Файл: Управление эффективностью организации гостиничного (ресторанного ) бизнеса.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Эффективность управления организации как фактор повышения конкурентоспособности
1.1. Сущность и содержание понятия «эффективность менеджмента»
1.2. Факторы, влияющие на эффективность менеджмента
1.3. Критерии и методы оценки эффективности менеджмента
Глава 2. Анализ деятельности и эффективности менеджмента в организации «ТОО Vermentino»
2.1.Характеристика конкретной организации «ТОО Vermentino»
2.2.Анализ показателей эффективности управления на предприятии
2.3. Оценка эффективности управления
Глава 3. Пути повышения эффективности менеджмента организации
3.1. Основные критерии повышения эффективности в управлении
3.2. Работа над повышением эффективности управления
Анализ эффективности управления взаимосвязан также с такими науками, как финансы и кредит, финансовый менеджмент. В процессе проведения экономического анализа необходимо учитывать формирование и использование денежных потоков, особенности функционирования как собственных, так и заемных средств.
Цели проведения экономического анализа ,осуществляется выявление резервов повышения эффективности деятельности организаций и путей мобилизации, то есть использования выявленных резервов. Эти резервы являются базой для разработки организационно-технических мероприятий, которые должны проводиться для приведения в действие выявленных резервов. Разработанные мероприятия, являясь оптимальными управленческими решениями, дают возможность эффективно управлять деятельностью объектов анализа. Следовательно, анализ показателей эффективности управления можно рассматривать как одну из важнейших функций управления или, как основной метод обоснования решений по руководству организациями. В условиях рыночных отношений в экономике анализ хозяйственной деятельности призван обеспечить высокую доходность и конкурентоспособность организаций как в ближайшей, так и в более далекой перспективе. Анализ показателей эффективности управления , возникший как анализ баланса, как балансоведение, продолжает в качестве основного направления исследования рассматривать именно анализ финансового состояния организации по балансу (с использованием, разумеется и других источников информации). В условиях перехода к рыночным отношениям в экономике значительно возрастает роль анализа именно финансового состояния организации, хотя, конечно, не умаляется значение анализа и других сторон их работы. Анализ эффективности управления деятельности предприятия дает возможность дать оценку эффективности бизнеса, то есть установить степень эффективности функционирования данного предприятия.
Основным принципом эффективности управления является достижение наибольших результатов при наименьших затратах. Если детализировать это положение, то можно сказать, что эффективная деятельность предприятия имеет место при минимизации затрат на изготовление единицы продукции в условиях точного соблюдения технологи и производства и обеспечения высокого качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Наиболее обобщающими показателями эффективности являются доходность, прибыльность. Есть частные показатели, характеризующие эффективность отдельных сторон функционирования предприятия.
К этим показателям можно отнести:
- эффективность использования производственных ресурсов, имеющихся в распоряжении организации:
- основных производственных фондов (здесь показателями служат фондоотдача, фондоемкость);
- трудовых ресурсов (показатели — рентабельность персонала, производительность труда)
- материальных ресурсов (показатели — материалоотдача, материалоемкость, прибыль в расчете на один тенге материальных затрат);
- эффективность инвестиционной деятельности организации (показатели — срок окупаемости капитальных вложений, прибыль в расчете на один рубль капитальных вложений);
- эффективность использования активов организации (показатели — оборачиваемость оборотных активов, прибыль в расчете на один рубль стоимости активов, в том числе оборотных и вне оборотных активов, и др.);
- эффективность использования капитала (показатели — чистая прибыль на одну акцию, дивиденды на одну акцию, и др.)
Фактически достигнутые частные показатели эффективности сопоставляются с плановыми показателями, с данными за предыдущие отчетные периоды, а также с показателями других организаций. Исходные данные для анализа представим в следующей таблице: Частные примерные показатели эффективности управления деятельности предприятия «Тоо Vermentino». Информация взята из бухгалтерских расчетов «Тоо Vermentino»
Наименование показателей: |
За предыдущий год: |
За отчетный год: |
Изменения за год: |
1. Фондоотдача: (тенге): 2. Производительность труда в тенге (среднегодовая выработка продукции на одного работающего): 3.Продукция отдача : (тенге): 4. Срок окупаемости капитальных вложений: (в годах) 5. Оборачиваемость оборотных средств (активов), (в днях): 6. Дивиденды на одну акцию (тенге.) |
1,56 65,6 2,6 10 92 14 |
1,66 70,8 2,8 9 90 28,6 |
+0,1 +5,2 +0,2 -1 -2 +0,6 |
Показатели, характеризующие отдельные стороны финансовой деятельности предприятия, улучшились. Так, повысились фондоотдача производительность труда и материалоотдача, следовательно, улучшилось использование всех видов производственных ресурсов, имеющихся в распоряжении организации. Снизился срок окупаемости осуществленных капитальных вложений. Ускорилась оборачиваемость оборотных средств вследствие повышения эффективности их использования. Наконец, имеет место увеличение размера дивидендов, выплачиваемых акционерам, в расчете на одну акцию.
