Файл: Сущность и классификация ресторанов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Ресторанный бизнес сегодня - одна из самых динамично развивающихся сфер экономики.

Говоря о состоянии рынка ресторанного бизнеса на сегодняшний день, нельзя не отметить, что рынок услуг напрямую зависит от общих экономических показателей в экономике страны. Платежеспособность и изменяющийся менталитет жителей России, которые все больше ориентируются на западные стандарты потребления, определяют расходы на питание «вне дома».

Современный ресторанный рынок России в своем развитии достаточно молод, но пережил несколько стадий развития. На сегодняшний день снята проблема дефицита, улучшилось качество данного вида услуг. Все это стало возможно благодаря широкому развитию ресторанного бизнеса, который позволяет удовлетворить многочисленные личные и культурные потребности человека.

Вопросы культуры ресторанного сервиса (сервиса в ресторанном бизнесе) объемны. В них входят вопросы: психологической, производственно- технологической, этической, эстетической и организационной культуры.

Культура – это совокупность ценностей, требований и норм поведения людей в обществе, в трудовой и проч. деятельности.

Культура сервиса – это совокупность ценностей, требований и норм поведения субъектов (организаторов, участников) процесса обслуживания.

Культура ресторанного сервиса – это один из основных факторов, который создает у посетителя благоприятное представление о ресторане, так как основано оно на ценностном отношении работников к своей деятельности, на высоко предъявляемых требованиях к обслуживанию клиентов, на правилах (нормах) корпоративной ресторанной культуры.

Высшей целью культуры сервиса в ресторанном бизнесе является удовлетворением нужд клиента. Большая роль в достижении этой цели отводится обслуживающему персоналу, который непосредственно работает с гостями ресторана, хотя высокий уровень требований с точки зрения профессионализма, эстетики, этики и культуры обслуживания в целом предъявляется ко всем работникам заведения.

Степень изученности проблемы. Проблеме развития ресторанного бизнеса, а также культуры ресторанного обслуживания посвящены труды многих ученых.

Существенный вклад в изучение проблем культуры ресторанного обслуживания сделали такие авторы, как В.Г.Асеев С.И.Байллик, М.И.Белошапка, И.А.Бланк, В.И.Богушева, В.П.Воронин, М.В.Грачев, С,Т.Каломина, Л.Кардош, Т.Т.Никуленкова, И.Семыкин, В.В.Усов, С.В.Хмрова, Н.Х.Хуснуллина и др.


Объект исследования: ресторанный бизнес.

Предмет исследования: ресторанное обслуживание как форма оказания услуг клиентам.

Цель исследования: изучить особенности культуры ресторанного обслуживания.

Согласно предмету и цели определены основные задачи исследования:

- изучить историю ресторанного бизнеса;

- раскрыть сущность и классификацию ресторанов;

- рассмотреть особенности культуры и качества обслуживания в заведениях ресторанного хозяйства;

- выявить требования к организации обслуживания потребителей в ресторанах при гостинично-туристических комплексах.

Структура работы: введение, основная часть, заключение, список литературы.

Объем работы: 30 страниц печатного текста.

Список использованной литературы содержит 21 источник.

ГЛАВА 1 КЛАССИФИКАЦИЯ РЕСТОРАНОВ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

1.1 История ресторанного бизнеса

Человечество давно научилось зарабатывать на гостеприимстве и хлебосольстве. Причем история ресторанного бизнеса началась, по глобальным меркам, почти одновременно, а затем на протяжении пятнадцати-десяти веков из примитивных харчевен рождались современные рестораны, в которых можно вкусно пообедать и отлично отдохнуть.

Все начиналось в Китае.

