Файл: Оценка стоимости бизнеса на примере предприятия «Энерго-про Джорджия».pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теория и методика оценки стоимости бизнеса
Дисконтирование денежного потока
Макроэкономическая среда вокруг объекта оценки
Глава 2. Описание и анализ финансового состояния компании “Энерго-про Джорджия”
2.1. Описание оцениваемой компании
2.2. Анализ хозяйственной деятельности компании
2.3. Финансовое состояние оцениваемой компании
Глава 3. Определение рыночной стоимости компании “Энерго-про Джорджия” доходным подходом
Введение
Актуальность темы. Развитие экономики по рыночному типу привело Грузию к плюрализму форм собственности. Собственники по своему разумению и нужде распоряжаются и управляют собственными землями, квартирами, недвижимым и движимым имуществом. Кроме того, они самостоятельно принимают решения о найме пространства, об инвестировании своих денежных средств и прочее.
Однако, с появлением права собственника, появились обязанности и проблемы, которые в основном связаны со стоимостью имущества. С нею могут сталкиваться как физические, так и юридические лица – фирмы, предприятия, организации, банки и другие структуры. После того, как предприятия стали превращаться в акционерные общества, после появления хоть и слабого, однако функционирующего фондового рынка, ипотечных кредитов и негосударственного страхового рынка, возникла потребность оценить собственное имущество в целом, либо составляющие его объекты по-отдельности.
На предприятиях и в организациях Грузии почти ежедневно появляется необходимость оценки имущества, установления ее рыночной стоимости. Разумеется, это необходимо при операциях купли-продажи, аренды, субаренды имущества, страхования, перестрахования, судебных, имущественных тяжбах, постановления базы налогообложения и прочее. При этом всегда возникает спрос на специалистов оценки стоимости имущества.
Необходимо отметить, что именно оценка имущества создает правовые основы государства и дает возможность его справедливого реформирования. Например, впервые необходимость оценки имущества в Грузии возникла в 90-ых годах, когда проводилась первая приватизация государственно собственности. Затем массовая потребность возникла в период переоценки основных фондов приватизированных и государственных предприятий. Кроме того, в связи с кризисами, продолжающейся приватизацией, а также инфляцией, необходимость в оценке и переоценке имущества стала ежедневной настоятельной потребностью. Отметим также, что оценка стоимости имущества возникает на предприятиях регулярно, в связи с необходимостью привести балансовую стоимость основных средств с ее рыночным аналогом. За время независимости Грузии проводились три переоценки основных средств, с применением специальных коэффициентов, чтобы максимально приблизить их оценочную стоимость к реальной.
Сегодня деятельность специалистов по оценке стоимости имущества регулируется законом Грузии № 121 от 19.02.1995 «Об оценке имущества в Грузии».
Цель и задачи курсовой работы.
Целью данной работы являлся анализ оценки имущества предприятия «Энерго-про Джорджия».
Исходя из цели, были намечены логически связанные с нею задачи:
- проанализировать методику оценки имущества в Грузии;
- проанализировать проблемы и особенности оценки бизнеса;
- проанализировать проблемы и особенности оценки бизнеса на предприятии «Энерго-про Джорджия».
Глава 1. Теория и методика оценки стоимости бизнеса
Дисконтирование денежного потока
Любое предприятие нуждается в оценке, как уже было отмечено, т.к. знать о стоимости собственного капитала – это необходимость.
Бизнес является предпринимательской деятельностью, которая направлена на производство и продажу товаров, работ или услуг, денег и ценных бумаг, любых других ценностей, которые реализуются и должны приносить прибыль. Итак, цель бизнеса – это получение прибыли, а для достижения этой цели должна быть создана организация или предприятие. В процессе ведения бизнеса для его оценки применяются разнообразные подходы, цель которых – раскрыть, какой из них обеспечит максимальную эффективность, а значит и максимальную прибыль предпринимателю.
