Файл: Теоретические основы организации внутреннего контроля на предприятии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Контроль является одной из основных функций менеджмента. Деятельность организации требует, что бы контроль, как и планирование, с которым он теснейшим образом связан, был непрерывным процессом. Последний состоит из трех основных элементов: установления стандартов деятельности организации, подлежащих контролю; измерения и анализа ее результатов, информация о которых получена с его помощью; корректировки хозяйственных, технологических и иных процессов в соответствии со сделанными выводами и принятыми решениями. Без надежной системы контроля в настоящее время не может успешно функционировать ни одна организация.

Целью исследования является разработка мероприятий направленных на усиление внутреннего контроля на предприятии ПАО «Вертолеты России» с целью соблюдения коммерческой тайны.

Из поставленной цели вытекают задачи исследования:

  1. Рассмотреть теоретические основы организации внутреннего контроля на предприятии.
  2. Провести анализ организации внутреннего контроля на предприятии ПАО «Вертолеты России».
  3. Разработать рекомендации по организации внутреннего контроля на предприятии ПАО «Вертолеты России».

Объект исследования – ПАО «Вертолеты России».

Предметом исследования выступает методология проведения внутреннего контроля на предприятии.

Научная разработанность проблемы. Несмотря на то, что данной теме посвящены исследования таких известных современных ученых–экономистов, как: И.А. Бланк, И.Л. Гуляев, С.А. Уколова, Г.В. Савицкая, В.И. Терехин, М.В. Орлова, В.В. Ковалев и других. Методология исследования. Исследование проводилось с примене­нием общих методов научного познания: на­блюдение, сравнение, абстракция, анализ и синтез. Для решения поставленных задач использовались факторный, индексный, стати­стический методы.

Глава 1. Теоретические основы формирования контроля в условиях коммерческой тайны


1.1. Суть и значение внутреннего контроля в организации

Каждая деятельность в организации совершается в рамках двух систем.

Одна является операционной (организационной) системой, построенной для достижения намеченных целей.

Другая система является системой контроля, которая пронизывает операционную систему. Она заключается из политики, процедур, правил, инструкций, бюджетов, системы учета и отчетности. Данная система обращена, в конечном итоге, на формирование нужных предпосылок и увеличение достоверности того, что компания, в целом, и менеджеры, например, добьются назначенных целей.

Суждение внутреннего контроля возникло в лексиконе управленцев высшего звена еще в начале XVIII века. Как система контроля за работой предприятия, оно сложилось в начале XX века в виде суммы трех элементов: разделение полномочий, ротация персонала, применение и анализ учетных записей[1].

Позднее функции внутреннего контроля существенно раздались и превратились в организацию и согласование действий, которые направлены на обеспечение сохранности активов, контроль правильности учетной информации, рост эффективности операций, следование предложенной политики и процедур компании[2]. Итак, новые функции вывели суждение внутреннего контроля за пределы круга вопросов, которые относятся к обыкновенному бухгалтерскому учету. Эволюционируя и увеличивая сферу своего использования, внутренний контроль к концу XX века обернулся в инструмент контроля за рисками, где его функции близко обвиваются с функцией управления рисками - риск-менеджментом.

Внутренний контроль является процессом, который направлен на достижение стратегических долгосрочных целей компании, и – это результат воздействий руководства по планированию, организации, мониторинга деятельности компании в целом и ее некоторых подразделений.

Необходимо отметить, что внутренний контроль значительно выделяется от контроля вообще. Внутренний контроль является контролем извне компании, это система управления информацией, в противовес наружным видам контроля: законодательное регулирование, контроль со стороны вышестоящих организаций (государственные комиссии, комитеты, само регулятивные отраслевые организации, профсоюзные организации) и т.п.

 Следовательно, внутренний контроль нужен только в том случае, если устремлен на достижение определённых целей и, прежде чем оценить результаты контроля, нужно установить эти цели Система внутреннего контроля создается руководством предприятия. Это первое и главное различие внутреннего контроля от иных видов контроля. Внутренний контроль является системой мер, что организованы руководством предприятия и осуществляются на предприятии для наиболее эффективного исполнения всеми сотрудниками своих обязанностей при проведении хозяйственных операций[3].


В Международных стандартах аудита – МСА 400 «Оценка рисков и внутренний контроль» – термин «система внутреннего контроля» включает совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности[4].

Внутренний контроль устанавливает легальность данных операций и их экономическую целесообразность для предприятия. Направление системы внутреннего контроля можно проиллюстрировать таким образом (рис. 1):

Цели организации системы внутреннего контроля на предприятии

Осуществление упорядоченной иэффективной деятельности предприятия

Обеспечение соблюдение политики руководства каждым работником

Обеспечение сохранение имущества предприятия, выявления вины и злоупотреблений

Цели организации системы внутреннего контроля на предприятии

Осуществление упорядоченной и эффективной деятельности предприятия

Обеспечение соблюдение политики руководства каждым работником

Обеспечение сохранение имущества предприятия, выявления вины и злоупотреблений

Рис.1. Целевая направленность системы внутреннего контроля на предприятии[5]

Для достижения вышеназванных целей необходимое условие - это слаженность системы бухгалтерского учета (более широко - учета) и системы внутреннего контроля, потому что система двойной записи, что имеется в основе каждой системы бухгалтерского учета ( также автоматизированных систем бухгалтерского учета), устанавливает порядок регистрации хозяйственных операций и обеспечивает соответствующий контроль.

