Файл: Комплексный анализ как база комплексной оценки эффективности бизнеса (на примере «Златра»)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В свою очередь, простои автотранспортных средств в ремонте (текущем, капительном) сверх установленных графиков представляют собой упущенную выгоду. Для автотранспортного предприятия эта упущенная выгода представляет собой недополучение выручки от оказания автотранспортных услуг, а для клиентов предприятия – это непоставки вовремя производственного оборудования или сырья, из–за которой предприниматель не производит продукцию и теряет возможную прибыль от ее реализации; нарушение подрядчиком сроков сдачи строящегося или ремонтирующегося объекта недвижимости, вынуждающее пострадавшего нести незапланированные расходы на аренду других площадей и т.п., в результате чего автотранспортное предприятие теряет клиентов.

Важнейшей проблемой для проведение качественных и своевременных ремонтных работ является наличие достаточного объема финансовых средств, недостаток которых в настоящее время остро ощущают большинство хозяйствующих субъектов. Поэтому с целью эффективного проведения ремонтных работ в кротчайшие сроки необходимо иметь резерв денежных средств, а также резерв необходимых запасов запасных частей и агрегатов, который должен быть обоснован их нормированием.

Сокращение простоев транспорта приводит к увеличению среднего количества отработанных дней каждой его единицей за год (∆Д). Этот резерв необходимо умножить на возможное количество единиц транспортных средств (К) и фактическую среднедневную выработку единицы (ДВФ). Расчет ведется по формуле (1.18) [22].

∆ВД = ∆Д × К × ДВФ, (1.18)

где ∆ВД – возможный резерв увеличения выручки за счет сокращения простоев

транспортных средств, руб.

Важным экономическим фактором является разработка и внедрение научно обоснованных норм запасов оборотных средств, обеспечивающих рациональное использование товарно–материальных ценностей, на автомобильном транспорте. Каждое автотранспортное предприятие должно иметь количество оборотных средств в соответствии с их действительной потребностью. Нормирование оборотных средств должно опираться на решение комплексной задачи по нахождению оптимального размера необходимых оборотных средств при определенном объеме производства. Научно обоснованный норматив должен отражать минимальную величину потребности предприятия в оборотных средствах, необходимых для бесперебойного процесса перевозок. Порядок и методика планирования собственных оборотных средств установлены основными положениями о нормировании оборотных средств предприятий и отраслевой инструкцией, учитывающей особенности автомобильного транспорта [2].


Норматив оборотных средств по автомобильному топливу выделяется для образования запасов автомобильного топлива, применяемого при эксплуатации подвижного состава. Как правило, автотранспортные предприятия осуществляют заправку автомобилей на автозаправочных станциях нефтеснабжающих организаций по предварительно оплаченным талонам. Размер текущего запаса топлива определяется в зависимости от установленной по договору с нефтеснабжающей организацией периодичности приобретения талонов. Учитывая, что расход автомобильного топлива (талонов) производится постепенно и что к началу очередной даты приобретения талонов остаток их будет минимальным, текущий запас автомобильного топлива в виде оплаченных талонов рекомендуется принять в размере 70 % стоимости разового приобретения талонов [2].

Норматив собственных оборотных средств на запасные части выделяется на образование запасов запасных частей, необходимых для технического обслуживания и эксплуатационных ремонтов. Расчет норматива оборотных средств на запасные части производится по данным сметы эксплуатационных расходов на автоперевозки о расходе запасных частей на планируемый период.

Норматив собственных оборотных средств по неснижаемому фонду оборотных агрегатов включает в себя запасы комплектов основных автомобильных агрегатов (в комплект основных автомобильных агрегатов входят двигатель, коробка передач, задний мост, передний мост, рулевое управление). Нормой собственных оборотных средств по неснижаемому фонду оборотных автомобильных агрегатов является количество комплектов основных автомобильных агрегатов и комплектов автомобильных узлов и приборов, выраженное в процентах (от 3 до 5 %) к количеству автомобилей данного автотранспортного предприятия [2].

Норматив собственных оборотных средств на автомобильные шины выделяется

на образование запаса шин на складе предприятия. Однодневный расход по статье автомобильные шины определяется делением суммы годовых плановых затрат на восстановление износа и ремонт автомобильных шин (предусмотренных сметой эксплуатационных расходов на автомобильные перевозки) на 360.

К эксплуатационным и ремонтным материалам автотранспортных предприятий относятся материалы (кроме автомобильного топлива), применяемые в процессе эксплуатации и ремонта подвижного состава, оборудования, зданий и сооружений и ухода за ними. Основными из таких материалов являются: смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и консистентные смазки), обтирочные материалы и пр. Расход эксплуатационных и ремонтных материалов в планируемом году в стоимостном выражении определяется по данным сметы эксплуатационных расходов на автомобильные перевозки и другим соответствующим расчетам (на содержание оборудования, зданий и др.). Однодневным расходом для исчисления нормативов собственных оборотных средств по отдельным элементам считается сумма расходов по соответствующей статье сметы затрат (или расходов по другим расчетам) за год, деленная на 360.


Помимо текущего запаса автотранспортные предприятия должны формировать страховой запас, который, как правило, предусматривается в размере 50 % от текущего запаса. Страховой (гарантийный) запас создается для гарантии от возможных перебоев в снабжении.

