Файл: Антиинфляционная политика и денежная реформа. Варианты и контуры (Природа инфляции и ее сущность).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты антиинфляционной политики
1.1. Природа инфляции и ее сущность
1.2. Назначение антиинфляционной политики
Глава 2. Анализ инфляции и антиинфляционной политики в России
2.1. Инфляция в 2015 г. и факторы, на нее влияющие
Глава 3. Пути повышения эффективности антиинфляционной политики в Российской Федерации
Введение
Актуальность. Инфляция - одна из наиболее острых проблем современного развития экономики. Актуальность исследования антиинфляционной политики обусловлена теми проблемами, с которыми столкнулась России, начиная с 2014 г. Отрицательные экономические и социальные последствия инфляции в России определяют необходимость постоянного регулирования ее факторов. Регулируемая инфляция способствует стабильному развитию экономики, ее инновации и модернизации (обесценение денег, будучи следствием разбалансированности экономики, усугубляет ее диспропорции). Обесценение рубля подрывает конкурентоспособность экономики России, усиливает перераспределение национального дохода в пользу предприятий-монополистов, теневой экономики за счет снижения реальной заработной платы, пенсий и других фиксированных доходов, усиливает имущественную дифференциацию общества. Регулирование инфляции необходимо для относительной стабилизации цен, сглаживания их неравномерного роста по товарным группам, выравнивания норм прибыли и уровней оплаты труда по отраслям, снижения имущественного неравенства, сдерживания нерационального перераспределения капиталов и квалифицированных кадров между секторами хозяйства.
Цель работы: провести анализ инфляции и методов антиинфляционного регулирования в России; определить направления совершенствования антиинфляционной государственной политики.
Задачи работы:
1) исследовать природу и сущность инфляции;
2) рассмотреть назначение и основные инструменты антиинфляционной политики;
3) провести анализ инфляционных процессов в Российской Федерации в 2015 г., выявить причины высокой инфляции;
4) проанализировать антиинфляционную политику России;
5) определить пути совершенствования антиинфляционной политики в Российской Федерации.
Предмет исследования – методы антиинфляционной политики и денежных реформ.
Объект исследования – инфляция и антиинфляционная политика в России.
Научно-методической основой работы явились литературные источники по вопросам экономики, а также публикации в периодических экономических изданиях, посвященные исследуемой проблеме.
Информационная база: учебники и учебные пособия, монографии, научные исследования, а также публикации в периодических изданиях отечественных и зарубежных ученых по вопросам, касающимся инфляционных процессов и методов их регулирования, статистическая и аналитическая информация Центрального Банка Российской Федерации.
Глава 1. Теоретические аспекты антиинфляционной политики
1.1. Природа инфляции и ее сущность
Многочисленные теоретические работы, посвященные инфляции, как правило, затрагивают причинно-следственные связи, представляющие собой сложную иерархическую систему сил воздействующих на цены в экономике. Силы эти, поскольку зачастую являются противолежащими (противоположными), а порой и противоречивыми, порождают еще большее многообразие форм бытия, как по глубине, так и по широте охвата, такого устойчивого и «загадочного» явления хозяйственной жизни общества каким является инфляция[1].
Природа инфляции меняется как с течением времени, в силу развития финансовых систем вообще, так и в рамках одного и того же исторического времени, отражая особенности состояния и развития национальных финансовых и экономических систем[2]. То есть в разное историческое время (в одних и тех же социально-экономических системах), в разных социально-экономических системах (в одно и тоже историческое время) происходит смена природы инфляции, постепенное изменение природы инфляции[3].
Анализируя различные, зачастую противоречивые, теоретические позиции и, делая определенные выводы, следует отметить следующее.
