Файл: Оценка стоимости бизнеса на примере предприятия «Энерго-про Джорджия».pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теория и методика оценки стоимости бизнеса
Дисконтирование денежного потока
Макроэкономическая среда вокруг объекта оценки
Глава 2. Описание и анализ финансового состояния компании “Энерго-про Джорджия”
2.1. Описание оцениваемой компании
2.2. Анализ хозяйственной деятельности компании
2.3. Финансовое состояние оцениваемой компании
Глава 3. Определение рыночной стоимости компании “Энерго-про Джорджия” доходным подходом
Затратный подход основан на принципах: замещения, наилучшего и наиболее эффективного использования, сбалансированности, экономической величины, экономического разделения.
Затратный подход включает в себя два метода:
- Метод чистых активов - рыночная стоимость бизнеса определяется как разность между суммами рыночных стоимостей всех активов предприятия и величинами его обязательств;
- Метод ликвидационной стоимости - расчет ликвидационной стоимости предприятия, как разности между суммарной стоимостью активов предприятия и затратами на его ликвидацию.
При доходном подходе во главу угла ставится доход как основной фактор, определяющий величину стоимости объекта. Чем больше доход, приносимый объектом оценки, тем больше величина его рыночной стоимости при прочих равных условиях. Здесь имеют значение продолжительность периода получения возможного дохода, степень и вид рисков, сопровождающих данный процесс. Доходный подход - это исчисление текущей стоимости будущих доходов, которые возникнут в результате использования собственности и возможной дальнейшей ее продажи. В данном случае применяется принцип ожидания.
Методы доходного подхода:
- Метод капитализации доходов - согласно этому методу, рыночная стоимость бизнеса определяется как частное от деления чистого дохода бизнеса за год на ставку капитализации;
- Метод дисконтирования денежных потоков - основан на прогнозировании этих потоков от данного бизнеса, которые затем дисконтируются по ставке дисконта, соответствующей требуемой инвестором ставке дохода.
Постановка задания на оценку бизнеса
Определение стоимости бизнеса данным методом основано на предположении о том, что потенциальный инвестор не заплатит за данный бизнес сумму, большую, чем текущая стоимость будущего дохода от этого бизнеса. Метод дисконтирования денежного потока используется для оценки действующих компаний. Применение данного метода наиболее обосновано для оценки компаний, имеющих определенную историю финансово-хозяйственной деятельности и находящихся на стадии роста или стабильного экономического развития.
Основные этапы оценки компании методом дисконтирования денежного потока:
- выбор модели денежного потока;
- определение длительности прогнозного периода;
- ретроспективный анализ и прогноз валовой выручки от реализации;
- анализ и прогноз расходов;
- анализ и прогноз инвестиций;
- расчет величины денежного потока для каждого года прогнозного периода;
- определение ставки дисконта;
- расчет величины стоимости в пост-прогнозный период;
- расчет текущих стоимостей будущего денежного потока и стоимости в пост-прогнозный период;
- внесение итоговых поправок.
Выбор модели денежного потока. При оценке бизнеса может применяться одна из двух моделей денежного потока (ДП): для собственного капитала или ДП для инвестированного капитала.
ДП для собственного капитала рассчитывается по следующей схеме:
Модель денежного потока для всего инвестируемого капитала |
|
Чистая прибыль до уплаты процентов и налогов |
|
Плюс |
Амортизационные отчисления |
Плюс (минус) |
Уменьшение (прирост) собственного оборотного капитала |
Минус |
Налог на прибыль |
Плюс (минус) |
Продажа активов (капитальные вложения) |
Итого равно |
Денежный поток для всего инвестируемого капитала |
При применении модели ДП для всего инвестированного капитала, условно не различается собственный и заемный капитал предприятия и считается совокупный денежный поток. Поэтому к ДП прибавляются выплаты процентов по задолженности, которые ранее были вычтены при расчете чистой прибыли, при этом следует уменьшить их сумму на величину налога на прибыль.
