Файл: Государственное и местное самоуправление: общее и особенное (Исторические аспекты формирования российской модели взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления ).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы обуславливается тем, что местное самоуправление — это сложный по своей природе, многообразный по формам и последствиям социально-политический процесс. Местное самоуправление оказывает огромное влияние на массы людей, регулируя процессы на микроуровне государства. Децентрализованная система управления, которая дает право на осуществление местного самоуправления помогает осуществлять контроль и решение проблем на всех уровнях организации государственной деятельности.
Самостоятельность местного самоуправления закреплена в Конституции РФ[1] в статье 12 и гарантируется государством. В свою очередь государством признается право осуществления местного самоуправления в качестве самостоятельного уровня, самостоятельной формы осуществления народом, принадлежащей ему власти, что проявляется в организационной обособленности органов местного самоуправления в системе управления обществом.
Местное самоуправление предполагает право граждан на самостоятельное решение местных задач. Гарантируя такое право, государство признает самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий, берет на себя обязанность создавать необходимые условия для их осуществления.
Цель данной работы - исследовать взаимодействие государственной и местной власти.
Для достижения данной цели необходимо решить множество задач:
- Ознакомиться с историческими аспектами формирования российской модели взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления. Данная информация поможет нам выявить особенности российской модели взаимоотношения государственной и местной власти с учетом развития местных культурных особенностей русского народа.
- Изучить основные модели построения взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления для того, чтобы сравнить основные модели с взаимодействием государственной власти и местного самоуправления в России.
- Перечислить основные конституционно-правовые основы осуществления местного самоуправления в современной России.
- Определить круг компетенций органов местного самоуправления а также круг полномочий органов государственной власти в сфере местного самоуправления для того, чтобы понять объем в обеспечении прав местного самоуправления и степень вмешиваемости в них со стороны государственной власти.
- Рассмотреть проблемы взаимодействия государственной власти и местного самоуправления на примере города, в котором я проживаю - Тольятти для более четкого формирования картины взаимодействия государственной и местной власти в России.
Предметом изучения является комплекс правовых норм, которые формируют осуществление и реализацию местного самоуправления в России. Объектом изучения является сам феномен «местного самоуправления».
Работа является комплексным исследованием по вопросу осуществления взаимодействия местного самоуправления и государственной власти и может быть полезна студентам юридической специальности для дальнейшего более глубокого изучения проблемы.
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1. Исторические аспекты формирования российской модели взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления
До сих пор в правовой, а равно и в политической и исторической науках не сложилось единого восприятия исторического промежутка времени, в которое было учреждено местное самоуправление для России.
Существует три основных точки зрения относительно времени появления и причин становления местного самоуправления в России. Приверженцы первой точки зрения убеждены, что учреждение местного самоуправления было уже во времена славян, которые объединив производственную общину и союзы общин, а также городские и сельские поселения тем самым создали прообраз государства с центральной и местной формами ее функционирования. Вторая точка зрения говорит о том, что местное самоуправление утвердилось на русской земле в период «монгольской Руси», на рубеже 10-12 веков, когда все вопросы общественного уклада решались на вече - то есть совете. Наиболее распространено вече было в Великом Новгороде и Пскове, где оно было одним из органов народной власти и от решения на вече зависела судьба многих вопросов или даже жизней. Идея реализации местной самостоятельности в пределах вопросов, которые возникали на местах была также зарождена в Новгороде, где активно развивались идеи об общественной самостоятельности. Третья точка зрения говорит о зарождении местного самоуправления во времена правления царя Ивана IV в 16 веке[2].
Достоверно мы можем утверждать тот факт, что правовое развитие местного самоуправления начало свое активное функционирование во времена правления Александра II. Именно в его правление было принято очень много правовых актов, направленных на реформирование местного самоуправления на Руси. Так, именно в его эпоху правления были реализованы и крестьянская реформа (Манифест и Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, 1861г.), и земская реформа (Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864г.), а также городская реформа (Городовое положение 1870 г.). Далее, согласно Положению о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864г. земское самоуправление вводилось лишь в половине губерний (в 34 из 69) . Это Положение предусматривало наличие как распорядительных, так и исполнительных органов. К таковым из них относились уездные и губернские земские собрания, ко вторым — уездные и губернские земские управы. Уездные и губернские земские собрания состояли из гласных, избираемых сроком на 3 года. Для выборов в собрания учреждались три курии (землевладельческая, городская и сельских сообществ), и вся система выборов носила название куриальной. По существу, в куриальной системе был заложен сословный ценз. Органы городского самоуправления включали городскую думу под председательством городского головы и городскую управу. Надо отметить, что в этот период существовал весьма жесткий государственный правительственный надзор за земским и городским самоуправлением, который осуществлялся губернатором.
