Файл: Комплексный анализ как база комплексной оценки эффективности бизнеса (на примере «Златра»)..pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность комплексного анализа, его значение. Виды комплексного анализа
1.2 Методика проведения комплексного экономического анализа деятельности
1.3 Пути улучшения хозяйственной деятельности по результатам анализа
2 КОМПЛЕКСНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ООО «ЗЛАТРА»
2.1 Краткая организационно–экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ эффективности хозяйственной деятельности предприятия
2.3 Анализ эффективности использования ресурсов предприятия
3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ЗЛАТРА»
3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ЗЛАТРА»
По результатам проведенного анализа был выявлен ряд проблем в управлении эффективностью деятельности ООО «Златра», что свидетельствует о необходимости разработки рекомендаций, направленных на повышение экономической эффективности деятельности автотранспортного предприятия.
Первая ключевая проблема – это существенное замедление темпов выручки от реализации услуг по грузовым автоперевозкам. Причинами снижения выручки являются как внешние проблемы, обусловленные ухудшением показателей отрасли автомобильных грузоперевозок, так и внутренние проблемы, которые связаны с сокращением времени работы автотранспортных средств по причине увеличения простоев в ремонте. Это, в свою очередь, привело к ухудшению качества и снижению оперативности оказываемых услуг. Увеличение количества поломок и продолжительности простоев грузовиков связано с несколькими причинами. Во–первых, это недостаточная эффективность эксплуатационной деятельности, что приводит к быстрому износу основных узлов и агрегатов. Во–вторых, это недостаточность финансирования (отсутствие необходимого оборотных средств). С целью решения данных проблем рекомендовано:
- улучшить качество эксплуатационной деятельности, в том числе сокращения до минимума работу двигателя на холостом ходу;
- иметь в наличии оборотные средства для проведения качественных и своевременных ремонтов подвижного состава (например, за счет формирования резерва на ремонт автотранспортных средств).
Второй проблемой в управлении деятельностью ООО «Златра», выявленной по результатам проведенного анализа затрат на производство, является повышение эксплуатационных расходов, а именно расходов на топливо, затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, т.е. топливоемкости и агрегатоемкости основной деятельности. Причины здесь кроются как в повышении цен на автомобильное топливо, агрегаты и запчасти (внешние причины), так и в недостаточно экономном расходовании топливных ресурсов (внутренние причины). Так как на рыночный рост цен предприятие повлиять не может, поэтому необходимо изыскать резервы экономии топлива и агрегатов в процессе эксплуатации автомобилей. На расход топлива конкретного автомобиля влияет техническая исправность транспортного средства, срок его эксплуатации, состояние движущихся частей, габаритов кузова, тяжесть перевозимого груза и др. Еще одними факторами, влияющими на расход топлива, являются погодные условия и уровень профессионализма водителей.
Снижение всех видов затрат на осуществление перевозочной деятельности является важнейшим направлением деятельности перевозчиков в современных рыночных условиях. Направлением снижения уровня затрат автотранспортного предприятия является оптимизация расходов на топливо, которая может быть достигнута путем поддержания установленных норм расхода за счет совершенствования эксплуатационной деятельности. Важнейшие резервы сокращения расходов на топливо кроются в соблюдении правил эксплуатации автомобилей, в том числе сокращения до минимума работу двигателя на холостом ходу, в том числе для подогрева в холодное время года. В российском (уральском) климате возможность прогрева двигателя и кабины или салона автомобиля перед пуском – необходимое условие его нормальной эксплуатации.
Техническим решением данной проблемы может стать установка предпусковых подогревателей автомобильных двигателей. Предпусковой прогрев двигателя позволяет заметно снизить его износ, а также потребление топлива и расходных материалов, общую нагрузку на аккумулятор и потери времени не только на прогрев, но и на ремонт [19].
Еще одной серьезной проблемой ООО «Златра» является недостаточно эффективное управление оборотным капиталом, что может привести к кризису неплатежей и угрозе банкротства в будущем. К таким проблемам относятся: необоснованный рост материально–производственных запасов, наращивание
объемов дебиторской задолженности и краткосрочных обязательств.
