Файл: Управление мотивацией сотрудников на предприятиях ГиРБ (Система мотивации и стимулирования сотрудников компании ООО «Проспект»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. Система мотивации и стимулирования сотрудников компании ООО «Проспект»

2.1 Общая характеристика компании ООО «Проспект»

Объект исследования – предприятие общественного питания. Постоянным гостям выдаются карты со скидкой.

Решение входной группы – прямые четкие линии, отчетливо прослеживаемая динамика, простота, легкость. Внутри пространство строго зонировано. Производственная зона составляет 100 кв. метров, разбита на цеха: Цех производства горячих блюд. Цех производства холодных блюд. Кондитерский цех. Цех по производству заготовок.

Основополагающие задачи ресторана «Проспект»: выйти на высокие показатели рентабельности и обеспечить ресторану широкую известность. Основополагающие принципы работы ресторана Проспект: качество обслуживания, инновационный дизайн и имидж, ориентированность на потребительский сегмент клиентов с доходами среднего уровня. Средний чек в 2015 г. – 1000-1200 рублей. Применяется безналичный расчет - cash-back.

Обслуживание в Ресторан Проспект строится на принципах системы «А ля карт» (a lacarte). Гости из карты-меню блюд и напитков формируют из предложенного ассортимента свой заказ. Организационная структура управления ресторана «Проспект» относится к линейному типу (рис. 1).

Рисунок 1 ‑ Организационная структура предприятия

Существование организационной структуры ресторана Проспект обусловлено, в первую очередь, необходимостью вертикального разделения труда, т.е. отделения работы по координации от непосредственного выполнения заданий в целях обеспечения успешной групповой работы.

Штатное расписание ООО «Проспект» представлено в таблице 4.

Таблица 4‑Штатное расписание ООО «Проспект»

Должность

Количество человек

Заработная плата тыс. руб.

ФОТ тыс. руб.

Директор

1

30

30

Гл. бухгалтер

1

25

25

Бухгалтер-калькулятор

1

18

18

Администратор

2

18

36

Шеф-повар

1

29

29

Повар гор.

4

15

60

Повар хол.

4

15

60

Кух. Работник

4

8

32

Барменеджер

2

15

30

Официант

6

10

60

Мойщица

2

8

16

Итого

28

199

396


Важным элементом является мотивация персонала ООО «Проспект». Пример мотивации официантов ресторана: за две недели продать каждое блюдо из меню. Премия 5000 рублей; самая большая выручка за месяц. Премия - сертификат номиналом 3000 рублей на посещение любого заведения; продажа самого невостребованного блюда за неделю. Премия 1000 рублей; приведи нового сотрудника. Премия 3000 рублей, если новый сотрудник отработает не меньше месяца; повышение процента от выручки при повышении категории официанта (см. таблицу 5).

Таблица 5‑Шкала повышение процента от выручки при повышении категории официанта

Третья категория

Вторая категория

Первая категория

1,5% от выручки к з/п

1,8% от выручки к з/п

2% от выручки к з/п

Рыночная доля предприятия составляет 3 %. Основные конкуренты предприятия: «1001 ночь», «НАВРУЗ», «Шиша», «Лесной», «Дастарханa», «Shatush».Покупатели: молодые люди среднего достатка. Поставщики предприятия – местные продовольственные компании.

Проведем оценку развития кадровой политики организации ООО «Проспект» ресторан. На предприятии задействовано 28 человек (табл. 6).

Таблица 6‑Кадровый состав предприятия

Пол

Возраст

Образование

Стаж

М

34

Высшее

5 лет

Ж

52

Высшее

16 лет

Ж

33

Высшее

3 года

Ж

28

Высшее

5 лет

М

25

Высшее

1 год

Ж

29

Высшее

2 года

Ж

46

Высшее

8 лет

Ж

52

Высшее

7 лет

Ж

27

Высшее

3 года

Ж

27

Высшее

4 года

М

35

Высшее

6 лет

Ж

21

Среднее специальное

6 мес.

Ж

44

Высшее

5 лет

Ж

20

Среднее специальное

6 мес.

Ж

31

Высшее

3 года

М

22

Неоконченное высшее

1 год

Ж

25

Высшее

2 года

Ж

32

Высшее

5 лет

Ж

38

Высшее

4 года

Ж

23

Неоконченное высшее

1 год

Ж

29

Высшее

3 года

Ж

25

Среднее специальное

2 года

Ж

44

Высшее

5 лет

Ж

20

Среднее специальное

6 мес.

Ж

31

Высшее

3 года

М

22

Неоконченное высшее

1 год

Ж

25

Высшее

2 года

Ж

25

Высшее

2 года


Из данной таблицы видно, что на предприятии работают в основном женщины.

В данный момент текучесть кадров в отделе составляет 27%. этот показатель в несколько раз превышает естественную текучесть.

Это приводит к экономическим потерям и организационным трудностям.

Вопросами найма занимается отдел кадров согласно положению. В его обязанности входит: поиск, проведение первичных собеседований с кандидатами, первичный отбор соискателей на вакантные должности. Следует отметить, что в среднем, на одну открытую вакансию приходит до 20 резюме. Специалист отдела кадров отбирает полученные резюме по критериям, содержащимся в заявке о заполнении вакансии.

2.2. Система оплаты труда в компании ООО «Проспект»

Основным побуждающим фактором к эффективной работе в ООО «Проспект» является оплата труда, производимая на основе установленных базовых зарплат.

Компания ООО «Проспект» применяет материальные и нематериальные методы управления трудовой мотивацией персонала. К материальным относятся:

- заработная плата сотрудника = сумма оклада и доплаты за работу на выделенном объекте (который важен для репутации, всеобщей огласки, партнера и др.);

- практика награждения сотрудников за объем, качество и сроки совершенной работы.

