Файл: Управление конфликтами в организации (Исследование уровня конфликтности и поиск резервов для управления конфликтами в Закрытом Акционерном Обществе «Таксомоторный парк №20»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По степени влияния конфликта на последующую жизнь и развитие коллектива , различают конфликты, дающие осложнения (так называемый послеконфликт) и не имеющие каких-либо отрицательных последствий.

В зависимости от того, сталкиваются ли положительные или отрицательные (для нас) ценности или интересы , конфликты бывают трех видов: конфликт "плюс-плюс" (выбор из двух благоприятных альтернатив); конфликт "минус-минус" (оба варианта нежелательны); конфликт "плюс-минус" (сталкиваются хороший и плохой варианты)[13] .

Стоить отметить, что наиболее краткую и в то же время наиболее емкую классификацию в зависимости от зон разногласий представил Курбатов В.И.:

1. Личностный конфликт. Эта зона включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания. Такие конфликты могут быть связаны, на пример, с излишней зависимостью или с ролевой напряженностью. Это чисто психологический конфликт, но он может оказаться катализатором для возникновения группового напряжения, если индивид будет искать причину своего внутреннего конфликта среди членов группы.

2. Межличностный конфликт. Эта зона включает разногласия между двумя или более членами одной группы или нескольких групп.

3. Межгрупповой конфликт. Некоторое число индивидов, образующих группу (т. е. социальную общность, способную на совместное координированные действия) вступают в конфликт с другой группой, не включающей в себя индивидов из первой группы.

4. Конфликт принадлежности. Происходит в силу двойной принадлежности индивидов, например, когда они образу ют группу внутри другой, большей группы или когда индивид входит одновременно в две конкурентные группы, преследующие одну цель.

5. Конфликт с внешней средой. Индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне (прежде со стороны культурных, административных и экономических норм и предписаний). Часто они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания[14] .

Необходимо иметь в виду, что истинная причина конфликта довольно часто скрывается одной или обеими конфликтующими сторонами.

Например, Л.К. Аверченко и Г.М. Залесов, ученые из Новосибирска, утверждают, что причины конфликтов можно объединять в пять групп, в соответствии с обусловливающими их факторами — информацией, структурой, ценностями, отношениями и поведением. [15] 

В основе многих конфликтов лежит информация, приемлемая для одной стороны и неприемлемая для другой.


Структурные факторы возникновения конфликтов обычно связаны с существованием формальной и неформальной организаций социальной группы.

Ценностные факторы — это те принципы, которые мы провозглашаем или отвергаем.

Такая группировка причин конфликтов способствует их пониманию и анализу, но следует помнить, что реальная жизнь богаче любой схемы и можно выделить множество иных причин возникновения противоречий, а также выявить тесное переплетение различных факторов в том или ином конфликте[16] .

В самом общем виде причины возникновения конфликтов можно разделить на три группы: 1) возникающие в процессе труда; 2) вызываемые психологическими особенностями человеческих взаимоотношений; 3) обусловленные личностными особенностями сотрудников организации. С увеличением возраста работников сокращается удельный вес конфликтов, связанных с организационными проблемами деятельности (нарушения трудовой дисциплины, несоответствие качества работы предъявляемым требованиям и т. п.)[17] .

Т.Ю. Базаров и Б.Л. Еремин выделяет «причины неожиданного межличностного конфликта»[18] , которые, на мой взгляд, наиболее характерны для данной темы и основаны на практическом опыте.

· внутренняя конкуренция среди персонала в фирме за большую эффективность работы с клиентами;

· внешняя для фирмы кризисная ситуация;

· воспринимаемый как угроза приход нового коллеги;

· наличие большого числа претендентов на единственное, освободившееся карьерное место;

· резкое повышение одного из коллег по службе;

· обычная зависть или жажда славы;

· страх за свое существование;

· нежелание раскрытия подробностей, «старых дел»;

· неприятие иногородних, провинциалов, «столичных штучек», представителей другой национальности, иностранцев;

· предубеждение против инвалидов;

· социально-политическая ангажированность;

· неприятие «белых ворон»;

· слабость;

· активное противостояние сексуальному насилию. [19] 

