Файл: Формы проявления социальной ответственности бизнеса на внутрифирменном рынке труда.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Социальная ответственность как основа устойчивости и конкурентоспособности бизнеса
1.2. Современные тенденции развития корпоративной социальной ответственности
1.3. Общая характеристика развития корпоративной социальной ответственности в России
ГЛАВА 2. РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ
2.1. Краткая характеристика ОАО «МТС»
2.2. Особенности социальной политики компании ОАО «МТС»
ГЛАВА 3. ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КОМПАНИЙ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ
3.1. Исследование особенностей социального развития европейских компаний
Опыт развития дуальной формы профессионального образования Германии может оказаться чрезвычайно полезным для России.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что европейский опыт социального развития может быть с успехом применен в России, очевидно, что при этом должны быть учтены специфические особенности российской действительности, менталитета российского народа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Корпоративная социальная ответственность (КСО) - это концепция, в соответствии с которой организации учитывают интересы общества, беря на себя ответственность за влияние их деятельности на заказчиков, поставщиков, работников, акционеров. КСО дает возможность максимально эффективно перераспределить общественные блага, поддерживая достаточный уровень социальной справедливости в обществе без ущерба экономической эффективности ведения бизнеса.
Для большинства российских предприятий концепция корпоративной социальной ответственности – это инновационное направление стратегического развития, не принявшее еще характер массового явления. Несмотря на значительный потенциал и практику добровольного участия крупных российских компаний в социальной деятельности, экономический потенциал КСО-активности не исчерпан, а применение КСО должно находиться в ряду новых механизмов повышения конкурентоспособности бизнеса.
Исследование практики социального развития в России проведено на примере предприятия телекоммуникационной отрасли – ОАО «МТС».
ОАО «МТС» является крупнейшим оператором сотовой связи России, Восточной и Центральной Европы по количеству абонентов.
Проведенное исследование показало, что в ОАО «МТС» действует прозрачный процесс подбора персонала. Информация о карьере в Компании, процессе отбора, требованиях к кандидатам, а также список вакансий доступны в разделе «Карьера» на официальном сайте МТС, а также на специальном сайт о работе в МТС для молодых специалистов.
Базовым принципом всех систем вознаграждения персонала ОАО «МТС» является конкурентоспособность заработных плат и справедливость вознаграждения. В компании действует система оплаты труда, предусматривающая выплату фиксированной и переменной частей. Чем больше влияние должности на бизнес-результаты — тем выше доля переменной компоненты.
Компания «МТС» является одной из наиболее социально ответственных в России: стоимость соцпакета составляет до 45% оклада сотрудника. Объем льгот в социальном пакете ОАО «МТС» зависит от занимаемой позиции сотрудника.
На предприятии действует развернутая и комплексная система обучения и повышения квалификации персонала; создан Корпоративный университет. Основными целями корпоративного обучения являются обеспечение комплексного развития сотрудников по ключевым для ОАО «МТС» компетенциям, формирование знаний, навыков и установок, необходимых сотрудникам и менеджерам для повышения эффективности на существующей позиции, создание инструмента для развития кадрового резерва и преемников на ключевые позиции, а также обеспечение преемственности уникальных знаний и опыта. Отмечается ежегодный рост затрат на обучение и развитие персонала в расчете на одного сотрудника. Согласно анкетированию персонала, удовлетворенность образовательными программами составила 95 %.
Проведенное исследование позволило сделать вывод, что система обучения персонала, реализованная в ОАО «МТС», достаточно близка к системам обучения в передовых немецких компаниях, в первую очередь, своей практической направленностью.
ОАО «МТС» - одна из первых компаний в России, которая внедрила европейский опыт гибких рабочих графиков. На предприятии разработано пять видов графика работы со смещением времени начала и окончания работы. В компании предусмотрено два вида рабочей недели – однородная и смешанная. Выбрав однородную систему, работник в течение всей рабочей недели трудится по одному и тоже же графику. При смешенной схеме работник в разные дни недели может работать по разным графикам.
