Файл: Комплексный анализ как база комплексной оценки эффективности бизнеса (на примере «Златра»)..pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность комплексного анализа, его значение. Виды комплексного анализа
1.2 Методика проведения комплексного экономического анализа деятельности
1.3 Пути улучшения хозяйственной деятельности по результатам анализа
2 КОМПЛЕКСНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ООО «ЗЛАТРА»
2.1 Краткая организационно–экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ эффективности хозяйственной деятельности предприятия
2.3 Анализ эффективности использования ресурсов предприятия
3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ЗЛАТРА»
Окончание таблицы 2.14
В тысячах рублей
Показатели |
Период, годы |
Изменения по годам |
|||
2014 |
2015 |
2016 |
2015 |
2016 |
|
6 Продолжительность одного оборота оборотных средств, дни (360 / стр.5) |
67 |
62 |
103 |
–5 |
41 |
6.1 продолжительность оборота запасов |
10 |
18 |
36 |
8 |
18 |
6.2 продолжительность оборота дебиторской задолженности |
55 |
44 |
66 |
–11 |
22 |
6.3 продолжительность оборота кредиторской задолженности |
51 |
65 |
75 |
14 |
10 |
4.4 продолжительность оборота денежных средств |
1,4 |
1,1 |
1,7 |
–0,3 |
0,6 |
5 Коэффициент закрепления оборотных средств (стр.3 / стр.1) |
0,19 |
0,17 |
0,29 |
–0,02 |
0,12 |
6 Рентабельность оборотных активов, % (стр.2 / стр.3 × 100) |
–1,48 |
18,99 |
16,11 |
20,47 |
–2,88 |
7 Фондовооруженность оборотными средствами, тыс. руб./чел. |
114 |
141 |
223 |
27 |
82 |
8 Интегральный коэффициент эффективности использования оборотных средств (по формуле 1.11) |
9,69 |
24,91 |
23,23 |
15,22 |
–1,68 |
В 2015 г. по сравнению с 2014 г. оборотные средства использовались более эффективно – их оборачиваемость ускорилась на 0,37 оборота (или на 5 дней) и составила 5,77 оборота в год или 62 дня /оборот. Ускорение оборачиваемости произошло в основном за счет ускорения оборачиваемости запасов.
Ситуация с использованием оборотных средств в 2016 г. кардинально поменялась – замедлилась их оборачиваемость (на 2,28 оборота в год), снизилась рентабельность (на 2,88 процентных пункта). Наибольшее замедление оборачиваемости произошло по запасам – продолжительность производственного цикла увеличилась в 2 раза, т.е. с 18 до 36 дней. Также замедлилась оборачиваемость дебиторской задолженности – если в 2015 г. она совершала один оборот (период времени от выполнения работ до поступления средств от заказчиков) за 44 дня, то в 2016 г. за 66 дней. Сравнивая оборачиваемость задолженностей, видно, что дебиторская задолженность оборачивается быстрее кредиторской (66 дней по сравнению с 75 днями). С одной стороны, это показывает наличие дополнительных средств в обороте в виде кредиторской задолженности, что выгодно предприятию, с другой – повышает финансовый риск, т.к. значительные объемы кредиторской задолженности должны быть погашены в краткосрочном периоде, который не превышает 3 мес.
Далее в таблице 2.15 проведен факторный анализ прироста выручки за счет использования оборотных средств.
Таблица 2.15 – Факторный анализ прироста выручки за счет использования
оборотных средств в ООО «Златра» за 2014–2016 годы
В тысячах рублей
Показатели |
Период, годы |
Изменения по годам |
|||
2014 |
2015 |
2016 |
2015 |
2016 |
|
Выручка от оказания услуг автогрузоперевозок (В) |
58 900 |
76 707 |
78 713 |
17 807 |
2006 |
Однодневная выручка (ВОДН = В / 360) |
163,61 |
213,08 |
218,65 |
49,47 |
5,57 |
Оборотные активы (ОА) |
10 911 |
13 294 |
22 539 |
2383 |
9245 |
Продолжительность одного оборота оборотных активов, дни (Д) |
67 |
62 |
103 |
–5 |
41 |
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (КОБ) |
5,3982 |
5,7700 |
3,4923 |
0,3718 |
–2,2777 |
Прирост выручки от оказания услуг автогрузоперевозок, всего, в том числе за счет изменения: |
– |
– |
– |
17 807 |
2006 |
|
– |
– |
– |
12 864 |
53 344 |
|
– |
– |
– |
4943 |
–51 338 |
Относительное высвобождение (вовлечение) оборотного капитала в связи с ускорением (замедлением) его оборачиваемости (ВОДН × ∆П) |
– |
– |
– |
–1065 |
8965 |
Результаты факторного анализа выручки от грузовых автотранспортных перевозок показывают, что в 2015 г. прирост выручки был обеспечен как увеличением объемов (стоимости) оборотных средств (+12 864 тыс. руб.), так и ускорением их оборачиваемости (+4943 тыс. руб.). Ускорение оборачиваемости оборотных средств привело к их относительной экономии в сумме 1065 тыс. руб.
