Файл: Химические свойства (парфюмерия) товаров и их оценка (Потребительские свойства и показатели безопасности товаров).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические особенности оценки потребительских качеств товаров
1.1. Потребительские свойства и показатели безопасности товаров
1.2. Характеристика факторов, влияющих на качество товаров
1.3 Общие сведения о парфюмерных товарах
Глава 2. Экспертиза физико-химических свойств парфюмерных товаров
2.1 Анализ физических свойств парфюмерных товаров
2.2. Экспертиза характера влияния душистых веществ на организм человека
2.3 Экспертиза качества душистых веществ социологическим методом
1.3 Общие сведения о парфюмерных товарах
Потребительскими свойствами парфюмерных товаров являются: функциональные, эстетические, безопасность потребления, надежность, эргономические.
Функциональные свойства объясняют основное назначение парфюмерных товаров, т. е. придание приятного запаха воздуху, одежде, волосам, коже и др. Следует что, запах (характер, тип, стойкость, сила запаха) парфюмерных товаров – основное функциональное свойство.
Выделяют 3 этапа запаха, которые постепенно переходят один в другого: начальная (верхняя), основная (нота сердца), остаточная стадия (базовая, конечная нота).
Верхняя нота создает первое спонтанное впечатление о духах. Первый запах возникает во время испарения спирта и наиболее летучих душистых веществ. В данном этапе ощущается «призапах» спирта. Поэтому нельзя говорить о качестве запаха парфюмерии на этом этапе.
Нота сердца – «ядро духов» раскрывается сразу после начального (через 15- 20 минут после нанесения духов на ткань, волосы). Это серединный, основной запах, котрый характеризуется свойственным товару ароматом, определяет тип запаха. Этот запах сохраняется долгое время, к которому предъявляются самые высокие требования.
Конечная нота – нота, которая ощущается в последнем этапе испарения духов, а также обеспечивает силу и стойкость запаха. Этот запах приятный, но разного аромата, чем нота сердца.
Эстетические свойства парфюмерных товаров характеризуют внешний вид жидкости, ее прозрачность, цвет, вид и дизайн упаковки, качество маркировки, стилистическую направленность.
Парфюмерные товары содержат компоненты, небезразличные для кожи человека – спирт высокой крепости, душистые вещества, которые могут вызвать раздражение, аллергию. В производстве парфюмерных товаров стремятся не использовать ароматические вещества, способные вызвать аллергию у потребителя. Существуют исследовательские институты, которые следят за проблемами безопасности ароматических веществ для здоровья. Но аллергия – глубоко индивидуальное явление, ее не возможно исключить полностью.
Надежность парфюмерных товаров объясняет их сохраняемость. При хранении, транспортировании и потреблении в парфюмерных жидкостях происходят физико-химические процессы, приводящие к ухудшению потребительских свойств, снижению качества товаров. Одним из важных показателей надежности является неизменность запаха парфюмерии, ее прозрачности, цвета. Производители парфюмерных товаров гарантируют сохраненность качества от 12 месяцев до 3 лет с момента их выпуска при соблюдении условий хранения, транспортирования [3].
Эргономические свойства - это свойства, обеспечивающие комфорт и удобство при использовании парфюмерии. Эти свойства зависят от формы, размеров флаконов, вида упаковки. Более удобными считаются пульверизаторы и аэрозоли.
Ежегодно в мире выпускается примерно 3 тысячи наименований парфюмерных товаров. Они способны удовлетворить самые разные вкусы, если учесть богатство и разнообразие запахов. Известная компания Future Market Insights, предоставляющая консалтинговые услуги в более 150 стран мира, подготовила отчёт о глобальном рынке парфюмерных товаров за 2016 год, а также составила прогноз на ближащие 10 лет [4].
Производители парфюмерных товаров в течение последних нескольких лет предложили потребителям огромное количество усовершенствованных продуктов. Употребление природных и возобновляемых ресурсов содействовало появлению новых известных парфюмерных товаров. Наряду с традиционными методами упаковки, духи нынче производятся в виде спреев и шариков для путешествий, что, как считается, способствует росту мирового рынка парфюмерии в течение ближайщих 10 лет. Глобальный рынок духов оценивался в $39,67 млрд. на конец 2016 года и, как предполагается, расти будет среднегодовыми темпами в 5,9% вплоть до 2026 года.
