Файл: Политика развития персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Система развития персонала в стратегическом управлении
1.1 Построение системы обучения персонала
1.2 Развитие системы управления карьерой
2.2 Разработка методики оценки стабильности кадров в организации
2.3 Диагностика состояния кадров в организации для выбора направлений развития ее кадрового состава
В отчетном периоде на регулярной ежемесячной основе проводились адаптационные программы в очном формате, нацеленные на специалистов фронт-офиса территориальной сети. Проведены 10 «школ кассира» для 130 вновь принятых сотрудников Казанского филиала, 11 «школ кредитного инспектора» для 183 работников территориальной сети, 3 обучающих мероприятия по повышению квалификации 43 начальников дополнительных офисов. В связи с развитием кредитования малого бизнеса в территориальной сети реализованы двухдневные программы-стажировки на базе Головного офиса для 72 сотрудников. В конце 2016г. запущена новая вводная программа для специалистов по развитию розничного бизнеса.
- На стратегических сессиях для руководителей бизнес-направлений филиалов, в рамках которых участники знакомятся со стратегическими бизнес-задачами, перспективными планами на год, изменениями в нормативной документации, продуктовой линейке и бизнес-процессах, анализируют и обсуждают актуальные проблемы и вопросы. За 2016 год были организованы и проведены 7 стратегических сессий с участием 315 сотрудников территориальной сети.
- Программы обязательного обучения всех сотрудников Банка реализуются в соответствии с требованиями внешних нормативных актов. В общей сложности за 2016 год было обучено 750 сотрудников по вопросам информационной безопасности и пожарно-техническому минимуму.
- Программы повышения квалификации, обеспечивающие сотрудникам получение новых необходимых знаний и навыков, осуществлялись по изменениям в нормативной базе, продуктовой линейке и в связи с внедрением новых бизнес-процессов, технологий и автоматизированных банковских систем.
Важный акцент в программах обучения 2016 года был сделан на развитие навыков продаж у сотрудников фронт-офиса, а также руководителей филиалов, курирующих бизнес-направления.
Тренинг по стандартам обслуживания и предоставления информации о розничных продуктах клиентам Банка прошли 115 сотрудников, в том числе 42 сотрудника в рамках внедрения проекта удаленных рабочих мест в автосалонах и торговых центрах.
Также в 2016 году разработана и начата реализация программы обучения по кросс-продажам розничных банковских продуктов (обучение прошли 24 сотрудника Набережночелнинского филиала в рамках проекта по выдаче льготной транспортной карты, 42 сотрудника Нижегородского филиала и 33 сотрудника Ижевского, Московского и Марийского филиалов в рамках выдачи возмещений со вкладов Мобилбанка).
Продолжился цикл обучающих семинаров и тренингов для руководителей филиалов: в программе повышения квалификации «Бизнес-процессы Банка и политика трансформации перспективных планов Банка в цели филиала», а также в обучении в формате тренинга по теме: «Технологии эффективных переговоров» приняли участие 40 директоров филиалов. Кроме того, проведено обучение 43 заместителей директоров филиалов по теме: «Деловые переговоры» и «Контроль в работе руководителя».
2.3 Диагностика состояния кадров в организации для выбора направлений развития ее кадрового состава
Первым и очень важным этапом в создании оптимальной системы кадрового менеджмента в организации является диагностика существующего положения дел в области кадровой работы.
Под кадровой диагностикой (диагностикой кадрового менеджмента) понимается последовательная аналитическая деятельность, направленная на установление, анализ и опенку проблем управления персоналом в организации и выявление главных направлений их решения.
Для оценки потенциала сотрудников необходимо проанализировать возраст сотрудников и их степень образования, провести оценку качественного состава кадров.
Результаты анализа кадрового состава Банка по категориям персонала представлены в таблице 7.
Таблица 7 - Динамика структуры персонала Регионального филиала ПАО «Россельхозбанк» в 2015-2016гг.
Персонал |
2015 |
2016 |
Отклонение (+, -) |
||
Количество, чел. |
Удельный вес, % |
Количество, чел. |
Удельный вес, % |
||
Административно - управленческий |
109 |
25,1 |
86 |
21,2 |
-23 |
Обслуживающий |
246 |
56,6 |
261 |
63,5 |
15 |
Хозяйственный |
79 |
18,3 |
64 |
15,3 |
15 |
Итого: |
434 |
100 |
411 |
100 |
23 |
За анализируемый период (2015-2016 гг.) численность персонала снизилась на 23 человека: с 434 до 411 человек.
Анализ динамики персонала за 2015-2016 гг. показал, что по структуре в 2016 году наибольшую долю в численности состава кадров составляет обслуживающий персонал (63,5%), по сравнению с прошлым годом число работников данной категории увеличилось на 15 человек). Увеличение доли данной категории является следствием увеличения активности населения.
Среднесписочная численность сотрудников Банка в 2016 году на 01.01. составила 411 человек, это на 23 человека меньше чем в 2016 году.
Анализ фонда заработной платы, показал, что за анализируемый период, фонд заработной платы снизился до 27031,2 тыс. руб. с 30364 тыс. руб. в 2016 году. Уменьшение составило 3332,8 тыс. руб., что обусловлено уменьшением среднесписочной численности сотрудников на 23 человека, а также снижением размера оклада работников. Динамику фонда и среднемесячной за
В таблице 8 представлена структура образовательного уровня сотрудников банка.
Таблица 8 - Структура образовательного уровня сотрудников ПАО «Россельхозбанк»
Вид образования |
2015 |
2016 |
||
Кол-во, чел |
Доля, % |
Кол-во, чел |
Доля, % |
|
Высшее |
234 |
54% |
214 |
52% |
Неполное высшее |
165 |
38% |
164 |
40% |
Среднее специальное |
35 |
8% |
33 |
8% |
Итого |
434 |
100% |
411 |
100% |
Данные таблицы 8 показывают, что наибольшую долю от общей численности персонала предприятия занимают работники с высшим образованием - 214 человека (52%).