Сумма оклада сотрудников ООО «Проспект» устанавливается в соответствии с трудовым договором (контракту), который заключен с сотрудником. Он не должен противоречить законодательству РФ. Помимо базового оклада, у сотрудников ООО «Проспект» есть возможность получать премии, надбавки и выслуги за очень продолжительную работу в организации.

Ряд критериев, по которым устанавливается базовая ставка в соответствии с занимаемым положением, является следующим:

  1. Опыт работы: рабочий, у которого отсутствует опыт работы, в сфере этой области будет получать минимальный оклад, который установлен базовыми показателями.
  2. Квалификации: сотрудник получает сравнительно больше, если выполняет работу, которая требует большей квалификации.
  3. Образования: сотрудник, у которого отсутствует высшее образование, будет получать меньше выплат, чем тот, кто иметь высшее образование.
  4. Отношение к выполняемой работе: оклад устанавливает непосредственный руководитель. Определяется отношением работника к выполнению порученного задания.

Работникам оплачивают премии тогда, когда происходит выполнение экономических показателей (плана прибыли и тарифных доходов).

Если происходит невыполнение этих самых показателей, то сумма премий всему рабочему составу снижется в условленных размерах.

Премиальные выплаты производятся в соответствии с «Положением о заработной плате». Определением размера премии каждому структурному подразделению занимается руководитель организации. Установка размера премии происходит за общие результаты деятельности, а руководители подразделений выбирают размер премии каждому рабочему, учитывая его личный вклад в результаты деятельности.

Директор ООО «Проспект», издавая приказ, определяет реальные размеры премии. Он же и есть единственное лицо, принимающее решение о премировании и допремировании. Лишение или снижение размеров премии предусмотрено в тех случаях, когда нарушены установленные условия (прогул, нарушение общественного порядка и др.).

Помимо финансовых методов мотивации активно используется нефинансовые методы, которые включают в себя:

  1. Корпоративные праздники: празднование Нового Года, день основания компании.
  2. Подарки лучшим сотрудникам.
  3. Обеспечение всех условий для работы.

Можно более подробно рассмотреть нематериальные стимулы. Обеспечение нужд сотрудников в самореализации, самосовершенствовании является базой творческого стимулирования в ООО «Проспект» Повышение уровня сложности трудовых операций и решаемых работником задач является основой для увеличения круга деятельности творческих стимулов.

За отличные трудовые отличия сотрудников ООО «Проспект» представляют к поощрению и награждению. Поощрение призвано подталкивать не только данного человека, но и других рабочих, а для этого оно должно пониматься коллективом ООО «Проспект» как достойное. Обычно награждение лучших работников происходит в конце года на корпоратвином празднике. Отличительные работники получают грамоты и подарки руководства компании.

Необходимо отметить, что существует еще одна форма мотивации в ООО «Проспект», которая по существу объединяет в себе все рассмотренные выше. Речь идет о продвижении по должности, которое дает и более высокую заработную плату (материальный мотив), и интересную и содержательную работу (организационный мотив), а так же отражает признание заслуг и авторитета личности путем перевода в более высокую статусную группу (моральный мотив).

Для выявления проблем, существующих в системе управления персоналом необходимо выяснить у самих работников компании ООО «Проспект», что следует изменить. Опросный лист представлен в Приложении 1.


Получены следующие результата опроса:

На вопрос об имеющихся проблемах в системе управления персоналом, большинство ответили, что проблемы явно видны (71%) (Рисунок 3.).

Рисунок 3 - Ответы персонала о наличии проблем в управлении

Выбор мотиваторов труда является основой управления персоналом.

Необходимым критерием усовершенствования системы мотивации является анализ существующей ситуации и применение к нему метода опроса персонала степенью удовлетворенности.

Проведенное анкетирование позволило обнаружить факторы, которыми работники остались не довольны и выяснить их потребность в совершенствовании кадровой политики. На поставленные вопросы анкеты отвечал весь состав компании. Результаты анкеты получились следующими.

Анкета для выявления неудовлетворенности работой в организации (приложение 2).

Основным фактором выступает большое неудовлетворение, чем удовлетворение сотрудников.

У персонала отсутствует уверенность в том, что он имеет чувство принадлежности к организации, а 40 % опрошенных думает, что чувство принадлежности напрочь отсутствует.

60 %

50 %

40%

30%

20%

10%

Да Нет Не знаю

Рисунок 4 - Наличие чувства принадлежности персонала к организации ООО «Проспект».

Раскрывается отрицательное, назидательное отношение руководства к персоналу.

Он не удовлетворён строением рабочего места.

Преимущественное право персонала отдается личному обучению вне коллектива, а так же обучению на рабочем месте.

Для целей исследования системы стимулирования на предприятии ООО «Проспект» было проведено изучение мотивации труда сотрудников с использованием методов оценки по процессуальным теориям.

Шкала оценки результатов:

Степень удовлетворенности Индекс удовлетворенности

Высокая 0,7 – 1,0

Средняя 0,4 – 0,7

Низкая 0,0 – 0,4

По данным проведенного исследования определена степень удовлетворенности системой материального стимулирования.

По результатам опроса высокой степени удовлетворенности соответствуют 4 параметра; средней – 3; низкой – 3. Однако, следует учитывать, что два параметра из среднего интервала близки к нижней границе по значению оценочной шкалы, и, следовательно, могут быть отнесены к низкой степени удовлетворенности.

Высокой степени удовлетворенности соответствуют интервалы, характеризующие ожидания. Средней и низкой, характеризующие отношение работников к существующей системе вознаграждений за труд.