Дебиторская задолженность – неотъемлемый элемент оборотных активов предприятия, которая имеет прямое влияние на их величину. Изменение дебиторской задолженности прямо или косвенно влияет на все финансовые показатели предприятия. Продажи товаров, работ или услуг с отсрочкой платежа могут привести к излишнему отвлечению финансовых средств предприятия, снижению уровня его платежеспособности, увеличению расходов по взысканию долгов и, как следствие, снижению рентабельности оборотных средств и используемого капитала. Поэтому особую актуальность приобретает вопрос об эффективном управлении дебиторской задолженностью, цель которого – оптимизация ее общей величины и обеспечение ее своевременного погашения. Основными количественными элементами кредитной политики предприятия являются продолжительность временного промежутка, в течение которого покупатель обязан произвести оплату; величина скидки, предоставляемой покупателям за оплату до срока; продолжительность временного промежутка, в течение которого покупатель имеет право воспользоваться скидкой.

Размер дебиторской задолженности по договору, не предусматривающему скидки может быть определен по формуле (1.19) [21] [21].

(1.19)

где ДЗ0 – размер дебиторской задолженности по договору, не предусматривающему

скидки, руб.;

Т – общий срок оплаты по договору, дни;

k – просрочка платежа по договору, дни;

В – выручка от продаж, руб.

Размер дебиторской задолженности по договору, предусматривающему скидки может быть определен по формуле (1.20) [21].

(1.20)

где ДЗ1 – размер дебиторской задолженности по договору, предусматривающему

скидки, руб.;

n – период, в течение которого предоставляется скидка, дни;

Вn – планируемый объем продаж со скидкой, руб.;

П – потери продавца от введения скидки, руб.

Потери продавца от введения скидки за досрочную оплату можно рассчитать по формуле (1.21) [21].

П = Вn × З × d, (1.21)

где З – удельный вес покупателей, решивших воспользоваться скидкой, %;

d – предоставляемая скидка, %.

Варьирование значений вышеперечисленных элементов, приведенных в формулах (1.19–1.21), и является изменением кредитной политики предприятия, а, следовательно, механизмом управления дебиторской задолженностью.


Скидка за ускорение оплаты широко применяются для:

  • сокращения расходов, необходимых в связи с взысканием дебиторской задолженности;
  • ускорения поступление денежных средств на счет продавца и улучшения структуры  его баланса;
  • уменьшения кредитных рисков и повышения надежность финансового планирования.

Таким образом, важнейшие резервы повышения эффективности деятельности предприятия кроются в сокращении времени простоев оборудования в ремонте, эффективном нормировании материальных оборотных средств, формировании эффективной политики кредитования заказчиков, направленной на мотивацию контрагентов на взаимодействие с продавцом, и ускорение оборота финансов.

Выводу по разделу один

В данном разделе рассмотрены теоретические основы комплексного экономического анализа деятельности малого предприятия.

Комплексный экономический анализ – это всесторонний анализ финансово–хозяйственной деятельности предприятия, инструмент оперативного контроля принятых решений, действенный метод для предотвращения неэффективной деятельности и выявления внутрихозяйственных резервов. Комплексный экономический анализ в малом бизнесе является системообразующим процессом в управлении хозяйствующей структуры, основой управленческой информационной системы, важным элементом разработки научно–обоснованных планов и подготовки управленческих решений.

Результативность комплексного экономического анализа в значительной степени зависит от его информационного и методического обеспечения. Данные, используемые в системе экономического анализа, формируются в системе, бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Аналитической практикой выработаны методы проведения комплексного экономического анализа, среди которых основными являются сравнительный, горизонтальный, вертикальный, коэффициентный и факторный методы анализа.

Все показатели комплексного экономического анализа, объединенные в общую блок–схему, группируются в подсистемы, а именно, показатели исходных условий деятельности малого предприятия, показатели использования средств труда, предметов труда, трудовых ресурсов, показатели производства и сбыта, показатели себестоимости продукции, показатели деловой активности, показатели прибыли и рентабельности, показатели финансового состояния предприятия. Процесс комплексного экономического анализа представляет реализацию тактических и стратегических целей, содержащих следующие этапы: обоснованность бизнес–планов; установление достигнутого уровня выполнения поставленных целей; установление отклонений от поставленных целей и определение степени допустимых отклонений; установление причин отклонений и принятие необходимых корректирующих действий; расчет экономического эффекта по результатам бизнеса.


Результаты анализа позволяют выявить основные резервы повышения эффективности хозяйственной деятельности, к каковым могут быть отнесены повышение эффективности использования основных и оборотных средств.

2 КОМПЛЕКСНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ООО «ЗЛАТРА»

2.1 Краткая организационно–экономическая характеристика предприятия

По отраслевой принадлежности ООО «Златра» относится к транспортным компаниям, отрасль экономики – грузоперевозки автомобильным транспортом. Основной вид деятельности по ОКВЭД 49.41 «Деятельность автомобильного грузового транспорта». К дополнительным видам деятельности относятся: техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями.

Целью деятельности предприятия является оказание услуг установленного объема и качества, в определенные сроки для получения прибыли.

Достижение цели деятельности предприятия достигается через решение следующих задач:

    • организация и выполнение автомобильных грузоперевозок в соответствии с планом;
    • хранение, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава;
    • подбор, расстановка, повышение квалификации кадров, организация труда;
    • планирование и учет производственно–финансовой деятельности;
    • материально–техническое снабжение;
    • содержание и ремонт транспортных средств, зданий, оборудования.

Миссия предприятия заключается в обеспечении качественного транспортного обслуживания клиентов для установления долгосрочных партнерских отношений с имеющимися заказчиками и привлечения новых.

Для осуществления деятельности на предприятии сформирована организационная структура управления, которая является линейной. В организационной структуре выделено три самостоятельных блока управления: эксплуатационный, технический и экономический, каждый из которых подчиняется соответствующему руководителю. Организационная структура управления предприятия представлена на рисунке 2.1.

Директор

Заместитель директора по эксплуатации