Файл: Организационная структура управления персоналом (на примере ресторана «Космос») ( ООО «Космос» ресторан).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 187
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления персоналом
1.1. Понятие и сущность системы управления персоналом
1.2. Методы системы управления персоналом
1.3. Особенности управления персоналом в ресторанном бизнесе
2. Анализ системы развития управления персоналом ООО «Космос» ресторан
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Анализ кадрового состава ООО «Космос» ресторан
2.3. Анализ управления персоналом
3. Направления совершенствования системы управления персоналом ООО «Космос» ресторан
3.1. Мероприятия по совершенствованию системы развития управления персоналом
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы состоит в том, что по мере преодоления экономического кризиса в России абсолютное большинство организаций столкнулись с необходимостью решения проблем эффективного функционирования и развития.
Значимость проблем формирования и реализации управления персоналом организаций и их недостаточная проработка с позиции целостной системы менеджмента предприятия и учета специфики решаемых организацией задач обуславливает актуальность проблемы формирования и совершенствования современной системы управления персоналом организаций.
Несмотря на это работы зарубежных авторов касаются проблематики совершенствования управления персоналом организаций, которые уже перешли через этап становления рыночных отношений, функционирующих в условиях стабильности экономической сферы, что является правилом для большей части организаций. В этой связи, теоретическая и практическая значимость работы является достаточно актуальной и обоснованной.
Целью исследования работы является выявление особенностей организационной структуры управления персоналом ООО Космос». Основные задачи, вытекающие из цели исследования:
провести теоретическое исследование основ управления персоналом;
определить понятие и сущность системы управления персоналом;
описать методы системы управления персоналом;
выявить особенности управления персоналом в ресторанном бизнесе;
провести анализ системы развития управления персоналом ООО «Космос» Ресторан;
привести общую характеристику предприятия;
провести анализ кадрового состава ООО «Космос» ресторан;
провести анализ управления персоналом;
определить направления совершенствования системы управления персоналом ООО «Космос» ресторан;
выработать мероприятия по совершенствованию системы развития управления персоналом;
провести оценку эффективности.
Объект и предмет исследования. Объектом работы выступает ООО «Космос» ресторан.
Предмет исследования – организационная структура управления персоналом ООО «Космос» ресторан.
В качестве инструментария, применялись методы экономического и социологического анализа, сравнения, наблюдения научной и информационной базы, синтеза полученных данных, теоретические выводы и практические рекомендации.
Практическая значимость заключается в разработке концептуальных положений и конкретных рекомендаций по совершенствованию управления персонала как стратегического уровня системы управления персоналом на предприятии.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
1. Теоретические основы управления персоналом
1.1. Понятие и сущность системы управления персоналом
Система управления персоналом ‑ это система, в которой реализуются функции управления персоналом организации [Ошибка! Источник ссылки не найден.].
По мнению Долженко Р.А., система управления персоналом является непременной составляющей для функционирования и развития любой организации, она является объективной, т.к. возникает с возникновением самой организации и не зависимо от чьей-то воли. Являясь, по сути, одной из важнейших подсистем организации, система управления определяет успех развития компании.
По мнению Н.В. Суровкина, управление персоналом является системой, которая имеет объект и субъект управления, между которыми существуют организационные и управленческие отношения, а также функции управления, которые реализуются через систему определённых методов [1].
Управление персоналом – прежде всего, научная дисциплина. Так, по мнению В.А. Спивак, управление персоналом – это комплексная прикладная наука об организационно-экономических, административно-управленческих, технологических, правовых, групповых и личностных факторах, способах и методах воздействия на персонал предприятия для повышения эффективности в достижении целей организации. Объектом этой науки являются личности и общности (формальные и неформальные группы, профессионально-квалификационные и социальные группы, коллективы и организация в целом) [2] (табл. 1).
Таблица 1
Соотношение понятий «управление человеческими ресурсами» и «управление персоналом»
Сфера деятельности |
Цель деятельности |
Типичные функции |
Кому докладывают о выполнении |
Управление человеческими ресурсами (стратегический аспект) |
Решение глобальных, долговременных, принципиально новых задач |
Планирование человеческих ресурсов Развитие индивидуальных способностей и повышение квалификации Планирование затрат на персонал в рамках общих затрат организации |
Директору |
Управление персоналом (оперативная деятельность) |
Решение повседневных проблем, которые требуют административного вмешательства |
Подбор и расстановка кадров Управление трудовой мотивацией Разрешение конфликтов Организация оценки персонала Организация оплаты труда |
Заместителю директора |
Итак, с точки зрения персонала, блок социальных целей представлен на рис. 1.
