Файл: Формы проявления социальной ответственности бизнеса на внутрифирменном рынке труда.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Социальная ответственность как основа устойчивости и конкурентоспособности бизнеса
1.2. Современные тенденции развития корпоративной социальной ответственности
1.3. Общая характеристика развития корпоративной социальной ответственности в России
ГЛАВА 2. РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ
2.1. Краткая характеристика ОАО «МТС»
2.2. Особенности социальной политики компании ОАО «МТС»
ГЛАВА 3. ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КОМПАНИЙ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ
3.1. Исследование особенностей социального развития европейских компаний
Несмотря на длительную традицию социальной ответственности в Финляндии, первая инициатива в современном контексте была зафиксирована Финской конфедерацией промышленности и предпринимателей и отражена в «Корпоративной социальной ответственности предпринимательства» (2001 г.), где заявляется «об ответственности за состояние окружающей среды и заботе о людях как обязательных требованиях для успешной деятельности компании и долгосрочного залога ее рентабельности».
Европейская модель КСО не является открытой, скорее наоборот: те виды деятельности компаний, которые традиционно рассматриваются в США как КСО (то есть проводимые исключительно по инициативе бизнеса), в Европе, как правило, регулируются нормами, стандартами и законами государства. В соответствии с моделью КСО, в рамках которой рассматриваются экономическая, юридическая, этическая ответственность компаний и их благотворительная деятельность, А. Крейн и Д. Маттен выделяют следующие отличия континентальной модели от американской[18]:
- экономическая ответственность включает в себя такие аспекты, как прибыльность бизнеса и ответственность компании перед ее акционерами (типично американский подход). Европейцы в данную группу относят также ответственность перед работниками предприятия и местными сообществами;
- юридическая ответственность является основой для любой формы социальной ответственности в Европе. При этом бизнес рассматривает государство как институт, приводящий в исполнение принятые правила поведения. Интересно, что в США подобная степень госрегулирования воспринимается как вмешательство в вопросы личной свободы;
- большинство социальных проблем европейские компании относят к сфере этической ответственности. Европейцы часто не доверяют частному сектору. Этим, по-видимому, и объясняется более высокий уровень внимания к бизнесу со стороны европейской общественности;
- благотворительность в Европе менее популярна, чем в США. Основная причина – в уровне налогового бремени, который существенно превышает американский. В результате европейские компании участвуют в благотворительных акциях в основном через юридически закрепленные механизмы.
Несмотря на то, что в Европе, как уже было описано выше, главенствующую роль в КСО играет государство, компании также вносят ощутимый вклад в развитие общества. Главной причиной этому является имидж и репутация компании, которая может пострадать от отсутствия социально ответственного поведения компании, в связи с чем может понизиться привлекательность компании для потребителей.
Таблица 6
Основные модели КСО в странах Европейского Союза[19]
Модели |
Скандинавская модель |
Южно-европейская модель |
Страны |
Дания, Швеция и Финляндия |
Италия, Испания, Греция и Португалия |
Социальная защита - законное право гражданина. Широкий охват различных социальных рисков и жизненных ситуаций, которые требуют поддержки общества. Государство берет на себя функции перераспределения социальных благ от обеспеченных к наиболее уязвимым категориям населения |
Данную модель можно определить как развивающуюся, переходную, а потому не имеющую четкой организации. Уровень социальной защищенности, характерный для данной модели, относительно низок, а задача социальной защиты рассматривается часто как забота родственников и семьи. Социальная политика носит преимущественно пассивный характер и ориентирована на компенсацию потерь в доходах отдельных категорий граждан |
|
Модели |
Континентальная (бисмарковская) модель |
Англосаксонская модель (модель Бевериджа) |
Страны |
Германия |
Великобритания и Ирландия |
Устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и длительностью профессиональной деятельности. В основе этой модели лежит принцип актуарной справедливости, когда величина страховых выплат определяется в первую очередь величиной страховых взносов. В основе модели лежит социальное страхование, услуги которого финансируются в основном за счет взносов работодателей и застрахованных. Сегодня значительное развитие системы социальной помощи (строящейся на принципе вспомоществования, а не страхования) приводит к модификации этой модели и увеличению доли бюджетного финансирования социальной защиты |
Активное участие государства в развитии КСО, которое проявляется в таких формах, как создание государственно-частных партнерств в образовательном секторе, поддержка инициатив в области КСО через софинансирование проектов, предоставление налоговых льгот, продвижение инициатив по соответствию национальных стандартов международным. При премьер-министре создана должность министра по КСО. Ярко выраженная инициативность самого бизнеса в создании проектов в области КСО. Модель базируется на всеобщности (универсальности) системы социальной защиты - распространение ее на всех нуждающихся в материальной помощи граждан. Основополагающий принцип данной модели - распределительная справедливость, в данном случае речь идет не о профессиональной, а о национальной солидарности |
Одной из самых социально ориентированных отраслей в европейских странах является сфера телекоммуникаций. Из отчетов самих компаний следует, что цифровая связь уже глубоко вошла в повседневную жизнь граждан, потому уровень их социальной ответственности должен быть высоким. При этом мобильные операторы подчеркивают, что сфера IT-технологий и телекоммуникаций является одной из самых быстроразвивающихся, а, следовательно, и инициативы социальной направленности в сфере телекоммуникаций должны быть одними из самых динамичных. В подтверждение этому европейские мобильные операторы публикуют ежегодные отчеты по КСО, которые по объёму зачастую превосходят отчеты правительства. Отчеты хорошо структурированы и имеют конкретный характер: цифры, факты, события. По ним можно проследить, что социальная политика компаний телекоммуникационного сектора выстроена по результативной схеме: долгосрочные задачи, краткосрочные задачи, результаты квартала, результаты года.
