Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты бюджетирования проекта
1.1 Технология бюджетного управления на предприятии
1.2. Состав бюджетов и их содержание
2.1. Планирование бюджета продаж и производства
2.2. Планирование бюджета закупок и запасов
2.3. Составление бюджета движения денежных средств
2.4. Составление бюджета доходов и расходов
2.5. Бюджет по балансовому листу
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ, ЛИКВИДНОСТИ И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ БИЗНЕС-ПРОЕКТА
Финансовый бюджет – бюджет, описывающий в финансовых показателях денежный поток в рамках ЦФО. Управление операционной эффективностью (БДР), платежеспособностью и ликвидностью (БДДС) и стоимостью активов компании (ББЛ).
Базовый бюджет – бюджет, который планируется первым, поскольку от него зависит построение других бюджетов (зависимых).
Зависимый бюджет – бюджет, показатели которого при планировании в целом вычисляются на основе других бюджетов, по заданным формулам.
по составу показателей:
бюджет доходов и расходов (плановый отчет о прибылях и убытках),
бюджет движения денежных средств,
плановый баланс;
по объекту бюджетирования (функциональные бюджеты):
бюджет продаж, бюджет снабжения, бюджет затрат и т. д.;
по горизонту планирования: годовой, квартальный, месячный и т. д.;
по технологии планирования: последовательный, скользящий;
по уровню планирования: бюджет ЦФО, консолидированный бюджет компании.
Баланс, отчет о движении денежных средств и отчет о прибылях и убытках, взятые за основу для этих трех форм бюджетов, позволяют оценить три основных показателя деятельности предприятия: стоимость (финансовое состояние), платежеспособность и рентабельность.
Обычно бюджет включает ключевые показатели эффективности работы того центра финансовой ответственности, который его составляет, а также прочие данные, необходимые для планирования деятельности предприятия в целом, но связанные с данным ЦФО.
Кроме того, поскольку бюджетирование предполагает обязательный контроль достижения запланированного результата, детализация бюджетных показателей должна быть согласована с детализацией информации в учете.
Первым делом мы определяем состав бюджетных форм. Затем для каждой устанавливаем систему показателей и ЦФО, который будет с ней работать. Существенным моментом при этом является поддержка учетной программой разработанных бюджетных форм. Система бюджетов выступает для учетной системы постановщиком задач.
Кроме того, необходимо помнить, что бюджеты - это не только формы предоставления данных, но и инструмент планирования. Поэтому в обязательном порядке для них должны быть разработаны методики планирования содержащихся в них показателей.
Для обеспечения бюджетной модели фактическими данными в систему бюджетирования из системы бухгалтерского учета передается следующая информация:
- обороты по счетам в разрезе утвержденной аналитики (согласно справочникам);
- объемы продаж;
- движение дебиторской задолженности;
- обороты по статьям затрат и видам расходов (основное производство, общехозяйственные, коммерческие, прочие расходы за период);
- цены на материалы;
- движение по складам;
- выбытие основных средств;
- амортизационные отчисления;
- движение кредиторской задолженности;
- кредитам и займам;
- прочие доходы и расходы
- движению денежных средств (счета 50, 51, 52, 55 и счета расчетов);
- остатки по счетам на начало и конец периода;
- и другие данные.
Для формирования бюджетов также необходимы данные по персоналу: штатное расписание в разрезе организационной структуры предприятия, оклады, премии и другим выплатам, фактические данные по заработной плате, фактическая численность персонала.
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И ПЛАНИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ БЮДЖЕТОВ, ХАРАКТЕРНЫХ ДЛЯ БИЗНЕС-ПРОЕКТОВ
2.1. Планирование бюджета продаж и производства
Бюджет продаж – отправная точка в системе бюджетирования предприятия, так как план продаж влияет практически на все остальные бюджеты предприятия. Бюджет продаж показывает плановые объемы реализации продукции в номенклатурном разрезе в натуральном и стоимостном выражении. Общий объем продаж зависит от платежеспособного спроса на продукцию предприятия, от поставленных руководством целей (достичь безубыточности, заработать определенную прибыль, охватить тот или иной сегмент рынка и др.). При составлении бюджета продаж используются данные маркетинговых исследований, результаты переговоров с заказчиками и клиентами, другая информация (о конкурентах, долгосрочных тенденциях на рынках, продажах в предыдущие периоды и пр.).
