Файл: Налоговая декларация в налоговом учете (Практические аспекты заполнения налоговых деклараций (на примере налога на прибыль)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 190

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Действующая налоговая система определяет уровень доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и в конечном итоге – темпы экономического развития государства. В связи с этим особое значение приобретает максимизация использования возможностей налогообложения для реализации финансового потенциала РФ, определения перспектив совершенствования налоговой политики страны.

Налоговый учет – это система обобщения информации для определения налоговой базы и исчисления налогов экономических субъектов. Важнейшим элементом налогового учета является налоговая декларация, посредством которой государственные органы уведомляются обо всех доходах, которые были получены в течение отчетного периода.

Цель работы состоит в исследовании налоговой декларации в налоговом учете.

Для выполнения данной цели необходимо решение следующих задач:

  • исследовать сущность и цели налогового учета, задачи и принципы организации на предприятии;
  • рассмотреть назначение налоговой декларации;
  • рассмотреть состав декларации по налогу на прибыль;
  • исследовать порядок заполнения декларации по налогу на прибыль;
  • рассмотреть контрольные соотношения для проверки правильности заполнения декларации по налогу на прибыль;
  • исследовать порядок проверки правильности заполнения декларации по налогу на прибыль.

Предметом исследования является налоговая декларация в налоговом учете.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили научные труды, представленные в отечественной литературе в области налогового и бухгалтерского учета; публикации в периодических изданиях

Информационной базой исследования послужили: законодательные и нормативные акты по вопросам налогового учета.

Глава 1. Теоретические аспекты деклараций в налоговом учете

1.1.Понятие налогового учета

Налоговый учет - это система сбора и обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ.


Основные цели налогового учета:

1) формирование наиболее полной и достоверной информации о доходах и расходах налогоплательщика, определяющих размер налоговой базы отчётного (налогового) периода;

2) обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет;

3) обеспечение внутренних пользователей информацией, позволяющей оптимизировать налоги, а также минимизировать свои налоговые риски.

Организацию налогового учёта на предприятии следует начать с разработки порядка ведения данного учёта и закреплении его в приказе об учётной политики организации для целей налогообложения[1].

Учетная политика для целей налогообложения - это совокупность способов ведения налогового учета имущества, хозяйственных операций, доходов и расходов для формирования достоверной информации о прибыли организации. Учетная политика должна раскрывать:

  1. подходы организации при решении вопросов определения налоговой базы по налогу на прибыль,
  2. оценки имущества,
  3. формирование налоговых обязательств перед бюджетом,
  4. распределение убытков между налоговыми периодами,
  5. формирование налоговой отчётности[2].

В процессе формирования учетной политики устанавливаются организационно-технические и методические аспекты налогового учета.

Детальная регламентация налогового учёта осуществлена в налоговом законодательстве.

Использование унифицированных рекомендаций по организации налогового учёта на предприятии очень затруднительно. Это связано со сферой деятельности предприятия, со структурой и объёмом производства и продаж, применяемой системы налогообложения, с отраслевой принадлежностью, наличием внешних и внутренних пользователей информации; степенью автоматизации и объем информационных потоков между структурными подразделениями, уровнем состояния системы бухгалтерского учета, внутреннего и внешнего контроля, а также другими факторами его деятельности[3].

Рассмотрим наиболее основные способы организации и ведения налогового учёта, приемлемые для большинства налогоплательщиков[4].

Первый подход заключается в максимальном сближении (интеграции) налогового учета с бухгалтерским. Данный путь сближения бухгалтерского и налогового учета позволяет с наименьшими затратами рассчитать налог на прибыль и организовать учет в соответствии с нормативными требованиями[5]. Регистры налогового учета в этом случае строятся на основе регистров и первичных документов бухгалтерского учета, поэтому ведение осуществляется работниками бухгалтерской службы.


Таким образом, в основе первого способа лежит организация налогового учета на основе бухгалтерского. Если порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения соответствует порядку их группировки и отражения в бухгалтерском учете, то регистры бухгалтерского учета могут быть заявлены как регистры налогового учета.

Если наряду с финансовыми и комбинированными регистрами возникает необходимость также в применении аналитических регистров налогового учета, то оправдан первый способ ведения налогового учета - данные налогового учёта ведутся на счетах бухгалтерского учёта[6]. Аналитические регистры налогового учета – это накопительные ведомости, справки-расшифровки, специальные расчеты и иные аналогичные по назначению документы, в которых группируются данные первичных учетных документов. Они предназначены для систематизации и накопления первичной информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, и аналитических данных, сформированных в бухгалтерских справках и комбинированных регистрах бухгалтерского и налогового учета. На основании данных аналитических регистров налогового учета составляется расчет налоговой базы. При этом аналитический учет данных должен быть организован налогоплательщиком самостоятельно, а порядок формирования налоговой базы должен полностью раскрываться[7].