В настоящее время на предприятии отсутствуют нормативы расходов материальных ценностей в производственном (операционном) цикле, отсутствует четко сформированный график закупки материальных ценностей, а также не определены максимально возможные объемы товарных кредитов от поставщиков, нет четко обоснованной и оформленной (в отдельный документ) кредитной политики. Необоснованное наращивание оборотных средств, имеющее место на исследуемом предприятии, увеличивает потребность в финансировании или, иными словами, «связывает или замораживает» капитал. В то время как главной задачей в управлении оборотными средствами является его сокращение за счет высвобождения связанного капитала. Это позволяет привлекать ресурсы в оборот и обеспечивать сопоставимую выручку меньшими объемами оборотного капитала. При низкой величине оборотных активов компания сможет получить дополнительное финансирование долгосрочных мероприятий. Необходимо высвободить денежные средства из оборотных активов и максимизировать доход от собственного капитала (денежных средств).
С целью решения данной проблемы рекомендовано внедрить систему нормирования оборотных средств. Для этого необходимо обосновать нормативы по таким видам оборотных средств автотранспортного предприятия как:
- автомобильное топливо;
- запасные части для технического обслуживания и эксплуатационных ремонтов и неснижаемый фонд комплектов основных автомобильных агрегатов;
- автомобильные шины;
- эксплуатационные и ремонтные материалы.
Еще одной проблемой в деятельности ООО «Златра» является неэффективная система коммерческого кредитования заказчиков. Длительные отсрочки платежа заказчиками при отсутствии эффективного управления дебиторской задолженностью стали объективной причиной низкой финансовой устойчивости предприятия.
В настоящее время ценовая мотивация заказчиков является общепринятой
практикой. Эффективная ее реализация поставщиком позволяет ему поддерживать дебиторскую задолженность на оптимальном уровне. Предоставление скидок стимулирует не только увеличение продаж, но и сокращение сроков отвлечения денежных средств в расчетах. Естественно, что оплата до оказания услуги (полная предоплата) крайне выгодна продавцу («Златра»), т.к. дебиторская задолженность погашается досрочно. В то же время для заказчика получение коммерческого кредита от продавца (отсрочка платежа за оказанные транспортные услуги) также является выгодной при определенных условиях. Поэтому задача заключается в том, чтобы найти компромисс и получить выгоду как продавцу, так и заказчику. Эта задача сводится к определению размеров скидок при досрочной оплате.
Поэтому с целью повышения эффективности управления дебиторской задолженностью рекомендовано ввести скидки за досрочную оплату услуг автогрузоперевозок (в части корпоративных клиентов, с которыми установлены длительные хозяйственные связи).
Следующая проблема – это снижение производительности труда водителей. Как известно, заработная плата является важнейшим инструментом (мотивом), для производительной работы. Поэтому целесообразно порекомендовать перевести водителей (или часть водителей) с повременной формы оплаты труда на сдельную. Применение сдельной системы оплаты водителей актуально когда нужно стимулировать исполнителей к увеличению производительности труда: чем больше сделал, тем больше заработал. Сдельный заработок обусловлен выработкой транспортного средства, которая зависит от производительности водителя. Критериями установления сдельных расценок могут быть пройденное расстояние, тонны, тонно–километры.
Таким образом, предлагаемые рекомендации по повышению эффективности ООО «Златра» включают в себя комплекс мер по сокращению простоев автомобилей в ремонте, совершенствованию эксплуатационной деятельности, направленному на снижение затрат топлива, агрегатов и запчастей, планированию потребности в основных видах производственных запасов, совершенствованию кредитной политики и организации оплаты труда водителей.
Выводы по разделу три
Проблемы ООО «Златра» в управлении деятельностью можно систематизировать следующим образом: значительное замедление темпов роста выручки от автотранспортных грузоперевозок, что обусловлено как внешними факторами, так и внутренними, такими как сокращение времени транспорта работы по причине увеличения длительности простоев в ремонте; рост топливоемкости и агрегатоемкости грузоперевозок, что обусловлено не только внешними факторами (ростом рыночных цен на бензин и дизельное топливо), но и внутренними – недостаточно эффективной эксплуатационной деятельностью; не эффективная система планирования элементов материальных оборотных средств; неэффективная система коммерческого кредитования заказчиков; снижение производительности труда водителей.
