Файл: Анализ структуры торгового ассортимента («Русская Телефонная Компания» (РТК)).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы управления товарным ассортиментом
1.1 Сущность ассортиментной политики
1.2 Методы анализа и формирования ассортиментной политики
2.1 Общая характеристика предприятия «Русская Телефонная Компания»
2.2 Анализ управления ассортиментом в ЗАО РТК
2.3 Рекомендации по совершенствованию управления ассортиментной политикой ЗАО «РТК»
2.4 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий в ЗАО «РТК»
В методике Завьялова П. С. по созданию ассортимента разбираются необходимые составляющие системы создания ассортимента: выявление потребностей покупателей текущих и прогнозируемых), особенности поведения покупателей, оценка существующих товаров-аналогов, которые выпускаются конкурентами, критическая оценка выпускаемых предприятием товаров с позиции покупателя, решение вопросов о расширении или сужении ассортимента, анализ предложений о формировании новых товаров и улучшении имеющихся, тестирования товаров, разработка особых рекомендаций для производственных структур, оценка и пересмотр всего ассортимента, меры по уменьшению издержек на производство, распределение, сбыт и обслуживание, уменьшение срока окупаемости капиталовложений.
Преимущество методики - конкретизация необходимых составляющих системы создания товарного ассортимента.
Создание и осуществление ассортиментной политики в особенности значительны при наличии независимости выбора окружение и направления деятельности. Для создания ассортиментной политики нужна информация о характеристиках сегментов рынков, товаров, покупательских предпочтений, динамики цен, эти данные требуются для выявления условий безубыточной работы и управления совокупной прибылью для оптимизации налогообложения, а также прогнозирования потенциальных вложений собственных средств компании в развитие бизнеса. В основе создания ассортиментной политики предприятия лежит тот факт, что каждый товар в ассортименте в той или иной степени показывает влияние на финансовое состояние предприятия.
В рамках ассортиментной политики можно предложить алгоритм формирования товарного ассортимента для торговых предприятий
Рисунок 1 - Алгоритм формирования товарного ассортимента
Глава 2. Анализ управления товарным ассортиментом на примере предприятия «Русская Телефонная Компания» (РТК)
2.1 Общая характеристика предприятия «Русская Телефонная Компания»
«Русская Телефонная Компания» (РТК) основана в конце 2001 года. На 100% принадлежит ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС), являясь её дочерней компанией. Родом её деятельности является управление розничным бизнесом МТС. В 2012 году её переименовали в "Розничную сеть "МТС". Главным видом деятельности компании является Розничная торговля бытовыми электротоварами, радио- и телеаппаратурой. Также Русская Телефонная Компания, ЗАО работает еще по 28 направлениям. Размер уставного капитала 2 120 210 000 руб.
Безусловно, как любая коммерческая организация «РТК» ставит целью получение прибыли. В настоящее время компания уже твердо стоит на рынке розничной торговли и прочно занимает свою нишу. Несмотря на это, руководство уделяет большое внимание сокращению различного рода затрат, используя для этого разные виды маркетинга.
Основание и деятельность организации совершаются в определённой обстановке, которая определяет картину данной организации и порядок её функционирования. На каждую организацию влияют внешние и внутренние факторы. То, что влияет на организацию изнутри и является её собственной частью, называется внутренней средой, а то, что воздействует на организацию извне, относится к внешней среде.
Внутренняя среда организации определяется её структурой. Структура управления это взаимное расположение её компонентов и характер отношений между ними. Имеется три существенные, принципиально различающиеся организационные структуры: линейная, функциональная и целевая.
В ЗАО «РТК» используется линейная система управления. Линейная система обеспечивает управление по линии прямого подчинения - сверху - вниз. Через такую систему руководители доводят до каждого исполнителя свои распоряжения и осуществляют контроль над их выполнением.
