Файл: Антиинфляционная политика и денежная реформа. Варианты и контуры (Природа инфляции и ее сущность).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты антиинфляционной политики
1.1. Природа инфляции и ее сущность
1.2. Назначение антиинфляционной политики
Глава 2. Анализ инфляции и антиинфляционной политики в России
2.1. Инфляция в 2015 г. и факторы, на нее влияющие
Глава 3. Пути повышения эффективности антиинфляционной политики в Российской Федерации
При этом устранение этого феномена путем массированного привлечения средств населения, институциональных и корпоративных инвесторов маловероятно, поскольку, несмотря на санацию внутреннего государственного долга и девальвацию национальной валюты никого не вводят в заблуждение истинные причины сложившейся ситуации, что привело к массированному оттоку валютных сбережений заграницу.
Вышеперечисленные факторы, уже в начале 2014 г, привели к резкому скачку инфляции в годовом исчислении. В 2015 г последствия эмиссии в полной мере отразились на рынке. И если не будут приниматься упреждающие меры, то экономика может перейти в режим слабоконтролируемой инфляции.
Снижение потерь от инфляции и замораживание ее на определенном уровне в настоящее время возможно только за счет «привязки» национальной валюты к каким-либо низко инфляционным активам: золоту, твердой иностранной валюте, закладным на землю, и приведения фискальной
системы в соответствие с рыночными принципами хозяйствования.
Следовательно, задержка с принятием антикризисных мер лишь усугубляла бы кризис, и усиливало тяжесть его последствий. Так, паралич банковской системы в течение месяца может привести к полной остановке промышленного производства, а последующий за этим резкий всплеск инфляции обесценит замороженные финансовые активы предприятий.
Путь выхода из кризиса и роста инфляции должен определяться, прежде всего, стратегией развития государства и пределом социальной защищенности населения. Постоянный рост инфляции и дефицит бюджета рано или поздно приведет к кризису и отходу государства от демократических принципов управления.
Как показывает мировой опыт, выход из кризиса и предотвращения инструментов «отсроченной инфляцию» возможен только при жесткой системе регулирования инструментов «отсроченной инфляции» проведении антиинфляционных мер в широком смысле по обеспечению стабильности экономического роста.
Выводы. Совершенствование антиинфляционной политики Банка России должно проводиться по следующим направлениям: разработка необходимого комплекса мер по вовлечению через банковскую систему имеющихся государственных ресурсов в инвестиции реальному сектору национальной экономики; создание специализированного государственного агентства рефинансирования, подконтрольного Банку России, которое за счет выкупа у коммерческих банков стандартных кредитов способствовало созданию доступного организационного рынка межбанковского кредитования и развитию секьюритизационной кредитной деятельности; увеличение капитализации кредитных организаций посредством предоставления им финансовых ресурсов в рамках долгосрочного рефинансирования Банком России с возможным ужесточением надзора за их деятельностью; упрощение процедуры рефинансирования и повышение оперативности решения вопроса о выдаче кредитным организациям ресурсов Банка России.
Даже в условиях снижения темпов роста цен сохраняется необходимость периодической индексации доходов, то есть повышения их номинальной величины в соответствии с ростом цен, особенно в тех сферах экономики, где доходы фиксированы и не повышаются с ростом производства.
Заключение
Инфляции – это устойчивое продолжительное снижение покупательной способности денег. Сущность инфляции следует рассматривать как устойчивое снижение социальной ценности денег. А природа инфляции заложена в дисфункции денег. Искажающее воздействие многообразия факторов на выполняемые деньгами функции: меры стоимости, средства обращения, средство платежа, средства накопления, мировых денег предопределяет критерии антиинфляционной и денежно-кредитной политики России. Эти критерии - снижение социальной ценности денег и перераспределение общественного богатства между субъектами социально-экономических отношений должны предопределять перечень и социально-экономическое содержание мероприятий, составляющих основу различных предметно-функциональных политик, предопределять количественные и качественные параметры инструментария денежно-кредитной политики Банка России, обеспечивающих, в своем системном единстве, реализацию ключевые функции Банка России - защиту национальной валюты и обеспечение устойчивого функционирования национальной денежной системы.
По итогам 2015 г. инфляция в России составила 12,9 %. Причинами инфляции в 2015 г. явились: девальвация рубля (вклад девальвации в инфляцию составил в среднем за год около 8 п. пунктов); рост инфляционных ожиданий из-за ослабления рубля; кризис на Украине; санкции ЕС и США; введение продуктового эмбарго (контрсанкции) для США, ЕС, Канады, Турции; ослабление конкуренции на продуктовых рынках. Основными факторами, влияющими на инфляцию в 2015 г. остаются девальвация, санкции и контрсанкции. Из 16,7% 10%-11% составляет вклад этих факторов.
