Файл: Основы по формированию модели руководителя и лидера в организации..pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Теоретические основы понятия и сущности лидерства в организации
1.1.Традиционные теории лидерства
1.2. Современный подход к лидерству
1.3. Развитие навыков лидерства
Раздел 2. Роль лидерства в управлении предприятием
2.1. Основная роль лидера в управлении предприятием
2.2. Процесс управления лидерством на предприятии
Потребность в этих качествах обусловлена спецификой ситуации и особенностями поставленных задач. При этом необходимо сочетание личностных черт с профессиональной компетентностью (чаще всего здесь имеется в виду наличие аналитических способностей, профессиональных знаний, умение руководить).
Исследования раскрыли важность для лидера еще одного качества – эмоциональной интеллигентности, которая предусматривает: самоинформованность, саморегуляцию, мотивацию к достижениям, эмпатию, социальные навыки. Лидерство – форма деятельности, проявляющаяся в отношениях между лидером и теми, кто поддерживает его и идет за ним, в особых чертах характера лидера и реакции других людей, в воздействии лидера на большинство. Этот «влияние лидера предполагает его положительное содействие в достижении общих целей», что и определяет присущую ему функцию как одну из форм межличностного общения и взаимодействия в команде для решения общих задач. Лидер совершает поступки («акты лидерства»), структура которых характеризуется элементами, которые взаимодействуют между собой и изменяются, определенными личностными чертами лидера, его способностями, возможностями для реализации целей других людей в процессе ситуационной взаимодействия. Такое доминирование существует внутри группы, где лидер занимает определенную позицию и выполняет роль для достижения целей группы, коллектива.
Оценивать лидера необходимо по степени и качеству воздействия на членов группы и внутригрупповые процессы, на изменение характеристик состава группы, природу и эффективность ее деятельности. Лидер, для сохранения своей позиции, должен быть чувствительным к нуждам и запросам группы.
2.4 Факторы, определяющие эффективность лидера в организации. Оценка и профиль эффективности лидера компании
Одной из основных функций менеджера назовем контроль стабильных процессов. Лидер кроме контроля задает себе цель улучшить конкретный процесс. Только непрерывное развитие и динамика, по мнению лидера, обеспечивают укрепление конкурентных позиций организации. Поэтому и утверждаем, лидер – инициатор и катализатор изменений в организации.
Особенность лидера заключается в том, что он способен приспосабливать стиле руководства соответствии с ситуацией. Руководитель не может быть компетентным абсолютно во всех вопросах. Понимая это, он должен создать вокруг себя команду, в составе которой преданные делу сотрудники, внешние консультанты. В такой команде не могут быть только исполнители, ее целесообразно формировать из инициативных и «мобильных» людей – значит, лидеры необходимы на всех уровнях организации.
Тип лидера |
Основные функции во время реализации изменений |
Лидер - представитель руководящего аппарата |
• Инициирование и поддержка изменений • Делегирование полномочий на более низкие уровни, что будет означать рост доверия и повышения независимости конкретного отдела. Делегирование полномочий добавляет свободы на низших уровнях, необходимой для самостоятельности в принятии решений • Постоянный мониторинг реализациизмин и выработки направлений дальнейшего движения • Создание условий для реализации изменений: обеспечение менеджмента инструментарием - интеллектуальным и финансовым • Открытое и публичное изложение планов предприятия на будущее: ключевые управленцы должны регулярно принимать участие в собраниях, которые целесообразно строить так, чтобы все плюсы и минусы работы было бы невозможно скрыть • Четкое определение направления изменений. Планируемые изменения должны быть четкими, ни в коем случае не абстрактными. Учитывая ориентирования подчиненных на конечный практический результат, лидер уверенно прогнозирует практическую ценность изменений, разъясняет подчиненным привязанность изменений восновных проблем предприятия. • Периодическое ознакомления с реакцией работников на введение изменений; определения стимулирующих и тормозных факторов • Мотивировка, будет зависеть от ожидания менеджера: (общество, клиент, компания, рабочая команда, «Я» лично) • Коммуникация с внешней средой • Наставничество, которое заключается в умении выслушать менеджера среднего звена и оказания помощи в принятии решения |