1.3 Управление конфликтом в организации

Организация - это система скоординированного поведения. Правила, регуляторы, стандартные процедуры и т.п., это всего лишь механизмы скоординированного поведения. Также важным является тот факт, что люди в процессе вхождения в организацию жертвуют частью своей свободы и делают это с целью достижения личных и организационных целей. [20]


Организации образуются для достижения поставленных целей. В действительности, существует множество таких целей. При этом, организация стремится к достижению не только своих формализованных целей, но и личных целей своих членов, причем этим последним придается не меньшее значение, чем первым. Если бы организация оказалась неспособна, удовлетворять цели своих членов, то она быстро бы их лишилась. Кроме того, что цели организации побуждают людей вступать в нее и оставаться в ней, они выполняют еще две другие функции. Во-первых, они служат для управления поведением и стимулирования трудовых усилий. Во-вторых, они служат эталоном измерения. Когда цели не достигаются, эффективность работы организации ставится под сомнение. [21]

Управление организацией включает в себя координацию человеческих и материальных ресурсов для достижения формальных целей организации. Ответственность за координирование, регулирование, объединение различных видов деятельности для эффективного и своевременного достижения поставленных целей ложится на людей, называемых управляющими. Организационная структура - это общая сумма методов, которыми организация разделяет свой трудовой процесс на отдельные задания и, затем, добивается координации между этими заданиями. Ни одна пара организаций не имеет одинаковой структуры, но каждая организация имеет какую-то свою структуру[22] .

Управление конфликтами — это процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью устранения причин, породивших конфликт, и приведения поведения участников конфликта в соответствие со сложившимися нормами взаимоотношений[23] .

Анализ современной научной литературы показывает различные подходы к пониманию сущности определения «управление конфликтом» представленные в таблице 1.

Таблица 1

Подходы к определению сущности понятия «управление конфликтом»

Библиографический источник

Автор

Содержание понятия

Психология управления [Текст]: Серия «Учебник высшей школы». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 608 с.

Чередниченко И.П., Тельных Н.В.

«Управление конфликтом – воздействие, направленное на устранение причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта»

Словарь конфликтолога [Текст]: 2-е издание. – СПб: Питер, 2006. – 528 с.

Анцупов А.Я., Шипилов А.И.

«Управление конфликтом – сознательная деятельность, осуществляемая по отношению к конфликту на всех этапах его возникновения, развития и завершения, имеющая целью изменение (как правило, улучшение) естественной динамики конфликт»

Конфликтология организаций [Текст]: учебное пособие. – М.: МЗ Пресс, 2001. – 182 с.

Большаков А.Г., Несмелова М.Ю.

«Управление конфликтом – это процесс, включающий следующие элементы: вскрытие конфликта – выявление причин – определение степени позитивности конфликта (его функциональности) – нахождение

методов управления или разрешения конфликтов»

Конфликтология [Текст]. СПб.: Издательство «Лань», 1999. – 448 с.

Кармин А.С.

«Управление конфликтом – это составная часть общего процесса управления в коллективе, нацеленное не только на то, чтобы регулировать его протекание, не допуская, чтобы он превратился в склоку со всеми ее деструктивными последствиями, но и на то, чтобы найти наиболее подходящие меры для разрешения конфликта, выбрать время и способ применения этих мер»

Психология конфликта [Текст] – СПб.: Питер. 2004. – 464 с.: ил.

Гришина Н.В.

«Управление конфликтом – это процесс контролирования конфликта самими участниками или внешними силами. Участники конфликта, столкнувшись с разногласиями по какому-либо вопросу, способны локализовать конфликт, ограничить его определенными рамками, не допуская его эскалации и тем самым, управляя им»

Социальный конфликт: опыт философско-социологического анализа [Текст] – Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1998. – 368 с.

Кащаев А.Е.

«Управление конфликтом – это составная часть социального управления, целью данного процесса является обмен информацией между сторонами, выявление спорных вопросов, установление альтернативных путей решения проблемы, разработка рекомендаций»

Управление персоналом организации [Текст]: учебник. – 3-е издание, дополненное и переработанное. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 638 с. – (Высшее образование).