Основной целью денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ является обеспечение ценовой стабильности, что означает достижение и поддержание устойчивой низкой инфляции. Начиная с 2015 г. Банк России проводит денежно-кредитную политику в рамках таргетирования инфляции. Банк России реализует достижение цели по инфляции, прежде всего, путем воздействия на цену денег в экономике - процентные ставки. Проводя операции с кредитными организациями, Банк России непосредственно воздействует лишь на наиболее краткосрочные ставки денежного рынка, стремясь приблизить их к ключевой ставке.
Следует отметить, что рост потребительских цен, связанный с немонетарными факторами, не рассматривается как инфляция, которая должна регулироваться Центральным Банком. В современных условиях, по нашему мнению, необходима специальная государственная программа, предусматривающая снижение инфляции посредством последовательного регулирования как монетарных, так и немонетарных факторов. В этой программе должны участвовать наряду с Банком России, Министерство финансов РФ, Минэкономразвития, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам.
Совершенствование антиинфляционной политики Банка России должно проводиться по следующим направлениям: разработка необходимого комплекса мер по вовлечению через банковскую систему имеющихся государственных ресурсов в инвестиции реальному сектору национальной экономики; создание специализированного государственного агентства рефинансирования, подконтрольного Банку России, которое за счет выкупа у коммерческих банков стандартных кредитов способствовало созданию доступного организационного рынка межбанковского кредитования и развитию секьюритизационной кредитной деятельности; увеличение капитализации кредитных организаций посредством предоставления им финансовых ресурсов в рамках долгосрочного рефинансирования Банком России с возможным ужесточением надзора за их деятельностью; упрощение процедуры рефинансирования и повышение оперативности решения вопроса о выдаче кредитным организациям ресурсов Банка России.
Даже в условиях снижения темпов роста цен сохраняется необходимость периодической индексации доходов, то есть повышения их номинальной величины в соответствии с ростом цен, особенно в тех сферах экономики, где доходы фиксированы и не повышаются с ростом производства.
Список литературы
- Андрианов В. Д. Инфляция: причины возникновения и методы регулирования / В. Д. Андрианов – М.: Экономика, 2010.
- Базулин Ю.В. Происхождение и природа денег: научное издание / Ю.В. Базулин. - СПб.: СПбГУ 2008. - 246 с.
- Деньги, кредит, банки: учебник / коллектив авторов; под ред. О. И. Лаврушина.— 12-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2014.— 448 с.
- Капканщиков С. Г. Государственное регулирование экономики: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2012.
- Карпунин В. И., Новашина Т. С. Природа инфляции: методология формирования денежно-кредитной и антиинфляционной политик // Вестник Академии. 2015. № 1. С. 49-58.
- Ким К.Р. Антиинфляционная политика государства: инструменты, виды, эффективность // NovaInfo.Ru. 2013. № 14. С. 146-149.
- Красавина Л. Н. Регулирование инфляции: мировой опыт и российская практика / Л. Н. Красавина, В. Я. Пищик. – М. : Финансы и статистика, 2009. – 280 с.
- Кудрин А.Л. Инфляция: российские и мировые тенденции // Вопросы экономики. - 2007. - № 10. - С. 21.
- Новашина Т.С. Проблемы обеспечения устойчивости финансовых систем: вопросы методологии исследования // Вестник РЭА. - 2011. - № 4 (40).
- Новашина Т. С. Евразийская резервная система - финансовые механизмы функционирования // Вестник российской экономической академии им. Г.В. Плеханова. - 2010. - № 5.
- Солопов И.А. Антиинфляционная политика государства // В сборнике: ИНСТИТУТЫ И МЕХАНИЗМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ: МИРОВОЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА сборник научных статей 4-й Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Горохов А.А.. 2014. С. 375-378.
- Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов http://www.cbr.ru.
- Улюкаев А. В. Современная денежно-кредитная политика: проблемы и перспективы, 2-е изд. - М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2010.
- Шохина Е. Самоусиливающийся тренд: тарифы вслед за инфляцией. // Expert Online, 23.10.2014.
- Официальный сайт ЦБ РФ: http://www.cbr.ru.