История ресторанного бизнеса Китая насчитывает примерно полторы тысячи лет. Точной даты открытия первого ресторана не знает никто, но известно, что в годы правления династии Тан, с 618-го по 906-й, в Китае уже были заведения общественного питания, очень напоминающие современные рестораны. В китайском городе Кайфынь и сегодня радушно встречает гостей самый древний в мире ресторан «Бакит Чикен Хаус», который был открыт в 1153 году и никогда не прекращал, и не менял своей деятельности[1]. Отличительной особенностью китайских заведений тех лет была специализация каждого на конкретном блюде или продукте: например, пельмени или супы, мясо или рыба.

Чуть позже, в XIII веке, когда правила династия Сун, прекрасная идея общественного питания трансформировалась в гостеприимные чайные домики, радушно встречавшие путешественников того времени, и оставшиеся визитной карточкой Китая сегодня.


Европа: испанская находчивость и французский шарм Корни европейской истории ресторанного бизнеса также ведут в первое тысячелетие к Римской Империи, когда стали появляться первые таверны, ориентированные на небогатых путешественников и религиозных паломников. Знатные европейцы путешествовали тогда на нескольких каретах, возя за собой корзины со снедью, прислугу и поваров, а местные жители Европы питались дома да ходили в гости на званые обеды. Владельцам европейских таверен очень хотелось видеть у себя в гостях зажиточных гостей, и в южной Европе появились прототипы современных заведений, в которых гость мог заказать любимое блюдо, а затем наблюдать, как его готовят.

Одной из первых ласточек этой бизнес-идеи был открывшийся в 1725 году мадридский ресторан «Собрино де Ботин». Он работает до сих пор и внесен в Книгу Рекордов Гиннеса, как самый старый европейских ресторан, ни на день не прекращавший работы. Гурманы французы не остались в стороне от сотворения европейской ресторанной истории[2]. Скромный ресторатор из Парижа Буланже впервые написал на вывеске своего заведения, торговавшего в режиме самообслуживания бульонами и омлетами, слово «ресторан». Вернее он разместил при входе многословную фразу на латыни, в которой слова «restorade vos» можно трактовать, как «восстановлю вас» или «утолю ваш голод».

Настоящую революцию в истории ресторанного бизнеса совершил шеф-повар Антуан Бовилье, преобразивший в 1782 году английскую таверну в самом сердце Парижа, в Пале-Рояле, в стильный изысканный ресторан «Гран-Таверн-де-Лондр». Бовилье много лет служил у графа из Прованса и прекрасно изучил вкусы аристократии: комфорт и отменное качество блюд. В его заведении стояла мебель красного дерева, из хрустальных люстр рассеивался мерцающий свет, гостям, сидевшим за столиками, покрытыми дамасскими скатертями, подавали блюда и вина на изысканном фарфоре и серебре.

Российская история ресторанного бизнеса началась с легкой руки государя Ивана Грозного, закрепившего за государством монопольное право на торговлю алкоголем и велевшего повсюду открыть питейные заведения - государственные кабаки и трактиры, где к рюмке водки подавали нехитрую закуску.

Опыт казенных кабаков приглянулся частным коммерсантам и, как грибы после дождя, в городах стали появляться всевозможные харчевни, чайные, кофейни, блинные, в которых странники, паломники, гимназисты, студенты и прочий люд мог утолить голод[3].


Первые русские заведения стали появляться в первое двадцатилетие XIX века исключительно при отелях и рассчитаны были на иностранных гостей и местных аристократов. И только в 1873 году в Москве открылся легендарный «Славянский базар» - первый публичный ресторан, удививший публику не только роскошным интерьером, но и работающими во фраках и белых перчатках официантами, которых отныне называли «человек» вместо привычного «половой». 

За оставшиеся до революции 44 года в Москве, в Северной и Южной Пальмирах, а также в крупных губернских городах стали открываться роскошные рестораны. Они постепенно превращались в излюбленные места отдыха аристократии, творческих деятелей и интеллигенции, уверенно вытесняя из их жизни душные светские салоны.

Молодая советская власть сочла рестораны ненужной роскошью для пролетариата, закрыв большинство из них, но предусмотрительно оставив самые лучшие для отдыха собственной партэлиты и иностранцев.

