Файл: Анализ денежных средств предприятия (на примере ООО «Сабет») (Анализ денежных средств предприятия (на примере ООО «Сабет»)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Один раз в месяц внезапно проводится ревизия кассы, которую проводит комиссия, назначенная приказом руководителя, в присутствии кассира. Комиссия проверяет наличные деньги, денежные документы, бланки строгой отчетности, сверяет с указанными в отчете кассира. Результаты ревизии оформляют актом. Если обнаружена недостача, то ее отражают на счетах: Д 94 К 50 и взыскивают с кассира: Д 73-2 К 94, погашение задолженности: Д 50 К 73-2 [28, 45с.].

Если обнаружены излишки, то приходуют и отражают на счетах Д 50 К 91-1.

Синтетический учет по счету 50 ведется в журнале-ордере № 1 (кредитовый оборот) и в ведомости (дебетовый оборот). Основанием для бухгалтерских записей в журнал-ордер и ведомость является кассовая книга, которая служит регистром аналитического учета.

1.3 Учет операций по расчетным и другим счетам в банках

Все операции на расчетном счете осуществляются безналичными расчетами. Эти операции осуществляются через учреждения банков, которые являются денежными и расчетными центрами. Банк хранит денежные средства, выдает кредиты, одновременно банк осуществляет контроль за использованием денежных средств. Крупные суммы денег находятся в банке на расчетном счете (небольшие – в кассе).

Расчетный счет – это счет, открытый в банке и предназначенный для хранения рублевых средств и проведения безналичных расчетов с другими юридическими и физическими лицами. Порядок расчетного счета регулируется Банком России.

Чтобы открыть расчетный счет, необходимо [17, 89с.]:

  1. Заявление на открытие счета.
  2. Образцы печатей и подписей руководителя и главного бухгалтера.
  3. Устав или положение о предприятии.
  4. Справка налогового органа о регистрации предприятия в качестве налогового плательщика.
  5. Справка о присвоении статистических кодов.

При открытии расчетного счета с организацией заключается договор банковского счета, в котором отражается перечень банковских услуг по расчетному и кассовому обслуживанию, также указываются номер расчетного счета и платежные реквизиты банка.

Корреспондентский счет – это банковский счет, отражающий расчеты, произведенные банком по поручению и за счет другого банка на основе заключенного корреспондентского договора. Расчетный и корреспондентский счета содержит 20 цифр.

Банк осуществляет безналичные расчеты организации на основе документов установленной формы. В настоящее время выделяют основные формы безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями, расчеты по аккредитивам, расчеты по инкассо, расчеты чеками [18, 367с.].


Расчеты платежными поручениями применяются организациями-плательщиками при списании денежных средств со своего счета на счет получателя средств. Платежное поручение является расчетным документом, содержащим распоряжение владельца счета обслуживающему его банку о переводе определенной денежной суммы на счет получателя средств, открытом в этом или другом банке.

Зачисление и списание средств с расчетного счета производится на основании следующих документов [27, 169с.].

1. Объявление на взнос наличными выписывается лицом, сдающим деньги в банк, а взамен полученных денег банк выдает квитанцию о сдаче денег.

2. Чеки заполняются от руки, чернилами с указанием целевого использования денежных средств.

3. Платежное поручение оформляется для перечисления налогов в бюджет, расчет за товар и т.д. Оформляется автоматизировано в двух и более экземплярах, скрепляется печатью, подписывается руководителем и главным бухгалтером.

4. Платежное требование выписывается поставщикам и подрядчикам при взыскании денег.

Для контроля за движением денежных средств на расчетном счете выписывает выписку из расчетного счета, в которой указывается номер расчетного счета, дата, номер документов, сумма оборотов и остатки денежных средств. Выписки составляются с позиции банка. После получения выписки из банка бухгалтер проверяет соответствие сумм с документами и проставляет корреспонденцию счетов. Затем на основании выписки составляется ведомость 2 по дебету счета 51 и журнал-ордер 2 по кредиту счета 51 [30, 53с.].