-
Карпунин В. И., Новашина Т. С. Природа инфляции: методология формирования денежно-кредитной и антиинфляционной политик // Вестник Академии. 2015. № 1. С. 49-58. ↑
-
Красавина Л. Н. Регулирование инфляции: мировой опыт и российская практика / Л. Н. Красавина, В. Я. Пищик. – М. : Финансы и статистика, 2009. – 280 с. ↑
-
Андрианов В. Д. Инфляция: причины возникновения и методы регулирования / В. Д. Андрианов – М.: Экономика, 2010. – 184 с. – С. 112. ↑
-
Карпунин В. И., Новашина Т. С. Природа инфляции: методология формирования денежно-кредитной и антиинфляционной политик // Вестник Академии. 2015. № 1. С. 49-58. ↑
-
Новашина Т.С. Проблемы обеспечения устойчивости финансовых систем: вопросы методологии исследования // Вестник РЭА. - 2011. - № 4 (40). ↑
-
Деньги, кредит, банки: учебник / коллектив авторов; под ред. О. И. Лаврушина.— 12-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2014.— 448 с ↑
-
Карпунин В. И., Новашина Т. С. Природа инфляции: методология формирования денежно-кредитной и антиинфляционной политик // Вестник Академии. 2015. № 1. С. 49-58. ↑
-
Новашина Т. С. Евразийская резервная система - финансовые механизмы функционирования // Вестник российской экономической академии им. Г.В. Плеханова. - 2010. - № 5. ↑
-
Карпунин В. И., Новашина Т. С. Природа инфляции: методология формирования денежно-кредитной и антиинфляционной политик // Вестник Академии. 2015. № 1. С. 49-58. ↑
-
Деньги. Кредит. Банки / кол. авт.; под. ред. О. И. Лаврушина. - М.: КРОНУС, 2014. – С. 112. ↑
-
Ким К.Р. Антиинфляционная политика государства: инструменты, виды, эффективность // NovaInfo.Ru. 2013. № 14. С. 146-149. ↑
-
Капканщиков С. Г. Государственное регулирование экономики: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2012. – С. 32. ↑
-
Новашина Т. С. Проблемы обеспечения устойчивости финансовых систем: вопросы методологии исследования // Вестник РЭА. - 2011. - № 4 (40). - С. 43-47. ↑
-
Ким К.Р. Антиинфляционная политика государства: инструменты, виды, эффективность // NovaInfo.Ru. 2013. № 14. С. 146-149. ↑
-
Кудрин А.Л. Инфляция: российские и мировые тенденции // Вопросы экономики. - 2007. - № 10. - С. 21. ↑
-
Кудрин А.Л. Инфляция: российские и мировые тенденции // Вопросы экономики. - 2007. - № 10. - С. 21. ↑
-
Деньги, кредит, банки: учебник / коллектив авторов; под ред. О. И. Лаврушина.— 12-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2014.— 448 с ↑
-
Новашина Т. С. Евразийская резервная система - финансовые механизмы функционирования // Вестник российской экономической академии им. Г.В. Плеханова. - 2010. - № 5. ↑
-
Солопов И.А. Антиинфляционная политика государства // В сборнике: ИНСТИТУТЫ И МЕХАНИЗМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ: МИРОВОЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА сборник научных статей 4-й Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Горохов А.А.. 2014. С. 375-378. ↑
-
Ким К.Р. Антиинфляционная политика государства: инструменты, виды, эффективность // NovaInfo.Ru. 2013. № 14. С. 146-149. ↑
-
Новашина Т. С. Евразийская резервная система - финансовые механизмы функционирования // Вестник российской экономической академии им. Г.В. Плеханова. - 2010. - № 5. ↑
-
Ким К.Р. Антиинфляционная политика государства: инструменты, виды, эффективность // NovaInfo.Ru. 2013. № 14. С. 146-149. ↑
-
Солопов И.А. Антиинфляционная политика государства // В сборнике: ИНСТИТУТЫ И МЕХАНИЗМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ: МИРОВОЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА сборник научных статей 4-й Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Горохов А.А.. 2014. С. 375-378. ↑
-
Солопов И.А. Антиинфляционная политика государства // В сборнике: ИНСТИТУТЫ И МЕХАНИЗМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ: МИРОВОЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА сборник научных статей 4-й Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Горохов А.А.. 2014. С. 375-378. ↑
-
Ким К.Р. Антиинфляционная политика государства: инструменты, виды, эффективность // NovaInfo.Ru. 2013. № 14. С. 146-149. ↑
-
Улюкаев А. В. Современная денежно-кредитная политика: проблемы и перспективы, 2-е изд. - М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2010. -С. 10-11. ↑
-
Солопов И.А. Антиинфляционная политика государства // В сборнике: ИНСТИТУТЫ И МЕХАНИЗМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ: МИРОВОЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА сборник научных статей 4-й Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Горохов А.А.. 2014. С. 375-378. ↑
-
Базулин Ю.В. Происхождение и природа денег: научное издание / Ю.В. Базулин. - СПб.: СПбГУ 2008. - 246 с. ↑
-
ЦБ РФ. ↑
-
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов http://www.cbr.ru. ↑
-
Шохина Е. Самоусиливающийся тренд: тарифы вслед за инфляцией. // Expert Online, 23.10.2014. ↑
-
Шохина Е. Самоусиливающийся тренд: тарифы вслед за инфляцией. // Expert Online, 23.10.2014. ↑