Файл: Комплексный анализ как база комплексной оценки эффективности бизнеса (на примере «Златра»)..pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность комплексного анализа, его значение. Виды комплексного анализа
1.2 Методика проведения комплексного экономического анализа деятельности
1.3 Пути улучшения хозяйственной деятельности по результатам анализа
2 КОМПЛЕКСНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ООО «ЗЛАТРА»
2.1 Краткая организационно–экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ эффективности хозяйственной деятельности предприятия
2.3 Анализ эффективности использования ресурсов предприятия
3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ЗЛАТРА»
Главный бухгалтер
Главный инженер
Старший менеджер по снабжению
Старший диспетчер
Бухгалтерия
Мастера технического обслуживания и ремонта
Водители
Экономическая служба Эксплуатационная служба Техническая служба
Рисунок 2.1 – Организационная структура управления ООО «Златра»
Предприятие имеет в собственности, а также арендует (в том числе по договору финансового лизинга) автотранспортные средства – грузовые седельные тягачи, различной грузоподъемностью (от 3,5 до 20 тонн), оборудованные полуприцепами тентованными и с бортовой платформой. Предприятие располагает гаражами–стоянками, в которых находятся участки для мойки автотранспортных средств, диагностики и мелкосрочного ремонта. Часть автомобильного парка предприятия размещено на арендованных стояночных местах.
Заказчиками ООО «Златра» являются частные лица (включая индивидуальных предпринимателей), производственные и торговые компании, государственные предприятия. Компания осуществляет транспортно–экспедиционное обслуживание, доставку сборных, негабаритных грузов до 20 тонн в города России, СНГ и стран Европы.
Основные экономические показатели деятельности автотранспортного предприятия представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Основные экономические показатели деятельности ООО «Златра»
за 2014–2016 годы
В тысячах рублей
Показатели |
Период, год |
Изменение по годам |
Темп прироста по годам, % |
||||
2014 |
2015 |
2016 |
2015 |
2016 |
2015 |
2016 |
|
1 Выручка от оказания услуг по грузовым автотранспортным перевозкам |
58 900 |
76 707 |
78 713 |
17 807 |
2006 |
30,23 |
2,62 |
2 Полная себестоимость оказанных услуг по перевозке грузов автотранспортом |
59 020 |
75 191 |
73 271 |
16 171 |
–1920 |
27,40 |
–2,55 |
3 Затраты на 1 руб. оказанных услуг, коп. (стр.2 / стр.1 × 100) |
100,20 |
98,02 |
93,09 |
–2,18 |
–4,93 |
–2,18 |
–5,03 |
4 Прибыль (убыток): |
|||||||
4.1 от продаж |
–120 |
1516 |
5442 |
1636 |
3926 |
1363,3 |
258,97 |
4.2 до налогообложения |
–162 |
3001 |
4622 |
3163 |
1621 |
1952,5 |
54,02 |
4.3 чистая |
–162 |
2525 |
3631 |
2687 |
1106 |
1658,6 |
43,80 |
5 Рентабельность продаж, % (стр.4.1 / стр.1 × 100) |
–0,20 |
1,98 |
6,91 |
2,18 |
4,93 |
1090,0 |
0,20 |
6 Количество единиц подвижного состава, ед., всего, из них: |
17 |
17 |
20 |
0 |
3 |
– |
17,65 |
6.1 собственные |
0 |
15 |
15 |
15 |
0 |
100,0 |
– |
6.2 арендованные (на балансе арендодателя, лизингодателя) |
17 |
2 |
5 |
–15 |
3 |
–88,24 |
150,0 |
7 Стоимость основных средств, всего, из них: |
51 368 |
25 339 |
19 569 |
–16029 |
–5770 |
–50,67 |
–22,77 |
7.1 собственных (балансовая) |
0 |
3490 |
12 496 |
3490 |
9006 |
100,0 |
258,05 |
7.2 арендованных |
51 368 |
21 849 |
7073 |
–29519 |
–14 776 |
–57,47 |
–67,63 |
8 Фондоотдача, руб./руб. (стр.1 / стр.7) |
1,15 |
3,03 |
4,02 |
1,88 |
0,99 |
163,48 |
32,67 |
9 Средняя штатная численность персонала, чел., всего, из них: |
96 |
94 |
101 |
0 |
7 |
– |
7,45 |
9.1 водителей |
36 |
36 |
42 |
0 |
6 |
– |
16,67 |
10 Производительность труда водителей, тыс. руб./чел. (стр.1 / стр.9.1) |
1636,11 |
2130,75 |
1874,12 |
494,64 |
–256,63 |
30,32 |
–12,06 |
13 Фондовооруженность труда водителей, тыс. руб./чел. (стр.7 / стр.9.1) |
1427 |
704 |
466 |
–723 |
–238 |
–50,67 |
–33,81 |