Рис. 1. Система целей, позволяющая реализовать социальные потребности, с точки зрения персонала организации
С точки зрения администрации, тот же блок целей должен включать в себя целевые задачи и условия для их решения, приведенные на рис. 2 [15].
Рис. 2. Система целей администрации по использованию персонала и условия их достижения
Характерные черты модели управления персоналом в западноевропейских школах менеджмента представлены в табл. 2 [7].
Таблица 2
Основные элементы западноевропейской модели управления персоналом
Элемент |
Характеристика |
---|---|
1 |
2 |
Функции службы управления персоналом |
Их деятельность направлена на выполнение следующих функций: - обеспечение всех участков производства необходимыми работниками; - обеспечение непрерывного обучения и повышения квалификации всех работников |
Подбор |
При подборе специалистов на руководящие должности немецкие организации руководствуются правилом выбирать их из своих рядов. |
Аттестация работников |
Оценка в разных компаниях проводится по ряду различных показателей. Аттестация проводится, как правило, один раз в год. Большую роль при оценке персонала играет самооценка сотрудника. |
Оплата труда |
Одной из основных особенностей мотивации персонала в западноевропейских странах является распространение партнерских отношений между предпринимателями и рабочими. |
Мотивация персонала |
Высокий уровень социальной защищенности, льгот и компенсаций. |
Расходы на персонал |
Расходы на персонал делятся на основные и дополнительные. |
Развитие персонала |
В европейских организациях исключительную роль играет обучение и развитие персонала. |
Систематизация исследований по эффективности западноевропейской школы менеджмента, представленная в табл. 2, показывает, что европейский менеджмент отличается от американского в незначительной степени [13].
Можно выделить следующие группы подходов к оценке эффективности персонала (табл. 3):
ориентированные на конечные результаты деятельности всей организации (прибыль, рентабельность, производительность, объемы производства и пр.).
ориентированные на показатели трудовой сферы и социального характера (производительность труда, выполнение норм выработки, использование рабочего времени, морально-психологический климат, мотивация, удовлетворенность трудом и пр.).
ориентированные на результаты деятельности системы управления персоналом (оценка степени реализации целей СУП, система требований (принципов) к эффективному функционированию).
Таблица 3
Подходы к оценке эффективности системы управления персоналом
Подход |
Содержание подхода |
Достоинства и недостатки |
---|---|---|
1 |
2 |
3 |
С выходом на конечный экономический эффект организации (А.Я. Кибанов, Ю.Г. Одегов, Т.С. Хачатуров и др.) |
Индикаторы эффективности – конечные результаты деятельности организации (прибыль, рентабельность, объемы производства, себестоимость и пр.) |
Преимущества: Простота расчетов, количественная определенность показателей, статистическая верность оценки Недостатки Невозможно нивелировать влияние множества производственных факторов и оценить непосредственно влияние системы управления персоналом на общую эффективность, отсутствует связь с затратами на управление персоналом |
С выходом на трудовые показатели и социально-психологические параметры (Е.В. Маслов, С.В. Шекшня, А.А. Крылов, Ю.В. Прушинский, А.П. Егоршин, Ю.А. Цыпкин и др.) |
Индикаторы эффективности – производительность труда; процент выполнения норм выработки; потери рабочего времени; качество труда рабочих; трудоемкость продукции, удовлетворенность трудом и др. |
Преимущества. Более прямая связь с деятельностью системы управления персоналом, количественная определенность экономических показателей, статистическая верность оценки, учет качественных параметров, социально-психологических характеристик Недостатки Эффективность управления персоналом не в «чистом» виде, а с учетом влияния других производственных факторов, комплексная оценка усложняет методику, высокая трудоемкость применения, отсутствует связь с затратами на управление персоналом |
С выходом на непосредственную оценку эффективности управления персоналом (А.А. Лобанов, В.Д. Патрушев, Б.З. Мильнер, А.С. Головачев, А.П. Вавилов и др.) |
Индикаторы эффективности – степень достижения целей в системе управления персоналом, степень реализации требований к эффективному функционированию системы |
Преимущества Оценка результатов деятельности непосредственно по управлению персоналом, возможность оценки не только количественных, но и качественных параметров деятельности, возможность проследить влияние системы управления персоналом на конечные результаты деятельности организации Недостатки Сложность, высокая трудоемкость применения, субъективность при применении методов экспертной оценки, отсутствие прямой связи с экономическими показателями деятельности организации, отсутствует связь с затратами на управление персоналом |
Еще одним из интересных подходов к оценке эффективности системы управления персоналом (впрочем, как любой системы и любого процесса), является метод системы требований (принципов) к эффективному функционированию системы управления персоналом. Основной смысл этой методики заключается в следующем положении: чем больше и полнее реализуются требования, тем эффективнее система [22].
