Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (ООО «Интерджет» ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 1 - Этапы развития организации[1]

Несмотря на наличие множества фаз, сущность жизненного цикла системы выражается тремя основными фазами-векторами:

  • развитие, подготовка к определенному виду существования (деятельности) системы;
  • деятельность системы;
  • деградация, сокращение деятельности с последующей ликвидацией системы либо воспроизведение системы, новое развитие для другой деятельности.

Можно дать следующее общее определение «жизненного цикла», применимое ко всем видам систем.

Жизненный цикл системы (System Lifecycle — SLC) — это множество её закономерных изменений во времени (фаз) от момента возникновения (появления) системы до момента её исчезновения (ухода).[2]

Общими параметрами жизненного цикла систем являются: момент появления и ухода системы, общая длительность, длительность каждой фазы, порядок чередования фаз, вид фаз и фазных изменений, показатели, характеризующие состояние системы в каждой фазе.

1.2 Стадии жизненного цикла организации и специфика их проявления

Понятие «жизненный цикл» широко используется в практике менеджмента применительно к таким системам, как отрасль, организация, работник, производственная технология, продукт (изделие), проектная деятельность.

Теория жизненного цикла систем требует дальнейшего развития, что связано с переходом мирового сообщества от индустриальной экономики к экономике информационного типа (экономике знаний), которая имеет ряд особенностей:

  • увеличение нематериальной (информационной) составляющей в хозяйственной деятельности организации;
  • усиление роли новизны (новых идей, инноваций) в обеспечении конкурентных преимуществ организации;
  • нестабильность организационной среды, увеличение интенсивности изменений во внешней и внутренней среде организации;
  • усиление влияния человеческого фактора на результаты хозяйственной деятельности организации;
  • дальнейшая дифференциация потребностей потребителя, стимулирующая появление новых видов продуктов;
  • увеличение доли творческого, интеллектуального труда человека по сравнению с физическим, ручным трудом.

Стадии жизненного цикла организации подразделяются на две основные группы: рост и старение. Рост происходит с зарождения и заканчивается расцветом, после чего наступает старение, начинающееся со стабилизации и заканчивающееся смертью организации. Рассмотрим их подробнее, фокусируя внимание на особенностях использования и привлечения финансовых ресурсов на каждом из этапов.

Рисунок 3 – Стадии жизненного цикла организации

Если жизненный цикл отражает динамику изменений количественных характеристик жизнедеятельности системы, относящейся к определенному классу, роду и виду, то жизненный цикл экземпляра системы отражает в динамике его качественные изменения посредством количественных показателей состояния системы. Например, для изделия предприятия это могут быть показатели технических характеристик: мощность, производительность, физический износ. Для работника предприятия это могут быть показатели его профессиональной деятельности, например производительность труда, количество ошибок, уровень сложности решаемых задач.

Учёт и накопление данных по жизненному циклу каждого экземпляра позволяет решать следующие задачи:

Мониторинг жизненного цикла экземпляра с фиксацией показателей по каждой фазе для оперативного решения текущих задач и проблем. Например, руководитель, имея подробную информацию о том, как сотрудник проявлял себя на фазе «молодость», во время учебы в вузе: по каким предметам он был успешен, а по каким нет, как проявлял себя в социальной среде, какие имел интересы, может принять правильное решение об использовании его в организации. В противном случае будет потеряно время на «распознавание» человека в процессе его работы в данной организации. Вполне возможно, что неправильное позиционирование сотрудника на должность из-за отсутствия достоверной информации приведет к недоиспользованию, а то и потере ценного для организации ресурса.

Мониторинг жизненного цикла экземпляра с фиксацией показателей по каждой фазе, для того чтобы в будущем при возникновении проблем функционирования данного экземпляра можно было провести анализ причин их возникновения. Например, это может быть изделие ответственного назначения, для которого в случае потери его работоспособности необходимо быстрое её восстановление.