Все эти изменения, имевшие место по сравнению с предыдущими периодом, свидетельствуют о повышении эффективности функционирования предприятия. В качестве обобщающего показателя эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия используем уровень рентабельности, как отношение чистой прибыли к сумме основных и оборотных производственных средств. Данный показатель объединяет целый ряд частных показателей эффективности. Поэтому изменение уровня рентабельности отражает динамику эффективности всех сторон деятельности организации. В рассматриваемом нами примере уровень рентабельности в предыдущем году составил 21 процент, а в отчетном году 22,8%. Следовательно, повышение уровня рентабельности на 1,8 пункта свидетельствует об увеличении эффективности бизнеса, которое выражается во всесторонней интенсификации финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Об эффективности управления предприятием можно судить по тому, как рядовые сотрудники понимают и воспринимают информацию о целях и задачах, умеют принимать правильные решения на своем уровне, действуют адекватно обстановке, нацелены на решение задач предприятия; какие возникают конфликтные ситуации, как они разрешаются; как скоординированы действия работников и подразделений, как подкреплены своевременным выделением ресурсов и так далее .
В таблице Рис 6 приведены некоторые индикаторы эффективности управления и влияющие на них области управления предприятием. Информация взята из Административного корпуса организации «ТОО Vermentino» Вся информация изложенная выше предоставлена и сформулирована в бухгалтерии через официальные бумаги ,некоторые цифры были исправлены в виду коммерческой тайны предприятия «Тоо Vermentino»
Вывод. В этой главе я провел анализ показателей эффективности управления на предприятии. Установил что при правильном распределении ресурсов, рабочей силы ,мотивации, оценки результатов, правильных постановок задач и целей и др , предприятие может принести прибыль и развиваться дальше в экономическом и социальном плане .
2.3. Оценка эффективности управления
Рассматривая вопрос об оценке эффективности управления, следует отметить, что в последние годы работа по этой тематике проводилась как научными организациями, так и отдельными учеными. В частности, исследования в этой области проводятся в ряде научно-исследовательских институтов и вузов: НИИ труда, ВНИИПИ труда в строительстве, Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова, Государственной академии управления им. С. Орджоникидзе, Московском, Санкт-Петербургском, Нижегородском университетах, Санкт-Петербургском финансово-экономическом институте и других организациях. Работать эффективно - это значит добиваться больших результатов при меньших затратах труда, времени, средств. А для того, чтобы судить, насколько система управления персоналом эффективна, необходимо выработать методику оценки, позволяющую определить действительную ситуацию в холдинге в области управления персоналом, выявить слабые места и дать рекомендации для ее улучшения. Нельзя не согласится с Дж. М. Иванцевичем и А. А. Лобановым определившим, что "оценка эффективности управления персоналом - это систематический, четко формализованный процесс, направленный на измерение издержек и выгод, связанных с программами деятельности управления персоналом для соотнесения их результатов с итогами базового периода, с показателями конкурентов и с целями предприятия" [21][14]
Оценка эффективности управления основана, прежде всего, на информации о работниках: продвижение по службе, их профессиональные, квалификационные, половозрастные характеристики, медицинские и психологические параметры, производительность и новаторская активность.