Срок прогнозируемой деятельности предприятия следует разделить на два периода: прогнозный и пост-прогнозный (остаточный). В первом периоде могут наблюдаться значительные колебания в показателях, характеризующих деятельность предприятия (рост и падение объемов продаж, изменение в структуре себестоимости и т.д.). Это наиболее сложный участок прогнозирования, поскольку приходится детально анализировать факторы, влияющие на величину денежного потока и прогнозировать их изменение по отдельности. Кроме того, любые изменения во внешней среде предприятия (потеря заказчика, выход на рынок нового конкурента, изменение законодательства) неизбежно сказываются на объемах продаж и себестоимости продукции предприятия, а именно эти изменения сложнее всего учесть. Под пост-прогнозным периодом понимается этап развития предприятия, когда объемы производства и сбыта, стабилизируются, изменения в себестоимости относительно невелики.
Объект оценки - общество с ограниченной ответственностью "Энерго-про Джорджия". Юридический и фактический адрес: Грузия, г. Тбилиси, ул. Сандро Эули, 1
Предметом оценки является - необходимо оценить 100% долю в уставном капитале предприятия.
Дата оценки предприятия - 1 января 2017 года.
Оценка стоимости предприятия “Энерго-про Джорджия” будет проводиться по доходному подходу, при помощи метода дисконтирования денежных потоков (модель денежного потока собственного капитала).
Макроэкономическая среда вокруг объекта оценки
1 июля 2015 года уровень либерализации рынка электроэнергии достиг 50%. Одним из результатов поэтапного ослабления регулирования должно стать развитие конкуренции между энергетическими и сбытовыми компаниями. Консультанты компании Branan рассмотрели, как изменился рынок с начала либерализации в 2015 году в своем обзоре «РЫНОК СБЫТА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ». Основным индикатором развития конкуренции в результате либерализации любого рынка является снижение рыночной доли бывших монополистов.
Наибольшие потери в доле на региональном рынке показали Ладжанурская энергосбытовая компания (потери составили 76%), Гуматская энергетическая сбытовая компания (55%), Шаорская энергосбытовая компания (50%), Дзеврульская энергосбытовая компания (48%) и Читахевская энергосбытовая компания (40%). Менее 10% компаний смогли сохранить свое положение на рынке.
Субъектами оптового рынка электроэнергии в Грузии являются 43 крупных потребителя. Большинство из них отказались от услуг энергосбытовых компаний еще до начала либерализации рынка. По нашей оценке, в Грузии более 1300 потребителей, потенциальных участников ОРЭМ, среднегодовое потребление которых более 100 млн кВт. часов (Рисунок 1).
Доля Грузии в сбыте электроэнергии Западная Грузия (Имерти, Самегрело, Аджара, Рача, Сванети, Гурия) составляет около 18%, в стране - около 6 %. В настоящее время энергосистема области характеризуется избыточностью. Динамика сбыта электроэнергии формируется, в первую очередь, под влиянием спроса на вырабатываемую электроэнергию (региональные потребители, поставка на государственный рынок), а также складывающейся ситуации с запасом гидроресурсов.
Выводы по перовой главе
- Бизнес - это предпринимательская деятельность, направленная на производство и реализацию товаров, услуг, ценных бумаг, денег или других видов разрешенной законом деятельности с целью получения прибыли;
- В процессе оценки бизнеса выявляют альтернативные подходы к управлению предприятием и определяют какой из них обеспечит предприятию максимальную эффективность, следовательно, более высокую рыночную цену;
- Субъектами оптового рынка электроэнергии в Грузии являются 43 крупных потребителя. Большинство из них отказались от услуг энергосбытовых компаний еще до начала либерализации рынка. По нашей оценке, в Грузии более 1300 потребителей, потенциальных участников ОРЭМ, среднегодовое потребление которых более 100 млн кВт. Час,
- Доля Грузии в сбыте электроэнергии Западная Грузия (Имерти, Самегрело, Аджара, Рача, Сванети, Гурия) составляет около 18%, в стране - около 6 %. В настоящее время энергосистема области характеризуется избыточностью. Динамика сбыта электроэнергии формируется, в первую очередь, под влиянием спроса на вырабатываемую электроэнергию (региональные потребители, поставка на государственный рынок), а также складывающейся ситуации с запасом гидроресурсов.