Наиболее расширенное использование парфюмерных товаров среди молодого населения, увеличение степени проникновения на мировой рынок сети розничной торговли, политика продвижения продукта у ведущих глобальных игроков, наличие духов в разных ценовых категориях, вместе с тем, увеличение потребительских расходов на личные и косметические средства по уходу являются основными факторами, которые, как считается, приведут к увеличению роли мирового рынка парфюмерии в течение нескольких лет. Вместе с тем, наличие контрафактной продукции и использования вредного химическогосырья являются одними из факторов, которые, как считается, будут ограничивать рост мирового рынка парфюмерии в течение ближающих лет.
Мировой рынок парфюмерных товаров показывает растущую тенденцию использования индивидуальных духов и использования возобновляемого сырья в производстве парфюмерии. Мировые производители парфюмерных товаров ещё больше углубились в производство микробных духов на основе природных компонентов, чтобы удовлетворить возрастающее осознание заботы о здоровье среди потребителей.
Рынок парфюмерных товаров сегментируют по следующим признакам:
- По типу продукта (одеколон, духи, парфюмированная вода, туалетная вода, освежающая вода);
- По демографическим признакам (женская парфюмерия, мужская парфюмерия, Unisex парфюмерия);
- По каналам распределения (физическая розничная торговля, интернет розничная торговля, ведомственные магазины, флагманские магазины, современные торговые магазины, аптеки);
- По типу ингредиентов (натуральная и синтетическая парфюмерия);
- По региональным признакам (Восточная Европа, Западная Европа, Латинская Америка, Северная Америка, Азиатско-Тихоокеанский регион, Япония, Ближний Восток и Африка);
Большинство мирового населения не способно различать ассортимент парфюмерных товаров, а также определить по какой причине цены на них значительно отличаются друг от друга. Ниже приведены сведения о различии ассортимента парфюмерных товаров с примером известного дома высокой моды Paco Rabanne, основателем которого является французский модельер баскского происхождения [5,6].
Духи (Parfum – Парфюм или Extrait – Экстракт) – содержат 20-30% парфюмерной композиции (душистых веществ), крепость спирта духов не должна быть менее 90%. В состав духов включаются более ценные и дорогие синтетические душистые вещества и натуральные эфирные масла. Стойкость запаха – 7-8 часов (время полного восприятия запаха – «ноты сердца», «срединной ноты»). И так 15 мл. парфюма “One million” от Paco Rabanne стоит $107.
Парфюмерная (парфюмированная) вода (Eau de Parfum или Parfum de Toilette – туалетные духи или Esprit de Рarfum – «дух духов» (так принято у фирмы «Сhristian Dior»)) – содержит 15-20% композиции, крепость спирта парфюмерной воды составляет не менее 90% , стойкость запаха «ноты сердца» – 4 часа. В отличии от парфюма 30 мл парфюмерной воды “One million” от Paco Rabanne стоит $78.
Туалетная вода (Eau de Toіlette) – содержит 6-12% душистых веществ. Крепость спирта должна быть не менее 85%, стойкость запаха «ноты сердца» – 2-3 часа. Туалетная вода “One million” от Paco Rabanne по сравнению с предыдущими товарами имеет более низкую цену и стоит всего лишь $49.
Одеколоны (Eau de Cologne) – содержат 3-5% душистых веществ, крепость спирта не менее 70-80%. Одеколоны предназначены в основном для мужчин. Для американской продукции одеколоны соответствуют французской парфюмерной или туалетной воде.
Душистые воды, (L’Eau Fraiche, Eau de Sрort – спортивная вода,освежающая вода) – почти всегда с цитрусовой отдушкой: мандарин, лимон и пр. Содержат 1- 3% душистых веществ, крепость спирта в пределах 70-80% и ниже.
Доходы рыночного сегмента «освежающая вода», как считается, покажут значительный среднегодовой темп роста в течение 10 лет, которое связано, в основном с тем, что отсутствует содержание алкоголя в этом типе духов. Такая тенденция среди ведущих игроков в парфюмерной промышленности заключается в создании версии «освежающая вода» своих известных ароматов. На конец 2016 года на рыночный сегмент «парфюмерной воды», согласно оценкам, приходится наибольшая рыночная доля и стоимость (52,0%).