Основную социальную ответственность европейские мобильные операторы (SFR, Orange, Bouygues Telecom) видят в постоянном совершенствовании своих услуг, повышении качества связи, предоставлении новейших телекоммуникационных технологичных решений. По заверениям представителей самих компаний, движение вперед в рамках отрасли – это именно то, чего больше всего ждут от них целевые аудитории. Говоря о последних, выделяются две основные группы: потребители услуг и сотрудники компаний. Именно перед этими двумя группами стейкхолдеров ощущают свою социальную ответственность французские мобильные операторы.
Среди других общих социальных тенденций для телекоммуникационного сектора в Европе можно выделить следующее:
––мобильные операторы уделяют существенное внимание социальной деятельности именно в направлении экологической безопасности, несмотря на отсутствие прямого пересечения деятельности телекоммуникационных компаний с защитой природы;
––постоянная обратная связь с потребительской аудиторией. Компании проводят частые встречи и круглые столы со своими клиентами. Здесь есть два фактора: во-первых, компания получает информацию о запросах своих потребителей, во-вторых, потребитель получает хорошую возможность «быть услышанным»;
––публичность и медийность топ-менеджмента компаний. Руководители телекоммуникационных предприятий становятся частыми гостями медийных событий, мероприятий, широко освещаемых СМИ. В то же время, компании охотно помогают журналистам в получении какой-либо информации, выступают партнёрами различных медийных проектов. Тем самым, операторы становятся внешне более открытыми, создавая ощущение своего активного участия в социальной жизни государства;
––формирование специальных сервисов, опций для людей с ограниченными возможностями. К примеру, создание интернет-сервисов для слабовидящих людей;
––публичные обсуждения масштабных проектов. В рамках создания PR-образа прозрачности и открытости компании проводят публичные слушания по обсуждению собственных проектов: это может быть, например, строительство нового эко-офиса компании в каком-либо городе или выход на рынок новой социально приемлемой услуги.
Таким образом, на первый план выходит явное преобладание социально ориентированной стратегии в управленческой политике европейских мобильных операторов. Организуя совместные проекты с правительством стран, поддерживая постоянную обратную связь с потребителями, топ-менеджмент компаний во многом строит свою политику управления на первоочередном учете потребностей и мнений своих стейкхолдеров. Однако, не стоит забывать, что основной вклад в фундамент современных сознательных действий предприятий телекоммуникационного сектора в сфере развития КСО в Европе внес именно истеблишмент, стимулируемый правительствами государств.
Остановимся также на внутренней корпоративной ответственности европейских компаний телекоммуникационной сферы.
В европейских странах вовлечение работников в управление регулируется специальными законами, в соответствии с которыми созданы производственные советы (советы предприятий). Например, в Германии право участия производственного совета в управлении предприятием распространяется на следующие вопросы:
1) принятие и изменение устава предприятия, организации производства и профессионального взаимодействия работающих;
2) вопросы рабочего времени (определение начала и конца рабочего дня, перерывов в работе);
3) временные сокращения или продление рабочего времени на предприятии;
4) время, место и форма оплаты труда;
5) определение общих принципов и графика отпусков, а также решение вопросов об отпусках для отдельных работников в случае возникновения разногласий между работниками и работодателем;
6) разработка и принятие инструкций по предотвращению на производстве несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
7) внедрение и применение технических средств контроля за поведением и производительностью труда работников;
8) вопросы социального обеспечения;
9) вопросы формирования политики в области заработной платы и применения новых форм оплаты труда;
10) вопросы персонального отбора, назначений, перемещений[20].
В Германии на предприятиях с числом занятых более 100 человек предусмотрено образование так называемых экономических комиссий, состоящих из членов производственного совета и представителей работодателя, которые занимаются решением только экономических вопросов. Если количество работников превышает 500 человек, то на немецких предприятиях могут создаваться наблюдательные советы, право выдвижения кандидатур, в которые имеют производственные советы и высшие производственные организации данной отрасли. Кроме того, участие трудящихся в управлении может осуществляться и через назначаемого наблюдательным советом директора по труду, в ведении которого находятся кадровые вопросы, вопросы социальной сферы и заработной платы. Практика управления немецкими предприятиями показывает, что подобная политика привлечения трудящихся к управлению способствует развитию их трудовой активности, мотивации и, в конечном итоге, улучшению конечных результатов производства.
Основным методом мотивации персонала в европейских фирмах является денежное вознаграждение. К примеру, в германских фирмах приняты несколько систем оплаты труда:
1. Комиссионные. Их суть заключается в том, чтобы работник получал процент от заключаемых сделок с клиентами. Иногда такая форма сочетается с постоянным окладом. Если обратиться к отечественному опыту и российским системам оплаты труда, то комиссионные можно сравнить со сдельной оплатой труда: чем больше выработал, тем больше получил.
2. Денежные вознаграждения за выполнение поставленных целей. Такую форму оплаты используют более половины германских компаний. Работники компании получают некоторое вознаграждение (премиальные) за соответствие требованиям, которые к ним предъявляются на фирме. Требования определяются кругом обязанностей работника и степенью ответственности. Так, например, премия менеджера по персоналу в некоторых фирмах зависит от уровня работы персонала, от его удовлетворенности работой, уровень которой будет определяться путем опросов, анкетирования. Уровень оплаты преподавателя определяется успеваемостью, заинтересованностью учеников.
3. Индивидуальные вознаграждения, предоставляемые работникам в качестве признания их незаменимости и ценности для компании. Такие премии могут выплачиваться за верность компании (признание и вознаграждение за выслугу лет), за опыт, владение специальными навыками и умениями. Такие выплаты часто имеют целью удержание ценных работников, уход которых нежелателен для компании.