Файл: Разработка и реализация конфигурации выдача кредита в коммерческом банке.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 328
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
1. Технико-экономическая характеристика предметной области и предприятия
1.1 Характеристика предприятия и его деятельности
1.2 Организационная структура управления ПАО АКБ Связь – Банка.
2. Выбор комплекса задач автоматизации и характеристика существующих бизнес процессов
2.1 Сущность задачи и предметная технология ее решения
2.2 Обоснование выбора программного продукта
2.3 Построение диаграммы сущность-связь
Введение
Для современного российского финансового рынка характерно укрупнение кредитно-финансовых институтов и активное развитие розничного банковского бизнеса. Рост новых банковских сообществ, увеличение клиентской базы и расширение спектра предлагаемых услуг невозможно обеспечить без программного обеспечения, отвечающего самым жестким требованиям, которые предъявляет современный банковский бизнес. Если раньше усилия крупных банков были сосредоточены в основном в столичных регионах и крупных городах, то в последние годы из-за усиления конкуренции на этих рынках и роста благосостояния людей в целом финансовые структуры стали гораздо более активно развивать свои филиальные сети и вытеснять небольшие региональные банки. Последние, пытаясь выстоять в конкурентной борьбе, теперь вынуждены гораздо больше внимания, чем раньше, уделять ИТ-структуре.
Банки, которым не удается выбрать систему, соответствующую всем требованиям их бизнеса, на рынке, готовы инвестировать в собственный продукт как в дополнительное конкурентное преимущество. Некоторые подсистемы, например, кредитные модули в малых банках являются собственными разработками, поскольку нередко это является экономически более целесообразным решением, чем использование подсистем сторонних разработчиков.
В условиях повсеместного снижения доходности кредитных учреждений проблема доступа управленцев к информации становится особенно актуальной. На практике в этой области зачастую царит MS Excel, со всеми его достоинствами и недостатками. В итоге огромные объемы ценнейшей информации хранятся в локальных таблицах персональных компьютеров и на разрозненных серверах баз данных.
Жесткая конкуренция на рынке банковских услуг и требования обеспечить более высокую производительность труда, большую надежность и достоверность информации, лучшую ее сохранность обуславливают необходимость перехода банка от различных автономных банковских систем различных разработчиков к единой современной автоматизированной информационной банковской системе. Такая система должна обеспечивать работу всех сотрудников банка: кассиров, операционистов, кредитных работников и бухгалтерии, а также управленческого персонала.
В рамках курсовой работы планируется разработка автоматизированной системы учета кредитов физических лиц − одного из ведущих банков России ПАО АКБ «Связь-Банк».
Рациональная организация работы сотрудников банка имеет важное значение для качественного обслуживания клиентов и должна обеспечивать следующие функции:
− учет клиентов банка − физических лиц;
− ведение справочника видов кредитов (потребительский кредит, ипотека, автокредит, кредитная карта и т.д.) − учет кредитов, выданных физическим лицам;
− учет поручителей и залогодателей по кредиту;
− построение графика погашения кредита (равными платежами, аннуитет, в конце срока);
− выполнение операций с кредитами: открытие, плановое гашение, досрочное гашение, вынос на просрочку, закрытие;
Таким образом, для организации эффективной работы кредитного отдела ПАО АКБ "Связь банк" необходима разработка информационной системы, реализующей функции по выдаче кредитного продукта.
Объектом исследования является ПАО АКБ "Связь банк" Предметом исследования является процесс введения системы автоматизированной выдаче кредитного продукта клиентам банка. Целью курсового проектирования является создание ИС, позволяющей в оперативном порядке вести учет кредитов банка, учет списка клиентов, поручителей и залогодателей по кредиту, построение различных графиков для анализа(график погашения кредита),а так же выполнять различные операции с кредитами: открытие, плановое гашение, досрочное гашение, вынос на просрочку, закрытие; а так же формирование выходных документов:
- кредитный портфель на заданную дату;
- график выдачи кредита;
- график гашения кредита;
- список клиентов Банка;
- журнал операций по кредитам;
- статистика выдач кредитов.