Авторский коллектив под ред. Кибанова А.Я.

«Управление конфликтом – это процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью устранения причин, породивших конфликт и приведения поведения участников конфликта в соответствие со сложившимися нормами взаимоотношений»

Управление персоналом [Текст]: учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 464 с.

Сербиновский Б.Ю.

«Управление конфликтом – это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта»

Управление персоналом организации [Текст]: учебное пособие. 3-е издание, переработанное и дополненное. – М.: КНОРУС, 2007. – 416 с.

Федорова Н.В.

«Управление конфликтом выражается в подавлении, предотвращении, урегулировании и разрешении конфликта»

Управление: искусство, наука, практика [Текст]: учебное пособие. – Мн.: Армита-Маркетинг, Менеджмент. 2002. – 512 с.

Князев С.Н.

«Управление конфликтом – это целенаправленное воздействие по устранению (минимизация) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта»

Конфликтология [Текст]: Учеб. пособие для студентов вузов. – Мн: ТетраСистмс, 2000. – 464 с.

Бабосов Е.М.

«Управление конфликтами представляет собой часть управления социальными процессами и отношениями, протекающими в обществе, во всех его сферах»

Внутрифирменные связи с общественностью и управление конфликтами. Часть II [Электронный ресурс]. – Режим доступа]: http://dvo.sut.ru/libr/soirl/i093byst/

Быстрянцев С.Б., Гусев К.А., Лосев С.А.

«Управление конфликтом – это процесс, в ходе которого осознается наличие конфликта, определяется его природа и применяется соответствующая методология, чтобы рассеять существующую эмоциональную энергию и дать возможность конфликтующим сторонам понять и решить свои различия»

Основы конфликтологии [Текст]: Курс лекций. Ростов-н/Д: «Феникс», 1998. – 480 с.

Зеркин Д.П.

«Управление конфликтом есть целенаправленное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение социально значимых задач»

Педагогическое управление межличностными конфликтами подростков в общеобразовательной школе [Текст]: Автореферат. Караганда. 2009. 24 с.

Мерхайдарова Н. Н.

«Управление конфликтами представляет собой целенаправленное воздействие на ход его разрешения с целью выявить развития или разрушения отношений между отдельными индивидами, группами, а также развития или разрушения социально- экономической системы, в которой происходит конфликт»

Conflict management in health care [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www.sgin.org/userfiles/file/AMHandouts/AM06/.../wc08/pdf

Kerol A. Aschenbrener

«Управление конфликтом представляет собой использование стратегии и тактики, направленных на приведение сторон к консенсусу, или по крайней мере, к сдерживанию споров таким образом, чтобы избежать эскалации и уничтожения отношений»

Reconceptualisation conflict management Мир и развитие: междисциплинарный журнал, Vol.7 июля 2005. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www.peacestudies journal.org.uk

Хамад Ахмад Азем

«Управление конфликтами охватывает все действия предпринимаемые сторонами в конфликте для того, чтобы справиться с ситуацией. Определение этого термина должно распространяться на все аспекты, включая в себя инициирование конфликта, его эскалацию, последующие осложнения, локализацию, разрешение и преобразования»

Word Truth Press [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //wordtruth.com/biblestudies/Conglict%20Management/conflict10.htm/

Rendy Lariscy

«Управление конфликтами означает сознательные, целенаправленные усилия по максимизации потенциальной ценности и преимуществ конфликтной ситуации, устранения его разрушительных последствий»

Управление конфликтами на рабочем месте [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www.bizcommunity.com/Article/196/186/28530.htm

Howard Badler

«Управление конфликтами – это краткосрочный или долгосрочный процесс управления, использующийся для разрешения возникающих вопросов, где одной из действующих сторон является упрямство, негибкость, трудности и т.д.»


Таблица показывает, что данное направление развивается в отечественной и зарубежной науке и на сегодняшний день накоплен определенный опыт в области управления конфликтами.

Существует несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные, межличностные, ответные действия.

Структурные методы воздействуют преимущественно на участников организационных конфликтов, возникающих из- за неправильного распределения функций, прав и ответственности, плохой организации труда, несправедливой системы мотивации и стимулирования работников и т.п. К таким методам относят: разъяснение требований к работе, использование координационных механизмов, разработку или уточнение общеорганизационных целей, создание обоснованных систем вознаграждения.

