Файл: Стратегия диверсификации компании ООО «Меридиан-Томск» (Анализ экономической деятельности предприятия ООО «Меридиан-Томск»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические основы диверсификации компании и основные тенденции развития туристического рынка в условиях спада продаж

1.1. Понятие, виды и методы диверсификации компании

1.2. Оценка современного состояния туристической отрасли

1.3. Особенности продвижения туристических продуктов

Глава 2. Анализ экономической деятельности предприятия ООО «Меридиан-Томск»

2.1. Характеристика предприятия ООО «Меридиан-Томск»

2.2. Анализ ассортиментной политики компании ООО «Меридиан-Томск»

2.3. Анализ внутренней и внешней среды турагентства ООО «Меридиан-Томск»

Глава 3. разработка проекта по диверсификации бизнеса ООО «Меридиан-Томск»

3.1. Обоснование диверсификации бизнеса и расчет затрат при формировании цены на турпродукт туристической компании ООО «Меридиан-Томск»

3.2. Оценка эффективности нового турпродукта

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.2. Оценка современного состояния туристической отрасли

Структура турпродукта состоит из основного продукта (та услуга, которую желает приобрести клиент и которой занимается туристская организация), дополнительных услуг (услуги, позволяющие увеличить полезность и привлекательность основной услуги для клиента) и системы предоставления услуг. Совершенствование основного ведет к значительным финансовым вложениям, что часто не по средствам мелким и средним предприятиям отрасли.

Следовательно, упор делается на предоставлении более широкого спектра дополнительных услуг с целью повышения ценности конечного продукта – туруслуги - в глазах потребителей. При этом, согласно научным исследованиям, вся совокупность дополнительных услуг по отношению к ним клиентов в общем виде делится на две группы: факторы гигиены (своевременный вылет, сохранность багажа, квалифицированный экипаж, точная информация о задержках рейса и др.) и факторы усиления (это факторы равенства – фирма соответствует среднему уровню обслуживания на рынке и факторы превосходства – наличие уникального турпродукта).

Для предприятий индустрии туризма важным остается вопрос управления спросом на туристические услуги и их диверсификация для поддержания необходимого уровня рентабельности деятельности предприятий в период межсезонья. При этом механизм взаимодействия спроса и предложения на услуги характеризуется следующими особенностями:

  • спрос на туристские услуги первичен, его величина зависит от уровня образования, цен на услуги и сопряженные товары и дохода покупателя и т.д.
  • до 50-70% затрат приходится на условно-постоянные затраты в структуре себестоимости конечного продукта/услуги;
  • особенность ценообразования на туристские услуги - в виду непостоянства качества и неосязаемого характера туристической услуги возрастает роль неценовых факторов конкуренции предприятий отрасли на рынке, а также влияние конъюнктуры рынка на гибкость ценообразования при колебаниях спроса.

Основа успешного развития предприятий индустрии туризма заключается в создании так называемого - уникального торгового предложения». Составить такое - уникальное торговое предложение довольно сложно, но если оно есть, то прибыль резко возрастает.


В новейшей российской истории национальный рынок туристских услуг прошел ряд этапов, которые характеризовались разноплановыми воздействиями разнообразных рисков на функционирование туристской индустрии.

В 2014 году экономика России практически не росла. Резкое падение цен на нефть наряду с неопределенностью, обусловленной геополитической напряженностью и санкциями, оказали шоковое воздействие на экономику, которая уже характеризовалась слабой инвестиционной активностью и давними структурными проблемами. Внутренний спрос сокращался темпами, не наблюдавшимися с 2008–2009 годов. В 2014 году траектория экономического роста в России существенно отклонилась от других экономик с высокими доходами и стран с формирующимся рынком. Так динамика ВВП России в 2014 г. равнялась 0,7%, в 2015 г. отрицательное значение – 2,8%, в 2016 г. – 0,2%, в 2017 г. 1,5%[7].

На фоне геополитической напряженности и неопределенности в отношении будущей политики в России заметное снижение внутреннего спроса отмечалось в течение всего 2014 года, при этом рост инвестиций был отрицательным, а темпы роста потребления значительно замедлились. Осенью 2015 года процесс плавного ухудшения благосостояния возобновился и продолжается до сих пор.