Данный бюджет отличает большая неопределенность его показателей: объемов продаж продукции в натуральном и стоимостном выражении. Поэтому на начальной стадии разработки он, по сути, является прогнозом. Для его обоснования используется несколько методов, а затем на основе качественного анализа формулируется консенсус-прогноз – как наиболее вероятное предположение о будущей динамике объемов продаж и цен.
В основе прогноза продаж лежат следующие факторы:
- прошлые данные об объемах продаж;
- перспективы ценовой политики;
- задолженность по выполненным заказам;
- исследование рынка;
- общие экономические условия;
- экономические условия в отрасли;
- движение таких индикаторов, как валовой национальный продукт, занятость, цены и персональные доходы;
- реклама и условия продвижения продукта;
- отраслевая конкуренция.
Таблица 1 – Бюджет производства
1 год |
|||||||||||||
Показатель |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
итого |
рабочие смены |
14 |
13 |
18 |
20 |
22 |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
234 |
объем производства, нат.ед. |
11,97 |
11,11 |
15,38 |
17,09 |
18,80 |
17,95 |
17,07 |
17,07 |
17,07 |
17,07 |
17,07 |
17,07 |
194,75 |
объем продаж, $ |
59,83 |
55,56 |
76,92 |
85,47 |
94,02 |
89,74 |
85,37 |
85,37 |
85,37 |
85,37 |
85,37 |
85,37 |
973,73 |
2 год |
|||||||||||||
Показатель |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
итого |
рабочие смены |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
252 |
объем производства, нат.ед. |
29,17 |
29,17 |
29,17 |
29,17 |
29,17 |
29,17 |
29,17 |
29,17 |
29,17 |
29,17 |
29,17 |
29,17 |
350,00 |
объем продаж, $ |
145,83 |
145,83 |
145,83 |
145,83 |
145,83 |
145,83 |
145,83 |
145,83 |
145,83 |
145,83 |
145,83 |
145,83 |
1750,00 |
3 год |
|||||||||||||
Показатель |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
итого |
рабочие смены |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
252 |
объем производства, нат.ед. |
33,33 |
33,33 |
33,33 |
33,33 |
33,33 |
33,33 |
33,33 |
33,33 |
33,33 |
33,33 |
33,33 |
33,33 |
400,00 |
объем продаж, $ |
166,67 |
166,67 |
166,67 |
166,67 |
166,67 |
166,67 |
166,67 |
166,67 |
166,67 |
166,67 |
166,67 |
166,67 |
2000,00 |
Таблица 2 – Бюджет производства в натуральном выражении
1 год |
|||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
итого |
|
объем продаж ,н.ед. |
11,97 |
11,11 |
15,38 |
17,09 |
18,80 |
17,95 |
17,07 |
17,07 |
17,07 |
17,07 |
17,07 |
17,07 |
194,75 |
запасы на начало |
1,56 |
1,56 |
2,15 |
2,39 |
2,63 |
2,51 |
2,39 |
2,39 |
2,39 |
2,39 |
2,39 |
2,39 |
27,14 |
запасы на конец |
1,56 |
2,15 |
2,39 |
2,63 |
2,51 |
2,39 |
2,39 |
2,39 |
2,39 |
2,39 |
2,39 |
2,39 |
27,98 |
