Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Формирование первых суждений о конкуренции ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Переход российской экономики к рыночным отношениям вызвал определенные сложности хозяйствования предприятий, связанные с необходимостью серьезных изменений всех сфер деятельности предприятия, в том числе его конкурентоспособности. Возрастающая конкуренция требует применения новых управленческих методов, в том числе и грамотное управление финансовыми потоками, налоговая оптимизация, минимизация издержек производства и обращения, подготовка специализированной отчетности для руководства. Все это возможно только при создании единого информационного поля между экономическими агентами.

В связи с наметившимися в России тенденциями некоторого снижения экономического развития при достаточно нестабильных ценах на энергоносители и введением западными странами различных санкций, возникает необходимость модернизации экономики и стимулирования экономического развития. Являясь неразрывно связываемой с переходом на инновационный и прогрессивный путь развития, модернизация приведет к приобретению российской экономикой нового технологического образа, снизит ее зависимость от конъюнктуры сырьевых рынков, повысит уровень конкурентоспособности страны и степень благосостояния российских граждан. Важнейшим элементом модернизации экономики является дальнейшее развитие системы конкурентных отношений.

Глобализация социально-экономических процессов, изменение структуры экономики, рост открытости национальных хозяйств, информатизация и сетевой характер экономических отношений, постепенная трансформация хозяйственных процессов в сторону формирования экономики, основанной на информационно-знаниевых ресурсах, приводят к изменению содержания конкуренции. Теоретическое осмысление современного содержания конкуренции, ее роли в современной экономике требует исследования эволюции теоретических трактовок конкуренции.

Степень научной разработанности проблемы.

В экономической литературе вопросам конкуренции посвящен ряд работ и исследований различных экономических школ и направлений.

Первые наиболее целостные теоретические положения, посвященные вопросам конкуренции, были сформулированы в XVIII в. классиками политической экономии (А. Смит, Д. Риккардо, Дж. С. Милль). Дальнейшие исследования конкуренции проводились неоклассиками - А. Маршаллом, А. Курно. Дж. Робинсон и Э. Чемберлин впервые стали исследовать экономику несовершенной конкуренции. Расширили представления о роли конкуренции в рыночной экономике с точки зрения функционально-поведенческого подхода Й. Шумпетер, Ф. Хайек, Г. Хамел, К. Прахалад, М. Портер, М. Брун. Существенный вклад в современную теорию конкуренции внесли А. Брандебургер, Б. Нейлбафф, Д. Тапскотт, Э. Уильямс.


Отечественные экономисты стали активно исследовать конкуренцию с момента зарождения рыночных отношений в России. Конкурентные отношения рассматриваются во взаимосвязи (или параллельно) с иными фундаментальными экономическими процессами. В этой связи необходимо назвать работы Г. Л. Азоева, М. И. Гельвановского, В. П. Горева, В. А. Гордеева, С. Г. Светунькова, Р. А. Фатхутдинова, А. Ю. Юданова. Несмотря на большой объем научной литературы по рассматриваемой проблеме, актуальность темы делает необходимым ее дальнейшее изучение.

Целью работы является проведение сравнительного анализа теорий конкуренции.

Для достижения этой цели в работе были поставлены и решены следующие основные задачи:

рассмотреть формирование первых суждений о конкуренции;

исследовать теории конкуренции в классической и неоклассической экономических школах;

рассмотреть постклассический период развития теорий конкуренции;

рассмотреть вопросы поиска универсальной теории конкуренции;

определить направления развития теорий конкуренции.

Объект исследования – конкуренция как экономическое явление.

Предмет исследования – теории конкуренции.

Научно-методическая основа работы. В процессе выполнения работы использовались научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам конкуренции, материалы периодической печати.

Методы исследования. При изучении всего комплекса проблем, поставленных в работе, наряду с диалектическим методом, составившим основу исследования, были использованы общенаучные методы - системный исторический, структурный, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, сравнение, аналогия, моделирование. В частности, исторический метод применялся при анализе генезиса теорий конкуренции. Сравнительный метод использовался для сравнения особенностей различных теорий конкуренции. Формально-логический метод применялся при выработке научный понятий (категорий). Системный подход был использован в процессе исследования видов конкуренции.

Практическая значимость работы состоит в том, что в ней систематизированы взгляды на конкуренцию в различных экономических школах, а также определены современные тенденции развития теории конкуренции и ее перспективы.

Структура работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы. В первой главе исследована эволюция теорий конкуренции. Рассмотрена эпоха формирования первых суждений о конкуренции; подробно рассмотрено представление о конкуренции в классической и неоклассической экономических школах. В этой же главе работы исследованы взгляды на конкуренцию в постклассический период. Вторая глава посвящена исследованию современных взглядов на сущность конкуренции. Подробно рассмотрены положения теории конкуренции, сформированные Ю. В. Таранухой, определены перспективы развития теории конкуренции.


Глава 1. Развитие теорий конкуренции

1.1. Формирование первых суждений о конкуренции

Для любого рыночно ориентированного национального хозяйства конкуренция – это неотъемлемый элемент взаимоотношений хозяйствующих субъектов. По общепринятому определению, конкуренция – это соперничество за наилучшие условия хозяйствования, это столкновение интересов игроков рынка[1]. Конкуренция выполняет ряд важных функций, стимулируя движение научно-технического прогресса, заставляя производителей более полно и качественно удовлетворять запросы покупателей, мотивируя к повышению эффективности деятельности, изысканию путей трудо- и ресурсосбережения. Однако теоретические представления о конкуренции сформировались далеко не сразу, а имели долгий исторический путь становления, не завершившийся и поныне[2].