Межличностные методы предполагают выбор стиля поведения участников конфликта, чтобы свести к минимуму ущерб своих интересов. Наряду с хорошо известными стилями конфликтного поведения, к которым относятся приспособление (уступчивость), уклонение, противоборство, сотрудничество и компромисс, следует обратить внимание на принуждение и решение проблемы.

Принуждение означает попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой.

Решение проблемы означает признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти путь действий, приемлемый для всех сторон.

В сложных ситуациях где разнообразие подходов и точная информация являются существенными для принятия здравого решения появление конфликтующих мнений надо поощрять и управлять ситуацией, используя стиль решения проблемы [24] .

Методику решения конфликтов через решение проблемы предложил Алон Филли.

1.«Определите проблему в категориях целей, а не решений.

2.После того как проблема определена, выявите решения, которые приемлемы для обеих конфликтующих сторон.

3.Сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личных качествах другой конфликтующей стороны.

4.Создайте атмосферу доверия, увеличив взаимное влияние и обмен информацией.

5.Во время общения создайте положительное отношение- друг к другу, проявляя симпатию и выслушивая мнение другой стороны, а также сводя к минимуму проявление гнева и угроз».

Ответные, агрессивные действия — методы, являющиеся крайне нежелательными для преодоления конфликтных ситуаций.

Методы управления конфликтами подразделяются также по признаку принадлежности к направлению управления конфликтами. Практика показывает, что сложилось три направления управления конфликтами: уход от конфликта, подавление конфликта и собственно управление конфликтом. Каждое из названных направлений реализуется при помощи специальных методов.


Конфликт — это сигнал того, что произошло что-то неладное в коммуникациях между людьми либо появились какие-то существенные разногласия[25] .

Также стоит отметить межличностные методы управления конфликтами, которые предложены новосибирскими учеными Л.К. Аверченко и Г.М. Залесовым т.к., они несколько отличаются от предложенных выше и лучше структурированы.

Межличностные методы разрешения конфликтов, по мнению новосибирских ученых обычно подразделяют на уклонение (или избегание), сглаживание (приспособление), компромисс, конкуренцию, сотрудничество.

Уклонение — это реакция на конфликт, выражающаяся в игнорировании и фактическом отрицании конфликта.

Сглаживание — это удовлетворение интересов другой стороны через "приспособление", чаще всего оно предполагает, незначительное удовлетворение собственных интересов.

Компромисс — это открытое обсуждение мнений и позиций, направленное на поиск решения, наиболее удобного и приемлемого для обеих сторон.

Конкуренция может привести к доминированию и в конечном итоге уничтожению одного партнера другим: "Чтобы я победил, ты должен проиграть".

Сотрудничество — это форма разрешения конфликта, при которой удовлетворение интересов обеих сторон более важно, чем решение вопроса.

Таким образом, конфликт преодолевается различными средствами, и успех его разрешения зависит от характера противоборства, степени его затянутости, стратегии и тактики конфликтующих сторон. В идеальном случае конфликт сам подскажет стиль поведения в конфликте. Если ни цель, ни отношения не особо важны, благоразумнее, уклониться от конфликта. Когда важна цель, а взаимоотношения имеют меньшее значение, наилучшим выходом из конфликта может оказаться доминирование. Вместе с тем, когда отношение намного важнее, чем цель, разумнее прибегнуть, к тактике "сглаживание". Это та ситуация, о которой говорят: "Стоит ли ссориться из-за пустяков?" И все же в самом единственном варианте, когда важны и цель, и отношения с оппонентами, без сотрудничества в том или ином виде не обойтись.

Если вы решились на сотрудничество, то первое, что нужно сделать — это отказаться от тактики самообороны, ведущей к неравенству и изоляции сторон. Отношения с партнерами должны быть позитивными, с акцентированием того, что объединяет, а не разъединяет[26] .

Один из надежных способов предотвращения межличностных конфликтов - умение менеджера соблюдать принципы "социальной дистанции" во взаимоотношениях с другими людьми.