Файл: Управление мотивацией сотрудников на предприятиях ГиРБ (Система мотивации и стимулирования сотрудников компании ООО «Проспект»).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Управление мотивацией и стимулированием труда на предприятиях ресторанного бизнеса
1.1 Современные подходы к мотивации персонала
1.2 Особенности материальной мотивации в индустрии гостеприимства
1.3 Особенности нематериальной мотивации в индустрии гостеприимства
Глава 2. Система мотивации и стимулирования сотрудников компании ООО «Проспект»
2.1 Общая характеристика компании ООО «Проспект»
2.2. Система оплаты труда в компании ООО «Проспект»
2.3. Система нематериальной мотивации в компании ООО «Проспект»
Глава 2. Система мотивации и стимулирования сотрудников компании ООО «Проспект»
2.1 Общая характеристика компании ООО «Проспект»
Объект исследования – предприятие общественного питания. Постоянным гостям выдаются карты со скидкой.
Решение входной группы – прямые четкие линии, отчетливо прослеживаемая динамика, простота, легкость. Внутри пространство строго зонировано. Производственная зона составляет 100 кв. метров, разбита на цеха: Цех производства горячих блюд. Цех производства холодных блюд. Кондитерский цех. Цех по производству заготовок.
Основополагающие задачи ресторана «Проспект»: выйти на высокие показатели рентабельности и обеспечить ресторану широкую известность. Основополагающие принципы работы ресторана Проспект: качество обслуживания, инновационный дизайн и имидж, ориентированность на потребительский сегмент клиентов с доходами среднего уровня. Средний чек в 2015 г. – 1000-1200 рублей. Применяется безналичный расчет - cash-back.
Обслуживание в Ресторан Проспект строится на принципах системы «А ля карт» (a lacarte). Гости из карты-меню блюд и напитков формируют из предложенного ассортимента свой заказ. Организационная структура управления ресторана «Проспект» относится к линейному типу (рис. 1).
Рисунок 1 ‑ Организационная структура предприятия
Существование организационной структуры ресторана Проспект обусловлено, в первую очередь, необходимостью вертикального разделения труда, т.е. отделения работы по координации от непосредственного выполнения заданий в целях обеспечения успешной групповой работы.
Штатное расписание ООО «Проспект» представлено в таблице 4.
Таблица 4‑Штатное расписание ООО «Проспект»
Должность |
Количество человек |
Заработная плата тыс. руб. |
ФОТ тыс. руб. |
Директор |
1 |
30 |
30 |
Гл. бухгалтер |
1 |
25 |
25 |
Бухгалтер-калькулятор |
1 |
18 |
18 |
Администратор |
2 |
18 |
36 |
Шеф-повар |
1 |
29 |
29 |
Повар гор. |
4 |
15 |
60 |
Повар хол. |
4 |
15 |
60 |
Кух. Работник |
4 |
8 |
32 |
Барменеджер |
2 |
15 |
30 |
Официант |
6 |
10 |
60 |
Мойщица |
2 |
8 |
16 |
Итого |
28 |
199 |
396 |
Важным элементом является мотивация персонала ООО «Проспект». Пример мотивации официантов ресторана: за две недели продать каждое блюдо из меню. Премия 5000 рублей; самая большая выручка за месяц. Премия - сертификат номиналом 3000 рублей на посещение любого заведения; продажа самого невостребованного блюда за неделю. Премия 1000 рублей; приведи нового сотрудника. Премия 3000 рублей, если новый сотрудник отработает не меньше месяца; повышение процента от выручки при повышении категории официанта (см. таблицу 5).
Таблица 5‑Шкала повышение процента от выручки при повышении категории официанта
Третья категория |
Вторая категория |
Первая категория |
1,5% от выручки к з/п |
1,8% от выручки к з/п |
2% от выручки к з/п |
Рыночная доля предприятия составляет 3 %. Основные конкуренты предприятия: «1001 ночь», «НАВРУЗ», «Шиша», «Лесной», «Дастарханa», «Shatush».Покупатели: молодые люди среднего достатка. Поставщики предприятия – местные продовольственные компании.
Проведем оценку развития кадровой политики организации ООО «Проспект» ресторан. На предприятии задействовано 28 человек (табл. 6).