Организационная структура предприятия включает: руководство компании; бухгалтерию, отдел сбыта, отдел снабжения, отдел кадров, отдел коммуникаций, отдел товародвижением, ДАОР, департамент управления обслуживанием и департамент продаж. Организационная структура компании представлена на рис 4.
Любому человеку или предприятию необходимо использование электробытовых товаров, радио- и теле оборудования. Заниматься данным видом деятельности в наше время довольно выгодно, соответственно существует большое количество фирм, предлагающих свои услуги в данной сфере. Конкуренция довольно жёсткая, занять свою нишу не так просто. Ужесточение конкурентной войны, ускорение изменений в окружающей среде, динамизм изменений запросов потребителей, непредсказуемость некоторых факторов внешней среды (экономических, политических и др.) - всё это прямо отображается на политике фирмы.
Таким образом, организационная структура компании ЗАО «РТК» имеет линейно-функциональный вид.
Рисунок 2 - Организационная структура ЗАО РТК
2.2 Анализ управления ассортиментом в ЗАО РТК
Ассортиментная политика во многом зависит от стоящих перед предприятием проблем. Поэтому организацией отслеживается наиболее привлекательный товар, позиции, не пользующиеся спросом, незамедлительно убираются. Поскольку поставленные цели определяют планируемые действия, постольку они сами являются мерами оценки достигнутых итогов. Поэтому они должны быть четко выраженными; реально выполнимыми; указывающими направления воздействий; обеспечивающими концентрацию материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Ассортиментная политика также должна выполняться на основе:
- определения перспективных и текущих потребностей;
- изучения требований потребителей к ассортименту и качеству товаров;
- изучения закономерностей поведения и мотивации закупок покупателей;
- исследование типологии потребителей и сегментации рынка;
- изучения конкурентоспособности товаров и потребительских характеристик;
- изучения жизненного цикла изделий;
- изучения стандартов качества;
- изучения товарных запасов;
- исследования дефектной продукции, отбракованной в процессе оптовой и розничной реализации;
- изучения реакции рынка на новый товар;
- анализа информации о качестве и ассортименте реализуемых товаров, полученной от потребителей по «обратной связи».
На сегодняшний момент в розничной сети МТС представлен большой ассортимент по смартфонам, телефонам, планшетам, портативной техники и аксессуаров к ним. Продаются такие фирмы как Samsung, Apple, Microsoft, Sony, Alcatel, Philips, Lenovo, Ark, ZTE и многие другие. Так же под брендом МТС выпускаются самостоятельные аппараты, планшеты и аксессуары, на них у компании цены на много дешевле.
Проведя анализ продаж за май 2015 г. были сделаны выводы о том, чего именно не хватает компании по ассортименту и на чём можно сэкономить. Вывод был сделан, путем анализа листов продаж за месяц и остатков товаров по трем основным ассортиментным группам, таким как GSM (телефоны), планшетные компьютеры и аксессуары. В свою очередь телефоны и аксессуары так же были поделены на подгруппы для более конкретного анализа.
Телефоны были распределены по стоимости:
- до 1000 р.
- от 1000 - 5000 р.
- от 5000 - 15000 р.
- от 15000 р. и выше
Аксессуары:
- Fashion (сумки/чехлы)
- Электрика (СЗУ/АЗУ, адаптеры, аккумуляторы, защитные
пленки/стекла, BT гарнитуры, дата-кабели, авто-держатели)
- Носители данных (карты памяти, usb flash накопители)
- Для портативной техники ( трансмиттеры, колонки, мыши,
усилители сигнала, переходники, разветвители, наушники,
чистящие средства для мониторов/экранов).
Данные остатков товаров одной торговой точки ЗАО «РТК».
Таблица 1
Данные остатков товаров одной торговой точки ЗАО «РТК»
Наименование |
Кол-во (шт) |
Телефоны |
|
До 1000 руб. |
90 |
1000 - 5000 руб. |
101 |
5000-15000 руб. |
93 |
От 15 000 руб. |
70 |
Планшеты |
55 |
Акс. Fashion |
379 |
Электрика |
277 |
Носители данных |
66 |
Акс. для порт. |
115 |
Далее рассмотрим количество проданного товара за месяц.