14 Среднегодовая заработная плата водителей, тыс. руб./чел. |
244,67 |
248,14 |
242,26 |
3,47 |
–5,88 |
1,42 |
–2,37 |
В соответствии с данными таблицы 2.1 выручка от оказания услуг по грузовым автотранспортным перевозкам в 2015 г. увеличилась на 17 807 тыс. руб. или на 30,23 %, чему способствовало как увеличение количества заключенных договоров с заказчиками, так и рост тарифов на автомобильные грузоперевозки. В 2016 г. по сравнению с 2015 г. темпы прироста выручки от оказания услуг автогрузоперевозок существенно замедлились (до 2,62 %). Предприятие испытывает на себе все трудности российского рынка автомобильных грузоперевозок, к которым относятся сокращение объемов производства, розничной торговли, объемов экспортно–импортных операций, высочайший уровень конкуренции. Кроме того, уральские предприятия, производящие продукцию на экспорт, представляют большой интерес для грузоперевозчиков из Белоруссии, Латвии, Литвы, Молдавии, Польши, которые везут в регион грузы из своих стран и Евросоюза. Приехав в Южно–уральский регион, они уже окупают все свои затраты, а чтобы не ехать обратно порожними, предлагают услуги грузоперевозки по сильно заниженным ценам. Это, в свою очередь, ограничивает предприятие в повышении тарифов на свои грузоперевозки. Несмотря на замедление темпов прироста выручки, предприятию удалось повысить рентабельность продаж (с 1,98 % до 6,91 % за период 2015–2016 гг.) благодаря снижению уровня затрат в результате введения режима экономии автомобильного топлива, узлов и агрегатов.
На протяжении рассматриваемых трех лет количество подвижного состава увеличилось с 17 до 20 единиц. Основные средства предприятия с каждый годом использовались все более эффективно, что показывает рост показателя фондоотдачи (с 1,15 руб./руб. в 2014 году до 4,02 руб./руб. в 2016 г.), а это означает, что каждый рубль стоимости основных средств приносил больше выручки от услуг автогрузоперевозок. В то же время за период 2015–2016 гг. можно говорить о снижении эффективности использования основного персонала (водителей), о чем свидетельствует снижение производительности их труда на 12,06 %.
Финансовые коэффициенты, характеризующие платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия, представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Коэффициентный анализ платежеспособности и финансовой
устойчивости ООО «Златра» за 2014–2016 гг.
Показатели |
Рекомендуемое значение |
Период, год |
Изменение по годам |
|||
2014 |
2015 |
2016 |
2015 |
2016 |
||
Коэффициенты, характеризующие платежеспособность предприятия |
||||||
Коэффициент абсолютной ликвидности |
больше 0,1 |
0,022 |
0,017 |
0,083 |
–0,005 |
0,066 |
Коэффициент быстрой ликвидности |
больше 0,8 |
0,883 |
0,686 |
0,899 |
–0,197 |
0,213 |
Коэффициент текущей ликвидности |
2,0; min 1,0 |
1,045 |
0,956 |
1,372 |
–0,089 |
0,416 |
Коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость предприятия |
||||||
Собственные оборотные средства, тыс. руб. |
не менее 10 % от оборотных активов |
474 |
–612 |
–5989 |
–1086 |
–5377 |
Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами |
0,1 и более |
0,043 |
–0,046 |
–0,266 |
–0,089 |
–0,220 |
Коэффициент маневренности собственного капитала |
0,3 и более |
1,0 |
–0,213 |
–1,088 |
–1,213 |
–0,875 |
Коэффициент постоянного актива |
0,5–0,8 |
– |
1,212 |
1,920 |
– |
0,708 |
Коэффициент финансовой независимости (автономии) |
0,5 и более |
0,043 |
0,171 |
0,186 |
0,128 |
0,015 |
Коэффициент финансового рычага |
менее 1,0 |
22,019 |
4,832 |
4,384 |
–17,187 |
–0,448 |
Коэффициент финансовой устойчивости |
более 0,7 |
0,043 |
0,171 |
0,531 |
0,128 |
0,360 |
По данным таблицы 2.2, не удовлетворяя нормативно рекомендуемым значениям, все коэффициенты ликвидности за период 2014–2015 гг. снизились, а это свидетельствует о недостаточной способности предприятия в оговоренные сроки погашать свои краткосрочные долги за счет оборотных (текущих) активов.