обьем производства |
11,97 |
11,71 |
15,62 |
17,33 |
18,68 |
17,83 |
17,07 |
17,07 |
17,07 |
17,07 |
17,07 |
17,07 |
195,58 |
2 год |
|||||||||||||
объем продаж |
29,17 |
29,17 |
29,17 |
29,17 |
29,17 |
29,17 |
29,17 |
29,17 |
29,17 |
29,17 |
29,17 |
29,17 |
350 |
запасы на начало |
4,08 |
4,08 |
4,08 |
4,08 |
4,08 |
4,08 |
4,08 |
4,08 |
4,08 |
4,08 |
4,08 |
4,08 |
49,00 |
запасы на конец |
4,08 |
4,08 |
4,08 |
4,08 |
4,08 |
4,08 |
4,08 |
4,08 |
4,08 |
4,08 |
4,08 |
4,08 |
49,00 |
обьем производства |
29,17 |
29,17 |
29,17 |
29,17 |
29,17 |
29,17 |
29,17 |
29,17 |
29,17 |
29,17 |
29,17 |
29,17 |
350,00 |
3 год |
|||||||||||||
объем продаж |
33,33 |
33,33 |
33,33 |
33,33 |
33,33 |
33,33 |
33,33 |
33,33 |
33,33 |
33,33 |
33,33 |
33,33 |
400,00 |
запасы на начало |
4,67 |
4,67 |
4,67 |
4,67 |
4,67 |
4,67 |
4,67 |
4,67 |
4,67 |
4,67 |
4,67 |
4,67 |
56,00 |
запасы на конец |
4,67 |
4,67 |
4,67 |
4,67 |
4,67 |
4,67 |
4,67 |
4,67 |
4,67 |
4,67 |
4,67 |
4,67 |
56,00 |
обьем производства |
33,33 |
33,33 |
33,33 |
33,33 |
33,33 |
33,33 |
33,33 |
33,33 |
33,33 |
33,33 |
33,33 |
33,33 |
400,00 |
2.2. Планирование бюджета закупок и запасов
Определённый уровень запасов необходим для повышения ритмичности поставок. Бюджет запасов продукции составляется для того, чтобы точнее отразить запасы в расчётном балансе. Бюджет запасов составляется только в натуральных единицах измерения, а затем на его основе определяются соответствующие затраты в стоимостном выражении.
Норматив товарных запасов – это оптимальный размер товарных запасов, обеспечивающий бесперебойную продажу товаров при минимуме затрат. На практике наиболее широкое распространение получил метод технико-экономических расчетов норматива товарных запасов. В соответствии с ним, объем товарного запаса разбивается на отдельные элементы:
Товарный запас, необходимый для показа покупателям и ежедневной продажи. Размер этого запаса зависит от количества наименований товаров, реализуемых в магазине, средней цены одного наименования и однодневного товарооборота.
Товарный запас, необходимый для обеспечения бесперебойной продажи между поставками. Его размер зависит от количества наименований товаров, поступающих в одной партии и интервала между поставками.
Страховой товарный запас, необходимый на случай изменения покупательского спроса или нарушения поставщиками договорных обязательств. Его размер составляет определенную часть от суммы 1-й и 2-й части нормы товарного запаса.
Запас на время, необходимое для приемки, проверки и предпродажной подготовки товара.
Норматив запасов (Н) рассчитывается умножением нормы товарного запаса в днях (З) на однодневный товарооборот по предприятию (Т):
Н = З * Т.