Задачами курсового проектирования являются:
- исследовать предметную область;
- определить основные функции проектируемой ИС;
- разработать информационное обеспечение задачи: информационную модель, классификаторы, алгоритмы;
- разработать удобный пользовательский интерфейс;
- разработать программные приложения и схему их взаимодействия;
1. Технико-экономическая характеристика предметной области и предприятия
1.1 Характеристика предприятия и его деятельности
Связь-Банк является универсальным кредитно-финансовым учреждением. Головной офис Банка расположен в Москве. Региональная сеть Связь-Банка насчитывает более 100 точек продаж в 53 регионах РФ.Главный акционер Связь-Банка – Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», которой принадлежит 99,6504% акций Банка.
Ключевыми направлениями деятельности Связь-Банка являются обслуживание юридических и физических лиц, организация долгового финансирования, международный бизнес: работа на международных финансовых рынках, торговое и структурное финансирование, внешние заимствования.
Банк плодотворно сотрудничает с предприятиями крупного, среднего и малого бизнеса, осуществляющими свою деятельность во всех сегментах российской экономики, эффективно взаимодействует с организациями отрасли связи, в том числе ФГУП «Почта России», энергетической отрасли, а также активно развивает обслуживание физических лиц.
К приоритетным задачам Банка относятся кредитование реального сектора экономики, в том числе предприятий малого и среднего бизнеса.
Выбрав обслуживание населения одним из важнейших курсов своего развития, Связь-Банк ставит перед собой масштабные задачи по завоеванию значимых позиций на рынке за счет активного развития розничных операций, в частности, привлечения средств во вклады, ипотечного и потребительского кредитования и повышения доступности банковских услуг для широких слоев населения.
Связь-Банк активно работает на рынке капитала и является участником торгов ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа», ЗАО «Фондовая биржа ММВБ», ОАО «Фондовая биржа «Российская Торговая Система», ЗАО «Санкт-Петербургская Валютная Биржа». Банк плодотворно взаимодействует с крупнейшими российскими и западными инвестиционными банками.
По данным «Интерфакс-ЦЭА», по итогам 2015 года, Банк занимает 25 место среди 100 крупнейших банков России по размеру активов. По данным Центрального Банка Российской Федерации, Связь-Банк входит в список 30 крупнейших банков России.
В ходе рассмотрения перечисленных свойств, выделим для них, количественно-стоимостные оценки и ограничения.
Технико-экономические характеристики деятельности предприятия ПАО АКБ «Связь-Банк».
Таблица 1.1
Технико-экономические свойства.
№ п\п |
Наименование характеристики (показателя) |
Значение показателя на 2015 |
|
1 |
Кол-во сотрудников |
3600 |
|
2 |
Прибыль за последний год (млн. руб) |
19680 |
|
3 |
Кол-во филиалов |
100 филиалов |
|
4 |
Уровень просроченной задолженности по кредитному портфелю (%) |
2,6% |
|
4 |
Сумма выданных кредитов (млн. руб) |
9447 |
|
5 |
Сумма выданных депозитов (млн. руб) |
950 |
|
6 |
Стоимость основных средств предприятия (млн. руб) |
561 |
|
7 |
Оборот основных средств за год (млн. руб.) |
3084 |
|
8 |
Общая чистая прибыль предприятия (млн. руб.) |
957 |
1.2 Организационная структура управления ПАО АКБ Связь – Банка.
Организационная структура банка – внутренняя организация работы кредитного учреждения, с помощью которой структурируются и формализуются подходы и методы управления, определяются группы исполнителей, разрабатываются системы контроля и внутриорганизационных взаимоотношений.