Бизнес организуется в соответствие с формами, предусмотренными законодательством, которые носят общее название ОПФ (организационно-правовая форма). Владелец имеет право распоряжаться собственным бизнесом по своему усмотрению – вести его, продавать, закладывать, передавать по наследству, застраховывать. Так, бизнес становится объектом сделки или договора, превращаясь в товар сам. Как любой товар, у бизнеса есть две стоимости – потребительная и меновая. Другими словами, он обладает свойством полезности для покупателя. Следовательно, он должен быть доходным – это и есть его полезность. Покупатель приобретает бизнес и, пользуясь им, проявляет его полезность в процессе потребления. Разумеется, бизнес, не приносящий дохода (прибыли), свойством полезности не обладает. Именно по этой причине его и продают. Кто его приобретает? Тот, кто видит возможности его дальнейшего использования и пути получения прибыли. Это суждение одинаково справедливо и для фирмы (предприятия), и для организации. Однако, являясь товаром, следовательно, объектом купли-продажи, бизнес представляет собой товар особый. Таким образом, его оценка тоже происходит с применением особых принципов, инструментов и методов:
- Во-первых, бизнес является инвестиционным товаром, т.е. в него вкладывают средства, подразумевая их отдачу в будущем;
- Во-вторых, являясь системой, бизнес может быть продан как целиком, так и по отдельным составляющим его частям;
- В-третьих, цена бизнеса складывается и формируется за счет изменений, которые происходят не только во-внешней среде, но и за счет процессов, происходящих в нем самом;
- В-четвертых, бизнес является особым товаром, от стабильности которого зависит стабильность экономики и общества в целом, таким образом, в управлении, оценке и распоряжении бизнесом особую роль играет регулирующая роль государства.
Мы уже говорили о том, что формой бизнеса может стать фирма (предприятие). Следовательно, все вышесказанное относится и к предприятиям. Однако отметим, что у предприятий есть собственные ограничительные черты, на пример: имущественный комплекс предприятия включает в себя землю, здания, сооружения, аппаратуру и оборудование, сырье, транспорт, продукцию, обязательства, нематериальные активы и проч.
Закон Грузии № 121 от 19.02.1995 «Об оценке имущества в Грузии». определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Грузии, субъектам Грузии или муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки. В этом законе даны понятия оценочной деятельности, как деятельность субъектов оценочной деятельности, направленной на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости, определены понятия субъектов оценочной деятельности и объектов оценки. Определены права Грузии, субъектов Грузии или физических и юридических лиц на проведение оценки принадлежащих им объектов, кроме этого определены права и обязанности оценщика, требования к лицензированию оценочной деятельности.
Исходя из общих государственных целей стандартизации, основными задачами системы стандартизации услуг в области оценки являются:
- обеспечение взаимопонимания и взаимодействия между всеми сторонами-участниками процесса оценки имущества;
- формирование нормативной базы для обеспечения проведения сертификации услуг по оценке;
- установление единых требований к методам оценки, содержанию и форме отчетов по оценке;
- создание и ведение системы классификации и кодирования технико-экономической информации, используемой при оценке;
- гармонизация терминологии, классификации услуг, методов оценки с международными стандартами.
Требования Стандартов являются обязательными к применению субъектами оценочной деятельности при определении вида стоимости объекта оценки, подходов к оценке и методов оценки, а также при проведении оценки. В Стандартах оценки дается определение основных видов стоимости объекта оценки, подходов к оценке, методов оценки.
Виды стоимости объекта оценки:
Рыночная стоимость объекта оценки - наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Помимо определения рыночной стоимости объекта оценки в Стандартах дается определение видов стоимости, отличной от рыночной.