Таблица 6‑Кадровый состав предприятия
Пол |
Возраст |
Образование |
Стаж |
М |
34 |
Высшее |
5 лет |
Ж |
52 |
Высшее |
16 лет |
Ж |
33 |
Высшее |
3 года |
Ж |
28 |
Высшее |
5 лет |
М |
25 |
Высшее |
1 год |
Ж |
29 |
Высшее |
2 года |
Ж |
46 |
Высшее |
8 лет |
Ж |
52 |
Высшее |
7 лет |
Ж |
27 |
Высшее |
3 года |
Ж |
27 |
Высшее |
4 года |
М |
35 |
Высшее |
6 лет |
Ж |
21 |
Среднее специальное |
6 мес. |
Ж |
44 |
Высшее |
5 лет |
Ж |
20 |
Среднее специальное |
6 мес. |
Ж |
31 |
Высшее |
3 года |
М |
22 |
Неоконченное высшее |
1 год |
Ж |
25 |
Высшее |
2 года |
Ж |
32 |
Высшее |
5 лет |
Ж |
38 |
Высшее |
4 года |
Ж |
23 |
Неоконченное высшее |
1 год |
Ж |
29 |
Высшее |
3 года |
Ж |
25 |
Среднее специальное |
2 года |
Ж |
44 |
Высшее |
5 лет |
Ж |
20 |
Среднее специальное |
6 мес. |
Ж |
31 |
Высшее |
3 года |
М |
22 |
Неоконченное высшее |
1 год |
Ж |
25 |
Высшее |
2 года |
Ж |
25 |
Высшее |
2 года |
Из данной таблицы видно, что на предприятии работают в основном женщины.
В данный момент текучесть кадров в отделе составляет 27%. этот показатель в несколько раз превышает естественную текучесть.
Это приводит к экономическим потерям и организационным трудностям.
Вопросами найма занимается отдел кадров согласно положению. В его обязанности входит: поиск, проведение первичных собеседований с кандидатами, первичный отбор соискателей на вакантные должности. Следует отметить, что в среднем, на одну открытую вакансию приходит до 20 резюме. Специалист отдела кадров отбирает полученные резюме по критериям, содержащимся в заявке о заполнении вакансии.
2.2. Система оплаты труда в компании ООО «Проспект»
Основным побуждающим фактором к эффективной работе в ООО «Проспект» является оплата труда, производимая на основе установленных базовых зарплат.
Компания ООО «Проспект» применяет материальные и нематериальные методы управления трудовой мотивацией персонала. К материальным относятся:
- заработная плата сотрудника = сумма оклада и доплаты за работу на выделенном объекте (который важен для репутации, всеобщей огласки, партнера и др.);
- практика награждения сотрудников за объем, качество и сроки совершенной работы.
Сумма оклада сотрудников ООО «Проспект» устанавливается в соответствии с трудовым договором (контракту), который заключен с сотрудником. Он не должен противоречить законодательству РФ. Помимо базового оклада, у сотрудников ООО «Проспект» есть возможность получать премии, надбавки и выслуги за очень продолжительную работу в организации.
Ряд критериев, по которым устанавливается базовая ставка в соответствии с занимаемым положением, является следующим:
- Опыт работы: рабочий, у которого отсутствует опыт работы, в сфере этой области будет получать минимальный оклад, который установлен базовыми показателями.
- Квалификации: сотрудник получает сравнительно больше, если выполняет работу, которая требует большей квалификации.
- Образования: сотрудник, у которого отсутствует высшее образование, будет получать меньше выплат, чем тот, кто иметь высшее образование.
- Отношение к выполняемой работе: оклад устанавливает непосредственный руководитель. Определяется отношением работника к выполнению порученного задания.
Работникам оплачивают премии тогда, когда происходит выполнение экономических показателей (плана прибыли и тарифных доходов).
Если происходит невыполнение этих самых показателей, то сумма премий всему рабочему составу снижется в условленных размерах.
Премиальные выплаты производятся в соответствии с «Положением о заработной плате». Определением размера премии каждому структурному подразделению занимается руководитель организации. Установка размера премии происходит за общие результаты деятельности, а руководители подразделений выбирают размер премии каждому рабочему, учитывая его личный вклад в результаты деятельности.