Так Патрушев В. Д. отмечает: "необходимо помнить, что оценка эффективности не может быть самоцелью. Наряду с этим такого рода исследования должны вести к следующему:
- уточнению целей и задач исследуемой области;
- определению совокупности мероприятий и средств, необходимых для их достижения;
- установлению реальных сроков достижения намеченных целей и задач, исходя из имеющихся средств и возможностей;
- нахождению средств и методов для действенного контроля сроков реализации намеченных целей и задач на всех уровнях"[22][15]
Иванцевич Дж. М. и Лобанов А. А. определяют необходимость оценки эффективности управления персоналом для того, чтобы:
- улучшить функционирование управления персоналом через обеспечение их средствами решения вопросов о том, когда необходимо прекратить, а когда усилить какую-либо деятельность;
- определить реакцию со стороны работников и менеджеров низшего звена на эффективность управления персоналом;
- помочь управлению персоналом вносить свой вклад в дело достижения целей холдинга [23][16]
Оценка эффективности управления может выступать мощным рычагом роста результативности управленческого процесса. Для этого необходимо знать, как она должна осуществляться, в каком соотношении находится с другими этапами управленческого цикла, каков, наконец, ее действительный психологический смысл. Экономическая ситуация в России в последние годы чрезвычайно затрудняет прикладные исследования процессов управления персоналом с применением комплекса статистических методов. Как известно, для многих из них требуются достаточно продолжительные временные ряды, хорошо сопоставимы на отдельных отрезках. Ясно, что небольшой опыт большинства российских компаний, конкуренция, высокий уровень инфляции, начиная с 1992 г. подрывают указанные предпосылки стандартных методик оценки эффективности. Это не значит, что от подобных расчетов надо отказаться вовсе. Необходимо адаптировать имеющиеся или выработать новые методики для оценки эффективности управления персоналом. Чтобы судить, насколько эффективна та или иная система управления персоналом, нужны, естественно, критерии, позволяющие произвести такую оценку. Их выбор зависит от того, что брать за точку отсчета: деятельность конкретно взятого руководителя, трудовые показатели коллектива или особенности исполнителей. Анализ публикаций в этой области позволяет выделить две основные концепции, положенные в основу оценки эффективности управления персоналом. Согласно первой из них эффективность управления персоналом оценивается исходя из органического единства управления и производства, но при этом вклад собственно управления персоналом в эффективность производства не определяется. Вторая концепция делает акцент на определение вклада управления персоналом в эффективность производства [24]
Количественная оценка этого вклада представляет собой чрезвычайно трудную задачу, так как даже соответствующих отчетных показателей пока еще не существует. Поэтому большинство методик оценки эффективности управления персоналом придерживаются первого подхода.
При этом представляется целесообразным оценивать не столько вклад управления персоналом в эффективность производства, сколько качественное влияние его на эту эффективность. Интегральный показатель (эффективность на уровне холдинга) трансформируется во множество других на более низких уровнях, показывающих эффективность отдельных систем или подсистем управления персоналом - подбора, обучения и т. д.
Такой подход, в частности, мы видим у А. Бравермана и А. Саулина для всесторонней оценки деятельности хозяйственного объекта, они предлагают объединить, в процессе анализа эффективности управления персоналом, наиболее значимые экономические показатели в один интегральный показатель [25][17]
Шекшня С. В. оценку эффективности управления персоналом предлагает осуществлять несколькими методами
- оценка достижения целей;
- метод оценки компетенций;
- оценка мотивации;
- изучение статистики человеческих ресурсов;
- оценка издержек.
Оценка эффективности управления персоналом производится, как правило, субъективно. На наш взгляд, это имеет место по двум причинам: из-за отсутствия выработанной четкой методики такой оценки, и из-за недопонимания всей важности такой оценки. Основной упор делается на оценку производительности, такой подход мы видим у Д. С. Синка оставляя в стороне "человеческий фактор". В других работах представлена методика расчета производительности труда без учета факторов, влияющих на данный показатель
Проблема заключается в том, что те немногие учебные заведения, которые готовили администрацию по персоналу, уделяли недостаточное внимание обучению технике измерения. В результате, руководители не знали, как объективно оценить собственную работу. Для некоторых руководителей применение метода холодных чисел к оценке деятельности, очевидная цель которой состояла в том, чтобы "помочь работникам в их проблемах" или "улучшить моральный уровень", казалось конфликтом ценностей. Другие не хотели возиться с работой по сбору данных и выполнению вычислений, поскольку не видели возможностей для их применения [26]
Одной из проблем, с которой сталкиваются при построении измерительной системы, является очевидная сложность имеющей место деятельности, отсутствие, на первый взгляд, возможности решить задачу дифференциации.