К таким видам относятся:
Стоимость объекта оценки с ограниченным рынком товаров - стоимость объекта оценки, продажа которого на открытом рынке невозможна или требует дополнительных затрат по сравнению с затратами, необходимыми для продажи свободно обращающихся на рынке товаров;
Стоимость замещения объекта оценки - сумма затрат на создание объекта, аналогичного объекту оценки в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, с учетом износа объекта оценки;
Стоимость воспроизводства объекта оценки - сумма затрат в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, на создания объекта, идентичного объекту оценки, с применением идентичных материалов и технологий, с учетом износа объекта оценки;
Стоимость объекта оценки при существующем использовании - стоимость объекта оценки, определяемая исходя из существующих условий и цели его использования;
Инвестиционная стоимость объекта оценки - стоимость объекта оценки, определяемая исходя из его доходности для конкретного лица при заданных инвестиционных целях;
Стоимость объекта оценки для целей налогообложения - стоимость объекта оценки, определяемая для исчисления налоговой базы и рассчитываемая в соответствии с положениями нормативных правовых актов;
Ликвидационная стоимость объект оценки - стоимость объекта оценки, в случае, если объект оценки должен быть отчужден в срок меньше обычного срока экспозиции аналогичных объектов;
Утилизационная стоимость объекта оценки - стоимость объекта оценки, равная рыночной стоимости материалов, которые он в себя включает, с учетом затрат на утилизацию объекта оценки;
Специальная стоимость объекта оценки - стоимость, для определения которой в договоре об оценке или нормативном правовом акте оговариваются условия, не включенные в понятие рыночной или иной стоимости, указанной в Стандартах.
Оценку бизнеса осуществляют с помощью трех подходов: доходного, сравнительного и затратного. Каждый подход позволяет подчеркнуть особые характеристики объекта. Каждый из подходов содержит в себе несколько методов.
Метод оценки - способ расчета стоимости объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.
Сравнительный подход особенно эффективен, когда существует активный рынок сопоставимых объектов собственности. Точность оценки зависит от качества собранных данных, так как, применяя данный подход, оценщик должен собрать достоверную информацию о недавних продажах сопоставимых объектов. Эти данные включает: экономические характеристики, время продажи, местоположение, условия продажи и условия финансирования. Действительность такого подхода снижается, если: сделок было мало; момент их совершения и момент оценки разделяет продолжительный период времени; рынок находится в аномальном состоянии, потому что быстрые изменения на рынке приводят к искажению показателей. Сравнительный поход основан на применении принципа замещения. Для сравнения выбираются конкурирующие с оцениваемым бизнесом объекты. Обычно между ними существуют различия, поэтому необходимо провести соответствующую корректировку данных. В основу приведения поправок положен принцип вклада.
Аналог объекта оценки - сходный по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам объекту оценки другой объект, цена которого известна из сделки, состоявшейся при сходных условиях.
Сравнительный подход включает в себя три метода:
- Метод рынка капитала - основан на использовании рыночных цен акций аналогичных компаний. Инвестор действует по принципу замещения, может инвестировать либо в эти компании, либо в оцениваемую. Поэтому данные о компании, чьи акции находятся в свободной продаже, при соответствующих корректировках должны послужить ориентиром для расчета цены компании. Данный метод используется для оценки миноритарных (неконтрольных) пакетов акций;
- Метод сделок - при данном методе анализируются цены приобретения контрольных пакетов акций сходных компаний;
- Метод отраслевых коэффициентов - позволяет рассчитывать ориентировочную стоимость бизнеса по формулам, выведенным на базе отраслевой статистики.
Затратный подход наиболее приемлем для оценки предприятий, имеющих разнородные активы, в том числе финансовые, а также когда бизнес не приносит устойчивый доход. Методы затратного подхода целесообразно использовать и при оценки специальных видов бизнеса (гостиниц, мотелей и т.п.), страховании. Собираемая информация включает данные об оцениваемых активах (цены на землю, строительные спецификации и др.), данные об уровне зарплаты, стоимости материалов, расходах на оборудование. О прибыли и накладных расходах строителей на местном рынке и т.д. Необходимая информация зависит от специфики оцениваемого объекта. Затратный подход сложно применять при оценке уникальных объектов, обладающих исторической ценностью, эстетическими характеристиками, или устаревших объектов.