С целью повышения эффективности деятельности автотранспортного предприятия рекомендовано:
- Улучшить качество эксплуатационной деятельности и иметь в наличии оборотные средства для проведения качественных и своевременных ремонтов подвижного состава.
- Усовершенствовать эксплуатационную деятельности предприятия за счет установки предпусковых подогревателей двигателей автомашин, что позволит снизить расход автомобильного топлива, запасных частей и агрегатов.
- Внедрить нормирование элементов материальных оборотных средств.
- Внедрить скидки за досрочную оплату услуг для корпоративных клиентов.
- Усовершенствовать систему оплаты труда водителей.
Для оценки целесообразности данных управленческих решений необходимо провести их экономическое обоснование.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курсовая работа проведена с целью определения путей повышения эффективности деятельности предприятия на основе результатов комплексного экономического анализа.
Объектом исследования в работе выступила компания ООО «Златра», специализирующаяся на автомобильных перевозках грузов. В ходе анализа установлено, что предприятие достаточно успешно развивается. В то же время актуальные тенденции общероссийского и областного рынка автомобильных грузоперевозок (снижение объемов производства, розничного товарооборота, высочайший уровень конкуренции на рынке автогрузоперевозок) ограничивают предприятие в наращивании объемов оказываемых услуг и в повышении тарифов на грузоперевозки. Предприятие находится в неустойчивом финансовом положении и характеризуется недостаточной платежеспособностью.
По результатам анализа установлено, что предприятие улучшило свои финансовые результаты – преодолело убыточность деятельности, которая имело место в 2014 г., и по итогам деятельности за 2016 г. достигло рентабельности продаж на уровне 6,91 %. Для дальнейшего улучшения финансовых результатов необходимо увеличивать объемы оказываемых услуг по автогрузоперевозкам, пересматривать тарифы в сторону их повышения. Основанием для повышения тарифов может быть повышение конкурентоспособности услуг. При этом необходимо помнить, что сроки и стоимость доставки являются одними из основных параметров конкуренции на рынке автомобильных грузоперевозок. Помимо увеличения выручки от оказания автотранспортных услуг, необходимо стремиться к дальнейшему сокращению затрат и, как показали результаты анализа, особенно в части автомобильного топлива и затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава.
Проведенный анализ эффективности использования ресурсов указал на то, что предприятие имеет ряд проблем в управлении основными и оборотными средствами. Несмотря на повышение фондоотдачи (с 1,15. до 4,02 руб./руб. за период 2014–2016 гг.) и фондорентабельности транспортных средств, происходило сокращение продолжительности времени работы грузового автотранспорта, что связано с увеличением сроков его простоя в ремонте. За период 2015–2016 гг. эффективность использования оборотных средств снизилась – произошло замедление их оборачиваемости (на 2,28 оборота в год), снизилась рентабельность (на 2,88 процентных пункта), что демонстрирует снижающиеся возможности предприятия в обеспечении достаточного объема выручки и прибыли по отношению к используемым оборотным средствам. Основная причина данной негативной тенденции – формирование (накопление) излишних производственных запасов, увеличение отсрочек платежей корпоративными заказчиками. Производительность основного персонала (водителей) за 2015–2016 годы снизилась (порядка 12 %), причина этому сокращение среднечасовой выработки.
Основными проблемами в управлении эффективностью деятельности автотранспортного предприятия ООО «Златра» являются:
- Значительное замедление темпов роста выручки от автотранспортных грузоперевозок, что обусловлено как внешними факторами, так и внутренними, такими как сокращение времени транспорта работы по причине увеличения длительности простоев в ремонте.
- Рост топливоемкости и агрегатоемкости грузоперевозок, что обусловлено не только внешними факторами (ростом рыночных цен на бензин и дизельное топливо), но и внутренними – недостаточно эффективной эксплуатационной деятельностью.
- Не эффективная система планирования элементов материальных оборотных средств.
- Неэффективная система коммерческого кредитования заказчиков.
- Снижение производительности труда водителей.