Итак , ввнутренний контроль обладает широким определением как процесс, реализовываемый органом управления предприятия или иными сотрудниками, для получения информации относительно исполнения следующих задач:

Эффективность и рациональность деятельности.

Достоверность финансовой отчетности.

Соблюдение законов и нормативных актов[6].


1.2. Элементы системы контроля

Внутренний контроль заключается из элементов, что представлены на рис.2.

Контрольная среда

Контрольные процедуры

Элементы системы внутреннего контроля

Учётная система

Рис.2. Элементы системы внутреннего контроля[7]

Контрольная среда является позицией, компетентность и практические действия собственников и руководства экономического субъекта, которые направлены на определение и поддержание системы внутреннего контроля[8].

Элементы контрольной среды предприятия :

  1. Стиль и основные принципы управления предприятием.
  2. Организационная структура предприятия.
  3. Кадровая политика.
  4. Распределение ответственности и полномочий.
  5. Внутренний управленческий учёт и подготовка отчётности для внутренних целей.
  6. Подготовка бухгалтерской отчётности для внешних пользователей.

В свою очередь, элементы учетной системы :

  1. Учётная политика и главные принципы ведения бухгалтерского учёта.
  2. Организационная структура бухгалтерии.
  3. Распределение обязанностей между бухгалтерами.
  4. Организация бухгалтерского документооборота: подготовки, оборота и хранения документов, которые отражают хозяйственные операции.
  5. Последовательность отображения хозяйственных операций в регистрах учёта и методы обобщения данных (форма бухгалтерского учёта).
  6. Последовательность подготовки бухгалтерской отчётности на основании данных регистров учёта.
  7. Программное обеспечение, которое применяется для ведения учёта и подготовки отчётности.
  8. Заинтересованность к критическим областям учёта, где риск появления погрешностей в особенности велик[9].

Внутренний бухгалтерский контроль — это контроль, который осуществляется бухгалтерскими службами в ходе обработки и принятия к учёту хозяйственной информации[10].

Под внутренним управленческим контролем разумеют контроль, который осуществляется в процессе деятельности органов управления предприятием. Управленческий контроль совершается по назначениям стратегии развития хозяйствующего субъекта:

  1. Снабженческо-сбытовая политика (поддержание сбытовой сети, реклама, послепродажный сервис).
  2. Инновационная политика (минимизация издержек производства, формирование новых видов продукции, рост конкурентоспособности).
  3. Ценовая политика (достижение наиболее выгодных объёмностей продаж и наибольшего уровня прибыли).
  4. Финансовая политика (планировать денежные потоки, привлекать внешние финансовые ресурсы, управление дебиторской и кредиторской задолженностью).
  5. Инвестиционная политика (эффективное применение накоплений — внутреннее или внешнее).
  6. Кадровая политика (привлечение, отбор и освобождение сотрудников, повышение их квалификации, система стимулирования труда)[11].

Процедуры контроля на предприятии опреде­ляют осведомленностью руководителей, менедже­ров, специалистов и сотрудников предприятия, распре­делением функциональных обязанностей, проверкой доступа к активам, документам и реализацией периодических сопоставлений учетных данных.

Эти три собирающие системы внутреннего контроля во взаимосвязи обязаны обеспечивать предупреждение, обнаружение и выправление существен­ных погрешностей и искривления учетной информации при подготовке бухгалтерской отчетности.

При разработке эффективной системы внут­реннего контроля руководство предприятия, обычно, стремится к следующим целям:

  1. Обеспечение верной информацией для успешного руководства предприятием и принятием эффективных управленческих решений. К примеру: при возникновении фактов понижения спроса на произ­водимую продукцию нужно вовремя обеспечить руководство информацией о причинах понижения спроса для принятия управленческих реше­ний о способах учета пожеланий покупателей и коор­динации деятельности для понижения расходов.
  2. Обеспечение сохранности активов, доку­ментов и регистров предприятия
  3. Материальные активы предприятия обязаны быть защищены верной системой контроля для предотвращения их воровства, применения в неподобающих целях или случайного истребления.
  4. Основательной защиты и контроля требуют и не­осязаемые активы (дебиторская задолженность), важные документы (договора и контракты) и регист­ры бухгалтерского учета (Главная книга и журналы).

Итак, под системой внутреннего контроля разумеется существующая политика предприятия и все объединенные с ней процедуры, что направлены на обнаружение, выправление и предупреждение сущест­венных ошибок и искривлений информации, которые могут явиться в бухгалтерской отчетности. Подобный контроль дозволяет руководству предприятия осу­ществить верное и эффективное ведение бизне­са, обеспечить следование действующему законода­тельству при реализации финансово- хозяйственной деятельности, разработать методы защиты и сохранности активов, предупредить и об­наружить жульничество и погрешности, обеспечить точ­ность, полноту и защиту учетных записей и своевре­менную подготовку верной бухгалтерской и финансовой отчетности.

Подводя итоги, необходимо сказать, что организация эффективной системы внутреннего контроля дает возможность предприятию:

  • обеспечивать эффективное функционирование, постоянство и наибольшее (в соответствии с установленными целями) развитие организации в условиях конкуренции;
  •  сберечь и результативно применять ресурсы и возможности организации;
  • своевременно обнаруживать и минимизировать коммерческие, финансовые и внутрифирменные риски в управлении предприятием;
  • развить адекватную современной изменяющимся условиям хозяйствования систему информационного обеспечения всех уровней управления, что разрешает вовремя адаптировать функционирование организации к изменениям во внутренней и внешней среде.