Файл: Государственное и местное самоуправление: общее и особенное (Исторические аспекты формирования российской модели взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

1.1. Исторические аспекты формирования российской модели взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления

1.2. Теоретические модели построения взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления.

1.3. Конституционно-правовые основы местного самоуправления и принципы его организации в Российской Федерации.

Глава 2. Практика взаимодействия государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации

2.1. Компетенция органов местного самоуправления

2.2.Полномочия органов государственной власти в сфере местного самоуправления

2.3.Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Заключение

Список литературы:

Таким образом, можно сказать, что становление полномочий органов местного самоуправления в современной России является длительным и сложным процессом, который требует учета многих политических, социальных и экономических условий, темпов изменения общественного сознания, а также менталитета российских граждан. Этим объясняется задержка с реализацией закрепленных Конституцией принципов местного самоуправления и соответствующих конституционных прав граждан. Полномочия органов местного самоуправления, контролируют каждую сферу деятельности органов, с помощью которой можно проанализировать и сделать выводы по деятельности местных органов согласно определенной области.

2.2.Полномочия органов государственной власти в сфере местного самоуправления

Государственные органы власти реализуют собой публичную власть, которая оформлена в особый государственный аппарат. Он позволяет реализовывать функции и задачи, которые вложены в компетенцию государства. Властные органы государства вместе с должностными лицами выражают волю народа и осуществляют правление в выбранном политическом ключе для всего государства в целом.

Реализация деятельности государственных направлений осуществляется через специальные уполномоченные органы, которые также работают для того, чтобы реализовывать волю всего народа и государственной деятельности, которая устанавливается правительством.

Государство работает подобно часовому механизму, чья сложная система состоит их институтов государственной и негосударственной природы, но которые объединены единой задачей достижения социального и правового благополучия населения и государства в целом.

Именно поэтому государственный аппарат можно назвать самой сердцевиной блока институцализации государства, который представляет собой как раз механизм функционирования государства. Далее, «деталями» в данном механизме государства выступают государственные органы, а еще более мелкими «винтиками» - государственные служащие. Однако не стоит преуменьшать значение тех самых «винтиков», потому как именно благодаря им и держится и функционирует вся эта сложная система. Не будь тех самых мелких служащих, система не смогла бы запустить свои огромные маховики работы всей государственной системы.


Именно поэтому, для эффективной работы на местах и реализации политики государственного аппарата устанавливаются органы местного самоуправления. Они являются выборными и обладают полномочиями как в области решения вопросов местного значения, так и некоторых более глобальных вопросов, которые обладают спецификой государственного федерального значения. В некоторых случаях допускается специальная делегация отдельных полномочий на местный уровень.

Федеральные законы, принятые после утверждения Конституции РФ и конкретизировавшие конституционные нормы, определили широкий перечень вопросов местного значения, решаемых на муниципальном уровне. Перечень этот вполне соответствует функциональной характеристике органов местного самоуправления современных развитых стран, включая сферы жилищного строительства, жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения, транспортного обслуживания, благоустройства и др. В соответствии с принципом децентрализации органы местного самоуправления решают эти вопросы самостоятельно.

Конечно, это не означает самоустранения государства от решения муниципальных проблем. Оно заинтересовано в позитивных, с точки зрения интересов граждан, результатах деятельности органов местного самоуправления.

Проблематика оптимального распределения вопросов ведения органов местного самоуправления и государственной власти, как отмечается специалистами, является достаточно сложным.

Так, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся:

-правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом;

-правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами;

-правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

-правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.


Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

В случае противоречия конституции (устава), закона, иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, регулирующих вопросы организации местного самоуправления и устанавливающих права, обязанности и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону и другим федеральным законам применяются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы.

2.3.Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается в соответствия с положением статьи 19 ФЗ «Об основных принципах организации местного самоуправления в РФ»[18].