Глава 2. Описание и анализ финансового состояния компании “Энерго-про Джорджия”
2.1. Описание оцениваемой компании
Компания заходила в Грузию в 2007 году, приобретая по правилам прямой купли-продажи 6 среднего размера гидроэлектростанций: Ацгэс, Шаоргэс, каскады Гуматгэс, Дзеврулгэс, Ладжанургэс и две компании по дистрибуции энергии: Аджарскую Энергокомпанию и Объединенную Энергокомпанию по дистрибуции. В последствии бизнес успешно рос, что способствовало преобразованию компании в одну из самых крупных и успешных в Грузии компаний по производству и распределению электроэнергии.
Сегодня компания обладает 15 ГЭС крупных и средних размеров, с суммарной мощностью 469,25 мгВт. Активы генерации компании объемлют Риони ГЭС (48 мгвт), каскады Гумати ГЭС (44 мгвт и 22,78 мгвт), Шаори ГЭС (38,4 мгвт), Дзеврули ГЭС (80 мгвт), Ладжанури ГЭС (112,5 мгвт), Аци ГЭС (16 мгвт), Иорский каскад (Сиони ГЭС – 9,14 мгвт, Сацхени ГЭС – 14 мгвт, Марткопи ГЭС – 3,84 мгвт), Читахеви ГЭС (21 мгвт), Ортачала ГЭС (18 мгвт), ЗаГЭС (Земо-Авчальский ГЭС – 36,8 мгвт), Кинкиша ГЭС (1,4 мгвт) и ЧхорГЭС (110 мгвт).
Кроме генерации «Энерго-про Джорджия» владеет самой крупной дистрибуцией в стране. Ареал Обслуживания составляет 47 265 кв. км (покрывает 70% территории Грузии) и обслуживает более 1000000 абонентов.
«Энергопро Джорджия один из первых и главных работодателей в Грузии, в компании заняты более 5 200 профессионалов. Компания обеспечивает работой население регионов Грузии.
«Энерго-про Джорджия является дочерней компанией «Энерго-про ЭИ» группы и полноправным ее членом. В свою очередь, группа «Энерго-про ЭИ» объединяет компании по генерации и дистрибуции электроэнергии в Чехии, Болгарии, Грузии и Турции.
Группа «Энерго-про ЭИ» основана в 1994 году в Чехии, городе Свитава. Позднее ее деятельность расширялась и превращалась в успешный бизнес. Сегодня рыночная стоимость активов группы «Энерго-про ЭИ» превшает 650 млн. евро.
«Энерго-про Джорджия» является экспертом в гидроэнергетике и имеет деловой интерес в центральной и восточной Европе, в Черноморском регионе и на Кавказе.
«Энерго-про Джорджия» активно включается в международную торговлю электоэнергией, обслуживая более 2 000 000 абонентов, а в плане генерации обладает более 860 мгвт мощностей. В Группе Энерго-про ЭИ работают более 8 000 сотрудников.
Кроме того, «Энерго-про Джорджия» обладает:
- Двумя ГЭС в Чехии,
- 14 ГЭС в Болгарии,
- 15 ГЭС и 1 станцией природного газа в Грузии,
- 5 ГЭС в Турции.
«Энерго-про Джорджия» производит по дружественной с окружающей средой 4 терават/час электроэнергии в год.
“Энергопро Джорджия” работает для всех категорий клиентов для торговых компаний, строительных, монтажных фирм и конечных потребителей.
Конкуренты. “Энергопро Джорджия” не имеет конкурентов в Грузии.
Структура управления и персонал компании. Среднесписочная численность работающих на “Энергопро Джорджия” за последние три года уменьшалась и по состоянию на 1 января 2015 года составила 4 500 человек.