На рисунке 3 отображена структура образовательного уровня сотрудников в ПАО «Россельхозбанк».
8%
INCLUDEPICTURE "../../../Downloads/media/image15.jpeg" \* MERGEFORMAT
■ Высшее ■ Неполное высшее ■ Среднее специальное
Рисунок 3 - Структура образовательного уровня сотрудников в ПАО «Россельхозбанк» в 2016г., %
В таблице 9 представим половозрастную структуру персонала банка.
Таблица 9 - Качественные показатели кадрового состава Регионального Филиала ПАО «Россельхозбанк» в 2016 г.
Пол |
Возраст, лет |
Стаж, годы |
||||
до 25 |
26-30 |
31-50 |
до 3 |
3-5 |
5-9 |
|
Мужской |
20 |
56 |
18 |
15 |
36 |
43 |
Женский |
54 |
126 |
137 |
49 |
120 |
148 |
Итого |
74 |
182 |
155 |
64 |
156 |
191 |
В Региональном Филиале ПАО «Россельхозбанк» преимущественно работают женщины, это легко объясняется тем, что в организации большую потребность составляют женские профессии, такие как кассиры, бухгалтера.
Структура персонала по стажу работы представлена на рисунке 4.
INCLUDEPICTURE "../../../Downloads/media/image17.jpeg" \* MERGEFORMAT
до 3 от 3 до 5 от 5 до 10
Рисунок 4 - Структура персонала Регионального Филиала ПАО «Россельхозбанк» по стажу работы в 2016г., %
В таблице 10 рассмотрена динамика движения персонала и коэффициент текучести. Как правило текучесть кадров обладает сезонным фактором. Например, за лето она увеличивается, т.к. работники берут отпуска. В новогодние праздники обычно текучесть почти отсутствует, т.к. для работников главным стимулом является увеличение зарплаты за счет увеличения выработки.
Таблица 10 - Показатели динамики движения персонала Регионального Филиала ПАО «Россельхозбанк» в 2015-2016гг, чел
Показатель |
2015 |
2016 |
Отклонение (+/-) |
Принято |
235 |
159 |
-76 |
Уволено |
231 |
229 |
-2 |
Среднесписочная численность |
434 |
411 |
-23 |
Коэффициент текучести, % |
53 |
56 |
+3 |
В отделе персонала ПАО «Россельхозбанк» существует определенная система показателей, которые показывают эффективность его работы. Нормативные значения этих показателей, и их результаты в 2015-2016 году представлены в таблице 11.
Таблица 11 - Показатели, характеризующие эффективность кадровой работы в Региональном Филиале ПАО «Россельхозбанк» в 2015-2016гг.
Показатель |
Нормативное значение |
2015 |
2016 |
Укомплектованность кадрового состава |
99-100 |
99 |
98 |
Текучесть кадров |
25-30 |
53 |
56 |
в т.ч. текучесть новичков |
30-35 |
35 |
48 |
Обученность кадров |
90 |
80 |
90 |
Текучесть персонала - движение рабочей силы, обусловленное неудовлетворенностью работника рабочим местом или неудовлетворенностью организации конкретным работником.
Факторы, вызывающие движение персонала, разнообразны. Сила их влияния изменчива и зачастую трудно поддается количественной оценке. По степени управляемости факторы выделяются трех групп:
- факторы, возникающие на самом предприятии (производственные) - величина заработной платы, условия труда, уровень автоматизации производства, перспектива профессионального роста и т.п.;
- личностные факторы - возраст работников, уровень их образования, опыт работы и т.п.;
- факторы, внешние по отношению к предприятию, экономическая ситуация в регионе, семейные обстоятельства, появление новых предприятий и т.п.
Проанализировав таблицу 11 можно заметить, что показатель текучести кадров выше нормы на 26%. И это повышение вызвано в основном за счет повышения текучести новых кадров. Что и является главной проблемой кадровой политики руководства банка.
Проведя диагностику кадров, мы выявили следующие проблемы:
- высокая текучесть кадров, в основном молодых сотрудников;
- не развитая система адаптации.
Таким образов, проанализировав состояние кадров, стала ясной необходимость поиска путей и методов для стабилизации кадрового состава Регионального Филиала ПАО «Россельхозбанк».
Заключение
Пповышении профессиональных навыков, а также профессиональное развитие становиться необходимым условием успешной работы любой организации. Эффективное обучение персонала помимо роста прибыли, имеет ряд важных последствий: сплочение и улучшение социально-психологического климата в коллективе, раскрытие всего потенциала работников и формирование соответствующей организационной культуры. Для поддержания необходимой квалификации на уровне текущих и перспективных потребностей бизнеса и постоянного обновления теоретических и практических знаний менеджеров и специалистов в Банке построена непрерывная система обучения, ежегодно утверждается бюджет расходов на обучение и развитие персонала и годовой план обучения, охватывающий практически все группы персонала.
Обучение в Банке включает в себя:
• внешнее обучение менеджеров и специалистов Головного офиса Банка на профессиональных программах, семинарах, форумах, конференциях;
• обучение менеджеров и специалистов территориальной сети с привлечением внешних провайдеров образовательных услуг в корпоративном формате;
• внутреннее обучение в корпоративном формате с передачей знаний от менеджеров различных подразделений Банка другим сотрудникам Головного офиса или территориальной сети;
• внутреннее обучение сотрудников через реализацию собственных обучающих программ Центром оценки и развития.