Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования (Сущность системы управления, методология и техника управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наряду с этим процесс управления, как элемент управленческой деятельности, содержит в себе: систему коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, информационное обеспечение.

Отметим, что методология же содержит в себе цели, законы, принципы, методы и функции, технологии управления, а также практику управленческой деятельности. Основополагающей задачей системы управления организации ставится создание профессиональной управленческой деятельности. Как процесс управленческая деятельность представляет совокупность действий, которая ведет как к образованию, так и к улучшению связей между частями системы. При этом как явление – это объединение элементов (цели, программы, средства) с целью реализации миссии организации. Управленческая деятельность исследуется как синтез науки и искусства. Так, научная часть управленческой деятельности состоит из прагматичных управленческих технологий, правил, закономерностей, а именно мало зависит от личности управленца. Искусство же, в этом контексте, представляет собой применение менеджером собственного творческого начала, интуиции, субъективного опыта, здравого смысла и т.д. При этом отмечается прямая зависимость от индивидуальных качеств управленца, причем данные качества, как здравый смысл и интуиция, точнее их присутствие в большей либо меньшей степени, практически выступает врожденной спецификой этого субъекта.

Предельный интерес представляет структура управления организации, как, главным образом назначающая по отношению к иным элементам. Тем самым структура органов управления, а также должностей, распределение между ними как полномочий, так и ответственности зачастую предопределяет и технику управления, и процесс, и методы, а также функции.

Так, среди этапов осмысления сути управления и построения управленческих структур необходимо выделить пять основных этапов таких как: [5, С.78]

1. Организация представляется, как сумма трудовых операций. Управлять организацией – обозначает верно, организовать процессы производства и повышать производительность труда. Организация как конструируется, так и контролируется менеджерами.

2. Организация – это административная пирамида, как более устойчивое строение (административный механизм). Ей свойственна отчетливая структура, единоначалие, разделение труда, баланс, как полномочий, так и ответственности, корпоративная мораль.

3. Организация – бюрократия, где человек – это винтик огромной машины, материал с целью построения целого, который не имеет право на индивидуальные специфики. Индивидуальность личности подавляется как разработкой, так и предписанием точного соблюдения инструкций практически «на все случаи жизни».


4. Элтон Мэйо в 30-х 40-х годах двадцатого столетия предложил исследовать организацию как общину и соответственно ей управлять. В его уразумении люди были не винтиками машины, а выступали членами организации, семьи, он подчеркивал право на индивидуальность любого, возможность иметь свое мнение, взаимоотношения, как внутри, так и вне организации. При данной концепции на первый план выходят как межличностные, так и межгрупповые отношения. Управление должно вписываться в психологическую структуру группы, уразумевать возможность спонтанного, неконтролируемого, самоорганизации.

5. Все большую роль, как выше говорилось, в организации начинает играть технологическая основа. Организация представляет социотехническую систему, а именно взаимодействие группы людей с назначенной техникой. Техническая система и система межличностных отношений могут пересекаться. От технической системы главным образом зависят социальные отношения, а от последних – производственная система. Отсюда – организация характеризуется, как сложная, разнородная вероятностная система.

Глава 2 Основные характеристики системы управления современной организацией

2.1 Ключевые факторы воздействия на систему управления организации

Экономическое постоянство организации, ее как выживаемость, так и эффективность деятельности в современных условиях рыночных отношений неразрывно связаны с ее непрерывным как улучшением, так и развитием. Тем самым улучшение организации должно реализовываться согласно принципу приспособления к внешней среде.

В настоящее время довольно ясно наметились факторы, которые и определяют надобность постоянных внутренних изменений с целью адаптации организации к внешней среде. Данными факторами выступают такие, как: [4, С.100]

- рынок сбыта производимой продукции и вида услуг;

- рынок поставщика либо потребителя исходных материалов, энергии, товаров и услуг;

- финансовый рынок;

- рынок труда;

- окружающая природная среда.


Так, без учета данных факторов невозможно планировать стратегию развития. Таким образом, успех всякого предприятия либо организации и вероятность их выживания главным образом зависят от способности быстро приспосабливаться к внешним изменениям.

Организация представляет собой открытую систему как взаимодействующих, так и управляемых частей, которая функционирует с назначенной целью, - смыслом миссией и обладающая в собственном распоряжении ресурсами.

Тем самым всякая организация, вне зависимости от ее направления, может быть описана при помощи целостного ряда параметров, среди которых основными выступают: цели организации, ее организационная структура, как внешняя, так и внутренняя среда, совокупность ресурсов, нормативная и правовая основа, специфика процессов функционирования, система социальных и экономических отношений, организационная культура. Любая организация располагает собственной системой управления, которая также выступает предметом исследования.

Управление представляет собой процесс, как распределения, так и движения выше перечисленных видов ресурсов в организации с заранее намеченной целью согласно заранее разработанному стратегическому плану с непрерывным контролем результатов работ.

