Файл: Стратегия диверсификации компании ООО «Меридиан-Томск» (Анализ экономической деятельности предприятия ООО «Меридиан-Томск»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические основы диверсификации компании и основные тенденции развития туристического рынка в условиях спада продаж

1.1. Понятие, виды и методы диверсификации компании

1.2. Оценка современного состояния туристической отрасли

1.3. Особенности продвижения туристических продуктов

Глава 2. Анализ экономической деятельности предприятия ООО «Меридиан-Томск»

2.1. Характеристика предприятия ООО «Меридиан-Томск»

2.2. Анализ ассортиментной политики компании ООО «Меридиан-Томск»

2.3. Анализ внутренней и внешней среды турагентства ООО «Меридиан-Томск»

Глава 3. разработка проекта по диверсификации бизнеса ООО «Меридиан-Томск»

3.1. Обоснование диверсификации бизнеса и расчет затрат при формировании цены на турпродукт туристической компании ООО «Меридиан-Томск»

3.2. Оценка эффективности нового турпродукта

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что стратегия диверсификации бизнеса является маркетинговой стратегией, нацеленной на определение и развитие дополнительных направлений бизнеса. В условия роста конкуренции стратегия диверсификации бизнеса выступает своеобразным инструментом управления рисками. Также позволяет не фокусировать усилия компании лишь на одном направлении.

При грамотной и правильно реализованной стратегии диверсификации бизнеса перед компанией открывается дополнительная возможность в период экономического кризиса как минимум сохранить прибыльность бизнеса и работоспособность всей компании. Также стратегия диверсификации позволяет повысить стабильность компании на рынке, однако требует глубокой оценки ресурсов бизнеса и факторов окружающей среды. Наряду с этим требуются глубокие знания тенденций, происходящих на рынке.

Финансовый кризис сегодня затронул все сферы экономики, не обошел он стороной и туристический бизнес России. В условиях нарастающих санкций, волатильности национальной валюты многие компании находятся в поиске путей снижения рисков, сохранения прибыльности и работоспособности.

Как известно, в 2014 году, на российском туристском рынке сложилась ситуация, когда из-за санкционного давления на экономику, снижения мировых цен на нефть и девальвации российской валюты, объемы продаж в туристской отрасли упали в 3-5 раз[1]. До наступления кризиса и влияния геополитических рисков на российскую валюту, туристский рынок России характеризовался значительным преобладанием выездного туризма над внутренним и въездным. Тем не менее череда веерных банкротств туроператоров, начавшаяся в июле 2014 г. и повлекшая за собой разбалансированность туристского рынка, подрыв доверия потребителей к туризму как отрасли, показала, что российским компаниям необходимо проводить переориентацию бизнеса на внутренний туризм. Поэтому проблема диверсификации бизнеса туристических компаний, ориентированных на массовый туризм, приобретает все большую актуальность.

Задачей деятельности туристических фирм и целой сети турагентств является организация комплексного обслуживания туристов. Услуги в туризме разнообразны: перевозки, размещение, питание, экскурсии, развлекательные и бытовые услуги и так далее.

Проблемы разработки мероприятий по диверсификации бизнеса компаний отражены в работах таких отечественных и зарубежных исследователей и ученых как: Виноградова Н.В., Друри К., Землянского Ф.Т., Казинец И.Л., Краснова С.Е., Керашева М.А., Лебединского Ю.П., Опацкого Л.В., Орлова С.А., Святенко М.М., Сингур Г. Н, Филатова К.Е., И. Ансоффа, Я Корнай, Г. Кунца, П. Друкера, Ф. Котлера, Б. Карлофа, К.Р. Макконнелла, С.Л. Брю, П. Хэйне, В. Леонтьева, Е. Дихтля, Х. Хершгена и многих других.


Стоит отметить, что в отношении туристической отрасли, проблемы диверсификации бизнеса в научной литературе не разработаны в достаточной степени, что подтверждает актуальность выбранной темы.

Цель курсового исследования – рассмотреть стратегию и направления диверсификации компании в условиях спада туристического потока на примере ООО «Меридиан-Томск».