К 60-м и коммунистические правители поняли, что рестораны - прекрасный источник пополнения госказны и их снова стали активно открывать. Перестройка, давшая новые возможности частному капиталу, позволила открыть новую страницу отечественной истории ресторанного бизнеса, которая открыла и обязательно еще откроет яркие имена рестораторов

1.2 Сущность и классификация ресторанов

Для организации любого мероприятия, будь то свадьба, корпоративная вечеринка или празднование юбилея, очень важно правильно подобрать заведение, в котором будет проходить праздник. Для того чтобы не ошибиться и не пожалеть о сделанном выборе стоит разобраться в том, какие типы ресторанов бывают и для чего они нужны.

С тех пор как легендарный Конрад Хилтон придумал присваивать отелям звёзды, во множественном разнообразии гостиниц стало ориентироваться гораздо проще, чего не скажешь о ресторанах. Конечно, для них придумана своя звёздочная система – в Красном гиде Мишлен представлены лучшие заведения мира, которые отмечены звёздами в количестве от одной до трёх. Но, увы, в России пока ещё отсутствуют рестораны, которым была бы присвоена хотя бы одна мишленовская звезда. Поэтому в нашей стране данные заведения принято различать по другим критериям.

Рестораны классифицируются в зависимости от ассортимента блюд, качества предоставляемых услуг, интерьера и т.д. Традиционно, рестораны подразделяются на три основных класса - «люкс», «высшая категория» и «первая категория»[4].


Классифицировать рестораны можно несколькими методами: по количеству звезд, по ГОСТу, по сумме счета, по технологии управления.

При определении типа предприятия учитывают следующие факторы:

- ассортимент реализуемой продукции, ее разнообразие и сложность изготовления;

- техническую оснащенность (материальную базу, инженерно-техническое оснащение и оборудование, состав помещений, архитектурно-планировочное решение и т.д.);

- методы обслуживания;

- квалификацию персонала;

- качество обслуживания (комфортность, этику общения, эстетику и т.д.);

- номенклатуру предоставляемых потребителям услуг.

Классификация ресторанов по количеству звезд

Четвертый класс (1 звезда). Для присвоения одной звезды ресторану требуется наличие туалетов и раковин, чистых скатертей на столах, кондиционера в жару и отопления в холодное время года. Хорошо вентилируемая кухня должна находиться отдельно от основного зала, на кухне должен присутствовать холодильник и вода. Один сотрудник расчитан на 24 посетителей.

Третий класс (2 звезды). Для присвоения двух звезд ресторану необходимо соответствовать требованиям к четвертому классу, но по части посуды и столовых инструментов к таким ресторанам предъявляются повышенные требования. Один сотрудник здесь обеспечивает не более 20 посетителей[5].

Второй класс (3 звезды). Три звезды присваиваются ресторану, который кроме предыдущих требований, может обеспечить каждому посетителю большую площадь (минимум 1,5 кв.м на каждого возле стола). Один сотрудник такого ресторана обслуживает не более 15 посетителей.

Первый класс (4 звезды). Меню в четырехзвездочных ресторанах должно быть составлено как минимум на 2-х языках, а площадь зала должна быть еще больше, чем у предыдущего класса. В 4-звездочных ресторанах на 5 гостей должен быть свой официант и администратор.

Высший класс (5 звезд). Кроме требований, которым должен соответствовать предыдущий класс, к ресторану высшего класса предъявляются особые требования даже по части мебели: она должна быть комфортной, удобной и выполнена из ценных пород дерева. В пятизвездочном ресторане любой гость имеет право потребовать администратора или директора ресторана, а на 5 посетителей здесь приходится 1 официант и 1 ассистент.

Классификация ресторанов по уровню обслуживания ГОСТ 30389-95

«Первый» - гармоничность, комфортность и выбор услуг, разнообразный ассортимент фирменных блюд и изделий и напитков сложного приготовления.