Файл: Государственное и местное самоуправление: общее и особенное (Исторические аспекты формирования российской модели взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления ).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
Именно поэтому на практике возникают вопросы при осуществлении делегации некоторых полномочий, поскольку их возможность делегирования не разрешена прямо законом. Например, в области социального обеспечения и поддержки. Потому как исторически уже сложилось таким образом, что государство должно осуществлять заботу и поддержку нуждающимся. Но из центра, власти не всегда виды проблемы субъектов, поэтому также важно дать возможность решать подобные социальные вопросы на местах. Только местная власть может увидеть и заметить проблемы своего региона и эффективно решить их самым удобным для субъекта способом.
Федеральные законы, принятые после утверждения Конституции РФ и конкретизировавшие конституционные нормы, определили широкий перечень вопросов местного значения, решаемых на муниципальном уровне. Перечень этот вполне соответствует функциональной характеристике органов местного самоуправления современных развитых стран, включая сферы жилищного строительства, жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения, транспортного обслуживания, благоустройства и др. В соответствии с принципом децентрализации органы местного самоуправления решают эти вопросы самостоятельно.
На федеральном уровне проведена значительная работа по упорядочению полномочий органов местного самоуправления и согласованию законодательных норм, однако некоторые моменты до настоящего времени не урегулированы. У органов государственной власти и органов местного самоуправления имеется возможность перераспределить полномочия в этой области соглашениями или иными нормативными правовыми актами. Но в то же время мы, как законодатели, понимаем, что федеральные законы должны быть сформулированы четко, определенно, ясно и недвусмысленно. Этот же принцип законотворчества нам диктует Конституционный суд Российской Федерации.
Таким образом, можно сказать, что становление полномочий органов местного самоуправления в современной России является длительным и сложным процессом, который требует учета многих политических, социальных и экономических условий, темпов изменения общественного сознания, а также менталитета российских граждан. Этим объясняется задержка с реализацией закрепленных Конституцией принципов местного самоуправления и соответствующих конституционных прав граждан. Полномочия органов местного самоуправления, контролируют каждую сферу деятельности органов, с помощью которой можно проанализировать и сделать выводы по деятельности местных органов согласно определенной области.
Заключение
Таким образом, на основании вышеприведенного исследования мы пришли к выводу, что между взаимоотношениями государственной власти и местным самоуправлением должно быть постоянное согласие и договорные отношения. По этой причине нельзя говорить о принадлежности и реализации в России англосаксонской или Континентальной моделей осуществления местного самоуправления. Даже смешанная германская модель осуществления местного самоуправления не до конца возможно примерить на Россию.
Положения о взаимоотношении государственной власти и местного самоуправления в России четко прописаны в законодательных актах России, и прежде всего в Конституции РФ и законе «Об основных принципах организации местной власти в РФ». В Конституции закреплены базовые положения о наличии местного самоуправления как самостоятельного государственного органа, который не входит в систему органов государственной власти и обладает необходимой для решения местных вопросов самостоятельностью. В то же время Закон «Об основных принципах организации местной власти в РФ» конкретизирует и раскрывает положения относительно объемов самостоятельности в решении местных вопросов, относительно наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, а также о полномочиях государственных органов власти в участии осуществления местного самоуправления. Местное самоуправление не может осуществляться на территории Российской Федерации в полном объеме без вмешательства и контроля со стороны государственной власти, потому как субъект не может существовать, абсолютно абстрагировавшись от центра. Задача государственной власти обеспечивать контроль за надлежащей работой всех структур на местах а также содействовать осуществлению общих программ на уровне Федерации. Собственно подобные программы и помощь содействуют всем субъектам на территории Федерации объединяя их под общим направлением развития и содействия реализации общих интересов.
Местное самоуправление - сложный по природе, многообразный по формам и последствиям социально-политический процесс. Оказывая огромное влияние на общественное развитие, оно подпадает под воздействие политических, социально-экономических и иных факторов. Признание местного самоуправления в качестве конституционного принципа организации и осуществления власти в обществе и государстве предполагает установление децентрализованной системы управления не только на федеральном уровне, но и на внутрирегиональном, включая и уровень местного самоуправления.
Местное самоуправление предполагает право граждан на самостоятельное решение местных задач. Гарантируя такое право, государство признает самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий, берет на себя обязанность создавать необходимые условия для их осуществления.
В данной работе мы рассмотрели взаимодействие органов государственной власти на примере Самарской области как субъекта Федерации, а точнее на примере городского образования Тольятти данной области и выявили очень много моментов взаимопомощи и взаимовыручки для субъекта со стороны государственной власти как с финансовой, так и культурной и политической точек зрения. Программы, которые реализуются в рамках федеральных государственных программ способствуют развитию сплочения и ощущения единства и принадлежности к общей цели государства, а для Тольятти подобные федеральные программы означают заботу о его гражданах и содействию общему благополучию и развитию населения всей страны.
21 апреля Россия отмечает один из самых молодых праздников, но с богатой историей, насчитывающей не одно столетие. Указ об учреждении Дня местного самоуправления Президент России Владимир Владимирович Путин подписал 10 июня 2012 года. Как говорится в документе, он вводится «в целях повышения роли и значения института местного самоуправления, развития демократии и гражданского общества». Дата - 21 апреля - определена в связи с тем, что в этот день в 1785 году была издана Жалованная грамота городам, подписанная Екатериной II. «Грамота» положила начало российскому законодательству о местном самоуправлении. Дальнейшее его развитие было связано с земской и городской реформами Александра II. Положение о земских учреждениях 1864 года ввело выборные губернские и уездные земские собрания, которые заведовали местными хозяйственными делами. С 1870 года органами городского самоуправления стали городские думы и управы. Конституция РФ, принятая в 1993 году, закрепила самостоятельность местного самоуправления.