В соответствии с поставленной целью в рамках работы необходимо последовательно решит следующие задачи:

  • рассмотреть понятие, виды и методы диверсификации компании;
  • дать оценку современного состояния туристической отрасли;
  • выявить особенности продвижения туристических продуктов;
  • дать характеристику предприятия ООО «Меридиан-Томск»;
  • выполнить анализ ассортиментной политики компании ООО «Меридиан-Томск»;
  • выполнить анализ внутренней и внешней среды турагентства ООО «Меридиан-Томск»;
  • дать обоснование диверсификации бизнеса и выполнить расчет затрат при формировании цены на турпродукт туристической компании ООО «Меридиан-Томск»;
  • дать оценку эффективности нового турпродукта для ООО «Меридиан-Томск»;

Объектом исследования является система менеджмента туристической компании.

Предмет исследования – оценка возможностей и перспектив диверсификации бизнеса туристической компании.

Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования: табличный метод подсчета структурных изменений в составе показателей, графический метод, наглядно и доходчиво выражающий развитие изучаемого явления. Также использовались такие методы как интервьюирование, анализ эмпирических материалов, синтез теоретических и эмпирических материалов.

Информационная база настоящего исследования включает в себя годовую бухгалтерскую отчетность компании за 2015-2017 гг., данные управленческого учета за аналогичный период, а также учебную, научную и справочную литературу по вопросам экономического анализа, менеджмента.

Цель и задачи курсового исследования предопределили структуру курсовой работы. Таким образом курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.


Глава 1. Теоретические основы диверсификации компании и основные тенденции развития туристического рынка в условиях спада продаж

1.1. Понятие, виды и методы диверсификации компании

Избыточное увлечение диверсификацией, сопровождающееся неоправданным сломом сложившихся структур и методов управления на предприятиях и снижением общего уровня квалификации управленческого персонала, оказалось в той же мере опасным, как и чрезмерная специализация.

Отметим, что в экономической литературе встречается большое множество определений диверсификации. Но сложность заключается в том, что диверсификация такая концепция, которой нельзя дать однозначное определение. С. М. Пястолов дает следующее определение диверсификации: «Диверсификация (изменение, разнообразие, ориентир), расширение объектов деятельности, номенклатуры продукции, производимой монополистическими объединениями»[2].

Похожие определения приводятся и другими экономистами. С.Б. Барнгольц, М.В. Мельник дают следующее определение: «Под диверсификацией производства понимается его направленность на многономенклатурный выпуск продукции. Диверсификация — это расширение номенклатуры товаров или, образно говоря, «мина под монопродукт»[3]. Л.Н. Чечевицына, К.В. Чечевицын приводят следующее определение: «Диверсификация - стратегическая ориентация на создание многопрофильного производства или портфеля ценных бумаг»[4].

Эти определения содержат в себе двойственность и не дают точного разграничения, что же такое диверсификация - ориентация, направленность или действие, процесс. Если рассматривать диверсификацию как ориентацию, направленность, то становится невозможно описать механизм ее действия, а такие выражения, как диверсифицировать производство, процесс диверсификации теряют всякий смысл.

С другой стороны, в случае если рассматривать диверсификацию только как процесс или действие, то теряется связь с общей стратегией предприятия. Очевидно, также стоит вводить уточнения понятию диверсификации, такие как диверсификация производства, диверсификация кредитного портфеля и так далее.

Одной из проблем, связанных с определением понятия «диверсификация», является проблема, состоящая в том, какое освоение новой продукции принимать за диверсификацию производства, а какое не принимать. Общее определение, данное известным ученым Д.В. Лысенко, уделявшим большое внимание этой проблеме, звучит следующим образом: «Диверсификация — это термин, применяемый к процессу перераспределения ресурсов, которые существуют на данном предприятии, в другие сферы деятельности, существенно отличающиеся от предыдущих[5]».


В хозяйственной практике может быть предложено большое количество стратегических альтернатив развития и роста фирм в условиях рынка. Одной из таких альтернатив и является диверсификация.

Диверсификация дает возможность фирмам «держаться на плаву» при сложной экономической конъюнктуре за счет выпуска широкого ассортимента продукции и услуг: убытки от нерентабельных изделий (временно, особенно по новым) перекрываются прибылью от других видов продукции.