Далее, после смены правящего режима в Росси, то есть после учреждения временного правительства, была принята декларация, в которой указывалось на необходимость проведения реформы местного самоуправления с целью уравнения всех граждан во всех поселениях в правах. Для этих целей при министерстве внутренних дел было учреждено Особое совещание, главной задачей которого была подготовка необходимых материалов для проведения реформы местного самоуправления. [3]
Уже 5 марта 1917 года было принято новое Распоряжение Временного Правительства, где было сказано о передачи всего объема власти в губерниях и уездах Комиссарам Временного Правительства, которые устанавливались в соответствии с данным Распоряжением представителями Земских управ. А 15 июля 1917 г. было принято Положение «О поселковом управлении» в рамках которого вводились для нужд благоустройства населенных пунктов различные железнодорожные, фабричные, рудничные и иные учреждения. Несколько позже Постановлением Временного правительства от 21 мая 1917 г. «О волостном земском управлении» было учреждено волостное земство. С самого начала своего существования Советы депутатов стремились либо сменить органы местного самоуправления, либо подвести их под свой контроль. Постепенно Советы депутатов сменяли на местах органы земского и городского самоуправления.
Принятая в 1918 году Конституция РСФСРустановила принцип жесткого подчинения в соответствии с иерархией всех органов государственной власти, включая местные. Самым важным принципом реализации государственной власти на данный период был принцип демократичного централизма, что привел к объединению всех Советов в одну единую систему. Этот принцип централизма находил свою реализацию во всех конституциях советского периода, а также в законах, регламентирующих организацию деятельности отдельных звеньев Советов. К ним можно отнести Закон о поселковых, сельских Советах народных депутатов РСФСР (1968)[4], Закон о городском, районном в городе Совете народных депутатов РСФСР (1971) , Закон о краевом, областном Совете народных депутатов (1980) . В целом местное самоуправление стало рассматриваться как институт, свойственный исключительно буржуазной демократии.
Только лишь в начале 1960 годов местное самоуправление понемногу начинает вновь обрастать самостоятельностью в ведении по проблемам и вопросам на местах. Правовой статус органов местного самоуправления был пересмотрен в связи с разработкой положений Конституции 1977 года[5] [6] [7], где уже децентрализация власти имела не столь жесткий характер. Итогом данных реформ стало закрепление в Конституции 1977 года положения о наличии в Советском Союзе системы местных органов государственной власти, в принципиальном плане не отличающегося от ранее действовавшего конституционного положения, но зато хотя бы формально даровавшее некоторую самостоятельность на местах[8].
Новый этап в развития прав в области местного самоуправления был связан с принятием 9 апреля 1990г. Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР»[9] и 6 июля 1991г. Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР». Данные Законы сыграли довольно весомую роль в развитии местного самоуправления, но, все же противостояние представительных органов (Советов) и исполнительных органов, определенная конфронтация органов государственной власти и местных органов в итоге привели к роспуску местных Советов и изданию Положения об основах организации местного самоуправления в Российской
Федерации на период поэтапной конституционной реформы, утвержденного Указом Президента РФ от 26 октября 1993г.
Серьезным этапом для развития российского местного самоуправления стало принятие Конституции 1993 года [10], которая законодательно утвердила основные положения и права по осуществлению местного самоуправления в стране. В ней же указаны положения, согласно которым местное самоуправление наделяется собственными полномочиями, которые неотъемлемы и самостоятельны для осуществления на местах, а также наделило местное самоуправление муниципальной собственностью, в том числе и землей.
После учреждения Конституции РФ 1993г. Президентом России в целях дальнейшего развития реформированию местного самоуправления и обеспечении его государственной поддержки был издан Указ от 22 декабря 1993 г. «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации»[11]. А с принятием Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в 1995г.[12] весьма активно начало формироваться федеральное и региональное законодательство, реализующее общие принципы организации местного самоуправления. В то же время практика применения данного Федерального закона выявила целую охапку проблем, связанных с осуществлением местного самоуправления в Российской Федерации. Это вызвало естественную необходимость дальнейшего совершенствования правового регулирования местного самоуправления на федеральном уровне.
В целях разрешения имеющихся проблем Президентом РФ в 2002г. Была учреждена Комиссия по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, а также между органами местного самоуправления. Итогом работы Комиссии явилась новая редакция Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 года.
Изменения в области осуществления местного самоуправления в новой редакции закона затонули все сферы обеспечения жизнедеятельности на местах - реформы коснулись и налогового, и финансового, и земельного и даже гражданского законодательства. Усовершенствовано также бюджетное и налоговое законодательство и в данные кодексы внесены новые нормы относительно осуществления местного самоуправления.
Итогом этой работы должно стать создание достаточной финансово экономической базы местного самоуправления в Российской Федерации.