Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Подходы к определению организационного конфликта).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 180
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования организационного конфликта
1.1 Подходы к определению организационного конфликта
1.2 Основные концепции исследования стратегий поведения в конфликте
1.3 Анализ причин и факторов, влияющих на ход конфликта
2.1 Системное описание объекта, эмпирические показатели и индикаторы исследования
2.2 Результаты первичного анализа данных исследования
2.3 Практические рекомендации в управлении поведением в конфликтах ситуациях
2.1 Системное описание объекта, эмпирические показатели и индикаторы исследования
Цель эмпирического исследования состоит в выявлении факторов, влияющих на стратегию поведения сотрудников компаний из банковского сектора в организационном конфликте. Для достижения цели необходимо решить следующий круг задач:
- Разработать на основе системного описания объекта показатели (индикаторы) для исследуемых факторов
- Выдвинуть гипотезы о взаимосвязи между исследуемой группой факторов и стратегиями поведения в конфликте
- Разработать инструментарий
- Сформировать выборку исследования
- Собрать необходимое количество заполненных анкет в компаниях банковской отрасли для дальнейшего анализа
- Провести первичный анализ данных в программе SPSS
- Проанализировать исследуемые переменные методом таблиц сопряженности и факторного анализа
- Выявить в ходе количественного исследования, существует ли взаимосвязь между исследуемыми факторами и стратегией поведения в организационном конфликте
- На основании полученных результатов эмпирического исследования разработать практические выводы, которые могут быть использованы руководителями компаний в процессе управления конфликтами
Для решения поставленных задач будут операционализированы
ключевые понятия, используемые в исследовании, и сформированы показатели и индикаторы изучаемого объекта.
В процессе теоретического анализа исследуемой проблемы было сформулировано структурированное представление основных подходов к исследованию стратегий поведения в организационном конфликте и факторов, на них влияющих. Таким образом было сформировано системное описание объекта, которое представлено в Приложении 2, и в котором показаны объект и предмет исследования.
Теоретическим объектом исследования являются стратегии поведения работников в организационном конфликте. Эмпирический объект представлен сотрудниками трех российских компаний банковского сектора.
Предметом исследования являются факторы, определяющие стратегию поведения. Ключевые понятия объекта исследования следующие: избегающая стратегия, стратегия приспособления, компромиссная стратегия, стратегия соперничества, переговорная стратегия.
Системное описание объекта, представленное в Приложении 2, отражает выбранную в процессе теоретического анализа модель Томаса-Килманна (Thomas & Kilmann, 1990), а также интегрированную систему показателей-факторов (предмета исследования), разработанную на основании различных подходов к оценке их влияния на стратегии поведения в организационном конфликте и представленную в Приложении 1. В связи с учебным характером данного исследования и временным ограничением его проведения, было решено исследовать внутриорганизационные факторы и объединить их в следующие две группы: факторы горизонтальной и вертикальной дифференциации.
Факторы группы горизонтальной дифференциации, связанные с особенностями распределения функций в организации, функциональной взаимосвязью сторон конфликта и конкуренцией за ресурсы.
- Борьба сотрудников за различные ресурсы в организации является одним из исследуемых факторов в данной работе. Под ресурсами следует понимать различные категории, а именно:
- материальные ресурсы (сырье, финансы)
- информация- особенности ее распределения в организации
- человеческие ресурсы- квалификация персонала в определенных проектах, обеспечение проекта нужным количеством людей
- временные ресурсы
- Функциональная взаимосвязь сторон конфликта связана с организационной структурой компании, а именно с дублированием функций в организации и с выявлением противоречий между функциями участников проекта.
- Распределение функций сторон конфликта связано с различием интересов каждой из них.
