Файл: Антиинфляционная политика и денежная реформа. Варианты и контуры (Природа инфляции и ее сущность).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты антиинфляционной политики
1.1. Природа инфляции и ее сущность
1.2. Назначение антиинфляционной политики
Глава 2. Анализ инфляции и антиинфляционной политики в России
2.1. Инфляция в 2015 г. и факторы, на нее влияющие
Глава 3. Пути повышения эффективности антиинфляционной политики в Российской Федерации
Однако, инфляционные процессы в Российской Федерации отличаются значительной спецификой и, прежде всего, большой значимостью немонетарных факторов, обуславливающих инфляцию. К немонетарным факторам относятся, в основном, высокие тарифы на продукцию и услуги предприятий естественных монополий. В качестве основных рисков Банк России рассматривает сохранение высоких инфляционных рисков, повышение тарифов естественных монополий выше запланированного, а также возможное ускорение роста номинальных заработных плат.
Инфляция в России все больше превращается в инфляцию издержек. В середине 2014 г. глава Минэкономразвития А. В. Улюкаев заявил, что сложнейшей структурной проблемой российской экономики стали очень высокие издержки, связанные в преобладающей степени с ростом тарифов на продукцию и услуги естественных монополий. В 2015 г. увеличены темпы индексации тарифов естественных монополий, если раньше планировалось увеличить тарифы на природный газ, электроэнергию и железнодорожные перевозки в среднем на 6%, то с 1 июля 2015г. они повышены на 7,5%. Тарифы на электроэнергию вырастут на 8,5%, тарифы на газ на 7,5%, платежи за коммунальные услуги в среднем по России увеличатся на 8,7%[31].
Индексация тарифов имеет мультипликативный эффект. Например, индексация стоимости электроэнергии приводит к росту себестоимости всех товаров, в производстве которых используется электроэнергия. То есть к росту себестоимости производства практически любого товара. Аналогично рост стоимости грузовых железнодорожных перевозок увеличивает цену любого товара, перевозимого по железным дорогам. Например, нефтепродуктов, металлов или того же угля (используемого затем при производстве электроэнергии). Рост внутренних цен на природный газ точно так же приводит к повышению стоимости электроэнергии, провоцируя тем самым рост себестоимости производства прочих товаров.
Таким образом, увеличение тарифов на продукцию и услуги предприятий естественных монополий провоцирует рост инфляции, в свою очередь увеличение инфляции приводит к росту затрат на предприятиях, и это опять приводит к необходимости увеличения тарифов. Получается своеобразная спираль инфляции. При этом заморозка тарифов или перенос сроков индексации сразу приводит к снижению инфляции. Так, в 2014 г. отказ от первоначального намерения заморозить тарифы на услуги и продукцию естественных монополий для населения, по оценкам Банка России, дал дополнительно прирост инфляции на 0,5%. По расчетам НИУ ВШЭ увеличение тарифов на продукцию предприятий естественных монополий в 2015 г. привело к росту инфляции на 1,7%[32].
Проблема роста тарифов на продукцию предприятий естественных монополий должна решаться, конечно, не замораживанием тарифов, а посредством снижения затрат на предприятиях этих отраслей и эффективным регулированием ценообразования на услуги и продукцию этих отраслей.
В последние годы в России вклад тарифов и цен на продукцию предприятий отраслей естественных монополий составляет около 50% в инфляционных процессах. Таким образом, в условиях, когда немонетарные факторы так значимы в формировании инфляции, использование режима таргетирования не может дать необходимого эффекта.
Выводы. По итогам 2015 г. инфляция в России составила 12,9 %. Причинами инфляции в 2015 г. явились: девальвация рубля (вклад девальвации в инфляцию составил в среднем за год около 8 п. пунктов); рост инфляционных ожиданий из-за ослабления рубля; кризис на Украине; санкции ЕС и США; введение продуктового эмбарго (контрсанкции) для США, ЕС, Канады, Турции; ослабление конкуренции на продуктовых рынках. Основными факторами, влияющими на инфляцию в 2015 г. остаются девальвация, санкции и контрсанкции. Из 16,7% 10%-11% составляет вклад этих факторов.