В таблице 2 представим корреспонденции счетов по операциям денежных средств.

Таблица 2

Корреспонденции счетов по операциям денежных средств

Операции

Корреспондирующие счета

Дебет

Кредит

Поступили денежные средства из кассы на расчетный счет

51

50

Отражается поступление авансов, предоплаты от покупателей

51

62

Получены краткосрочные и долгосрочные кредиты и займы

51

66, 67

Поступили от учредителей суммы вкладов в уставный капитал

51

75

Зачислены суммы страховых возмещений, полученных от страховых компаний

51

76

Предоставлены денежные займы другим организациям

58

51

Перечислены платежи в бюджет по налогам и сборам и внебюджетные фонды

68, 69

51

Погашены краткосрочные и долгосрочные кредиты и займы

66, 67

51

Оплачено поставщикам за товарно-материальные ценности (работы, услуги)

60

51

Оплачены счета различных организаций за работы, услуги

76

51


Синтетический учет по счету 51 ведут в журнале-ордере № 2 (кредитовый оборот) и в ведомости (дебетовый оборот). Записи производится на основании выписок банка с приложенными соответствующими документами, где ведется аналитический учет.

Многие предприятия, особенно торговые, не имеют возможности сдавать наличные деньги (выручку) в течение рабочего дня в банк, в котором они открыли расчетный счет. В таком случае организация пользуется услугами банковских инкассаторов. В соответствии с условиями договора в назначенное время клиент готовит к сдаче деньги и выписывает сопроводительную ведомость в двух экземплярах [31, 274с.].

Деньги и 1-й экземпляр ведомости помещаются в специальный мешок и передаются инкассатору под расписку на двух экземплярах ведомости. Суммы в банке зачисляются на расчетный счет. До момента зачисления деньги учитываются как переводы в пути.

  1. Д 57 К 50 – из кассы денежные средства переданы инкассатору.
  2. Д 51 К 57 – зачисление денег на расчетный счет через инкассатора.

На счете 55 «Специальные счета в банках» предприятия осуществляют контроль за использованием средств, предназначенных для расчетов с поставщиками аккредитивами и расчетными чеками.

Аккредитив – это согласие на оплату. Каждый аккредитив предназначен для расчетов только с одним поставщиком и выставляется на срок, указанный в договоре, который может быть продлен по согласию поставщика и покупателя.

Расчетный чек – содержит письменное поручение владельца счета (чекодателя) обслуживающему его банку на перечисление указанной в чеке суммы денег с его счета на счет получателя средств (чекодержателя).

К счету 55 открываются следующие субсчета [33, 361с.]:

55/1 – аккредитивы;

55/2 – чековые книжки;

55/3 – депозитные счета.

Счет 55 активный, синтетический учет ведется в журнале-ордере №3, а аналитический на основании выписок из банка.

1.4 Раскрытие информации о движении денежных средств в бухгалтерской отчетности

В отчете о движении денежных средств суммируются потоки денежных средств за отчетный период с тем, чтобы получить дополнительную информацию о результатах производственно-хозяйственной деятельности организации, ее инвестиционной и финансовой деятельности. В отчете проводится четкое разграничение между денежными средствами, формирующимися в результате нормальной производственно-хозяйственной деятельности и получаемыми от внешних источников [23, 66с.].

Отчет отражает инвестиции в дочерние и иные хозяйственные общества капитальные вложения в основные средства, на увеличение оборотных средств, содержит данные об изъятии денежных средств из сферы инвестиций, наконец, дает представление о деятельности организации по привлечению финансовых ресурсов для финансирования ее развития и других потребностей.


Объектом обобщения информации в этом отчете являются денежные средства организации, находящиеся на счетах в банках и в кассе.

Поступление и выбытие денежных средств и их эквивалентов образуют денежные потоки организации, раскрываемые в отчете о движении денежных средств. Сведения о движении денежных средств организации отражаются в данном отчете нарастающим итогом с начала года.