Во-первых. Инфляция является процессом перераспределения общественного богатства. Инфляция. Если использовать образное выражение Дж. М. Кейнса, - это своеобразный насос, который перекачивает деньги из одного кармана в другой. Деньги выступают эффективным средством в осуществлении этого процесса перераспределения, поскольку позволяют через «невидимые» механизмы и инструменты денежной политики, кредитной политики, налоговой политики, бюджетной политики, политики цен, процентной политики, рентной политики, дивидендной политики, политики заработной платы и прочих предметных финансовых политик, различным хозяйственным системам, социальным слоям, группам получать доходы, порой значительно превосходящие их фактическое участие в производстве общественных благ[4].
Во-вторых. Инфляция не является однонаправленным процессом, к примеру, «от наиболее бедных к наиболее богатым». Инфляция - многовекторный процесс. К примеру, в системе отношений «кредиторы-должники» задействованы тысячи всевозможных комбинаций при движении кредитных денег в экономической системе (от эмитента к эмитенту)[5]. Движение вновь произведенной стоимости осуществляется между всеми участниками хозяйственных отношений. Только фактическая наполненность каналов перераспределения (объем присвоения) существенно различается между субъектами отношений[6].
В третьих. Традиционно, при рассмотрении факторов генерирующих инфляционный процесс, вычленяется доминирующий фактор - заработная плата наемных работников. Утвердилось устойчивое мнение, что именно в процессе распределения национального дохода рост заработной платы (сверх роста производительности труда) предопределяет и стимулирует развитие инфляции. В процессе распределения национального дохода, вновь созданной стоимости, конечно же, принимают участие и другие социальные группы. Каждая из групп претендует на получение своей доли. И она (эта социальная общность) долю эту получает[7].
С тем, что бы упорядочить рассматриваемое множество отношений по поводу распределения национального дохода, необходимо их структурировать. Классифицировать структуру социальных общностей можно по-разному, в зависимости от выбранных критериев. За базовый критерий примем форму получения дохода. С известной степенью условности у нас получились следующие парные композиции: «Основная форма получения дохода» - «Социальная общность, институт».
1. «Налоги» - «Государство, институты, казна».
2. «Рента» - «Земельная собственность, недвижимость, обладатели титула, институты, физические лица».
3. «Предпринимательский доход» - «Бизнес, предприниматель, акционер».
4. «Заработная плата» - «Население, наемный работник, профсоюзы».
5. «Процент» - «Финансовый институт, собственник, ТОП менеджмент, корпорации, население».
6. «2, 3, 5» - «Серый», «черный» бизнес, «параллельная экономическая/финансовая системы».
7. «2, 3, 4, 5» - «Коррупция (как социально-экономическое явление), физические лица».
Именно эти социальные общности (социально-экономические институты), их взаимодействие и взаимообусловленность, степень «накала» этих отношений и, как следствие, уровень оказываемого социального давления, применяемые механизмы[8] (их оптимальность) обеспечения устойчивости экономических и финансовых систем, все это предопределяет и формирует «питательную» среду формирования и развития инфляции[9].
Сущность инфляции экономисты трактуют по-разному:
- как переполнение каналов денежного обращения избыточными бумажными деньгами, вызывающими их обесценение по отношению к золоту, товарам, иностранной валюте, сохраняющей прежнюю реальную ценность или обесценившейся в меньшей степени;
- как любое обесценение бумажных денег;
- как повышение общего уровня цен;
- как многофакторный процесс, не имеющий однозначного толкования.
Хотя внешним признаком инфляции чаще всего является повышение цен. Она представляет собой сложный социально-экономический процесс, свидетельствующий о разбалансированности хозяйства страны. Глубинные причины инфляции находятся как в сфере обращения, так и в сфере производства и очень часто обусловливаются экономическими и политическими отношениями в стране»4. При инфляции меняется структура цен, и национальный доход перераспределяется не только между сферами воспроизводства и отраслями народного хозяйства, но и между группами населения[10].
Инфляция в России - не столько денежный феномен, сколько обусловлена особенностью российской экономики. Обесценение денег в России происходит не по причине излишка денег в обращении, а из-за монопольного взвинчивания цен посредническими, порой мафиозными структурами, спекулятивной игры на понижение курса рубля[11].