Делегирование органами государственной власти своих полномочий местным органам власти основывается на следующих принципах:

  • законность и целесообразность;
  • социально-экономической целесообразности;
  • реальность и прозрачности осуществления делегированных полномочий;
  • материально-финансовое обеспечение делегированных полномочий;
  • подотчетность осуществления делегированных полномочий.

Наделение органов местного самоуправления отдельными

государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Делегирование отдельных государственных полномочий производится в интересах социально-экономического развития муниципального образования и территории Российской Федерации, конечно же, учитывая конкретные особенности и реальные возможности реализации задач органами местного самоуправления. Одновременно с этим, делегирование каких-либо государственных полномочий не должно вести к ухудшению социального или иного уровней жизни населения, или препятствовать решению своих задач в области осуществления правления на местах. При осуществлении делегирования каких бы то ни было полномочий также недопустимо скрывать факты, вести непрозрачные переговоры и запрещать получать информацию по проводимым делегационным полномочиям жителям субъектов. Недопустимо также уменьшение финансирования субъекта по причине делегации полномочий со стороны государственной власти.

Кроме того, если государственная власть решит делегировать полномочия местному самоуправлению, она должна быть уверена, что соблюдается ряд факторов. Например, необходимо проанализировать тесноту и плотность сообщения публичной власти с местной для оценки возможности эффективного решения делегированных полномочий. Также необходимо проанализировать, сможет ли действительно местное самоуправление справится с задачей, которая подлежит делегированию лучше, чем если это бы сделали центральные власти. Например, орагнам местного ссамоуправления могут быть поручены такие дела как регистрация актов гражданского состояния на местах в субъекте, потому как это полномочие действительно будет осуществлять проще и эффективнее, а главное удобнее для населения в пределах субъекта. Эффективным будет также делегировать полномочия ы области социальной защиты населения, потому как на местах будут более четко обрисовываться необходимые мероприятия, чем это ценит центр. Сельское хозяйство также удобнее вести на местах, чем регулировать его из центра. Организовывать деятельности административных комиссий по делам несовершеннолетних, а также защищать их права также возможно в пределах субъекта.


Одновременно с этим, центр должен осуществлять контроль по исполнению полномочий, которые делегированы местному самоуправлению. Так, в законе о местном самоуправлении говорится, что государство должно и может осуществлять контроль в следующих формах и по следующим направлениям:

  • государство должно следить за качеством реализации органами местной власти отельных государственных полномочиях, которые были разрешены к исполнению на местном уровне;
  • государство может привлекать для осуществления контроля некоторые финансовые ресурсы.
  • государство также должно следить за целесообразностью осуществления отдельных государственных полномочий на местах и объективностью его финансирования. Для этого центр может запрашивать разного рода информацию по реализации отдельных государственных полномочий на местах, а также назначать специальных лиц, которые будут ответственны за качественную реализацию данных полномочий на местах. Центр также может проводить определённую методическую работу с целью координации органов местного самоуправления по вопросам реализации полномочий, которые были делегированы на уровень решения местного самоуправления.

Благодаря такому вертикальному и горизонтальному контролю возможно достижение оптимальных результатов в области реализации делегированных полномочий на уровень местного самоуправления со стороны государственной власти. Одновременно с этим, нельзя не отметить, что в области предоставления местному самоуправлению отдельных полномочий tit сохраняется ряд спорных вопросов, которые нуждаются в решении в ближайшем будущем. Проблемы связаны не только с отсутствием некоторого объема законодательной базы, но и с необходимостью совершенствования уже существующей, и расширении содержания самого базового закона о реализации местного самоуправления в России[19].

Возможно, следует внедрить отдельный закон «Об основных принципах расширения прав и возможностей в области осуществления местного самоуправления со стороны отдельных государственных полномочий» , который позволил бы отдельно подробно расписать все возможные нюансы в данной сфере.

Как установлено в законе о местном самоуправлении, перечень вопросов местного назначения установлен индивидуально для каждого из субъектов федерации с учетом местного и культурного содержания. В статье 19 данного закона сказано, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.