По результатам проведенного исследования представлены рекомендации по дальнейшему внедрению передового европейского опыта социального развития в ОАО «МТС».
Во-первых, рекомендовано внедрить долгосрочные счета рабочего времени - счета для длительного отпуска. С учетом особенностей бизнеса ОАО «МТС» максимальную длительность такого отпуска целесообразно установить в три месяца. Такие отпуска, на наш взгляд, в первую очередь целесообразно предоставлять менеджерам высшего и среднего звена, деятельность которых связана с синдромом профессионального выгорания. Длительный перерыв в работе, связанный с отдыхом, способствует повышению производительности труда, улучшению мотивации к трудовой деятельности, выдвижению новых идей.
Во-вторых, опыт развития дуальной формы профессионального образования Германии может оказаться чрезвычайно полезным для России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Башмаков В. И. Управление социальным развитием персонала : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Башмаков, Е. В. Тихонова. — 2-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2014.
- Бикеева М.В. Социальная ответственность бизнеса: теория, методология, практика. – СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2012.
- Брылева А., Кранц С. Дуальное обучение: опыт Германии и реалии России. Дуальная система // Управление производством. – 2008. - № 1. – С. 24.
- Варданян И.С. Национально-страновые аспекты мотивации персонала: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.
- Ведин Н.В., Газизуллин Н.Ф., Газизуллин Ф.Г. Социальный капитал и хозяйственное развитие общества: интерактивный подход // Проблемы современной экономики. 2012. № 1. URL: http: // cyberleninka.ru/article.
- Долгорукова И. В. Современные подходы к разработке стандартов корпоративной социальной политики предприятия // Социальная политика и социология. – 2012, № 2. – С. 93–104.
- Дрожджа Ю., Знак Н., Степина А., Хайтина В. Корпоративная социальная ответственность: от европейского эталона к белорусским реалиям: аналитические материалы. – 2012. – С. 34.
- Из России с любовью. Национальный вклад в глобальный контекст КСО. – М., 2008. С. 17. URL: http://www.undp.ru/index.php?iso.
- Йойте Ф. Пользуйтесь всеми кнопками мотивации! [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.intalev.ru/agregator/personal/id_26442.
- Корпоративная стандартизация бизнеса. – М.: Дело, 2011.
- Кузнецова Н.В., Маслова Е.В. Модели корпоративной социальной ответственности// Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2013. - № 4.
- Лебедева Г.В. О необходимости рационального соотношения накопления и потребления. Экономика и социум. 2014. № 3-2 (12). С. 387-390.
- Лебедева Г.В. О социально-экономических индикаторах устойчивости экономического роста. Научное обозрение. 2014. № 10-1. С. 245-250.
- Персикова Т. Н. Корпоративная культура. - Москва, Логос, 2012.
- Писарева Л.И. Управление образованием в Германии: традиции и инновации. // Проблемы современного образования. – 2012. - № 3. – С. 13.
- Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: ЭКСМО, 2007.
- Франк С.В. Мade in Germany: рецепты бизнес-кухни. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ru.exrus.eu/-id505210e26ccc19bc6c0001bd (дата обращения 12.04.2016).
- Фридман М. Капитализм и свобода. – М.: Новое издательство, 2006. – 240 с.
- Цысина, Г. Социально-трудовые отношения в странах с развитой рыночной экономикой / Г. Цысина // Общество и экономика. – 2008. - №7. – С.19-36.
- Шокола Я.В. Эволюция факторов развития корпоративной социальной ответственности в условиях российской рыночной экономики // Изв. Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2013. № 5. С. 161-165.
- Шокола Я.В., Шраер А.В. Корпоративная социальная ответственность в системе социально-экономических отношений: генезис становления и развития // Актуальные проблемы экономики и управления. 2015. № 1 (5). С. 129-133.