Факторы группы вертикальной дифференциации, связанные с иерархией в организационной структуре и децентрализацией, а именно:
- возможность самоуправления ( как характеристика самостоятельности при принятии решений сотрудников в рамках определенных проектов)
- отсутствие отношений подчинения между сторонами
- иерархия власти, которая представлена позицией начальника в конфликте с подчиненными и позицией подчиненного в конфликте с начальником
Для дальнейшего исследования установленных факторов будут сформулированы показатели- индикаторы, к каждому из которых будет разработан соответствующий вопрос. Индикаторы каждого из факторов, отражены в таблице 1 «Индикаторы исследуемых факторов».
Первая часть анкеты представлена тестом Томаса-Килманна (Приложение 3 «Тест Томаса-Килманна). Такой выбор был сделан, исходя из анализа теоретических подходов и методик анализа стратегий поведения в конфликте. Метод Томаса-Килманна давно приобрел статус практического пособия в конфликтологии, поскольку позволяет достаточно точно диагностировать реакцию человека в определенном конфликте. Но для более четкого раскрытия проблемы исследования, инструментарий был дополнен анкетой с вопросами, касающимися исследуемых факторов. Таким образом, помимо проверенного годами тестирования на стратегии поведения в конфликте, были также сконструированы вопросы анкеты для анализа организационных факторов, влияющих на стратегию поведения в конфликте.
Вопросы для второй части анкеты были сформулированы исходя из разработанных индикаторов. Полная характеристика вопросов с индикаторами, которые они характеризуют представлена в Приложении №4 «Таблица индикаторов с соответствующими вопросами из анкеты».
Таблица 1
«Индикаторы исследуемых вопросов»
Понятие |
Индикатор |
Конкуренция за ресурсы |
Наличие ограничений по выделению финансовых средств для различных департаментов в рамках одного проекта |
Возможность доступа к информации |
|
Достоверность информации |
|
Своевременность информации |
|
Возможность привлечь дополнительный персонал |
|
Зависимость материального вознаграждения от временных затрат |
|
Функциональная взаимосвязь сторон |
Наличие дублирования функций в рамках определенного проекта |
Наличие противоречий в функционале сотрудника |
|
Распределение функций |
Наличие неравномерного распределения функций в организации |
Возможность самоуправления |
Сотрудники могут самостоятельно принимать решения |
Отсутствие подчинения между сторонами |
Позиция сторон конфликта без подчинения друг другу |
Иерархия власти |
Позиция начальника в конфликте с подчиненным |
Позиция подчиненного в конфликте с начальником |
Исходя из проанализированной литературы и систематизации объекта исследования были сформулированы следующие гипотезы:
1. Наличие конкуренции за ресурсы влияет на стратегию поведения.
2.Влияние функциональной взаимосвязи сторон на стратегию поведения.
3.Влияние распределения функций между персоналом на стратегию поведения
4. Возможность сотрудников к самоуправлению влияет на стратегию поведения
5. Позиция сторон конфликта в организационной иерархии влияет на стратегию поведения
Решение поставленных эмпирических задач и проверка гипотез будет осуществляться посредством эмпирического исследования в нескольких компаниях банковского сектора.
Следует отметить, что исследования конфликтов в организации является проблемным, в связи со следующими причинами:
Во-первых, компании довольно скептически и осторожно относятся к допуску постороннего человека во внутреннюю среду для исследования конфликтов, так как принято считать, что конфликты являются отрицательным показателем деятельности.
Во-вторых, важным условием для проведения анализа является наличие организационного конфликта на данный момент или за прошедший год, что так усложняет поиск нужного эмпирического объекта.
В связи с вышеизложенными препятствиями к сбору информации, было решено провести дистанционное анкетирование, без непосредственного посещения офиса компаний и контакта с работниками. Поиск и коммуникации с респондентами велись посредством деловой социальной сети «LinkedIn» и электронной почты.
Первым этапом стало расширение первого круга контактов в социальной сети LinkedIn. В результате сеть была расширена до 1873 контактов.