В отчете о движении денежных средств их движение отражается по строкам. Каждая группа строк, посвященных отдельному виду деятельности, заканчивается показателем чистых денежных средств по виду деятельности. Показатель рассчитывается как разность между доходами от вида деятельности и суммой средств, направленных на реализацию данного вида деятельности.

При формировании показателей отчета денежные потоки классифицируются по трем группам, соответствующим разным видам деятельности организации: текущей, инвестиционной и финансовой [24, 153с.].

Под текущей понимается деятельность организации, являющаяся основным источником ее доходов, т.е. деятельность, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели либо не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности (производство промышленной продукции, выполнение строительных работ, торговая деятельность, сдача имущества в аренду и др.). Денежными потоками от текущей деятельности могут быть: выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг; оплата приобретенных сырья, материалов, товаров, работ и услуг; выплаты работникам по оплате труда; другие поступления и выплаты, связанные с осуществлением договоров по поставкам и продажам.

Поскольку поступления денежных средств от текущей деятельности определяют возможности организации по ее дальнейшему существованию и развитию, то в структуре отчета о движении денежных средств денежные потоки деятельности являются определяющими. Величину денежных потоков текущей деятельности можно рассчитать двумя методами: прямым или косвенным.

Косвенный метод позволяет скорректировать чистую прибыль к чистому результату движения денежных средств от основной деятельности.

Чтобы эффективно управлять денежными потоками, необходимо знать [26, 132с.]:

- их величину за определенное время (месяц, квартал, год);

- их основные элементы;

- виды деятельности, которые генерируют поток денежных средств.

Прямой метод имеет простую процедуру расчета. Этот метод непосредственно связан с регистрами бухгалтерского учета, удобен для расчета показателей и контроля за поступлением и расходованием денежных средств. При этом превышение поступлений над выплатами как по предприятию в целом, так и по видам деятельности означает приток средств. А превышение выплат над поступлениями – их отток.


Косвенный метод позволяет определить взаимосвязь полученной прибыли с изменением денежных средств. Расчет денежных потоков этим методом ведется от показателя чистой прибыли с необходимыми ее корректировками на статьи, не отражающие движение реальных денег по существующим счетам.

Инвестиционной деятельностью считается деятельность организации, связанная с приобретением и продажей внеоборотных активов (земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов), а также о осуществлением долгосрочных финансовых вложений в другие организации, выпуском облигаций и других ценных бумаг долгосрочного характера, т.е. финансовых вложений, не относящихся к эквивалентам денежных средств.

Операции фирмы, включающие приобретение и продажу материальных внеоборотных активов и нематериальных внеоборотных активов, приобретение и продажу акций, облигаций и других ценных бумаг, выдачу ссуд и последующее получение средств, представляют собой основные компоненты ее инвестиционной деятельности. Соответствующие денежные поступления и выплаты отражаются в отделе инвестиционной деятельности отчета о движении денежных средств.

Сведения о движении денежных средств, связанных с инвестиционной деятельностью, важны, поскольку они отражают расходы, произведенные в отношении ресурсов, которые как предполагается, создадут в будущем прибыль и движение денежных средств. Ниже приводятся примеры такого движения денежных средств [29, 258с.]:

1) денежные поступления:

а) поступления от продажи внеоборотных активов, как материальных, так и нематериальных;

б) поступления от реализации акций, облигаций и других ценных бумаг;

в) поступления по ссудам, выплачиваемым заемщиками;

2) денежные выплаты:

а) выплаты, связанные с приобретением внеоборотных активов, как материальных, так и нематериальных;

б) выплаты, связанные с приобретением акций, облигаций и других ценных бумаг;

в) выдача ссуд заемщикам.

Для целей составления отчета о движении денежных средств по российским стандартам инвестиционная деятельность определяется как деятельность предприятия, связанная с капитальными вложениями организации в связи с приобретением земельных участков, зданий и оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажей; осуществлением долгосрочных финансовых вложений в другие организации; выпуском облигаций и других ценных бумаг долгосрочного характера и т.д.