Файл: Оценка стоимости бизнеса на примере ОАО «Кондитерская фирма «ТАКФ».pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 1097
Скачиваний: 15
• в компании могут иметься так называемые избыточные активы, которые не нужны для имущественного комплекса по выпуску и сбыту определенной продукции, но которые могут быть проданы и способны, следовательно, увеличить стоимость компании как действующей;
• стоимость имущественною комплекса как действующего, понимаемая в качестве вероятной выручки о г ею продажи в расчете на разумное время по поиску заинтересованных покупателей, не равна ценности этого комплекса для обладающей им фирмы в силу необходимости уменьшать эту величину при его продаже на сумму издержек трансакций по подготовке и осуществлению продажи комплекса.
Ликвидационная стоимость предприятия как имущественного комплекса представляет собой величину вероятной выручки от срочной распродажи входящих в этот комплекс активов, прав собственности и контрактных прав (в увязке с обязательствами по тем же контрактам) по частям.
При такой распродаже многие активы и права не смогут быть проданы в силу их низкой ликвидности, т.е. отсутствия по ним активной торговли и наличия лишь узкого круга заинтересованных в подобных специальных активах и правах покупателей (за короткое время распродажи их, возможно, вообще не удастся отыскать).
Следовательно, ликвидационная стоимость имущественного комплекса, как правило, ниже стоимости имущественного комплекса как действующего.
Основные понятия, используемые в ходе оценки бизнеса, систематизируются в схеме на рис. 1.1.
Оценка бизнеса
Оценка стоимости компании
Оценка стоимости имущественного комплекса, в том числе по отдельным видам продукции
Оценка стоимости компании как действующей
Оценка ликвидационной стоимости компании
Оценка ликвидационной стоимости имущественного комплекса
Оценка стоимости имущественного комплекса как действующего
Рис. 1.1. Схема соподчиненности понятий при определении задач оценки бизнеса.
Во вводной части заключения об оценке бизнеса (как документа) должно обязательно содержаться указание, в рамках какого определения стоимости предприятия оценщик бизнеса устанавливает рыночную стоимость компании или имущественного комплекса.
2. Оценка стоимости бизнеса на примере ОАО «КФ «ТАКФ»
2.1. Характеристика объекта оценки
Тамбовская кондитерская фабрика была основана в 1945 году. До этого в городе Тамбове существовала только маленькая кондитерская мастерская. Все производство размещалось в двухэтажном кирпичном здании. Оборудование было кустарное для ручного труда.
В 1961 году устанавливается линия по производству вафель и осваивается выпуск новой продукции. Фабрика продолжает наращивать объемы, увеличивать ассортимент.
В 1991 году фабрика выходит из состава объединения пищевой промышленности и становится арендным предприятием, а в 1992 году преобразуется в акционерное общество открытого типа «Кондитерская фирма «ТАКФ». С этого времени она, как вся страна, работает в рыночных условиях.
В 1994 году началось формирование собственной сбытовой сети в Тамбовской области. В настоящее время оптово-розничные предприятия фирмы есть в Уварово, Кирсанове, Моршанске, Котовске, Мичуринске, Первомайске, Жердевке, Рассказове, а также в городах Москва и Липецк.
В 1995-1996 гг. одним из основных совладельцев предприятия становится Московская фабрика «Красный октябрь». Сотрудничество с лидером российской кондитерской отрасли позволило осуществить на предприятии ряд важных производственно-технических улучшений. Фирма «ТАКФ» вошла в единую сбытовую сеть группы «Красный Октябрь».
«Красный Октябрь» участвует в работе фабрике не только своим капиталом, имея в собственности более 50% акций фирмы ОАО «ТАКФ», но и способствует совершенствованию технологии производства продукции. В настоящее время фирма совершенствует технологию и рассчитывает расширить ассортимент продукции, выпускаемой по лицензии «Красного Октября», который в данном случае выступает гарантом качества.