Список литературы:
- Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985) Конвенция ратифицирована Федеральным законом от 11.04.1998 N 55-ФЗ // "Бюллетень международных договоров", N 11, 1998
- "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.02.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
- Бабичев И., Смирнов Б. Местное самоуправление в современной России. Становление и развитие. Историко¬правовые аспекты. - М.: Норма, 2016.
- Бухвальд Е. Муниципальная реформа в России. От переходного периода к полномасштабной реализации. - М.: Либроком, 2015. С. 122
- Гончаров В. Институционализация системы местного самоуправления в Российской Федерации. - М.: Проспект, 2015
- Игнатюк Н.А., Замотаев А.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Юстицинформ, 2017. – 312с
- Камалов О. А - «Гражданская правосубъектность муниципальных образований». Автореф. дис... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2018.- 71 С.
- Курганская О.В. Понятие, виды органов местного самоуправления и их предназначение // CREDO NEW. – 2014. – С.34
- Кутафин, О.Е., Фадеев, В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. - М.: Юристъ, 2014.-213 с.
- Ларичев А. Правовые основы местного самоуправления в России. - М.: Юридический Центр, 2015. С. 79
- Толстой Ю. К. «К учению о праве собственности» // Правоведение. С.-Петербург. ун-та. 2017. С 15-23.
- Указ Президента РФ от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" // "Российская газета", N 237, 25.12.1993.
- Фадеев В.И. Местное самоуправление в России: исторический опыт и современная практика правового регулирования. – Режим доступа: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=3667
- Чебоксаров П.А. Конституционно-правовой статус органов местного самоуправления: Авто- реф. дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2017. – С. 10–11.
- Широков А.Н., Юркова С.Н., Организационные основы местного самоуправления // Муниципальная власть. 2014. № 3. С. 35-45.
- Янгиров А.В., Юсупов К.Н., Ахунов Р.Р., Уразаев Р.А., Рафиков Р.И., Якупова С.В. Проблемы развития регионов Приволжского федерального округа: государственная собственность, диспропорции, накопление капитала / ответственный редактор: А. В. Янгиров. - Уфа: БашГУ, 2013
-
"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) ↑
-
Игнатюк Н.А., Замотаев А.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Юстицинформ, 2017. – 312с ↑
-
Бабичев И., Смирнов Б. Местное самоуправление в современной России. Становление и развитие. Историкоправовые аспекты. - М.: Норма, 2016. С. 202 ↑
-
Закон РСФСР от 19.07.1968 «О поселковом, сельском совете народных депутатов РСФСР» Утратил силу в связи с принятием Постановления ВС РСФСР от 06.07.1991 "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР" // "Свод законов РСФСР", т. 1, с. 763, 1988 г. ↑
-
Закон РСФСР от 29.07.1971 (ред. от 29.01.1986) "О городском, районном в городе Совете народных депутатов РСФСР". Утратил силу в связи с принятием Постановления ВС РСФСР от 06.07.1991 N 1551-1 // "Ведомости ВС РСФСР", 1971, N 31, ст. 654. ↑
-
Закон РСФСР от 20.11.1980 "О краевом, областном Совете народных депутатов РСФСР" Утратил силу в связи с принятием Постановления ВС РФ от 05.03.1992 N 2450-1 // "Свод законов РСФСР", т. 1, с. 487, 1988 г. "Ведомости ВС РСФСР", 1980, N 48, ст. 1593 ↑
-
"Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик" (принята ВС СССР 07.10.1977) (ред. от 14.03.1990). Утратил силу на территории Российской Федерации в связи с принятием Соглашения от 08.12.1991 "О создании содружества независимых государств", ратифицированного Постановлением ВС РСФСР от 12.12.1991 N 2014-1 // "Свод законов СССР", т. 3, с. 14, 1990 г. ↑
-
Бухвальд Е. Муниципальная реформа в России. От переходного периода к полномасштабной реализации. - М.: Либроком, 2015. С. 122 ↑
-
Закон СССР от 09.04.1990 "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР" Фактически утратил силу на территории Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // "Свод законов СССР", т. 1, с. 267, 1990 г. ↑
-
"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398. ↑
-
Указ Президента РФ от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" // "Российская газета", N 237, 25.12.1993. ↑
-
Федеральный закон от 28.08.1995 N 154-ФЗ (ред. от 21.07.2005) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Документ утратил силу с 1 января 2009 года в связи с принятием Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 28.08.1995, N 35, ст. 3506. ↑
-
Бухвальд Е. Муниципальная реформа в России. От переходного периода к полномасштабной реализации. - М.: Либроком, 2015. С. 127 ↑
-
Ларичев А. Правовые основы местного самоуправления в России. - М.: Юридический Центр, 2015. С. 79 ↑
-
"Европейская хартия местного самоуправления" (совершено в Страсбурге 15.10.1985) Конвенция ратифицирована Федеральным законом от 11.04.1998 N 55-ФЗ // "Бюллетень международных договоров", N 11, 1998. ↑
-
Кутафин, О.Е., Фадеев, В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. - М.: Юристъ, 2014.213 с. ↑
-
Янгиров А.В., Юсупов К.Н., Ахунов Р.Р., Уразаев Р.А., Рафиков Р.И., Якупова С.В. Проблемы развития регионов Приволжского федерального округа: государственная собственность, диспропорции, накопление капитала / ответственный редактор: А. В. Янгиров. - Уфа: БашГУ, 2013. С. 68 ↑
-
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.02.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ↑
-
Гончаров В. Институционализация системы местного самоуправления в Российской Федерации. - М.: Проспект, 2015. С. 2454 ↑