Лидер - менеджер среднего звена |
Лидер - менеджер среднего звена • Перенятие полномочий, делегированных высшим руководством • Мониторинг состояния реализации изменений в конкретном отделе; его анализ с целью внесения корректив как самостоятельно так в сотрудничестве и по приказам руководства • Распоряжение инструментарием и ресурсами для реализацииизменений • Четкое определение направления изменений. Это означает ответ на следующие вопросы: для чего необходимы именно эти изменения, кому они нужны, какую пользу от этого получат работники, кто будет принимать в них участие. • Мотивировка: (общество, клиент, компания, рабочая команда, «Я» лично). Вознаграждение целесообразно осуществлять за конкретные результаты • Лидер как пример. Менеджер своими действиями показывает подчиненным пример эффективно организованного рабочего времени и рационального поведения при реализации процесса изменений • Наставничество, заключающийся в добровольной ориентации на развитие своих профессиональных навыков и навыков подчиненного, необходимых для успешной реализации изменений |
Неформальный лидер (специалисты отделов, внутренние консультанты) |
• Содействие углублению доверия работников к менеджерам среднего звена и высшего руководства - роль связного мостика между менеджерами среднего звена и их подчиненными • Помощь в понимании в коллективе пользы и важности от реализации изменений • Содействие развитию эмоциональной привязанности сотрудников отдела к изменениям • Содействие созданию согласованной (ненапрягаемой) атмосферы в отделе при реализации изменений |
Часто в работах ученых и практических рекомендациях руководителей различных уровней крупных предприятий отмечается необходимость проведения различных тренингов и обучающих семинаров с целью развития лидерских качеств у работников.
Существуют следующие критерии оценки лидерства:
1. Врожденное стремление вести за собой. Быть лидером означает указывать путь другим – лучший, самый короткий, самый безопасный. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним.
2. Мотивация первенства. Для того, чтобы стать лидером, недостаточно быть первым. Первенство предусматривает лучше, чем в других, жизненные результаты, является следствием усилий человека, которые демонстрируют ее профессионализм, компетентность, способности, таланты и другие выдающиеся качества.
3. Влиятельность. Ведь, чтобы стать лидером и вести людей за собой, нужно быть влиятельным человеком. Во-первых, это человек, который обладает определенной властью. Во-вторых, влияние этого человека не поддержана извне (государством или обществом), а полученная самостоятельно.
4. Погруженность и влюбленность в свое дело. Лидер умеет выдержать грань между своим призванием и различными увлечениями. Для лидера мотив деятельности соответствует самой деятельности.
5. Компетентность и креативность. Лидером становится человек, который хорошо разбирается в своем деле и использует творческий подход в решении проблемных вопросов и ситуаций.
6. Психологическая надежность – способность, по словам ученого, поддерживать нужный уровень «я хочу», «я могу» и «я должен» в различных, особенно напряженных, ситуациях жизнедеятельности.
7. Адекватная самооценка и саморегуляция. У лидеров в большинстве случаев сочетаются высокий уровень притязаний, высокая самооценка в сочетании с высокой требовательностью к себе и ко всему, что касается групповых ценностей и целей.
Настоящий лидер свободное от зависти и умеет искренне радоваться за успехи других.
8. Самосовершенствование. Настоящий лидер хочет учиться, приобретать опыт, совершенствовать свои умения и навыки[15].
Самой распространенной является так называемая харизматичная концепция, согласно которой лидерство получают выдающиеся люди как-то, что сошло на них как благодать. Харизматический тип лидерства основано на неординарных, необычных качествах самого лидера; по сути, этот тип лидерства опирается на авторитарный механизм властвования[16].
Харизма – это особое свойство личности, благодаря которой человека оценивают как одаренного особыми качествами и способного влиять на других[17]. Потребность людей в таком лидере возникает в экстремальных исторических обстоятельств, чаще всего в религиозном или политической жизни. Харизматический лидер вызывает у окружения абсолютное доверие, располагает к преклонение перед ним.