В 1999 году при финансовой поддержке ОАО «Красный Октябрь» начато строительство нового вафельного цеха.
В 2001-2002 годах Европейский банк реконструкции и развития осуществил инвестиции в проект по модернизации производства вафель и стал крупнейшим акционером компании. Благодаря этому новый вафельный цех был укомплектован современным оборудованием, и в 2002 году запущена новая линия по производству вафель. На этой линии с помощью новейших технологий достигается особенная нежность сбивной начинки для вафель. Не только увеличено качество предлагаемого продукта, но и расширен ассортимент.
В 2003 году головное предприятие «Красный Октябрь» вошло в производственно сбытовую структуру «Объединенные кондитеры» (группа предприятий «Красный Октябрь», концерн «Бабаевский», фабрика «Рот Фронт»). Это позволило в большей мере реализовать конкурентные преимущества производственной специализации и расширить рынки реализации кондитерской продукции.
В 2004 году ОАО «Кондитерская фирма «ТАКФ» стало членом холдинга ООО «Объединенные кондитеры», на долю которого в настоящее время приходится около 12% российского рынка кондитерских изделий.
На сегодняшний день предприятие производит широкий ассортимент кондитерских изделий таких как: конфеты, глазированные шоколадной глазурью и неглазированные, карамель, пряники, вафли, ирис, мармелад и другие кондитерские изделия. Общий объем выпускаемой продукции составляет около 17000 тонн в год. Среднесписочная численность работающих в 2011 году составила - 815 человек. Предприятие занимает земельный участок площадью 1,4 га в г. Тамбове и имеет общие производственные площади в размере 3600 кв. метров.
Учредительным документом фирмы является Устав. Данный документ принят в четвертой редакции 25 мая 2002 года собранием акционеров. Устав ОАО «Кондитерская фирма «ТАКФ»» содержит 28 статей, которые регламентируют его работу.
Местонахождение общества: Россия, г. Тамбов, ул. Октябрьская, д. 22.
Согласно Уставу акционерного общества открытого типа «Кондитерская фирма «ТАКФ», данное предприятие является коммерческой организацией, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права акционеров по отношению к Обществу.
Основной целью Общества является получение прибыли, основной задачей – удовлетворение потребностей населения в производимых кондитерских изделиях.
Основными видами деятельности Общества являются:
- производство и сбыт, в том числе через собственную торговую сеть, кондитерских изделий, полуфабрикатов;
- производство и реализация прочих продовольственных продуктов и товаров народного потребления;
- производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
- производство и реализация продукции производственно-технического назначения; осуществление научных и прикладных разработок в области техники, технологии, экономики и организации производства и реализация их на сторону;
- разработка новых видов кондитерских изделий, новых технологий их производства, реализация ноу-хау в области кондитерского производства;
Фирма «ТАКФ» уделяет большое значение развитию собственных торговых марок: «Тамбовский волк», «Ладушки», «Бабушкины сказки», «Веселая семейка», «Обожайка». Ведется разработка новых видов продукции с учетом требований потребительского спроса.
В Тамбовской области фирма ОАО «Кондитерская фирма «ТАКФ» на сегодняшний день является безусловным лидером в производстве и продаже кондитерских изделий (см. табл. 2.1).
Предприятие ОАО «Кондитерская фирма «ТАКФ» осуществляет оптовую и розничную торговлю кондитерскими изделиями и другими группами производственных товаров. В связи с этим, предприятие имеет собственную товаропроводящую сеть, представленную розничными магазинами и павильонами в г. Тамбове, оптово-розничными подразделениями в районных центрах области (гг. Уварово, Кирсанов, Моршанск, Мичуринск, Жердевка, Рассказово, пгт. Первомайский) и региональными филиалами в гг. Липецк, Пенза, Омск, Уфа. Сейчас фирма полностью переходит на производство продукции с запатентованными наименованиями и фирменной рецептурой.
