Файл: Бюджетирование проектов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Финансовый бюджет – бюджет, описывающий в финансовых показателях денежный поток в рамках ЦФО. Управление операционной эффективностью (БДР), платежеспособностью и ликвидностью (БДДС) и стоимостью активов компании (ББЛ).

Базовый бюджет – бюджет, который планируется первым, поскольку от него зависит построение других бюджетов (зависимых).

Зависимый бюджет – бюджет, показатели которого при планировании в целом вычисляются на основе других бюджетов, по заданным формулам.

Типы бюджетов:

по составу показателей:

бюджет доходов и расходов (плановый отчет о прибылях и убытках),

бюджет движения денежных средств,

плановый баланс;

по объекту бюджетирования (функциональные бюджеты):

бюджет продаж, бюджет снабжения, бюджет затрат и т. д.;

по горизонту планирования: годовой, квартальный, месячный и т. д.;

по технологии планирования: последовательный, скользящий;

по уровню планирования: бюджет ЦФО, консолидированный бюджет компании.

Баланс, отчет о движении денежных средств и отчет о прибылях и убытках, взятые за основу для этих трех форм бюджетов, позволяют оценить три основных показателя деятельности предприятия: стоимость (финансовое состояние), платежеспособность и рентабельность.

Обычно бюджет включает ключевые показатели эффективности работы того центра финансовой ответственности, который его составляет, а также прочие данные, необходимые для планирования деятельности предприятия в целом, но связанные с данным ЦФО.

Кроме того, поскольку бюджетирование предполагает обязательный контроль достижения запланированного результата, детализация бюджетных показателей должна быть согласована с детализацией информации в учете.

Первым делом мы определяем состав бюджетных форм. Затем для каждой устанавливаем систему показателей и ЦФО, который будет с ней работать. Существенным моментом при этом является поддержка учетной программой разработанных бюджетных форм. Система бюджетов выступает для учетной системы постановщиком задач.

Кроме того, необходимо помнить, что бюджеты - это не только формы предоставления данных, но и инструмент планирования. Поэтому в обязательном порядке для них должны быть разработаны методики планирования содержащихся в них показателей.

Для обеспечения бюджетной модели фактическими данными в систему бюджетирования из системы бухгалтерского учета передается следующая информация:

  • обороты по счетам в разрезе утвержденной аналитики (согласно справочникам);
  • объемы продаж;
  • движение дебиторской задолженности;
  • обороты по статьям затрат и видам расходов (основное производство, общехозяйственные, коммерческие, прочие расходы за период);
  • цены на материалы;
  • движение по складам;
  • выбытие основных средств;
  • амортизационные отчисления;
  • движение кредиторской задолженности;
  • кредитам и займам;
  • прочие доходы и расходы
  • движению денежных средств (счета 50, 51, 52, 55 и счета расчетов);
  • остатки по счетам на начало и конец периода;
  • и другие данные.

Для формирования бюджетов также необходимы данные по персоналу: штатное расписание в разрезе организационной структуры предприятия, оклады, премии и другим выплатам, фактические данные по заработной плате, фактическая численность персонала.

ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И ПЛАНИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ БЮДЖЕТОВ, ХАРАКТЕРНЫХ ДЛЯ БИЗНЕС-ПРОЕКТОВ

2.1. Планирование бюджета продаж и производства

Бюджет продаж – отправная точка в системе бюджетирования предприятия, так как план продаж влияет практически на все остальные бюджеты предприятия. Бюджет продаж показывает плановые объемы реализации продукции в номенклатурном разрезе в натуральном и стоимостном выражении. Общий объем продаж зависит от платежеспособного спроса на продукцию предприятия, от поставленных руководством целей (достичь безубыточности, заработать определенную прибыль, охватить тот или иной сегмент рынка и др.). При составлении бюджета продаж используются данные маркетинговых исследований, результаты переговоров с заказчиками и клиентами, другая информация (о конкурентах, долгосрочных тенденциях на рынках, продажах в предыдущие периоды и пр.).

Данный бюджет отличает большая неопределенность его показателей: объемов продаж продукции в натуральном и стоимостном выражении. Поэтому на начальной стадии разработки он, по сути, является прогнозом. Для его обоснования используется несколько методов, а затем на основе качественного анализа формулируется консенсус-прогноз – как наиболее вероятное предположение о будущей динамике объемов продаж и цен.

