Файл: Фонд социального страхования Российской Федерации, его формирование.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Правовые и организационные основы Фонда социального страхования
1.1. Цели, задачи и система организации Фонда социального страхования
1.2. Структура Фонда социального страхования
Глава 2. Страховые взносы в Фонд социального страхования
2.1. Плательщики страховых взносов
2.2. Порядок и эффективности сроки оплаты сбалансированности страховых взносов
Глава 3. Вопросы совершенствования деятельности Фонда социального страхования
3.1. Проблемы правового регулирования управления финансовыми средствами ФСС РФ
3.2. Перспективы развития ФCC РФ
Список использованных источников
Конституция Российской Федерации от 12.12.93. (ред. от 21.07.2014) // Рос. газета – 1993. – 25 дек.
Введение
Фонд социального страхования РФ, как и его региональные отделения, имеют огромное значение с момента своего создания, так как они осуществляют поддержку незащищенных слоев населения России, а именно: временно нетрудоспособных лиц, лиц, находящихся в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком.
Данная позиция отражена как в международных актах, так и в нормативно-правовых актах РФ. Согласно ст. 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 г., участвующие в указанном Пакте государства признают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Согласно абзацу 2, 3 статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», обязательное социальное страхование представляет собой часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законодательством страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
В соответствии с частью 1 статьи 144 Бюджетного кодекса РФ закрепляется состав бюджетов государственных внебюджетных фондов, включающий бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.
Правовое регулирование осуществляется также посредством специальных федеральных законов в зависимости от определенного страхового случая: Федеральный закон от 24 июля 1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с посл. изм. и доп.) (далее – Федеральный закон №125-ФЗ), Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Федеральный закон № 255-ФЗ).
Кроме того, нормативно-правовой основой данной работы послужили Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-Ф «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ), Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства РФ № 101).
Также в работе были использованы труды следующих авторов: Галаганова В.П., Глушков В.А., Кузнецова А.С., Лабунец М.В., Лаврова Е.Л. Павловой Е.В, Смирновой М.В., Федрорвой Т.А., Шайнурова Д.С.
Цель дипломной работы – раскрыть правовой статус фонда социального страхования.
Исходя из поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить правовое положение Фонда социального страхования;
- рассмотреть страховые взносы в Фонд социального страхования;
- обозначить вопросы совершенствования деятельности Фонда социального страхования.
Объектом исследования выступает фонд социального страхования.
Предметом исследования является система формирования страховых платежей и иных доходов Фонда социального страхования РФ.
Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Правовые и организационные основы Фонда социального страхования
1.1. Цели, задачи и система организации Фонда социального страхования
Фонд социального страхования – это организация, которая обязана регулировать правовые отношения государства и гражданина, который по каким-либо причинам является нетрудоспособным.
Обязательное страхование часто проводится на предприятиях, особенно там, где существует повышенная опасность получения травмы. Причин для выплаты пособий может быть несколько: болезнь, инвалидность, беременность и роды. Естественно, в каждом случае назначается свой размер выплат, а также срок их получения. Бюджет организации формируется государством на основе тех средств, которые находятся в его распоряжении.
Существует много нюансов, которые должен учитывать ФСС. Например, необходимо правильно рассчитать выплаты, определить источник поступления финансов в фонд, рассмотреть все отдельные случаи, которые не позволяют выплачивать помощь застрахованному лицу[1].
Вся деятельность ФСС регламентируется Конституцией государства, соответствующей законодательной базой, а также указами президента и правительственными постановлениями. Фонд – это кредитно-финансовое учреждение, все имущество, а также денежные средства которого являются собственностью РФ.
Для управления представленной организацией существуют различные органы[2]:
- региональные отделения, которые отвечают за те финансы, которые распределяются на территорию субъекта государства;
- центральные отраслевые управления;
- филиалы отделений в городах и поселках.
Самым главным руководителем является председатель ФСС. Именно он стоит во главе Центрального аппарата управления. Собственно средствами распоряжается главный бухгалтер организации. Для контроля деятельности Фонда создаются профсоюзы и комиссии по социальному страхованию.
Далее следует разобраться, в каких случаях предполагается выплата помощи. Итак, она назначается в случае:
- смерти застрахованного лица или кого-либо из его семьи;
- потери работоспособности в результате беременности и родов, травмы или вследствие других случаев, предусмотренных договором;
- ухода за малышом, не достигшим полуторагодовалого возраста[3].