Таблица 2.1
Динамика объемов производства товарной продукции ОАО «КФ «ТАКФ» (в тоннах) в 2011-2015 гг.
Товарная группа |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Сахаристые кондитерские изделия |
4091 |
3891 |
4170 |
4542 |
5501 |
Карамель |
2055 |
1406 |
1676 |
1006 |
1808 |
Конфеты, глазированные шоколадом |
787 |
1383 |
1644 |
2547 |
2567 |
Конфеты, неглазированные шоколадом |
468 |
479 |
301 |
353 |
631 |
Ирис |
296 |
285 |
200 |
240 |
170 |
Мармелад |
164 |
96 |
50 |
34 |
27 |
Восточные сладости и прочие сахаристые |
321 |
242 |
299 |
362 |
298 |
Мучные кондитерские изделия |
2716 |
2535 |
2711 |
3823 |
3960 |
Печенье |
57 |
79 |
60 |
76 |
45 |
Пряники и коврижки |
1093 |
803 |
857 |
1141 |
1171 |
Торты и пирожные |
13 |
29 |
34 |
23 |
26 |
Вафли |
1553 |
1624 |
1760 |
2583 |
2718 |
Всего кондитерских изделий |
6807 |
6426 |
6881 |
8365 |
9461 |
Среди предприятий кондитерской отрасли в других регионах тамбовская фабрика выделяется в первую очередь устойчивой динамикой прироста производственных объёмов и основных коммерческих показателей см. табл. 2.2, 2.3).
Таблица 2.2
Объемы продаж товарной продукции (в тоннах)
Товарная группа |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Сахаристые кондитерские изделия |
4093 |
3906 |
4174 |
4510 |
5532 |
Карамель |
2057 |
1410 |
1677 |
1003 |
1824 |
Конфеты, глазированные шоколадом |
789 |
1387 |
1645 |
2527 |
2573 |
Конфеты, неглазированные шоколадом |
466 |
482 |
303 |
351 |
628 |
Ирис |
298 |
288 |
200 |
235 |
178 |
Мармелад |
163 |
95 |
50 |
35 |
27 |
Восточные сладости и прочие сахаристые |
320 |
244 |
299 |
359 |
302 |
Мучные кондитерские изделия |
2714 |
2538 |
2701 |
3813 |
3959 |
Печенье |
56 |
79 |
58 |
79 |
46 |
Пряники и коврижки |
1093 |
804 |
855 |
1137 |
1175 |
Торты и пирожные |
13 |
29 |
36 |
23 |
26 |
Вафли |
1552 |
1626 |
1752 |
2574 |
2712 |
Всего кондитерских изделий |
6807 |
6444 |
6875 |
8323 |
9491 |
Таблица 2.3
Объемы продаж товарной продукции (в тыс. руб. без НДС)
Товарная группа |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Сахаристые кондитерские изделия |
84561 |
99894 |
121427 |
157017 |
198783 |
Карамель |
34376 |
27761 |
38006 |
23753 |
48730 |
Конфеты, глазированные шоколадом |
25235 |
46603 |
61630 |
99214 |
115924 |
Конфеты, неглазированные шоколадом |
9821 |
10530 |
7389 |
9003 |
18352 |
Ирис |
6237 |
7110 |
5408 |
6791 |
5621 |
Мармелад |
2418 |
1926 |
1334 |
1048 |
816 |
Восточные сладости и прочие сахаристые |
6474 |
5964 |
7660 |
17208 |
9340 |
Мучные кондитерские изделия |
43401 |
51131 |
59359 |
85153 |
104473 |
Печенье |
745 |
1421 |
1220 |
2007 |
1410 |
Пряники и коврижки |
10938 |
9113 |
10593 |
15169 |
18751 |
Торты и пирожные |
437 |
1241 |
1677 |
1213 |
1260 |
Вафли |
31281 |
39356 |
45869 |
66764 |
83052 |
Всего кондитерских изделий |
127962 |
151025 |
180786 |
242170 |
303256 |