Тем самым система управления должна соответствовать нынешним рыночным условиям, а именно: [8, С. 69]

1) располагать высокой гибкостью производства, которая дает возможность довольно быстро изменять ассортимент продукции;

2) быть адекватной сложной технологии производства, вызывающей совершенно новых видов контроля, организации и разделения труда;

3) учитывать серьезную конкуренцию на рынке товаров и услуг, в корне поменявшую требования к качеству продукции, которая потребовала организовать послепродажное обслуживание, а также дополнительные фирменные услуги;

4) учитывать требования к уровню качества обслуживания, как потребителей, так и времени исполнения договоров, которые стали довольно высокими для традиционных производственных систем и механизмов принятия решений;

5) учитывать изменение структуры издержек производства;

6) принимать во внимание надобность учета неопределенности внешней среды.

Отметим, что процесс управления предусматривает согласованные действия, которые предоставляют реализацию общей цели либо набора целей, которые находятся перед конкретной организацией. С целью координации действий должен иметься специальный орган, который реализует функцию управление. Таким образом, во всякой организации выделяется как управляемая, так и управляемые части. Схема взаимодействия между ними показана в приложении Б курсовой работы.


Вместе с тем часть деловой организации, которая реализует функции управления, состоит из многих взаимодействующих звеньев и представляет собой управляющую систему, которая предоставляет в рамках организации исполнение целого ряда характерных функций. В настоящее время одним из главных принципов построения всяких систем выступает иерархия. В нынешней теории организации понятие «иерархия» используется, главным образом, с целью отображения вертикального подчинения между разнообразными уровнями управления организацией, а именно: иерархией властных полномочий, иерархией функций и функциональных обязанностей - соответственно подчинение по службе, функциональное подчинение.

Таким образом, современный тип иерархической структуры управления имеет много разновидностей. Их можно условно подразделить на два вида: бюрократические органические типы структур управления.

2.2 Основные подходы к системе управления в современной организации

Сегодня известны четыре главнейших подхода, которые внесли значительный вклад в развитии, как теории, так и практики управления.

В результате традиционного подхода исследуются по отдельности работа, персонал, администрирование, мотивация, система управления фирмой и т.д.

Процессный подход. Управление исследуется как процесс, потому как работа по достижению целей при помощи иных – это не какое-нибудь единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Данные действия, всякое из которых само по себе выступает процессом, весьма значимы с целью успеха конкретной организации. Их именуют управленческими функциями. Любая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому как также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления выступает общей суммой всех функций. [5, С. 23]

При этом процесс управления состоит из функций планирования, организации, мотивации и контроля. Данные четыре первичные функции управления объединены связующими процессами коммуникации, а также принятия решения. Руководство исследуется как самостоятельная деятельность. Оно полагает вероятность воздействия на некоторых работников и группы работников так, чтобы они действовали в направленности достижения целей, что весьма значительно с целью успеха конкретной организации.


Планирование представляет один из способов, при помощи которого руководство предоставляет единую направленность усилий всех членов организации к достижению ее общих целей.

Организовывать – обозначает сформировать некую структуру. Потому как в организации работу исполняют люди, значимым аспектом функции организации выступает установление, кто именно должен исполнять любое определенное задание из огромного количества данных заданий, имеющихся в рамках организации, включая работу по управлению.

Так, задача функции мотивации состоит в том, чтобы члены организации осуществляли деятельность в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом.

Контроль представляет процесс предоставления того, что организация действительно достигнет собственных целей.

Таким образом, четыре основные функции управления – планирование, организация, мотивация и контроль – располагают двумя общими характеристиками, а именно: все они вызывают принятия решений, и для всех нужна коммуникация.

В результате системного подхода конкретная организация исследуется как система с собственным входом (цели, задачи), выходом (результаты работы по показателям), обратными связями (между персоналом и руководством, внешними снабженцами и менеджерами и т.д.), внешними влияниями (налоговое законодательство, конкуренты и т.д.). [9, С. 17]

Главными целями при системном подходе являются:

- исключение противоречивости целей подразделений конкретной организации;

- предоставление однонаправленности действий подразделений;

- поиск критических факторов успеха организации;

- предоставление факторов устойчивости функционирования организации;

- обеспечение адаптивности (приспосабливаемости) работы организации;

- предоставление совместимости работы подсистем организации;

- обеспечение эффективной деятельности обратных связей внутри организации.

Использование теории системы к управлению облегчило для руководителей задачу познать организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром. Тем самым руководители должны ведать, каковы переменные организации как системы, с целью, чтобы использовать теорию систем к процессу управления.

В результате ситуационного подхода методы управления могут изменяться в зависимости от ситуации. При этом результаты деятельности конкретной организации анализируются в разнообразных практических ситуациях. Тем самым ведется поиск более важных ситуационных факторов, воздействующих на показатели хозяйственной деятельности в динамике, прогнозируются последствия. На основе полученных данных планируется будущая деятельность конкретной организации. Зачастую ситуационный анализ осуществляют методами экспертных оценок, «мозгового штурма», с применением кейсов – деловых ситуаций, которые помогают накапливать практический опыт, а также принимать верные управленческие решения.