Заключение
Экономические, организационные и социальные изменения, характерные сейчас практически для всех организационно-правовых форм хозяйствования во всех отраслях национальной экономики, заставляют руководителей быть постоянно готовыми к изменениям стиля руководства. Лидерство – ключевой элемент реализации изменений и развития организационной культуры. Приведенные индивидуальные стили руководства коллективом определяют роль каждого из них при реализации изменений в организации, выполнения менеджером своих управленческих функций. Воспитание лидерских качеств должно направляться на развитие эффективного менеджмента и стимулирования работников с высоким лидерским потенциалом к инициативности по совершенствованию деятельности предприятия.
Руководство характеризуется как социальное влияние руководителя, то есть как непосредственное или косвенное влияние на поведение и положение подчиненных, а лидерство определяется, как способность влиять на других для достижения определенной цели. То есть под лидерством понимают один из процессов организации малой социальной группы и управления ею, который способствует достижению групповой цели в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом. Лидер – член группы, спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической и достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной деятельности людей для быстрого и успешного достижения общей цели. Лидерство имеет прямое отношение к личным умений, способностей и влияния, ведь доказано, что лидер – это человек, который, удовлетворяя собственный эгоизм, реализует общественный интерес. При этом, лидер стимулирует прогресс в обществе и вносит оживление в экономику, что дает толчок эволюции общества.
Руководство же, в отличие от лидерства, официально регламентированным социально организованным процессом. Общим для лидерства и руководства является возможность и способность развивать и применять власть, то есть влиять на поведение других людей или на ситуацию. Это влияние осуществляется с помощью различных средств: авторитета, права принуждения, традиций, экономических или идеологических механизмов.
Организация без лидера обречена на упадок. Управленец, имеющий консервативный взгляд на мир и на свое дело, боится перемен и нововведений, не сможет вывести организацию на новый уровень. Организация станет беззащитной перед конкурентами, даже при условии, что сегодня ее продукция удовлетворяет требования потребителей в несколько раз эффективнее чем аналогичная продукция конкурирующих фирм. Итак, лидерство - ключевой элемент реализации изменений и развития культуры организации. Приведенные функции определяют роль каждого из указанных типов лидеров во время реализации изменений. Программы по воспитанию лидерских качеств направлены на развитие эффективного менеджмента и стимулирования работников с высоким лидерским потенциалом к инициативности по совершенствованию деятельности предприятия.
Дальнейшие исследования необходимо сосредоточить на таких вопросах: исследование факторов, определяющих необходимость внесения изменений в деятельность предприятия; детальная классификация изменений на предприятиях; определения стимулирующих и тормозящих факторов внедрения изменений и разработка методов их преодоления; выработки методов управления изменениями на предприятии; количественное оценивание эффективности введенных изменений.
Список использованных источников
- Афанасьев В. Г. Человек в управлении обществом / В.Г. Афанасьев. - М., 1997. - 324 с.
- Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология / Г.Г. Дилигенский. - М .: Наука, 1994. - С. 231.
Дилтс Р., Диринг Э., Рассел Дж. Альфа(лидерство / Р. Дилтс, Э. Диринг, Дж. Рассел. – СПб.: ЕВРОЗНАК, 2004. – С.181.
«Дженерал Электрик: гениальные идеи в гениальном исполнении». – Режим доступа: http://www.management.com.ua/bp/bp011.html.
Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз / В.Г. Королько. - М .: Реал-бук; К .: Ваклер, 2000. – с.170.
Менегетти А. Психология лидера / А. Менегетти / / Перевод с итальянского ННБФ «Онтопсихология». Изд. 4-е, дополненное. – М.: ННБФ «Онтопсихология», 2004. – С.96.
Минсберг Г. Действуй эффективно! Лучшая практика менеджмента / Г. Минсберг. – СПб.: Питер, 2011. – С.46.
Психологическая энциклопедия. 2(е изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауербаха. – СПб.: Питер, 2006. – С.54.
Сенге П.М. Танец перемен: новые проблемы самообучающихся организаций // П.М. Сенге, А. Клейтер, Ш. Робертс, Р.Б. Ричардс, Дж. Рот, Б.Дж. Смит / Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. – 624 с.