Таким образом, управление персоналом – это целенаправленная деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включающую разработку кадровых концепций и стратегии, кадровой политики, принципов и методов управления персоналом.
1.2. Методы системы управления персоналом
Формирование трудового потенциала компании предполагает два способа. Первый – использование внутренних резервов предприятия – развитие собственного персонала (кадровый резерв, обучение, перемещение), второй – привлечение ресурсов рынка труда (внешний источник) [13].
Функции системы управления персоналом организации:
Функция планирования персонала заключается в разработке кадровой политики и стратегии управления персоналом; анализе кадрового потенциала организации и рынка труда; организации кадрового планирования и прогнозирования потребности в персонале; поддержании взаимосвязей с внешними источниками, обеспечивающими организацию кадрами.
Функция управления наймом и учетом персонала заключается в организации набора кандидатов на вакантную должность; организацию отбора (собеседования и оценки) и приема персонала; учете приема, перемещений, увольнений персонала; управлении занятостью, документационном обеспечении системы управления персоналом.
Процесс набора и отбора персонала является частью науки об управлении персоналом.
В общем виде, управление – это такой вид деятельности человека, который представляет собой целенаправленное воздействие на людей и активизирует их совместную деятельность [17].
Зарождение управления началось ещё несколько тысячелетий назад, со времён древних Шумер, Египтян, царя Хаммурапи.
Можно выделить ряд авторов, которые внесли огромный вклад в науку управления:
Таблица 4
Развитие теории и практики менеджмента
Год |
Автор |
Основной вклад в развитие менеджмента |
1776 |
Адам Смит |
Применение принципа специализации, концепция контроля |
1832 |
Чарльз Беббедж |
Упор на научный подход, признание необходимости разделения труда |
1900 |
Фредерих У. Тейлор |
Научный менеджмент, системный подход |
1916 |
Анри Файоль |
Первая полная теория менеджмента, функции и принципы менеджмента |
1917 |
Макс Вебер |
Теория бюрократического построения организации и управления ею |
1927 |
Элтон Мэйо |
Социологическая концепция групповых устремлений |
1933 |
Абрахам Маслоу |
«Пирамида потребностей» - иерархическая структура человеческих потребностей |
1950 |
Питер Ф. Друкер |
Концепция управления по целям |
1960 |
Дуглас Мак-Грегор |
Теория Х: - обычный человек старается избегать работы - большинство людей действуют в интересах организации только путём принуждения - человек предпочитает не брать на себя ответственность, предпочитает, чтобы им управляли Теория Y: - выражение физических и эмоциональных усилий в работе так же естественно, как и во время игры или отдыха - ответственность перед организацией прямо пропорциональна получаемому вознаграждению - обычный человек стремится взять на себя ответственность |
1965 |
Игорь Ансофф |
Модель стратегического планирования, стратегический менеджмент |
1981 |
Уильям Оучи |
Концепция теории Z: - долгосрочный наём кадров - групповое принятие решений - индивидуальная ответственность - низкая скорость оценки и продвижения кадров - всесторонняя забота о работниках |
1985 |
Том Питерс, Роберт Уотерман, Ричард Паскаль, Энтони Атос |
Теория 7-S – Эффективная организация обеспечивается с помощью семи составляющих: стратегия, структура организации, система процессов, штат, стиль, квалификация, разделение ценностей. |