1.2. Назначение антиинфляционной политики
Инфляция – это социально-экономический процесс. В силу этого антиинфляционная политика должна так же рассматриваться как социально-экономическое явление, а не исключительно только как экономическое[12].
Государственная антиинфляционная политика - это политика, которую проводит государственная власть, обеспечивая, в конечном итоге, стабильность национальной денежной единицы. Единая государственная антиинфляционная политика - это социально-экономическая политика государства, направленная на нормализацию (восстановление) функционирования национальной денежной системы, сохранение (восстановление) покупательной способности национальной валюты[13].
Единая государственная антиинфляционная политика - это политика, которую проводит государственная власть, обеспечивая, в конечном итоге, стабильность национальной денежной единицы[14].
В контексте методологии исследования устойчивости финансовых систем необходимо особо подчеркнуть, что единства взглядов на сущность, а отсюда и на содержание, государственной антиинфляционной политики в российской экономической науке и, как прямое следствие, в практике государственного управления не существует. В этом отношении весьма показательной является позиция А. Л. Кудрина, высказанная им в статье, опубликованной в ведущем российском теоретическом и научно-практическом журнале института экономики РАН «Вопросы экономики». На страницах журнала А. Л. Кудрин выступил не как заместитель председателя правительства РФ и министр финансов РФ, а как независимый исследователь и ученый. Антиинфляционная политика, в понимании А. Л. Кудрина, «в широком смысле - это экономическая политика правительств и центральных банков, опирающаяся на классические меры денежно-кредитного регулирования, взвешенную бюджетную стратегию в обеспечении низкого целевого уровня инфляции... в узком смысле слова ... реагирование денежных властей на высокий уровень инфляции, то есть на допущенные неэффективные действия»[15]. Структурное понимание антиинфляционной политики (основные ее компоненты) автором, и он на это обращает особое внимание, базируется на подходах, проповедуемых Международным банком расчетов. В эту структуру входят: политика доходов (суть данной политики - регулирование заработной платы); антимонопольная политика (предлагаемый основной инструмент - длительное и масштабное ограничение денежной массы); структурная политика (основной вектор - отраслевое перераспределение ресурсов); фискальная политика (центральная задача - нейтрализация циклических колебаний); денежно-кредитная политика (текущая задача - переключение на режим инфляционного таргетирования). Автор особо подчеркивает: «Режим денежно-кредитной политики инфляционного таргетирования принято считать наиболее эффективным в борьбе с инфляцией» [16].
Методология исследования устойчивости финансовых систем, и прежде всего, инфляционных процессов, а вслед за этим и новая парадигма формирования единой государственной антиинфляционной политики должны базироваться, с нашей точки зрения, на ряде постулатов[17].
Первый постулат. Понимание единой государственной антиинфляционной политики как социально-экономической политики государства, связанной с обеспечением условий оптимального функционирования национальной денежной системы. Несмотря на то, что конституционное требование закрепляет за Банком России исключительное право эмиссии национальной валюты, мы полагаем, что ЦБ РФ является не единственным институтом, призванным обеспечить надлежащее функционирование национальной денежной системы[18]. Поскольку устойчивость национальной валюте придает, прежде всего, наличие негласного социального консенсуса между Правительством и хозяйствующими субъектами, уверенность хозяйствующих субъектов в дееспособности Правительства принимать необходимые и достаточные решения, в дееспособности Правительства реализовывать эти решения оптимально, с точки зрения ресурсного обеспечения и достигнутого результата. Таким образом, дееспособное Правительство и функционирующие исправно его соответствующие многообразные институты, являющие собой приложение сил национальной политической и управленческой элиты, неизбежно образуют важнейшую в условиях современной России институциональную компоненту, обеспечивающую «оптимальность функционирования национальной денежной системы»[19].