Эмпирическим объектом исследования послужили работники (специалисты и менеджеры) компаний банковского сектора. Выборка была определена в размере по меньшей мере 75 респондентами, в лице специалистов и менеджеров компаний. Решение о включении по меньшей мере, трёх различных организаций из одной сферы деятельности, основано на минимизации искажений результатов из-за преобладающей организационной культуры. Компании отбирались, исходя из области деятельности, численности персонала, организационной структуры, и главного критерия отбора- наличие организационного конфликта на данный момент, или за прошедший год.
Организации, которые были задействованы в исследовании относятся к банковской отрасли. По договоренностям с респондентами, и для соблюдения конфиденциальности данных, их названия будут заменены.
Компания «Х»- начала работу в России 1996 году. Банк оказывает полный спектр услуг частным и корпоративным клиентам, резидентам и нерезидентам, в рублях и в иностранной валюте. Банк имеет около 200 обособленных подразделений, включая 7 филиалов (в Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Краснодаре и Хабаровске), 98 дополнительных, 86 операционных, 6 кредитно-кассовых офисов и 4 операционные кассы вне кассового узла. Организация обслуживает свыше 12 тысяч корпоративных клиентов и Держателям пластика доступно более 1900 банкоматов, обслуживает свыше 12000 корпоративных клиентов. Среднесписочная численность персонала превышает 9,3 тыс. человек.
Компания «Y»- начала свою деятельность в России в 1881 году. Банк предоставляет услуги по управлению крупными частными капиталами, занимается инвестиционно-банковскими и коммерческими услугами, а также является крупнейшим работодателем в области разработки программного обеспечения. Занимает лидирующие позиции на рынке организации слияний и поглощений, облигационных займов. Также банк сверхактивен на рынках ценных бумаг, конверсионных операций и межбанковского кредитования. Численность персонала составляет порядка 5 150 человек.
Компания «Z»- была зарегистрирована в России в 1993 году. Стратегия Группы нацелена на повышение качества обслуживания клиентов и выход на лидерские позиции в области инноваций, обеспечение роста за счет развития бизнеса, усиление взаимодействия между подразделениями и достижение устойчивой доходности. Численность персонала компании составляет почти 6 тысяч человек (без учета дочерних банков и компаний), которые обслуживают более 35 тысяч корпоративных клиентов и свыше 2 млн физических лиц.
Принцип отбора респондентов основывался на наличии организационного конфликта в департаменте (отделе) на данный момент или за прошедший год. Коммуникации велись посредством деловой социальной сети LinkedIn и личной электронной почты. Первым шагом стало добавление в сеть контактов целевых кандидатов для участия в исследовании. Поисковая система социальной сети LinkedIn позволяет отобрать контакты первого круга[22] из вышеуказанных компаний и отослать каждому из них письмо с приглашением участия в исследовании. Текст письма представлен в Приложении 5 «Письмо-приглашение для участия в исследовании». Респонденты отправляли заполненную анкету в ответ на моё сообщение, либо просили отослать анкету на личную почту. Конверсия ответов на мои приглашения участия в исследовании составляла 1:4. Тем не менее, такой формат сбора данных позволил реализовать намеченный план по количеству заполненных анкет. Таким образом, было собрано 86 анкет, из которых 2 анкеты оказались заполненных на 1/3, поэтому репрезентативных анкет было собрано в количестве 84 единицы, которые и были проанализированы в дальнейшем.
2.2 Результаты первичного анализа данных исследования
Обработка данных количественного опроса была осуществлена с использованием программы для статистической обработки данных SPSS версии 17.0. Были применены следующие методы анализа данных:
- Частотный одномерный анализ для выяснения общей распространенности изучаемых переменных.
- Статистическая проверка гипотез на основе построения таблиц сопряженности.
- Для выявления связей между переменными с номинальными шкалами были применены показатели коэффициент сопряженности признаков Лямбда, коэффициент Фи и V Крамера, а также проанализированы стандартизированные остатки.
- Для выявления связей между переменными с порядковыми шкалами были применены показатели коэффициент Гамма, d Сомера, b и c Кэндалла.
- Также был проведен факторный анализ, который был дополнен таблицами сопряженности по новым факторам