Сложившаяся экономическая ситуация повлияла и на туристический рынок России. Многие участники туриндустрии в условиях жесткой конкурентной борьбы используют различные рода тактические и стратегические приемы (скидки, сезонные распродажи, бонусные карты.), в том числе и недобросовестные методы конкуренции, как, например, демпинг. Демпинг в самом общем понимании – это продажа товаров или услуг по ценам ниже себестоимости этих товаров и услуг. Демпинг активно применяется на туристском рынке. Крупные туроператоры, ставшие впоследствии несостоятельными («Нева», «Южный крест», «Лабиринт») использовали демпинговые схемы.

Точка отсчета, за которой последовала вереница банкротств ведущих туроператоров рынка, пришлась на самый пик отпускного периода (июль– сентябрь 2014 г.). За этот период более десяти компаний-туроператоров были вынуждены друг за другом объявлять о приостановке своей деятельности. Одновременно стала отчетливо проявляться тенденция девальвации национальной валюты.

Можно выделить 4 группы причин кризиса на выездном туристском рынке РФ[8]:

1. Девальвация рубля и, как следствие, резкое падение спроса на выездные туры и покупательской способности национальной валюты в целом.


2. Высокая конкуренция и многолетний демпинг ведущих игроков туристского рынка, что привело к череде банкротств ряда туроператоров и высокому напряжению на рынке организованного туризма.

3. Экономические санкции и негативная политико-экономическая ситуация, сложившаяся в России и в ее взаимоотношениях с мировым сообществом (аннексия Крыма, кризис на Украине, исключение России из G8, запрет на выезд сотрудникам силовых ведомств, ухудшение отношения к туристам из России).

4. Иные причины (всплеск инфляционных ожиданий, сокращение инвестиций в туристскую индустрию, введение процедуры обязательной дактилоскопии для российских туристов при выдаче Шенгенских виз, повышение госпошлин за оформление загранпаспортов).

Итак, экономический кризис, несомненно, повлиял на развитие массового туризма. По данным Всемирной туристской организации, большинство туристических регионов мира зафиксировали резкое падение спроса на международный туризм со стороны российских граждан. В большей степени это коснулось Европейских стран, а также экзотических и лакшери курортов. В среднем организованный российский турпоток в Европу снизился на 25-30%[9].

К сожалению, высокие внутренние цены во многом являются препятствием к росту количества путешествий самих россиян внутри страны. Однако и для многих иностранных туристов Россия сегодня является слишком дорогим направлением и не соответствует «Цене – Качеству».

Целесообразность механизма диверсификации в сфере туризма обусловлена как внешними, так и внутренними причинами, рассмотренными ранее в данной работе. Реализация функции информационного обеспечения планирования, регулирования, контроля и координации на базе системы показателей производственного и финансового учета способствует достижению устойчивого функционирования предприятий отрасли, несмотря на сложные политические и экономические условия ведения бизнеса.

Основными направлениями работы системы диверсификация туристических направлений для повышения экономической устойчивости работы предприятий в современных условиях являются следующие:

  • ориентация процесса управления на минимизацию влияния внутренних угроз на результаты деятельности компании;
  • ориентация процесса управления на минимизацию влияния внешних угроз на результаты деятельности компании;
  • повышение уровня деловой активности предприятия;
  • корректировка маркетинговой политики, применение инструментария маркетинга и стратегического планирования для снижения уровня внешнего риска, связанного с средой функционирования предприятия;

Ориентация процесса управления предприятием на минимизацию внутренних угроз предприятия. Основная задача диверсификации в сфере туризма – участие в формировании стратегии переориентации предприятия, контроль за соблюдением параметров стратегии и контроль наиболее значимых экономических показателей деятельности, обеспечение текущей рентабельности.

Сегодняшние условия развития рынка вынуждают предприятия быть более технологичными и стараться максимально соответствовать запросам современного туриста.

Основной проблемой российского туристического бизнеса была его ориентация на рынок выездного туризма, вклад компаний, работающих на рынке российского турпотока, в общий объем продаж массовых туров, был очень мал.

Вышесказанное позволяет заключить, что российская туристическая индустрия нуждается в принятии мер по полной переориентации направлений деятельности с учетом возрастающего спроса на внутреннем рынке и падающего на рынке выездного туризма.