Таблица 2
Количество проданного товара за месяц
Наименование |
Кол-во (шт) |
Телефоны |
|
До 1000 руб. |
63 |
1000-5000 руб. |
88 |
5000-15000 руб. |
50 |
От 15000 руб. |
50 |
Планшеты |
40 |
Акс. Fashion |
97 |
Электрика |
149 |
Носители данных |
44 |
Акс. для порт. |
69 |
Составим таблицу соотношение проданного товара от количества, имеющегося на складе.
Таблица 3
Соотношение проданного товара от количества, имеющегося на складе
Наименование |
Доля % |
Телефоны |
|
До 1000 руб. |
70% |
1000-5000 руб. |
87 % |
5000-15000 руб. |
53 % |
От 15000 руб. |
71 % |
Планшеты |
72 % |
Акс. Fashion |
25% |
Электрика |
53% |
Носители данных |
66% |
Акс. для порт. |
60% |
По данным таблиц видно, что среди телефонов больший спрос имеется на бюджетные телефоны стоимостью от 1000 до 5000 руб., при этом количество проданных телефонов составляет 87% от общего количества, хранящегося на складе. В связи с этим компании следует расширить ассортимент данного вида товара, как общим количеством, так и разными видами моделей. По данным мониторинга рынка, в конкурирующих сетях продается более 25 различных моделей и фирм телефонов в данной ценовой категории.
Рассматривая позицию по планшетам, ситуация аналогичная, как и с телефонами категории от 1000-5000 руб. Спрос на планшеты оказывается больше, чем его предложение. Так как оставшиеся 28% планшетов на складах, являются не востребованными моделями и могут храниться долгое время. Для этого нужно анализировать продажи, какие модели лучше продаются и дополнять ассортимент именно ими.
Самыми востребованными товарами группы аксессуаров, является электрика и продается около 53% от имеющегося на складе остатка, что является хорошим показателем и не требует определенных вмешательств, так же это касается групп носителей данных и аксессуаров для портативной техники.
Рассмотрим группу аксессуаров для телефонов fashion. Продажи по этой группе хорошие, так как к ней относятся сумки и чехлы для телефонов, на первый взгляд самый востребованный товар. Это действительно так, люди готовы покупать чехлы к своим телефонам и планшетам за любую стоимость, при том, если будут удовлетворены их потребности. Главными потребностями считаются внешний вид чехла, удобство и надежность. В салонах ЗАО РТК продаются в основном аксессуары для топовых брендов и ограниченном цветовом решении (черный/белый/серый цвет). В настоящий момент, многие люди, около 30% всех пользователей телефонов, используют модели менее известных фирм, так как они стоят меньше и по качеству не отличаются от популярных моделей. В связи с этим компания ЗАО РТК каждый день теряет около 30% продаж аксессуаров, при этом имея самую большую выручку по этому показателю. Следовательно, для решения этой проблемы стоит усовершенствовать ассортимент товара по аксессуарам fashion в ширину, закупая товар, для различных моделей телефонов и в глубину, разнообразив дизайном и материалами.
2.3 Рекомендации по совершенствованию управления ассортиментной политикой ЗАО «РТК»
Был рассмотрен анализ ассортимента и ассортиментная политика предприятия, что позволило выдвинуть некоторые предложения по совершенствованию, углублению и расширению ассортиментной политики.
Поскольку, на рынке существует сильная конкуренция, то в связи с её обострение, многие фирмы активно проводят политику направленную не только на продажи, но и на сервисное обслуживание. При этом компания имеет двойную выгоду: во-первых, устанавливаются хорошие взаимоотношения с потребителями, делая их лояльными по отношению к своей компании, укрепляя этим свою репутацию; во-вторых, предоставление услуг является дополнительным, а зачастую и главным источником доходов компании.