Кроме этого, существует несколько видов страхового обеспечения. Например, единовременные и ежемесячные выплаты по уходу за ребенком; единоразовая помощь на погребение, а также помощь людям, которые временно потеряли работоспособность из-за травмы или болезни. Однако зачисление средств на личный счет застрахованного лица не допускается.
Главными задачами Фонда являются:
- налаживание сотрудничества с подобными организациями как внутри государства, так и за его пределами;
- активное участие во всех государственных программах, которые обеспечивают защиту и сохранение здоровья населения;
- обеспечение поддержки граждан, которые нуждаются в оздоровлении, реабилитации или лечении;
- осуществление всех необходимых мероприятий, которые сохраняют надежность и финансовую устойчивость организации;
- совместная (Фонд и Министерство труда) разработка тарифов взносов, которые должны уплачивать объекты страхования;
- повышения профессионального уровня сотрудников представленной организации.
Фонд социального страхования (ФСС) обязан контролировать все страховые выплаты, предусмотренные государством.
Существует несколько групп лиц, которые должны быть обязательно застрахованы:
1. Муниципальные и государственные служащие.
2. Лица, которые занимают важные государственные посты.
3. Женщины, которые могут потерять возможность работать вследствие материнства.
4. Служители церкви.
5. Частные предприниматели, юридические работники, нотариусы.
Следует отметить, что бюджет ФСС фиксируется специальным законом. Для того чтобы ФСС мог выплачивать помощь, у него должны быть определенные источники дохода, к которым относятся:
- единый социальный налог;
- доходы, которые поступают от уплаты других видов пошлин.
Кроме того, ФСС имеют неналоговые источники прибыли[4]:
- периодические отчисления из федерального бюджета, которые передаются Фонду социального страхования;
- финансовая прибыль, получаемая организацией от размещения наличных средств, которая еще нигде не задействована;
- гражданские добровольные страховые взносы;
- штрафы, пени, санкции, недоимки и другие суммы денег, которые поступают в бюджет Фонда в результате возмещения вреда или ущерба;
- прочие поступления.
Естественно, все финансы представленной организации должны быть распределены так, чтобы их хватило полностью на все выплаты в течение длительного периода времени. При этом в бюджете не должно быть избыточных средств.
Для того чтобы получить помощь, необходимо быть участником ФСС. Форма для заполнения предоставляется в Фонде. Размер и порядок уплаты взносов тоже регулируется действующим законодательством. Для получения помощи необходимо обратиться в соответствующий территориальный орган с заявлением. Что касается величины взноса, то она зависит от установленного государством тарифа, а также рассчитывается с учетом минимальной заработной платы. Взнос уплачивается сразу за весь год. Произвести эту процедуру следует до 31 декабря текущего года.
Есть несколько способов уплаты взноса: наличный и безналичный расчет, а также почтовый перевод. Все финансовые действия Фонда подлежат строгой отчетности.
1.2. Структура Фонда социального страхования
В настоящее время ФСС РФ функционирует на основании указов Президента РФ от 7 августа 1992 г. № 822 (с посл. изм. и доп.) «О Фонде социального страхования Российской Федерации»[5] и от 28 сентября 1993 г. № 1503 «Об управлении государственным социальным страхованием»[6], Постановления Правительства РФ от 12.02.1994 № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» (далее- Постановление Правительства РФ № 101)[7].
Деятельность внебюджетных фондов, в том числе ФСС РФ, координируется Министерством здравоохранения и социального развития РФ в соответствии с Положением о министерстве[8].
ФСС РФ управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации, является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.
ФСС РФ осуществляет свою деятельность в соответствии с международными правовыми актами, Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, Постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением о ФСС РФ.
В ФСС РФ входят следующие исполнительные органы:
- региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации (например, региональное отделение ФСС РФ по Самарской области);
- центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;
- филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.
Центральный аппарат Фонда включает в себя 10 департаментов: финансовый, правовой, бюджетный, администрирования страховых взносов, страхования профессиональных рисков, социальных программ и сводно- аналитической работы, информатизации, организационно-кадровой работы и 3 управления[9].
Руководство деятельностью ФСС РФ осуществляется его председателем.
Согласно пункту 20 Постановления Правительства РФ № 101[10], председатель ФСС РФ и его заместители назначаются Правительством Российской Федерации.
Председатель ФСС РФ осуществляет следующие полномочия по отношению к региональным отделениям ФСС РФ:
-утверждает их бюджеты;