В основе прогноза продаж лежат следующие факторы:

  • прошлые данные об объемах продаж;
  • перспективы ценовой политики;
  • задолженность по выполненным заказам;
  • исследование рынка;
  • общие экономические условия;
  • экономические условия в отрасли;
  • движение таких индикаторов, как валовой национальный продукт, занятость, цены и персональные доходы;
  • реклама и условия продвижения продукта;
  • отраслевая конкуренция.

Таблица 1 – Бюджет производства

1 год

Показатель

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

итого

рабочие смены

14

13

18

20

22

21

21

21

21

21

21

21

234

объем производства, нат.ед.

11,97

11,11

15,38

17,09

18,80

17,95

17,07

17,07

17,07

17,07

17,07

17,07

194,75

объем продаж, $

59,83

55,56

76,92

85,47

94,02

89,74

85,37

85,37

85,37

85,37

85,37

85,37

973,73

2 год

Показатель

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

итого

рабочие смены

21

21

21

21

21

21

21

21

21

21

21

21

252

объем производства, нат.ед.

29,17

29,17

29,17

29,17

29,17

29,17

29,17

29,17

29,17

29,17

29,17

29,17

350,00

объем продаж, $

145,83

145,83

145,83

145,83

145,83

145,83

145,83

145,83

145,83

145,83

145,83

145,83

1750,00

3 год

Показатель

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

итого

рабочие смены

21

21

21

21

21

21

21

21

21

21

21

21

252

объем производства, нат.ед.

33,33

33,33

33,33

33,33

33,33

33,33

33,33

33,33

33,33

33,33

33,33

33,33

400,00

объем продаж, $

166,67

166,67

166,67

166,67

166,67

166,67

166,67

166,67

166,67

166,67

166,67

166,67

2000,00


Таблица 2 – Бюджет производства в натуральном выражении

1 год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

итого

объем продаж ,н.ед.

11,97

11,11

15,38

17,09

18,80

17,95

17,07

17,07

17,07

17,07

17,07

17,07

194,75

запасы на начало

1,56

1,56

2,15

2,39

2,63

2,51

2,39

2,39

2,39

2,39

2,39

2,39

27,14

запасы на конец

1,56

2,15

2,39

2,63

2,51

2,39

2,39

2,39

2,39

2,39

2,39

2,39

27,98

обьем производства

11,97

11,71

15,62

17,33

18,68

17,83

17,07

17,07

17,07

17,07

17,07

17,07

195,58

2 год

объем продаж

29,17

29,17

29,17

29,17

29,17

29,17

29,17

29,17

29,17

29,17

29,17

29,17

350

запасы на начало

4,08

4,08

4,08

4,08

4,08

4,08

4,08

4,08

4,08

4,08

4,08

4,08

49,00

запасы на конец

4,08

4,08

4,08

4,08

4,08

4,08

4,08

4,08

4,08

4,08

4,08

4,08

49,00

обьем производства

29,17

29,17

29,17

29,17

29,17

29,17

29,17

29,17

29,17

29,17

29,17

29,17

350,00

3 год

объем продаж

33,33

33,33

33,33

33,33

33,33

33,33

33,33

33,33

33,33

33,33

33,33

33,33

400,00

запасы на начало

4,67

4,67

4,67

4,67

4,67

4,67

4,67

4,67

4,67

4,67

4,67

4,67

56,00

запасы на конец

4,67

4,67

4,67

4,67

4,67

4,67

4,67

4,67

4,67

4,67

4,67

4,67

56,00

обьем производства

33,33

33,33

33,33

33,33

33,33

33,33

33,33

33,33

33,33

33,33

33,33

33,33

400,00


2.2. Планирование бюджета закупок и запасов

Определённый уровень запасов необходим для повышения ритмичности поставок. Бюджет запасов продукции составляется для того, чтобы точнее отразить запасы в расчётном балансе. Бюджет запасов составляется только в натуральных единицах измерения, а затем на его основе определяются соответствующие затраты в стоимостном выражении.

Норматив товарных запасов – это оптимальный размер товарных запасов, обеспечивающий бесперебойную продажу товаров при минимуме затрат. На практике наиболее широкое распространение получил метод технико-экономических расчетов норматива товарных запасов. В соответствии с ним, объем товарного запаса разбивается на отдельные элементы:

Товарный запас, необходимый для показа покупателям и ежедневной продажи. Размер этого запаса зависит от количества наименований товаров, реализуемых в магазине, средней цены одного наименования и однодневного товарооборота.

Товарный запас, необходимый для обеспечения бесперебойной продажи между поставками. Его размер зависит от количества наименований товаров, поступающих в одной партии и интервала между поставками.