Основной целью денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ является обеспечение ценовой стабильности, что означает достижение и поддержание устойчивой низкой инфляции. Начиная с 2015 г. Банк России проводит денежно-кредитную политику в рамках таргетирования инфляции. Банк России реализует достижение цели по инфляции, прежде всего, путем воздействия на цену денег в экономике - процентные ставки. Проводя операции с кредитными организациями, Банк России непосредственно воздействует лишь на наиболее краткосрочные ставки денежного рынка, стремясь приблизить их к ключевой ставке.
Следует отметить, что рост потребительских цен, связанный с немонетарными факторами, не рассматривается как инфляция, которая должна регулироваться Центральным Банком. В современных условиях, по нашему мнению, необходима специальная государственная программа, предусматривающая снижение инфляции посредством последовательного регулирования как монетарных, так и немонетарных факторов. В этой программе должны участвовать наряду с Банком России, Министерство финансов РФ, Минэкономразвития, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам.
Глава 3. Пути повышения эффективности антиинфляционной политики в Российской Федерации
Геополитические противоречия оказывают замедляющее воздействие на российскую экономику, которая и без того ослаблена за счёт структурных ограничений. В подобной ситуации поддержание жёсткой (сдерживающей) макроэкономической политики и ограничений могло бы помочь снизить риски дальнейшего ухудшения ситуации.
Центральному Банку России имеет смысл продолжить курс на ужесточение ДКП и поднять процентные ставки с целью снижения инфляции и продолжения своего движения в сторону таргетирования инфляции, достижимого в рамках полностью гибкого курсообразования.
В то время, как по прогнозам налогово-бюджетная политика в 2016 г. продолжит оставаться умеренно жёсткой, России требуется дальнейшая фискальная консолидация (ужесточение) в ближайшие годы. Функциональная и операционная независимость ЦБ РФ должна быть защищена и гарантирована (властями), а соблюдение и следование «бюджетному правилу» должно быть продолжено.
Повышение потенциала экономического роста в России требует смелых структурных реформ и дальнейшей глобальной интеграции. Снижение доверия к экономике, эскалация или сохранение геополитической напряженности могут привести к более активному оттоку капитала, усилению давления на обменный курс, росту инфляции и снижению темпов экономического роста. Снижение мировых цен на нефть может усугубить эти негативные факторы. Сохранение и поддержание стабильной и предсказуемой макроэкономической политики имеет решающее значение для поддержки доверия к экономике, особенно в текущих условиях.
Эта задача включает соблюдение бюджетного правила, дальнейшие шаги по переходу к таргетированию инфляции с опорой на режим полностью гибкого обменного курса, а также размещение средств Фонда национального благосостояния только при соблюдении надлежащих мер предосторожности.
Россия обладает значительным запасом прочности в виде большого размера международных резервов, положительной чистой международной инвестиционной позиции, низкого уровня государственного долга, а также небольшого дефицита бюджета. Однако, учитывая неопределенность относительно дальнейшего сохранения геополитической напряженности и устранения основополагающих структурных проблем, разумное использование этих буферных запасов имеет решающее значение для обеспечения устойчивости экономики.
Для снижения инфляции потребуется ужесточение денежно-кредитной политики. Банк России принял надлежащие меры, повысив процентные ставки по своим операциям и возобновив переход к большей гибкости обменного курса. Однако темпы базовой инфляции ускорились, вследствие чего для стабилизации и сдерживания инфляционных ожиданий потребуется дальнейшее ужесточение денежно-кредитной политики. Повышение процентных ставок также поможет ограничить отток капитала, особенно в условиях сокращения ликвидности на мировых рынках, и уменьшить дефицит ресурсов в банковской системе путем установления устойчиво положительных реальных процентных ставок по операциям Банка России.
Следует обеспечить сохранение операционной независимости Банка России. Хотя широкое участие заинтересованных сторон в определении среднесрочных целей по инфляции желательно, за реализацию мер политики, направленных на достижение целевых показателей по инфляции, должен отвечать исключительно Банк России. Определение четких полномочий будет иметь ключевое значение для обеспечения убедительного перехода к режиму таргетирования инфляции.