Демографический сегмент парфюмерных товаров Unisex, считается, покажут наиболее высокие темпы роста в ближайшем будущем. Сегмент мужских парфюмерных товаров, как прогнозируется, покажет среднегодовые темпы роста в 6,9% в течение нескольких лет. Увеличение количества выпусков новой продукции из парфюмерии крупными производителями и увеличение продаж в Азиатско-Тихоокеанском регионе (исключая Японию), предполагается, что будет стимулировать рынок в этом сегменте. На рыночный сегмент мужских духов, по статистике, приходится 34,9% рынка по состоянию на конец 2018 года и, как считается, этот сегмент также продемонстрирует высокий среднегодовой темп роста в связи с увеличением потребления парфюмерных продуктов, предназначенных для мужчин.
Интернет сегмент розничной торговли, как прогнозируется, покажет среднегодовой темп роста в 7,0% в будущем, и как считается, будет наиболее привлекающим сегментом с точки зрения среднегодового роста. Мировые лидеры продаж вступают в партнерские отношения с мировыми лидерами электронной коммерции, чтобы заработать на этом очень рентабельном канале продаж. Физический сегмент розничной торговли, согласно статистике, имеет огромную долю рынка на конец 2018 года и продолжит занимать главное место на мировом рынке парфюмерии ещё несколько лет.
На природный сегмент, по статистике, приходится 18,9% рынка на конец 2018 года и, как считается, он покажет среднегодовой темп роста в 7,9% до 2026-го года. Увеличивающиеся потребительские опасения в отношении использования синтетических химических веществ в парфюмерной промышленности заставляют производителей парфюмерных товаров переходить от синтетических к натуральным ингредиентам, что, в свою очередь, стимулирует рост природного сегмента.
По стоимостным показателям, на рынок Западной Европы приходится самая высокая доля выручки мирового рынка парфюмерии, после неё следует Северная Америка. Рынок парфюмерии Западной Европы, как считается, продемонстрирует среднегодовой темп роста в 3,2% в течение прогнозируемого периода. Рынок духов Азиатско-Тихоокеанского региона без Японии, как считается, покажет значительный среднегодовой темп роста в 10,2% в течение нескольких лет, из-за экспансии мировых игроков рынка в регионе [4].
Estee Lauder Companies Inc., L'Oreal International, LVMH, Coty Inc., Shiseido Co. Ltd., Elizabeth Arden Inc., Perfumania Holdings Inc., Puig, Avon Products Inc. и Hermes являются ведущими компаниями, функционирующими на мировой промышленности парфюмерии [3,7]. В промышленности производства парфюмерных товаров и средств личной гигиены произошли многочисленные изменения за последнее десятилетие, что создает будущую перспективу парфюмерного бизнеса для предпринимателей. Ведущие производители в парфюмерной промышленности стратегически инвестируют на увеличение влияния на Ближнем Востоке, Африке и Латинской Америке, где потребление парфюмерных товаров на душу населения высокое.
Глава 2. Экспертиза физико-химических свойств парфюмерных товаров
2.1 Анализ физических свойств парфюмерных товаров
К физическим свойствам товара относятся материальные характеристики: норма, вес, объем, цвет, вкус, запах, прочность, надежность, срок службы, технологические параметры, материал, из которого изготовлен продукт. Качественная оценка парфюмерной продукции проводится по двум различным показателям: физико-химические и органолептические, которые соответствуют определённым требованиям и нормам, указанным в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Показатели качества парфюмерных жидкостей
Наименование показателя |
Характеристика и норма |
||||||
Духи концентр ированны е |
Духи Экстр а |
Дух и |
Парфюмерны е воды |
Туалетны е воды |
Одеколон ы |
Душисты е воды |
|
Внешний вид |
Прозрачн ая жидкость |
||||||
Цвет и запах |
Свойственный цвету и запаху продукции данного наименования |
||||||
Стойкость запаха, ч, не менее |
60 |
60 |
41 |
50 |
40 |
24 |
- |
Прозрачность |
Отсутств ие помутнен ия при температ уре, °С |
||||||
+3 |
+3 |
+3 |
+3 |
+3 |
+5 |
+5 |
|
Объемнаядоляэтиловог оспирта, % об. Не менее |
55,0 |
70,0 |
85,0 |
75,0 |
75,0 |
60,0 |
20,0 |
Сумма массовых долей душистых веществ, % не менее |
30,0 |
15,0 |
10,0 |
10,0 |
4,0 |
1,5 |
1,0 |
С целью составления объединенной пробы жидкость парфюма из выбранных флаконов сливают вместе в химическую посуду таким образом, что бы объем пробы составлял не менее 100 см3, а для жидкостей из пробок составлял не менее 25 м3 [27].
Органолептическими показателями парфюмерных жидкостей считаются внешний вид, цвет и запах.