1.3. Особенности продвижения туристических продуктов

Для современного потребителя важны три составляющие: скорость и качество предложений, из которых он сможет выбрать подходящий вариант; выгодная цена, а также самореализация - желание подобрать тур, максимально соответствующий личным пожеланиям. В турбизнесе подолгу быть первым на рынке практически невозможно, а значит, нужны новые стратегии. Поэтому наиболее остро встает вопрос нахождения новых механизмов управления предприятиями, одним из которых является стратегия диверсификации, элементы которого давно находят свое применение в стратегическом и оперативном управлении предприятиями.

Сейчас конкурентного преимущества чаще всего не хватает даже на год. Чтобы не сдавать передовых позиций, компаниям надо постоянно разрабатывать и внедрять новые стратегические инициативы, получать множество недолговечных конкурентных преимуществ сразу и извлекать из них максимум. Компании, которые это поняли, уже не считают стабильность нормой бизнеса. Они иначе формируют стратегию – анализируют конкурентную среду, оценивают новые рыночные перспективы, внедряют эффективные технологии и автоматизацию. Сейчас нормой является временное конкурентное преимущество.

В современных условиях перед регионами России стоит задача определения конкурентных преимуществ, которые позволят достичь сбалансированного развития экономики каждого субъекта Российской Федерации. Стимулирование социально-экономического развития многих депрессивных и отсталых регионов страны возможно путем активизации туристско-рекреационной деятельности, обладающей мультипликативным эффектом, что влечет за собой не только подъем других отраслей экономики, но и интеграцию региона в мировое культурное сообщество. Особую актуальность эта задача приобретает в условиях изменившейся геополитической ситуации, когда в качестве приоритетного направления в нашей стране стал рассматриваться внутренний туризм. У регионов появился дополнительный стимул для изучения туристско-рекреационного потенциала и формирования современной туристской индустрии.


Создание и продажа туров для групповых и индивидуальных путешествий является основной деятельностью многочисленных туристских фирм – туроператоров. Туроперейтинг – деятельность специализированных субъектов предпринимательской деятельности – туроператоров – по проектированию, формированию, продвижению и реализации туристского продукта с целью получения прибыли или выполнения социально значимых программ федерального и регионального значения.

Исследуем специфику инкамингового туроперейтинга и дадим его основные характеристики.

Инкаминговый туроператор специализируется на разработке, продвижению и организации туров на территории собственной страны для иностранных граждан. Именно въездной туризм является для властей наиболее приоритетным направлением туроперейтинга, поскольку от его развития напрямую зависит объем валютных поступлений в экономику страны-реципиента, ситуация на рынке рабочей силы, уровень развития инфраструктуры. Экономическую зависимость от инкаминга испытывают на себе практически все известные мировые курорты либо государства с открытой туристической экономикой[10].

Организация въездного туризма также требует от туроператора определенного уровня профессионализма и опыта работы с целью эффективного преодоления возникающих проблем.

В настоящее время правительства отдельных государств (Испания, Португалия, Египет) полностью финансируют рекламные акции, направленные на увеличение собственного инкам-туризма в перспективных странах-донорах. Инкам-туроперейтинг в значительной степени зависит от имиджа страны-реципиента в мире. Если принять во внимание факт увеличения активности международного терроризма, сепаратистских тенденций во многих государствах мира, а также рост конкуренции между странами-реципиентами, можно предположить, что сегодня для сворачивания инкам-туризма, какого бы уровня он ни достигал, достаточно только одного происшествия, подорвавшего положительный имидж страны- реципиента.

Таким образом, необходимо рассмотреть инсайдинговый вид туроперейтинга, как один из самых перспективных видов диверсификации бизнеса российских туроператоров в условиях геополитической напряженности, когда массовый въездной туризм из других стран по объективным причинам невозможен.

Инсайдинг — вид туроперейтинга, планирующий продвигающий и реализующий внутренний турпродукт — то есть туры по территории своей страны для своих сограждан. Туроператор базируется на туристическом потенциале своей страны и ориентирован на удовлетворение туристических потребностей своих сограждан. Внутренний туризм, также, как и въездной инкаминг, является важным приоритетом развития национального туристического рынка, так как не только не способствует оттоку денежных средств из экономики страны, но и является стабилизирующим фактором на рынке рабочей силы, работодателем собственной туристической индустрии (отели, дороги, транспортные предприятия, рестораны, аттракции и т.д.).