В 2016 г. замедление оборачиваемости оборотных средств способствовало недополучению выручки в сумме 8965 тыс. руб. Прирост выручки в этот период связан с увеличением объемов оборотного капитала, инвестированного в оборотные средства. Такая ситуация крайне негативно характеризует деятельность ООО «Златра» в отношении использования своих оборотных средств. Так, одним из условий эффективного использования оборотных активов является окупаемость инвестированных в них средств в течение одного производственно–хозяйственного оборота. Причиной такого положения было необоснованное отвлечение средств для создания излишних производственных запасов, предоставления большого периода отсрочки платежей заказчикам и замедление в связи с этим оборачиваемости. Учитывая основную характеристику активов как средств, которые должны использоваться для получения доходов, можно сделать вывод о нецелевом использовании этих средств. Если рассмотреть эту проблему с точки зрения использования источников финансирования оборотных активов (как правило, дорогостоящих кредитных), которые имеют конкретную цену (цену капитала), то можно утверждать, что предприятие несет прямые убытки по обслуживанию дополнительно привлеченного капитала для финансирования излишних оборотных средств.
Оценка производительности труда работников проводится в таблице 2.16.
Таблица 2.16 – Оценка производительности труда работников ООО «Златра»
за 2014–2016 гг.
Показатели |
Период, годы |
Изменения по годам |
|||
2014 |
2015 |
2016 |
2015 |
2016 |
|
1 Выручка от реализации, тыс. руб. |
58 900 |
76 707 |
78 713 |
17 807 |
2006 |
2 Средняя численность основного персонала (водителей), чел. |
36 |
36 |
42 |
0 |
6 |
3 Фактическое рабочее время, ч |
1848 |
1854 |
1830 |
6 |
–24 |
4 Фонд оплаты труда, тыс. руб. |
8808 |
8933 |
10 175 |
125 |
1242 |
5 Производительность труда, тыс. руб./чел. (стр.1 / стр.2) |
1636,11 |
2130,75 |
1874,12 |
494,64 |
–256,63 |
6 Выработка, тыс. руб./час (стр.1 / стр.3) |
31,87 |
41,37 |
43,01 |
9,50 |
1,64 |
7 Среднегодовая заработная плата одного водителя, тыс. руб./год (стр.4 / стр.2) |
244,67 |
248,14 |
242,26 |
3,47 |
–5,88 |
8 Зарплатоотдача, руб./руб. (стр.4 / стр.1) |
0,15 |
0,12 |
0,13 |
–0,03 |
0,01 |
9 Интегральный показатель эффективности использования трудовых ресурсов (по формуле ХХ) |
– |
68,55 |
20,52 |
– |
–48,03 |
В соответствии с показателями, представленными в таблице 2.16, в 2015 году основной персонал предприятия использовался более эффективно, чем в 2014 г. За период 2014–2015 гг. произошел рост производительности труда (на 494,64 тысячи рубля на человека), увеличилась выработка, приходящаяся на 1 час рабочего времени (на 9,50 тыс. руб./час). Однако в 2016 г. эффективность использования персонала снизилась. Производительность труда уменьшилась на 256,63 тыс. руб./чел. или на порядка 12 %. Снижение производительности труда оказало влияние на заработную плату водителей, которая сократилась на 1242 тыс. руб./год в части дополнительной оплаты труда (премий и прочих стимулирующих надбавок). Данное снижение оказалось обоснованным, что показывает рост зарплатоотдачи, т.е. каждый рубль, затраченный на оплату труда принес больше выручки.
Оценим влияние факторов на производительность труда водителей. Исходные данные представлены в таблице 2.17.
Таблица 2.17 – Исходные данные для факторного анализ производительности
труда водителей ООО «Златра» за 2014–2016 гг.