Ситуация с платежеспособностью несколько улучшилась в 2016 году. Коэффициент абсолютной ликвидности характеризует платежеспособность на дату составления баланса, его уровень не соответствует рекомендуемому значению – за счет денежных средств в 2016 г. могло быть покрыто только 8,3 % краткосрочных обязательств (при нормативе более 10 %). Так как этот показатель ликвидности имеет особое значение для поставщиков ресурсов и банков, можно сказать, что существует определенный риск кредитования предприятия. Коэффициент быстрой ликвидности соответствует нормативу, что говорит, о способности предприятия погашать свои краткосрочные обязательства за счет денежных средств, а также поступлений по расчетам (дебиторской задолженности). Оценивая значение и динамику коэффициента текущей ликвидности видно, что он в 2016 г. превышает единицу (1,372), т.е. ситуация с текущей платежеспособностью не критична.
По таблице 2.2 коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами на протяжении 2015–2016 гг. имеет отрицательное значение, т.к. предприятие не имеет собственных оборотных средств и зависит от кредиторов. Иными словами, все оборотные активы предприятия и существенная часть его внеоборотных активов профинансирована за счет заемных средств. По этой причине коэффициент постоянного актива существенно превышает единицу, а коэффициент маневренности собственного капитала отрицательный, что означает низкую финансовую устойчивость в сочетании с тем, что средства вложены в труднореализуемые (внеоборотные) активы (основные средства), а оборотный капитал формировался за счет заемных средств. При резком изменении внешней ситуации (например, все кредиторы потребуют погасить свои обязательства) предприятие просто не сможет вести нормальную операционную деятельность.
Коэффициент финансовой независимости (автономии), показывающий долю собственного капитала в источниках формирования активов, хоть и увеличивается, но по–прежнему далек он нормативно рекомендуемой величины (0,186 в 2016 г. при нормативе 0,5 и более). Тоже можно сказать и о коэффициенте финансовой устойчивости, показывающим долю перманентного капитала (собственного и долгосрочного заемного) в структуре источников финансирования активов.
Таким образом, предприятие развивается, наращивая прибыль и повышая уровень рентабельности. В то же время актуальные тенденции общероссийского и областного рынка автомобильных грузоперевозок (снижение объемов производства, розничного товарооборота, высочайший уровень конкуренции на рынке автогрузоперевозок) ограничивают предприятие в наращивании объемов оказываемых услуг и в повышении тарифов на грузоперевозки. Предприятие находится в неустойчивом финансовом положении и характеризуется недостаточной платежеспособностью.
2.2 Анализ эффективности хозяйственной деятельности предприятия
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия проводится в таблице 2.3.
Таблица 2.3 – Анализ финансовых результатов ООО «Златра» за 2014–2016 гг.
В тысячах рублей
Показатели |
Период, год |
Изменение по годам |
Темп изменения по годам, % |
Удельный вес в выручке по годам, % |
|||||||
2014 |
2015 |
2016 |
2015 |
2016 |
2015 |
2016 |
2014 |
2015 |
2016 |
||
Выручка от реализации услуг автогрузо-перевозок |
58 900 |
76 707 |
78 713 |
17 807 |
2006 |
30,23 |
2,62 |
100 |
100 |
100 |
|
Себестоимость оказанных услуг |
58 524 |
74 352 |
72 048 |
15 828 |
–2304 |
27,05 |
–3,10 |
99,36 |
96,93 |
91,53 |
|
Валовая прибыль |
376 |
2355 |
6665 |
1979 |
4310 |
526,33 |
183,01 |
0,64 |
3,07 |
8,47 |
|
Управленческие расходы |
496 |
839 |
1223 |
343 |
384 |
69,15 |
45,77 |
0,84 |
1,09 |
1,55 |
|
Прибыль (убыток) от продаж |
–120 |
1516 |
5442 |
1636 |
3926 |
1363,3 |
258,97 |
–0,20 |
1,98 |
6,91 |
|
Проценты к уплате |
34 |
0 |
703 |
–34 |
703 |
–100,0 |
100,0 |
0,06 |
0 |
0,89 |
|
Прочие доходы |
259 |
2873 |
1305 |
2614 |
–1568 |
1009,3 |
–112,97 |
0,44 |
3,75 |
1,66 |
|
Прочие расходы |
267 |
1388 |
1422 |
1121 |
34 |
419,85 |
2,45 |
0,45 |
1,81 |
1,81 |
|
Прибыль (убыток) до налогообложения |
–162 |
3001 |
4622 |
3163 |
1621 |
1952,5 |
54,02 |
–0,28 |
3,91 |
5,87 |
|
Налог на прибыль |
0 |
476 |
991 |
476 |
515 |
100,0 |
108,19 |
0 |
0,62 |
1,26 |
|
Чистая прибыль (убыток) |
–162 |
2525 |
3631 |
2687 |
1106 |
1658,6 |
43,80 |
–0,28 |
3,29 |
4,61 |
По данным таблицы 2.3 в 2014 г. был получен убыток от продаж (–120 тысяч рублей) и чистый убыток (–162 тыс. руб.). Деятельность ООО «Златра» на протяжении 2015–2016 гг. была прибыльной.