Таким образом, теория жизненных циклов предоставляет возможность увидеть динамику организации, то есть не рассматривать ее как статичное образование. Представление о динамике организации позволяет сделать вывод о своевременности тех или иных управленческих решений, касающихся управления финансовыми ресурсами организации в том числе.


1.3 Управление организацией на жизненных этапах развития

Выбор стратегии для конкретного предприятия зависит от того, на какой стадии жизненного цикла оно находится. Всего выделяют четыре основных стадии:

1) зарождение;

2) рост;

3) зрелость;

4) упадок.

На первом этапе (зарождение) предприятие должно думать как об уровне финансовой устойчивости, так и об экономическом росте.

Следует отметить, что на первом этапе при создании организации, когда свободно протекает творческий процесс, организация стремится к устойчивости. Ключевую роль играет анализ сложившейся ситуации.

Чтобы перейти ко второму этапу – росту – необходимо выбрать тип управления в зависимости от условий, от решаемых задач. Тип может быть оперативным или стратегическим. Главным критерием при выборке типа управления должно быть поддержание стабильного баланса между стабильностью и инновациями.

Вторая стадия (рост) характеризуется быстрым ростом уровня основных характеризующих показателей экономической деятельности (прибыль, рентабельность и т.п.) и увеличением сбыта.

На третьей стадии (зрелость) предприятие должно придерживаться стратегии стабильности, при этом зачастую приходится жертвовать уровнем финансовой устойчивости в пользу экономического роста. То есть, предприятие осуществляет полное использование ресурсов, что может привести к нарушению устойчивой структуры баланса.

На последнем этапе предприятие уже не думает об экономическом росте, а пытается поддерживать свою финансовую устойчивость.

Таким образом, предприятие находится перед выбором:

1) добиваться экономического роста, который приведет к увеличению оборота и прибыли, но может послужить и источником дестабилизации производственной системы;

2) быть финансово устойчивым.

Выбор альтернативы представляет значительную сложность. От того, какой путь выберет предприятие, будут зависеть результаты его финансово-хозяйственной деятельности и период нахождения на рынке.

Предприятие может выбрать следующие направления собственного развития:[3]

1) ограниченный рост;

2) рост;

3) сокращение;

4) сочетание вышеуказанных альтернатив.

Под ограниченным ростом понимается стратегия, направленная на ограничение выпуска продукции (объемов производства). Речь идет не о снижении объемов продукции, а о рациональном подходе к данному вопросу. То есть, определяя количество продукции, которое необходимо выпустить, руководство исходит из достигнутого. Далее, если сбыт продукции продолжает расти, количество производимого товара увеличивается до тех пор, пока рынок им не насытится, и далее объем выпускаемой продукции поддерживается на определенном уровне, пока не наступят конъюнктурные изменения на рынке.


Стратегия роста имеет множество оговорок. Данная стратегия может выбираться предприятиями, которые входят на рынок с уникальной продукцией, которая ранее отсутствовала на рынке. Кроме этого, данная стратегия используется на рынке с быстро развивающимися технологиями. В случае, если стратегия роста выбирается на сформировавшемся рынке, где уже достигнуто определенное равновесие для выпускаемого продукта, то данная стратегия должна воплощаться с одновременным проведением определенной политики, направленной на вытеснение с рынка конкурентов или на завоевание новых рынков. Это может быть понижение цены на товар, повышение его качества, поиск новых рынков сбыта и т.д. То есть, увеличивая рост производства, необходимо в обязательном порядке позаботиться о сбыте товара. Кроме этого, стратегии роста должен предшествовать глубокий анализ внешней среды. Самое главное, что необходимо исследовать, - это наличие спроса на выпускаемый продукт. И только сочетание стратегии роста с определенной политикой, направленной на расширение сбыта может привести предприятие к ожидаемой прибыли.