Первые косвенные суждения о конкуренции можно найти еще в трудах античных мыслителей, таких как Ксенофонт, Платон, Аристотель, Сократ, Катон, Варрон, Колумелла. В эпоху трансформации первобытнообщинного строя в рабовладельческую систему хозяйствования и зарождения товарно-денежных отношений стремление домохозяйств к обогащению породило зачатки конкурентных отношений[3]. Как социально-экономическое явление мыслителями древности конкуренция, однако, не рассматривалась; более того, осуждалось само стремление к наживе, осуждаемое с морально-этических позиций как нечто, чуждое уважающему себя индивиду. Так, характеризуя хозяйственную деятельность, Аристотель выделял «истинную экономику», то есть искусство хозяйствования и создания благ, и хрематистику, к которой он отнес торговлю сверх меры, ростовщичество и прочие способы «недостойного» обогащения[4].

Древнеримские мыслители одними из первых подняли вопрос об эффективности хозяйствования, введя в практику анализа понятие, косвенно отражающее суть конкуренции, - «доходность».

В период раннего средневековья формируется феодальный способ производства; товарно-денежные отношения, а, следовательно, и конкуренция развиты крайне слабо, а конкуренция как социально-экономическое явление осуждается многими, как западными, так и восточными мыслителями того времени. Торговля как вид деятельности продолжает получать негативную морально-этическую оценку, а сами торговцы воспринимаются как вредители, стремящиеся к личной выгоде за счет других людей[5].


Положение дел начало меняться вместе с развитием мануфактурного производства и товарного хозяйства, когда излишки производственной деятельности начали поступать не только на внутренние, но и на внешние рынки. Межгосударственная торговля начинает рассматриваться как источник накопления богатства, а ее основным принципом становится поддержание положительного торгового сальдо, что частично достигалось благодаря государственной политики протекционизма. Таким образом, в период позднего средневековья, конкуренция начинает проявлять себя более явственно, выражаясь в стремлении государств занять определенную нишу межстрановой специализации[6].

В эпоху великих географических открытий переориентация торговых путей обусловила усугубление разрыва в уровне социально-экономического развития стран, что привело к усилению конкурентных проявлений во внешней торговле. Возникшее учение меркантилистов закладывает основы понятий «конкурентные преимущества» и «конкурентоспособность», изложив суть этих явлений задолго до Адама Смита. Другим важным достижением меркантилистской школы является переосмысление рыночного поведения с позиции общественной морали[7].

Сфера обращения становится предметом научного интереса, а внешняя торговля рассматривается как ключ к обогащению государства. Разрабатываются практико-ориентированные рекомендации по достижению национальных конкурентных преимуществ во внешней торговле, среди которых – поддержка отечественных производств и развитие национальной промышленности посредством административного регулирования экспортно-импортных отношений, поощрение импорта сырья и экспорта готовой продукции с более высокой прибавочной стоимостью, и даже рост численности населения с целью снижения затрат на оплату труда работников и, как следствие, повышение ценовой конкурентоспособности товара[8].

Конкуренция, таким образом, расценивается как неотъемлемый элемент рыночных отношений, а достигнутые страной конкурентные преимущества – как путь повышения благосостояния нации[9].

1.2.Теории конкуренции в классической и неоклассической экономических школах


Конкурентные отношения являются предметом экономических исследований достаточно давно, при этом в новых социально-экономических условиях они сохраняют свою актуальность. Понимание, теоретическое осмысление их современных особенностей и специфичности невозможны без анализа ретроспективы теоретических концепций зарождения и развития конкуренции, которую следует начать с периода доиндустриального производства[10].

Первым закладывает понимание сущности конкурентоспособности английский мыслитель Джон Локк. Локк определяет, что «богатство» страны это ее превосходство в наличии редких ресурсов над другой страной. Таким образом, можно сказать, что страна, по Локку, признается богатой, если она больше других стран накопила редких ресурсов, что впоследствии и определяет место страны в мировом сообществе, а также определяет ее способность к ведению конкурентной борьбы[11].

Физиократы распространяют концепцию конкуренции со сферы обращения на сферу производства. По их мнению, редкость потребительских благ определяет наличие конкуренции в процессе их присвоения[12].

Таким образом, физиократов и меркантилистов можно рассматривать как первопроходцев в рассмотрении понятийных основ теории конкуренции.

Классическая концепция конкуренции была сформулирована Адамом Смитом и Давидом Рикардо. В своем фундаментальном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» Смит затрагивает вопрос о конкуренции, рассматривая ее как некую силу, способствующую посредством взаимодействия спроса и предложения на свободном рынке установлению рыночного равновесия. Последнее, в свою очередь, обеспечивает соблюдение интересов всех участников рынка. Выступая против административного вмешательства в функционирование рыночного механизма, Смит указывает, что только свободная торговля способна согласовать личные интересы игроков рынка с интересами всего общества, и только в этих условиях возможно проявление «невидимой руки» рынка, направляющей предпринимательские ресурсы в наиболее доходные сферы вложений, что, в конечном итоге, приведет к насыщению общественных потребностей в экономических благах. Все, что препятствует развитию свободной торговли и конкуренции, будь то государственное вмешательство или деятельность монополий, снижает эффективность рыночного механизма и противоречит интересам общества. Монополии, по Смиту, вредны уже потому, что ведут к установлению цен более высоких, чем их естественный уровень. Цена, установившаяся в результате рыночного равновесия, напротив, способствует расширению потребления, причем не в случайном, а в долгосрочном порядке[13]. Таким образом, устанавливается диалектическая взаимосвязь между конкуренцией и эффективностью хозяйствования[14].