При помощи организационной структуры осуществляются все необходимые действия, которые ставит перед собой банк для достижения своих целей. Существует несколько моделей организационных структур, которые используют кредитные организации:
1. Механистическая структура наиболее традиционная
Функциональные подразделения создаются для решения определенных задач. При такой структуре в крупных кредитных организациях создается вертикальная иерархия департаментов, которые делятся на управления, а те в свою очередь – на отделы, отделы – на сектора, сектора – на группы и т. д. Функциональное деление чаще всего используется небольшими и средними кредитными организациями. В его основе – пооперационное разделение структур. Например, создаются валютный, кредитный, операционный отделы и т. п.
2. Дивизионная структура
Дивизионная структура, при которой деление организации ориентировано на потребителя, продукт или регион. В обязанности сотрудников соответствующих управлений входит полное обслуживание клиентов по всем видам оказываемых банком услуг. Они обязаны уметь объяснить правила предоставления услуг и дать свои рекомендации по возможным операциям.
Чаще всего структурно сотрудники поделены на два-три управления: по работе с физическими лицами, обслуживанию юридических лиц, иногда создается специальное подразделение для VIP-клиентов.
При дивизионной структуре, существует разделение на фронт-офис, отвечающий за работу с клиентами, проведение операций, и бэк-офис, на который возложена работа по оформлению документации и другое обслуживание работы фронт-офиса.
3. Органические структуры - ориентированы на быстрые изменения окружающей среды.
Проектная- действует для реализации отдельно взятого проекта.
Матричная- представляет собой совмещение традиционных механистических структур с проектным подходом к реализации целей.
Организационная структура кредитных организаций не регулируется законодательно. Каждый банк вправе выбирать собственную систему.
Организационная структура ПАО АКБ «Связь-Банка» определяется его уставом, в котором содержатся положения об органах управления, их полномочиях, ответственности и взаимосвязи при осуществлении банковских операций:
- Управляет банком общее собрание акционеров, которое является высшим звеном его организационной структуры.
Общее собрание акционеров вносит изменения в устав банка, положения о совете директоров, правлении банка, принимает решение о расширении числа участников или их выходе из банка, утверждает годовой отчет, распределяет прибыль банка, принимает решения о формировании его фондов, создании и ликвидации его филиальной сети, и др.
- Совет директоров избирает председателя совета директоров, который является президентом банка. Председатель совета директоров осуществляет управление оперативной деятельностью банка.
Подразделения, или управления, банка формируются по функциональному назначению:
- кредитный комитет занимается разработкой кредитной политикой банка,
- ревизионный комитет проводит внешний обзор и оценку деятельности банка;
- управление планирования занимается организацией коммерческой деятельности и управлением банковской ликвидностью, рентабельностью; экономическим анализом и изучением кредитоспособности клиента;
- управление депозитных операций занимается вкладами клиентов (прием и выдача), а также выпуском и размещением собственных ценных бумаг (акций, векселей, сертификатов);
- управление кредитных операций осуществляет краткосрочное и долгосрочное кредитование (кредитование населения, лизинг, факторинг и т.д.)
- управление посреднических и других операций связано с проведением гарантийных операций и операций по доверенности (трастовые операции);
- управление организации международных банковских операций осуществляет валютные и кредитные операции с привлечением валютных вкладов, покупку валюты, предоставление валютных кредитов; проведение международных расчетов;
- учетно-операционное управление, включающее операционный отдел, отдел кассовых операций, расчетный отдел, занимается проведением расчетно-кассового обслуживания клиентов.
Для выполнения штабных функций, как уже отмечалось, в банке формируются определенные службы, включающие: административно- хозяйственный отдел; юридический отдел, юристы которого проверяют правильность документов, составления договоров, проведения трастовых операций (представление клиента в суде); отдел кадров, занимающийся подбором и расстановкой кадров; отдел эксплуатации и внедрения вычислительной техники; бухгалтерию.