением нотариальных действий и отмечает, что отказ в совершении нотариального действия или неправильное совершение нотариального действия обжалуются в судебном порядке. Контроль суда за деятельностью нотариата сопоставим с надзорной функцией суда второй инстанции в гражданском судопроизводстве. Он должен обеспечить исправление ошибок, совершенных в процессе осуществления нотариальных действий, обобщение практики рассмотрения гражданских дел, возникающих в связи с совершением нотариальных действий либо отказом в их совершении, а также толкование действующего законодательства. Порядок рассмотрения жалобы определяется главой 37 Гражданско-процессуального кодекса РФ[40]. Между тем судебный контроль по природе иной, чем административный и обусловливается как задачами судопроизводства, так и статусом суда как органа, призванного обеспечивать права и свободы граждан. «Поскольку нотариальные действия затрагивают субъективные права лиц, в отношении которых эти действия совершаются, закон предоставляет заинтересованным лицам право на обращение в суд…».
Статья 46 Конституции РФ[41] предусматривает, что судебный контроль основан на конституционном праве граждан на судебную защиту. Для того чтобы был задействован механизм судебного контроля, необходимо наличие жалобы заинтересованного лица, которым является лишь лицо, обратившееся за совершением нотариального действия. В настоящее время, чаще всего в связи с обсуждением законопроекта о нотариате, многими юристами высказывается мнение о том, что необходимо исключить административный контроль за совершением нотариальных действий со стороны государства и нотариальных палат, и предлагается узаконить лишь судебный контроль за указанными действиями. Свою позицию они обосновывают тем, что любой нотариально оформленный акт, несмотря на допущенные при его оформлении нарушения закона, будет являться законным до тех пор, пока суд не вынесет решения о признании его незаконным. Статья 33 Основ законодательства РФ о нотариате является, в первую очередь, гарантией защиты прав граждан, а не основой контроля за профессиональной деятельностью нотариусов. Именно поэтому судебный контроль за деятельностью нотариусов в РФ не может полноценно заменить административный контроль со стороны соответствующих органов и организаций, которые осуществляют его на постоянной основе, что позволяет не только своевременно выявить нарушения законодательства, но в отдельных случаях принять меры к их устранению.
Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости создания эффективного механизма контроля в сфере нотариальной деятельности. Для чего необходимо скорейшее принятие Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности», в котором будут:
- урегулирован механизм совместного контроля за профессиональной деятельностью нотариусов со стороны государства в лице органа юстиции и нотариальной палаты;
- предусмотрен порядок применения дисциплинарного взыскания к нотариусу, совершившему противоправный поступок при осуществлении профессиональной деятельности либо нарушившему нормы профессиональной этики;
- закреплены полномочия Федеральной нотариальной палаты по нормативно-правовому регулированию вопросов, касающихся профессиональных и морально-этических стандартов нотариальной деятельности и личного поведения нотариуса, а также территориальных нотариальных палат по вопросам применения мер профессионального воздействия в отношении нарушивших законодательство либо совершивших дисциплинарные проступки нотариусов.
Заключение
Подводя итог данной работы, хотелось бы отметить, что сложно переоценить значение такого института как нотариат. Преодолев все преграды, возникающие в ходе истории нашего государства, нотариат, как несудебная форма защиты права, дошел до нашего времени и успешно функционирует и развивается.
Нотариат представляет собой негосударственный социально-правовой институт, которому государством делегированы отдельные полномочия властного характера по осуществлению одной из важнейших функций – защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Нотариат выполняет множество функций, которые можно условно разделить на общие и специально-юридические. Основными задачами нотариата является охрана прав и законных интересов граждан, государственных и негосударственных учреждений, организаций, общественных объединений; охрана всех форм собственности; предупреждение правонарушений путем предварительного и своевременного удостоверения договоров и иных сделок, совершения исполнительных действий и т.д. Одной из наиболее важных задач нотариата является превентивное правосудие.
Начиная с 1993 года прослеживается отчетливая тенденция увеличения численности нотариусов. На территории Российской Федерации, нотариальную деятельность осуществляют нотариусы, занимающиеся частной практикой, и государственные нотариусы.
В настоящее время сохраняется тенденция сокращения количества нотариальных действий, совершаемых на территории Российской Федерации с 60597,4 тыс. единиц в 2015 году до 57553,5 тыс. единиц в 2016 году, что составляет 3043, 5 тыс. единиц или 5,3%. Из общего числа нотариальных действий подавляющее большинство составляют нотариальные действия, совершенных нотариусами, занимающимися частной практикой, в 2015 году – 99,98%, в 2016 году – 99,97%.
Правовой статус нотариуса определяет права, обязанности и ответственность нотариуса, которые закреплены в Основ законодательства РФ о нотариате, Кодексе профессиональной этики нотариусов в РФ, Гражданском кодексе РФ, Уголовном кодексе РФ.
Несмотря на то, что нотариусы действуют от имени РФ, по отношению к ним применяется серьезная ответственность за невыполнение своих обязанностей, и существуют механизмы, по средствам которых осуществляется контроль за их деятельностью.
Законодательством о нотариате предусмотрены различные формы контроля за деятельностью нотариусов, в частности контроль за профессиональной деятельностью, судебный, налоговый контроль, а также контроль органов прокуратуры.
Контроль за профессиональной деятельностью нотариусов разделен по субъектному составу. Контроль за исполнением обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, наделенный функцией контроля в сфере нотариата, и его территориальные органы, а за нотариусами, занимающимися частной практикой, – нотариальные палаты.
Учитывая все проблемы и недостатки контроля за деятельность нотариусов существует объективная необходимость создания эффективного механизма контроля в сфере нотариальной деятельности. Для чего необходимо скорейшее принятие Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности», в котором будут:
- урегулирован механизм совместного контроля за профессиональной деятельностью нотариусов со стороны государства в лице органа юстиции и нотариальной палаты;
- предусмотрен порядок применения дисциплинарного взыскания к нотариусу, совершившему противоправный поступок при осуществлении профессиональной деятельности либо нарушившему нормы профессиональной этики.;
- закреплены полномочия Федеральной нотариальной палаты по нормативно-правовому регулированию вопросов, касающихся профессиональных и морально-этических стандартов нотариальной деятельности и личного поведения нотариуса, а также территориальных нотариальных палат по вопросам применения мер профессионального воздействия в отношении нарушивших законодательство либо совершивших дисциплинарные проступки нотариусов.