Приоритетными задачами остаются укрепление надзора и усиление мер по обеспечению финансовой стабильности. Банки и корпоративный сектор находятся в сложных условиях в связи со слабостью экономики, ограниченностью доступа к внешнему финансированию и удорожанием кредитных ресурсов внутри страны. Имеющиеся международные валютные резервы в сочетании с надлежащими ответными мерами монетарной политики Банка России пока сдерживают финансовую нестабильность. Тем не менее, текущая неопределенность даже в краткосрочной перспективе может вызвать трудности для отдельных банков и компаний.
В случае серьезного сжатия ликвидности следует на временной основе предоставить отвечающим требованиям контрагентам механизмы чрезвычайного финансирования при наличии надлежащего залогового обеспечения, а стоимость использования таких механизмов следует установить на таком уровне, чтобы он был привлекательным только в стрессовые периоды. При возникновении сбоев в функционировании финансового рынка и чрезмерной волатильности обменного курса рубля следует также проводить валютные интервенции, но не устанавливать в качестве целевого показателя какой-либо определенный уровень обменного курса.
Следование сформированным принципам налогово-бюджетной политики является критически значимым. Бюджетное правило должно стать основным фактором обеспечения доверия к макроэкономической политике государства. Руководству России необходимо противостоять растущим запросам в области увеличения бюджетных расходов и сократить масштабы государственных инвестиций, чтобы удовлетворить имеющиеся крупные потребности в финансировании инфраструктурных проектов. Вполне допустимым является направление средств Фонда национального благосостояния на внутренние инфраструктурные проекты при условии, что такое финансирование будет осуществляться в рамках бюджетного процесса и при соблюдении надлежащих мер предосторожности. Отказ от направления взносов в накопительную часть пенсионного обеспечения подрывает жизнеспособность пенсионной системы, дестимулирует формирование пенсионных сбережений и ослабляет доверие к бюджетному правилу.
В условиях растущей неопределенности ключевое значение имеют структурные реформы. Санкции, ответные санкции и повышенная неопределенность приводят к дополнительному государственному вмешательству в экономику, замедлению реализации структурных реформ, а также снижению возможностей по интеграции в мировую экономику. Необходимо, чтобы меры, направленные на снижение воздействия геополитической неопределенности, не приводили к усугублению существующих диспропорций в экономике. Даже если в следующем году неопределенность исчезнет, по прогнозам, внутренний спрос и потенциальный рост останутся слабыми в среднесрочной перспективе в результате недостаточных объемов инвестиций и снижения производительности.
Структурные реформы должны создать надлежащие стимулы для роста инвестиций и распределения ресурсов, обеспечивающего повышение эффективности. Как и прежде, ключевое значение для оживления экономического роста имеют защита прав собственности инвесторов, снижение торговых барьеров, борьба с коррупцией, возобновление программы приватизации, повышение конкуренции и улучшение делового климата, а также продолжение усилий по интеграции в мировую экономику.
Причины, вызвавшие кризис в России (2014 г.), коренным образом отличается от кризиса начала 90-х XX века, который был следствием шоковой терапии, хотя при этом в определенной степени сохранялся потенциал дальнейшего экономического роста. Кризис 2014 г. был вызван, прежде
всего, санкциями, объявленными для России рыночно развитыми странами, могущими истощить резервы экономического развития - основы существования самого государства.
Как показывает мировой опыт, относительно пологий участок кривой (время вхождения в кризис) составляет от двух до девяти месяцев, после чего начинается самопроизвольная интенсификация экономических процессов Конкретное значение тренда кризисной кривой зависит от выбранной стратегии развития и предпринимаемых мер.
В этих условиях правительства стран с переходной экономикой могут решиться пойти сразу двумя путями, во-первых, ограничить оборот наличных денег, лимитировать их остатки на руках у населения и, во-вторых, запустить печатный станок.
Во многих странах с переходной экономикой еще в 1993-1997 гг. ввиду
практического блокирования банковской системы и роста панических ожиданий резко сократился сбор налогов, что приводило к инфляционному финансированию бюджета. Отсюда следует, что попытка ужесточения фискальных мер может лишь способствовать оттоку средств из промышленности в теневой сектор экономики и соответственно резкому падению объемов производства и инвестиций, а это прямой путь к «отсроченной инфляции».