Стратегия сокращения применяется реже. Здесь подразумевается разумное, взвешенное сокращение, которое выражается в установлении уровня преследуемых целей ниже уровня, достигнутого ранее. На первый взгляд, данная стратегия не рациональна, но это не так. Рациональность в данном случае определяется исходя из имеющихся альтернатив. Как уже отмечалось выше, не всегда рост объемов (ограниченный рост) может привести к росту прибыли. Вся проблема в ограниченности сбыта. Нельзя выпустить продукции больше того количества, которое могут купить и употребить. Нарушение данного принципа ведёт к переизбытку товара и к кризису экономики, что наблюдается сейчас в мире. Быстрый рост спроса на товар, который был обусловлен необдуманной кредитной политикой банков (в области потребительских кредитов), привёл к неправильной оценке ситуации, и многие крупные кампании увеличивали свои размеры и выпуск продукции. В итоге потенциальные потребители исчерпали свои кредитные возможности, что привело к резкому снижению спроса.

Отсечение лишнего носит более мягкий характер. Данному выбору предшествует анализ производства, который проводится в целях определения структурных звеньев организации, которые не оказывают значительного воздействия на её деятельность. Мотивы для выбора данного направления такие же, как и для ликвидации. Отсечение осуществляется для того, чтобы снизить издержки, и тем самым увеличить доходы. Отсечение может привести к положительным результатам, если отсекаться будут те звенья, которые не являются главными (связующими), иначе, вся структура фирмы может рассыпаться. Например, если речь идет о выборе, то рациональнее будет отсечь отдел кадров (для относительно небольших организаций), чем отдел сбыта.


Суть сокращения носит примерно такой же смысл, как и отсечение, только здесь речь может идти о сокращении штатов в подразделениях, а не о полном их отсечении.

Переориентация заключается в пересмотре некоторых направлений в деятельности организации. Переориентация осуществляется в том случае, если новое будет эффективнее того, что было ранее.

И еще один вариант действий, - это выбор стратегии сочетания всех альтернатив. Данной практики придерживаются в основном крупные фирмы, которые осуществляют свою деятельность в нескольких отраслях. Принцип и суть данной стратегии исходит из ее названия. То есть, руководство разумно сочетает все имеющиеся альтернативы, в зависимости от складывающейся ситуации.

Стратегическое лидерство, формируя структуру власти, должно быть инновационным, предприимчивым и адекватным условиям среды функционирования. Для реализации каждой стратегии можно подобрать оптимальный набор ресурсов. На каждой из стадий жизненного цикла компании для выживания и процветания необходимо реализовать разные стратегии, при этом ученые не дают исчерпывающего ответа на вопрос какой стратегии на каждом из этапов жизненного цикла придерживаться, в научных трудах исследователи обходят данный вопрос стороной.

Рисунок 4 - Реализация стратегий компании: доминантные ресурсы, соотнесение этапа жизненного цикла (ЖЦО) и приоритетной стратегии

На рисунке 4 курсивом выделены стадии жизненного цикла, на которых, по мнению автора, возможна реализация стратегий каждого вида. Жирным шрифтом выделены ресурсы, которые в приоритете необходимы в реализации стратегий. Так, организации, реализующей стратегии интегрированного роста, для их успешной реализации необходимо выработать и реализовывать стратегии таких функциональных областей, как – финансы, кадры, управление; а для реализации стратегий сокращения, основное внимание должно быть направлено на области кадров, управления, реализацию человеческого потенциала, информационно-коммуникационные связи.

Таким образом, для успешной реализации стратегического лидерства необходимо пройти стратегическую адаптацию между компонентами внешней среды, задающими условия существования и внутренними ресурсами, определяющими возможности развития компании. При наличии разрыва между указанными компонентами, организация попадает в стратегическую ловушку, выходом из которой может служить прекращение существования компании (банкротство), либо, если лидер смог развить потенциал ресурсов, компания совершает скачок в развитии, переход на следующий этап жизненного цикла.