Второй подход ведения налогового учета предусматривает необходимость организации специальной службы, занимающейся всеми вопросами налогообложения на предприятии, включая формирование налоговой политики (подразумевающей оптимизацию налогообложения) и взаимодействие с налоговыми органами. Первый способ основан на параллельном учете, когда накопление информации для определения налогооблагаемой базы по расчету налога на прибыль ведется с использованием только регистров налогового учета. Основное преимущество этого способа в том, что данные для формирования налоговой базы поступают непосредственно из налоговых регистров, которые формируются по первичным учетным документам. Взаимодействие финансовой и налоговой составляющих бухгалтерского учета в этом варианте сводится к минимуму, общими документами для подсистем учета являются только данные первичных документов. Однако такой путь приводит к дублированию учетной работы, увеличению объема учетных документов, большему числу персонала.

Для осуществления второго способа ведения налогового учета в рамках бухгалтерского необходимо создание комбинированных регистров бухгалтерского и налогового учета. Комбинированные регистры учета представляют собой уже существующие бухгалтерские регистры, дополненные необходимыми реквизитами для целей налогообложения, требующие систематизации для определения доходов и расходов организации при расчете налогооблагаемой прибыли с учетом особенностей конкретной организации-налогоплательщика[8].


Преимущество такого способа ведения налогового учета в относительно небольшом объеме учетной работы. Следует учитывать, что его применение возможно только в том случае, когда методы группировки данных в бухгалтерском и налоговом учете сходны. Если же методы начисления амортизации в налоговом и финансовом учете различны, то использование комбинированных регистров является нецелесообразным, ведь способ начисления амортизации непосредственно влияет на сумму налога на имущество и налога на прибыль организации[9].

Налоговый учет при использовании третьего подхода ведется по правилам налогового законодательства, предоставляющей организации больше свободы, чем бухгалтерское законодательство. Систему налогового учета организация создает самостоятельно. Часто в интересах налогового учета используются аналитические регистры налогового учета, в которых ведутся записи налогового учета.

В связи с существующим законодательством организация самостоятельного налогового учета, независимого от бухгалтерского, на средних и крупных предприятиях является довольно проблематичной, поскольку является необходимым создание специальных подразделений и привлечение специалистов, которых нужно обучать и подготавливать. Также данная структура должна иметь совершенно новый график документооборота, новый порядок обработки и хранения первичных документов и другие новые подходы для организации такого вида налогового учета. Безусловно все вопросы, связанные с созданием новых структур по ведению налогового учета на предприятии, неизбежно потребуют финансовых вложений в организацию ведения налогового учета по правилам налогового законодательства[10].

Таким образом, исходя из всех выше перечисленных положительных и отрицательных сторон при выборе способа ведения налогового учета, предприятию необходимо помнить об основных целях ведения налогового учета, в числе которых:

- правильное формирование налоговой базы по налогам,

- создание адекватной налоговой отчетности,

- планомерное отчисление налоговых платежей в бюджет.

Реализация такого подхода в организации налогового учета важна, во – первых, для стабильного функционирования предприятия и во - вторых, для экономического развития и роста государства.


1.2. Назначение деклараций в налоговом учете

Основная цель декларирования в налоговом учете – уведомить государственные органы обо всех доходах, полученных в течение прошлого отчетного периода. Для этого требуется заполнение налоговой декларации – официального документа, в котором указывается любой доход, полученный гражданином или организацией. Налоговая декларация является основанием для начисления налогов в казну и, согласно действующему законодательству, должна содержать:

  1. описание объектов, подлежащих налогообложению;
  2. сведения о полученных доходах и финансовых затратах;
  3. данные о видах деятельности, приносящих доход;
  4. информацию о предоставляемых декларанту льготах и используемой для него конкретно налоговой базы, а также сумму всех налогов.

Заполненная налоговая декларация передается в соответствующие инстанции по месту жительства лица или деятельности предприятия.

Декларацию также можно подать:

1.в регионе, где работал филиал, представительство или другое подразделение компании, осуществляющее самостоятельную деятельность;

2.по месту нахождения имущества, за которое выплачивается налог;

3.по адресу регистрации частного лица или компании.

Налоговая декларация также может быть передана соответствующим органам при личном посещении территориального отделения ФНС. Также законодательством предусмотрена возможность отправить ее по почте либо через Интернет. Надо заметить, что последний способ приобретает все большую популярность. Крупные предприятия обязаны подавать документ исключительно через Интернет без права выбора остальных упомянутых выше способов.

Налоговая декларация складывается из двух основных составляющих, которые связаны между собой:

  1. титульный лист, заполняющийся полностью, исключающий некоторые графы, которые отведены для сотрудников ФНС. Указывается информация о налогоплательщике, отчетном периоде, виде налога, вносится код деятельности по ОКВЭД;
  2. приложения, в которых приводится подробная информация об объектах налогообложения, расходах и доходах, а также сумме отчислений в казну.

Для составления декларации используется специальный бланк, который можно получить

- при личном визите в территориальный налоговый орган;

- найти в программном обеспечении, предназначенном для ведения бухгалтерского учета на предприятии;

- скачать из сети Интернет.

Декларация не обязательно должна быть заполнена от руки. Для заполнения можно использовать специальные офисные или бухгалтерские программы. Для предприятий или частных лиц, выбирающих подачу документа через сеть Интернет, предусмотрена возможность его заполнения в личном кабинете на интернет-ресурсе налоговой службы.