Показатели |
Период |
Изменения по годам |
|||
---|---|---|---|---|---|
2014 |
2015 |
2016 |
2015 |
2016 |
|
1 Отработано дней одним водителем за год (Д) |
240 |
241 |
238 |
1 |
–3 |
2 Средняя продолжительность рабочего дня, час (П) |
7,70 |
7,69 |
7,69 |
–0,01 |
0 |
3 Среднечасовая выработка одного водителя, тыс. руб. (ЧВ) |
0,8853 |
1,1492 |
1,0240 |
0,2639 |
–0,1252 |
4 Производительность труда водителя (ПТ), тыс. руб./чел. (ПТ = Д × П × ЧВ) |
1636,11 |
2130,75 |
1874,12 |
494,64 |
–256,63 |
Влияние изменения количества дней отработанных одним водителем за год составит:
∆ПТД 2015 = ∆Д × П0 × ЧВ0 = 1 × 7,70 × 0,8853 = 6,82 тыс. руб.
∆ПТД 2016 = (–3) × 7,69 × 1,1492 = –26,51 тыс. руб.
Влияние изменения средней продолжительности рабочего дня составит:
∆ПТП 2015 = Д1 × ∆П × ЧВ0 = 241 × (–0,01) × 0,8853 = –2,13 тыс. руб.
∆ПТП 2016 = 238 × 0 × 1,1492 = 0 тыс. руб.
Влияние изменения среднечасовой выработки водителя составит:
∆ПТЧВ 2015 = Д1 × П1 × ∆ЧВ = 241 × 7,69 × 0,2639 = 489,08
∆ПТЧВ 2016 = 238 × 7,69 × (–0,1252) = –229,14
Результаты факторного анализа обобщены в таблице 2.18.
Таблица 2.18 – Результаты факторного анализ производительности труда
водителей ООО «Златра» за 2015–2016 гг.
Факторы |
Влияние факторов по годам, тыс. руб. |
Удельный вес факторов по годам, % |
||
2015 |
2016 |
2016 |
2016 |
|
Общее изменение производительности труда водителей, в том числе за счет изменения: |
494,64 |
–256,63 |
100 |
–100 |
|
6,82 |
–26,51 |
1,38 |
–10,33 |
|
–2,13 |
0 |
–0,43 |
0 |
|
489,95 |
–230,12 |
99,05 |
–89,67 |
Производительность труда одного водителя в 2015 г. по отношению к 2014 г. возросла на 494,64 тыс. руб. в основном за счет увеличения среднечасовой выработки и количества отработанных дней. В 2016 г. по сравнению с 2015 г. производительность труда одного водителя автотранспортного предприятия сократилась на 256,63 тыс. руб.: основной причиной снижения является сокращение среднечасовой выработки.
Таким образом, в процессе анализа эффективности использования ресурсов предприятия был выявлен ряд проблем, а именно проблемы, связанные со снижением эффективности эксплуатационной деятельности – увеличение сроков простоя автотранспорта в ремонте; замедлением оборачиваемости и снижением рентабельности оборотных средств, что стало результатом неэффективной политики управления запасами и дебиторской задолженностью; снижением производительности труда водителей. Все это, в совокупности с внешними негативными явлениями в экономике, представляет определенную угрозу эффективности деятельности автотранспортного предприятия.
Выводы по разделу два
В данном разделе проведен комплексный экономический анализа деятельности автотранспортного предприятия ООО «Златра».
Результаты анализа показали, что, несмотря на уверенную позицию на рынке и расширение бизнеса, предприятие имеет ряд проблем в своем функционировании.
Замедление темпов ростов выручки от оказания услуг автогрузоперевозок (с 30,23 % в 2014 г. до 2,62 % в 2016 г.) связано, в большей степени, с внешними факторами – снижением объемов производства, строительства, товарооборота, высочайшим уровнем конкуренции в отрасли. В то же время важнейшим резервом увеличения выручки является повышение конкурентоспособности услуг за счет грамотного сочетания оперативности, качества и стоимости. Помимо увеличения выручки, важным резервом улучшения финансовых результатов является снижение затрат на грузоперевозки в части автомобильного топлива и затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава.
По результатам анализа основных средств установлено, что несмотря на повышение эффективности их использования, имеются резервы в виде сокращения сроков простоя автомашин в ремонте. Важная проблема предприятия – это снижение эффективности использования оборотных средств и производительности труда водителей.
Эффективность деятельности относится к числу ключевых категорий рыночной экономики, которая непосредственно связана с достижением конечной цели каждого предприятия. Поэтому необходима разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности ООО «Златра», которые должны быть направлены как на экономию текущих затрат (потребляемых ресурсов), так и на улучшение использования действующего капитала и новых вложений в капитал (применяемых ресурсов).