- Официальный сайт ОАО «МТС»: http://www.mts.ru.
-
Башмаков В. И. Управление социальным развитием персонала : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Башмаков, Е. В. Тихонова. — 2-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2014. — С. 91. ↑
-
Лебедева Г.В. О необходимости рационального соотношения накопления и потребления. Экономика и социум. 2014. № 3-2 (12). С. 387-390. ↑
-
Персикова Т. Н. Корпоративная культура. - Москва, Логос, 2012. – С. 90. ↑
-
Лебедева Г.В. О социально-экономических индикаторах устойчивости экономического роста. Научное обозрение. 2014. № 10-1. С. 245-250. ↑
-
Корпоративная стандартизация бизнеса. – М.: Дело, 2011. – С. 213. ↑
-
Шокола Я.В., Шраер А.В. Корпоративная социальная ответственность в системе социально-экономических отношений: генезис становления и развития // Актуальные проблемы экономики и управления. 2015. № 1 (5). С. 129-133. ↑
-
Из России с любовью. Национальный вклад в глобальный контекст КСО. – М., 2008. С. 17. URL: http://www.undp.ru/index.php?iso. ↑
-
Шокола Я.В. Эволюция факторов развития корпоративной социальной ответственности в условиях российской рыночной экономики // Изв. Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2013. № 5. С. 161-165. ↑
-
Ведин Н.В., Газизуллин Н.Ф., Газизуллин Ф.Г. Социальный капитал и хозяйственное развитие общества: интерактивный подход // Проблемы современной экономики. 2012. № 1. URL: http: // cyberleninka.ru/article. ↑
-
Из России с любовью. Национальный вклад в глобальный контекст КСО. Москва, 2008. С. 17. URL: http://www.undp.ru/index.php?iso. ↑
-
Официальный сайт ОАО «МТС»: http://www.mts.ru. ↑
-
Составлено на основе данных отчета по развитию ОАО «МТС» ↑
-
Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: ЭКСМО, 2007. – 960 с. ↑
-
Фридман М. Капитализм и свобода. – М.: Новое издательство, 2006. – 240 с. ↑
-
Долгорукова И. В. Современные подходы к разработке стандартов корпоративной социальной политики предприятия // Социальная политика и социология. – 2012, № 2. – С. 93–104. ↑
-
Бикеева М.В. Социальная ответственность бизнеса: теория, методология, практика. – СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2012. – С. 54. ↑
-
Дрожджа Ю., Знак Н., Степина А., Хайтина В. Корпоративная социальная ответственность: от европейского эталона к белорусским реалиям: аналитические материалы. – 2012. – С. 34. ↑
-
Кузнецова Н.В., Маслова Е.В. Модели корпоративной социальной ответственности// Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2013. - № 4. ↑
-
Кузнецова Н.В., Маслова Е.В. Модели корпоративной социальной ответственности // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2013.- №4. – С. 54. ↑
-
Варданян И.С. Национально-страновые аспекты мотивации персонала: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. — С. 32. ↑
-
Варданян И.С. Национально-страновые аспекты мотивации персонала: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. — С. 33. ↑
-
Цысина, Г. Социально-трудовые отношения в странах с развитой рыночной экономикой / Г. Цысина // Общество и экономика. – 2008. - №7. – С.19-36. ↑
-
Йойте Ф. Пользуйтесь всеми кнопками мотивации! [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.intalev.ru/agregator/personal/id_26442. ↑
-
Франк С.В. Мade in Germany: рецепты бизнес-кухни. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ru.exrus.eu/-id505210e26ccc19bc6c0001bd (дата обращения 12.04.2016). ↑
-
Писарева Л.И. Управление образованием в Германии: традиции и инновации. // Проблемы современного образования. – 2012. - № 3. – С. 13. ↑
-
Брылева А., Кранц С. Дуальное обучение: опыт Германии и реалии России. Дуальная система // Управление производством. – 2008. - № 1. – С. 24. ↑