Таблица 3 – Бюджет закупок
1 год |
|||||||||||||
Потребность, тыс. $ |
1,29 |
1,27 |
1,69 |
1,87 |
2,02 |
1,93 |
1,84 |
1,84 |
1,84 |
1,84 |
1,84 |
1,84 |
21,13 |
Запасы на конец |
0,59 |
0,79 |
0,87 |
0,94 |
0,90 |
0,86 |
0,86 |
0,86 |
0,86 |
0,86 |
0,86 |
1,47 |
10,73 |
Запасы на начало |
0,60 |
0,59 |
0,79 |
0,87 |
0,94 |
0,90 |
0,86 |
0,86 |
0,86 |
0,86 |
0,86 |
0,86 |
9,86 |
Потребность с учетом изд |
1,28 |
1,46 |
1,77 |
1,94 |
1,98 |
1,89 |
1,84 |
1,84 |
1,84 |
1,84 |
1,84 |
2,45 |
22,00 |
∆ |
-0,01 |
0,20 |
0,09 |
0,07 |
-0,04 |
-0,04 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,61 |
0,87 |
2 год |
|||||||||||||
Потребность, тыс. $ |
3,15 |
3,15 |
3,15 |
3,15 |
3,15 |
3,15 |
3,15 |
3,15 |
3,15 |
3,15 |
3,15 |
3,15 |
37,82 |
Запасы на конец |
1,47 |
1,47 |
1,47 |
1,47 |
1,47 |
1,47 |
1,47 |
1,47 |
1,47 |
1,47 |
1,47 |
1,68 |
17,86 |
Запасы на начало |
1,47 |
1,47 |
1,47 |
1,47 |
1,47 |
1,47 |
1,47 |
1,47 |
1,47 |
1,47 |
1,47 |
1,47 |
17,65 |
Потребность с учетом изд |
3,15 |
3,15 |
3,15 |
3,15 |
3,15 |
3,15 |
3,15 |
3,15 |
3,15 |
3,15 |
3,15 |
3,36 |
38,03 |
∆ |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,21 |
0,21 |
3 год |
|||||||||||||
Потребность, тыс. $ |
3,60 |
3,60 |
3,60 |
3,60 |
3,60 |
3,60 |
3,60 |
3,60 |
3,60 |
3,60 |
3,60 |
3,60 |
43,22 |
Запасы на конец |
1,68 |
1,68 |
1,68 |
1,68 |
1,68 |
1,68 |
1,68 |
1,68 |
1,68 |
1,68 |
1,68 |
5,58 |
24,07 |
Запасы на начало |
1,68 |
1,68 |
1,68 |
1,68 |
1,68 |
1,68 |
1,68 |
1,68 |
1,68 |
1,68 |
1,68 |
1,68 |
20,17 |
Потребность с учетом изд |
3,60 |
3,60 |
3,60 |
3,60 |
3,60 |
3,60 |
3,60 |
3,60 |
3,60 |
3,60 |
3,60 |
7,50 |
47,12 |
∆ |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
3,90 |
3,90 |
2.3. Составление бюджета движения денежных средств
Бюджет движения денежных средств – это план движения расчётного счёта и наличных денежных средств в кассе предприятия, отражающий все прогнозируемые поступления и изъятия денежных средств в результате хозяйственной деятельности. БДДС показывает возможные поступления предоплаты за поставляемую продукцию (на расчётный счёт или в кассу), авансовые платежи, задержки поступлений за отгруженную раннее продукцию.
БДДС отражает потребность во внешнем финансировании (объём кредитов, инвестиций), а также способствует более точному определению объёмов внешнего финансирования. Назначение документа состоит в обеспечении сбалансированности поступлений денежных средств (соответствующих планируемым доходам) и их списании (в соответствии с запланированными расходами по бюджетным периодам).
Если оказывается, что остатки денежных средств на начало бюджетного периода (вступительное сальдо) будут недостаточными для покрытия расходов, запланированных согласно бюджету прибылей и убытков, а также других видов затрат в соответствующий бюджетный период, то для данного бизнеса необходимо предпринимать шаги по поиску дополнительных источников денежных средств.
Бюджет движения денежных средств является основным документом финансового планирования, составляется на весь прогнозный период и представляет прогноз денежных притоков и оттоков, который классифицируется по видам финансово-хозяйственной деятельности:
- текущая (операционная) деятельность обеспечивает выполнение коммерческих функций предприятия и генерирует основной поток денежных средств;
- инвестиционная деятельность включает поступление и использование денежных средств, связанных с продажей основных средств, капитальными вложениями, доходами от долгосрочных инвестиций;
- финансовая деятельность связана с получением и погашение краткосрочных кредитов и займов, начисленными процентами и дивидендами.
Форматы БДДС могут быть различными в зависимости от специфики деятельности компании. Но во всех случаях статьи БДДС взаимосвязаны с бюджетом прибылей и убытков, бюджетом капитальных вложений и бюджетом кредитного портфеля. В БДДС все статьи затрат показаны по способу их оплаты (т.е. соответствуют графикам оплаты дебиторской и кредиторской задолженности).