Страховой товарный запас, необходимый на случай изменения покупательского спроса или нарушения поставщиками договорных обязательств. Его размер составляет определенную часть от суммы 1-й и 2-й части нормы товарного запаса.

Запас на время, необходимое для приемки, проверки и предпродажной подготовки товара.

Норматив запасов (Н) рассчитывается умножением нормы товарного запаса в днях (З) на однодневный товарооборот по предприятию (Т):

Н = З * Т.

Таблица 3 – Бюджет закупок

1 год

Потребность, тыс. $

1,29

1,27

1,69

1,87

2,02

1,93

1,84

1,84

1,84

1,84

1,84

1,84

21,13

Запасы на конец

0,59

0,79

0,87

0,94

0,90

0,86

0,86

0,86

0,86

0,86

0,86

1,47

10,73

Запасы на начало

0,60

0,59

0,79

0,87

0,94

0,90

0,86

0,86

0,86

0,86

0,86

0,86

9,86

Потребность с учетом изд

1,28

1,46

1,77

1,94

1,98

1,89

1,84

1,84

1,84

1,84

1,84

2,45

22,00

-0,01

0,20

0,09

0,07

-0,04

-0,04

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,61

0,87

2 год

Потребность, тыс. $

3,15

3,15

3,15

3,15

3,15

3,15

3,15

3,15

3,15

3,15

3,15

3,15

37,82

Запасы на конец

1,47

1,47

1,47

1,47

1,47

1,47

1,47

1,47

1,47

1,47

1,47

1,68

17,86

Запасы на начало

1,47

1,47

1,47

1,47

1,47

1,47

1,47

1,47

1,47

1,47

1,47

1,47

17,65

Потребность с учетом изд

3,15

3,15

3,15

3,15

3,15

3,15

3,15

3,15

3,15

3,15

3,15

3,36

38,03

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,21

0,21

3 год

Потребность, тыс. $

3,60

3,60

3,60

3,60

3,60

3,60

3,60

3,60

3,60

3,60

3,60

3,60

43,22

Запасы на конец

1,68

1,68

1,68

1,68

1,68

1,68

1,68

1,68

1,68

1,68

1,68

5,58

24,07

Запасы на начало

1,68

1,68

1,68

1,68

1,68

1,68

1,68

1,68

1,68

1,68

1,68

1,68

20,17

Потребность с учетом изд

3,60

3,60

3,60

3,60

3,60

3,60

3,60

3,60

3,60

3,60

3,60

7,50

47,12

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

3,90

3,90


2.3. Составление бюджета движения денежных средств

Бюджет движения денежных средств – это план движения расчётного счёта и наличных денежных средств в кассе предприятия, отражающий все прогнозируемые поступления и изъятия денежных средств в результате хозяйственной деятельности. БДДС показывает возможные поступления предоплаты за поставляемую продукцию (на расчётный счёт или в кассу), авансовые платежи, задержки поступлений за отгруженную раннее продукцию.

БДДС отражает потребность во внешнем финансировании (объём кредитов, инвестиций), а также способствует более точному определению объёмов внешнего финансирования. Назначение документа состоит в обеспечении сбалансированности поступлений денежных средств (соответствующих планируемым доходам) и их списании (в соответствии с запланированными расходами по бюджетным периодам).

Если оказывается, что остатки денежных средств на начало бюджетного периода (вступительное сальдо) будут недостаточными для покрытия расходов, запланированных согласно бюджету прибылей и убытков, а также других видов затрат в соответствующий бюджетный период, то для данного бизнеса необходимо предпринимать шаги по поиску дополнительных источников денежных средств.

Бюджет движения денежных средств является основным документом финансового планирования, составляется на весь прогнозный период и представляет прогноз денежных притоков и оттоков, который классифицируется по видам финансово-хозяйственной деятельности:

  • текущая (операционная) деятельность обеспечивает выполнение коммерческих функций предприятия и генерирует основной поток денежных средств;
  • инвестиционная деятельность включает поступление и использование денежных средств, связанных с продажей основных средств, капитальными вложениями, доходами от долгосрочных инвестиций;
  • финансовая деятельность связана с получением и погашение краткосрочных кредитов и займов, начисленными процентами и дивидендами.

Форматы БДДС могут быть различными в зависимости от специфики деятельности компании. Но во всех случаях статьи БДДС взаимосвязаны с бюджетом прибылей и убытков, бюджетом капитальных вложений и бюджетом кредитного портфеля. В БДДС все статьи затрат показаны по способу их оплаты (т.е. соответствуют графикам оплаты дебиторской и кредиторской задолженности).