В 2015 г. по сравнению с 2014 г. предприятие смогло увеличить выручку (на 17 807 тыс. руб. или на 30,23 %), но удержать затраты не удалось и они превысили выручку. Удельный вес убытка от продаж в выручке составлял 0,20 %, чистого убытка 0,28 %. За период 2015–2016 годы удельный вес себестоимости продаж в выручке сократился с 96,93 % до 91,53 %, что при одновременном увеличении объемов оказанных услуг способствовало значительному увеличению валовой прибыли. В то же время управленческие расходы продолжали расти и их удельный вес в выручке возрастал, что оказало отрицательное влияние на прибыль от продаж. Так, в 2016 году удельный вес валовой прибыли в выручке от продаж составил 8,47 %, а прибыли от продаж 6,91 %.
Рассматривая динамику прибыли до налогообложения, можно увидеть, что она возрастала на протяжении 2015–2016 гг. высокими темпами, однако ее удельный вес в выручке от продаж в 2016 г. был меньше, чем у прибыли от продаж, что обусловлено, прежде всего, увеличением суммы по статье «Проценты к уплате», как следствие увеличения заемных (кредитных) обязательств перед банками.
Динамика финансовых результатов представлена на рисунке 2.2.
Период, год
Рисунок 2.2 – Динамика финансовых результатов ООО «Златра» за 2014–2016 гг.
Факторный анализ прибыли от продаж необходим для оценки резервов максимизации прибыли предприятия. Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж представлены в таблице 2.4.
Таблица 2.4 – Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж
ООО «Златра» за 2014–2016 гг.
В тысячах рублей
Показатели |
Период, годы |
Изменения по годам |
|||
2014 |
2015 |
2016 |
2015 |
2016 |
|
1 Индекс роста цен (индекс инфляции) |
1,114 |
1,129 |
1,054 |
0,015 |
–0,075 |
2 Выручка от продаж в ценах: |
|||||
2.1 действующих (В) |
58 900 |
76 707 |
78 713 |
17 807 |
2006 |
2.2 сопоставимых (с корректировкой на индекс инфляции) |
52 873 |
67 942 |
74 680 |
15 069 |
6738 |
3 Себестоимость продаж |
58 524 |
74 352 |
72 048 |
15 828 |
–2304 |
4 Управленческие расходы |
496 |
839 |
1223 |
343 |
384 |
5 Прибыль (убыток) от продаж |
–120 |
1516 |
5442 |
1636 |
3926 |
6 Уровень себестоимости в выручке (УС) (стр.3 / стр.2.1) |
0,9936 |
0,9693 |
0,9153 |
–0,0243 |
–0,0540 |
7 Уровень управленческих расходов в выручке (УУР) (стр.4 / стр.2.1) |
0,0084 |
0,0109 |
0,0155 |
0,0025 |
0,0046 |
8 Рентабельности продаж (Rп) (стр.5 / стр.2.1) |
–0,0020 |
0,0198 |
0,0691 |
0,0178 |
0,0493 |
9 Изменение прибыли от продаж за счет изменения выручки под влиянием цены (∆Вр) (стр.2.1 – стр.2.2) |
6027 |
8765 |
4033 |
2738 |
–4732 |