Совет директоров.
Николае Николов - Председатель Совета директоров.
Причко Яромир
Брагов Мирко
Рафеев Юлий
2.2. Анализ хозяйственной деятельности компании
Анализ структуры баланса и ее динамики.
Источником информации при проведении финансового анализа является финансовая отчетность предприятия: Баланс (ф. №1) и Отчет о прибылях и убытках (ф. №2) компании за период 01.01.2013 - 01.01.2017 гг. Характеристика имущества компании и источников его финансирования, а также расчет финансовых показателей осуществляется на базе данных агрегированного Баланса, сформированного на основании стандартной бухгалтерской формы.
СТРУКТУРА БАЛАНСА
Компании «Энерго-про Джорджия»:
АКТИВ |
код строки |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
I. СТРУКТУРА ВНЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ |
||||||
Основные средства |
120 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
ИТОГО по разделу I |
190 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
доля в общих активах |
8,11 |
11,32 |
10,80 |
12,29 |
4,58 |
|
II. СТРУКТУРА ОБОРОТНЫХ АКТИВОВ |
||||||
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12месяцев после отчетной даты) |
240 |
1,01 |
50,56 |
29,35 |
30,92 |
61,13 |
покупатели и заказчики |
241 |
42,32 |
49,11 |
24,12 |
0,46 |
37,69 |
Краткосрочные финансовые вложения |
250 |
38,60 |
0,00 |
46,49 |
90,58 |
43,22 |
Денежные средства |
260 |
0,42 |
3,84 |
0,03 |
0,94 |
0,24 |
ИТОГО по разделу II |
290 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
доля в общих активах |
91,89 |
88,68 |
89, 20 |
87,71 |
95,42 |
|
ПАССИВ |
||||||
III. СТРУКТУРА КАПИТАЛА И РЕЗЕРВОВ |
||||||
Уставной капитал |
410 |
-17,80 |
-15,80 |
-14,26 |
15,37 |
5,74 |
Добавочный капитал |
420 |
-542,55 |
-481,92 |
-165,23 |
0,00 |
5,61 |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
470 |
660,35 |
597,72 |
266,65 |
84,62 |
88,63 |
ИТОГО по разделу III |
490 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
доля в общих пассивах |
-30,6363 |
-48,1761 |
-41,2131 |
30,12984 |
60,28814 |
|
IY. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
||||||
Займы и кредиты |
510 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
ИТОГО по разделу IY |
590 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
доля в общих пассивах |
23,70645 |
33,11248 |
32,44387 |
30,63847 |
6,1414 |
|
Y. СТРУКТУРА КРАТКОСРОЧНЫХ ОБЯЗ-ТВ |
||||||
Кредиторская задолженность |
620 |
19,34 |
37,07 |
49,92 |
50,00 |
27,00 |
поставщики и подрядчики |
621 |
32,32 |
40,74 |
18,18 |
2,09 |
2,48 |
задолженность перед персоналом организации |
622 |
0,00 |
0,00 |
0,02 |
0,17 |
0,12 |
задолженность перед государственными внебюджетными фондами |
623 |
3,92 |
1,70 |
19,16 |
4,99 |
1,70 |
задолженность по налогам и сборам |
624 |
35,05 |
7,45 |
12,69 |
36,25 |
18,69 |
прочие кредиторы |
625 |
9,35 |
13,02 |
0,00 |
6,48 |
3,99 |
Доходы будущих периодов |
640 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
45,99 |
ИТОГО по разделу Y |
690 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
доля в общих пассивах |
106,93 |
115,06 |
114,39 |
39,23 |
33,57 |
|
Уровень чистого оборотного капитала в общих активах (фактический) (ЧОК/Всего активов |
-15,03% |
-26,40% |
-25, 20% |
48,50% |
58,50% |
|
Уровень собственного капитала в общих пассивах |
30,63% |
-48,17% |
-41,21% |
30,13% |
60,29% |