Этот процесс касается, прежде всего, перехода на новые технологии, рынки и отрасли, к которым ранее предприятие не имело никакого отношения; кроме того, сама продукция (услуги) предприятия должна быть также совершенно новой, и причем всегда необходимы новые финансовые инвестиции.

Диверсификация связана с разнообразием применения продуктов, выпускаемых компанией, и делает эффективность функционирования компании в целом независимой от жизненного цикла отдельного продукта, решая не столько задачи выживания компании, сколько обеспечения устойчивого поступательного роста. Если продукты компании имеют очень узкое применение, то она является специализированной; если они находят разнообразное применение, то это — диверсифицированная компания.

Все причины диверсификации вызваны одним — повысить эффективность деятельности предприятия не только в данный момент или в ближайшем будущем, но и на длительную перспективу.

Существует критерий диверсификации. Установление подобного критерия рекомендуется только для предприятия, которое действительно заинтересовано в своей диверсификации. Это первое существенное «прикрытие» неоценимо, так как оно предотвращает различные ошибки и, кроме того, может служить в качестве программы безопасности и хорошего контроля.

Процесс выработки оценки и плана диверсификации требует времени, усилий и тщательного изучения. Заключение, которое было сделано за один вечер, не может быть положено в основу изучения рынка, технического исследования процессов и товаров, финансового анализа, даже какого-либо совещания и услуг внешних экспертов по предоставлению какой-либо информации. Действительно, оно необходимо лишь как основа для того, чтобы определиться в самом начале, следует или нет заниматься этой проблемой всерьез. Оценка может показать, что все это действительно хорошо, но не для данной компании.

Методы диверсификации находятся в жесткой зависимости с бизнесом и управлением. Диверсификация требует такой степени гибкого подхода, что в самом начале планирования деятельности не следует исключать ни одного из них. Каждый случай диверсификации требует соответствующего подхода и анализа, но одновременно должны быть рассмотрены все возможные методы. Программы по диверсификации могут содержать один из нижеперечисленных методов.


1. Весь существующий персонал, а также оборудование должны использоваться для достижения в дальнейшем большего разнообразия товаров и услуг. Этот метод вполне естествен для компаний, персонал которых пропитан духом исследований.

2. Повышение производительности происходит за счет увеличения количества оборудования и качества организации, что, как правило, ведет к увеличению ассортимента продукции.

3. Фирма, занятая в определенной сфере деятельности, поглощается путем покупки либо за наличные, либо за акции, либо за их комбинацию. Центральные корпоративные функции распространяются и на новый отдел, и на навыки и опыт управления поглощенной компании и начинают работать в целом и на вновь образовавшуюся компанию.

4. Объединение компаний приблизительно одинакового размера и рода деятельности.

5. Заинтересованность в какой-либо компании, которая проявляется как непосредственное участие либо как контроль над другой компанией, но тем не менее присоединившаяся компания продолжает функционировать как независимая структура.

6. Весь процесс вовлечения наличных денег, управленческого таланта, технических навыков, патентов и других ресурсов должен протекать таким образом, чтобы компания смогла извлечь из этого определенные виды преимуществ, к примеру гарантированные поставки сырья и доходы по инвестициям, определенные выгоды от сотрудничества с другими фирмами. В некоторых случаях компании могут образовывать новую корпорацию.

7. Оказание поддержки оператору или потребителю в изменении диверсификации или в расширении их деятельности. По большому счету потребности покупателя в санаторно-курортном комплексе можно охарактеризовать как существенно способствующий диверсификации фактор.

Все приведенные варианты невозможно привести со всеми подробностями, так как каждой диверсификационной ситуации присущи различные аспекты. Диверсификация охватывает широкий спектр возможностей, варьируясь от довольно ограниченного вторжения в новую область производства только внутри данной страны («узкая» диверсификация) до широкого вторжения в производственные сферы других стран («широкая» диверсификация).

На рисунке 1 представлены виды диверсификации компании.

Рисунок 1. Виды диверсификации компании[6]

Стоит отметить, что, верно, подобранная и реализованная стратегия диверсифицированного развития производства помогает не только в развитии компании в будущем, но и создает благоприятные условия для повышения результативности и работоспособности всех её отделов.