Директор ООО «Проспект», издавая приказ, определяет реальные размеры премии. Он же и есть единственное лицо, принимающее решение о премировании и допремировании. Лишение или снижение размеров премии предусмотрено в тех случаях, когда нарушены установленные условия (прогул, нарушение общественного порядка и др.).
Помимо финансовых методов мотивации активно используется нефинансовые методы, которые включают в себя:
- Корпоративные праздники: празднование Нового Года, день основания компании.
- Подарки лучшим сотрудникам.
- Обеспечение всех условий для работы.
Можно более подробно рассмотреть нематериальные стимулы. Обеспечение нужд сотрудников в самореализации, самосовершенствовании является базой творческого стимулирования в ООО «Проспект» Повышение уровня сложности трудовых операций и решаемых работником задач является основой для увеличения круга деятельности творческих стимулов.
За отличные трудовые отличия сотрудников ООО «Проспект» представляют к поощрению и награждению. Поощрение призвано подталкивать не только данного человека, но и других рабочих, а для этого оно должно пониматься коллективом ООО «Проспект» как достойное. Обычно награждение лучших работников происходит в конце года на корпоратвином празднике. Отличительные работники получают грамоты и подарки руководства компании.
Необходимо отметить, что существует еще одна форма мотивации в ООО «Проспект», которая по существу объединяет в себе все рассмотренные выше. Речь идет о продвижении по должности, которое дает и более высокую заработную плату (материальный мотив), и интересную и содержательную работу (организационный мотив), а так же отражает признание заслуг и авторитета личности путем перевода в более высокую статусную группу (моральный мотив).
Для выявления проблем, существующих в системе управления персоналом необходимо выяснить у самих работников компании ООО «Проспект», что следует изменить. Опросный лист представлен в Приложении 1.
Получены следующие результата опроса:
На вопрос об имеющихся проблемах в системе управления персоналом, большинство ответили, что проблемы явно видны (71%) (Рисунок 3.).
Рисунок 3 - Ответы персонала о наличии проблем в управлении
Выбор мотиваторов труда является основой управления персоналом.
Необходимым критерием усовершенствования системы мотивации является анализ существующей ситуации и применение к нему метода опроса персонала степенью удовлетворенности.
Проведенное анкетирование позволило обнаружить факторы, которыми работники остались не довольны и выяснить их потребность в совершенствовании кадровой политики. На поставленные вопросы анкеты отвечал весь состав компании. Результаты анкеты получились следующими.
Анкета для выявления неудовлетворенности работой в организации (приложение 2).
Основным фактором выступает большое неудовлетворение, чем удовлетворение сотрудников.
У персонала отсутствует уверенность в том, что он имеет чувство принадлежности к организации, а 40 % опрошенных думает, что чувство принадлежности напрочь отсутствует.
60 % 50 % 40% 30% 20% 10% |
Да Нет Не знаю
Рисунок 4 - Наличие чувства принадлежности персонала к организации ООО «Проспект».
Раскрывается отрицательное, назидательное отношение руководства к персоналу.
Он не удовлетворён строением рабочего места.
Преимущественное право персонала отдается личному обучению вне коллектива, а так же обучению на рабочем месте.
Для целей исследования системы стимулирования на предприятии ООО «Проспект» было проведено изучение мотивации труда сотрудников с использованием методов оценки по процессуальным теориям.
Шкала оценки результатов:
Степень удовлетворенности Индекс удовлетворенности
Высокая 0,7 – 1,0
Средняя 0,4 – 0,7
Низкая 0,0 – 0,4
По данным проведенного исследования определена степень удовлетворенности системой материального стимулирования.
По результатам опроса высокой степени удовлетворенности соответствуют 4 параметра; средней – 3; низкой – 3. Однако, следует учитывать, что два параметра из среднего интервала близки к нижней границе по значению оценочной шкалы, и, следовательно, могут быть отнесены к низкой степени удовлетворенности.
Высокой степени удовлетворенности соответствуют интервалы, характеризующие ожидания. Средней и низкой, характеризующие отношение работников к существующей системе вознаграждений за труд.