Файл: Фонд социального страхования Российской Федерации, его формирование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФСС является страховщиком по двум видам обязательного социального страхования: на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. В настоящее время отсутствует возможность проведения взаимозачетов по данным видам страхования, которая особенно важна для организаций, испытывающих финансовые сложности. Взаимозачет мог бы реально снизить задолженность как страхователя перед Фондом, так и Фонда перед страхователем. Остается сложной процедура возврата Фондом излишне перечисленных страховых взносов. При несвоевременном осуществлении возврата таких платежей на ФСС возлагается ответственность по оплате пени. В случае возникновения задолженности за Фондом она делится на 2 вида: за счет превышения расходов над доходами (финансирование идет с расчетного счета ФСС, открытого в ГУ ЦБ), за счет переплаты страховых взносов (возврат идет уже через отделения Федерального казначейства). Важнейшей задачей формирования новой модели социального страхования является перераспределение ответственности основных субъектов социального страхования: работодателей, государства и работников.

Формирование системы обязательного социального страхования в стране требует концептуального и законодательного решения ряда крупных задач национального масштаба. Важнейшими среди них являются:

- определение финансовых механизмов отдельных видов и всей системы социального страхования с учетом формирования оптимальной нагрузки субъектов страхования, увязанной с политикой заработной платы, доходов и налоговой политикой;

- разработка методологических и правовых основ для формирования собственного правового поля социального страхования, имеющего четкие законодательные рамки и не допускающие смешения с правоотношениями, регулирующими социальную помощь и государственное социальное обеспечение;

- разграничение функций и полномочий по организации и управлению системой и отдельными видами социального страхования основных социальных субъектов (работодателей, работников и государства) с их ролевых позиций: страхователей, застрахованных, организующих и контролирующих органов;

- определение инструментария и инфраструктуры управления социальным страхованием — информационной базы, статуса актуарных центров и контрольных органов, медико-реабилитационных служб[32].

Так как каждый вид социального риска имеет свою природу и по-разному проявляется для разных категорий трудящихся, то и формы защиты и организация социального страхования развиваются по видам, которые имеют свои особенности. Только таким образом можно достаточно обоснованно рассчитывать финансовые средства, необходимые для страхования отдельных рисков и не допускать скрытого перераспределения средств при страховании различных рисков.


Развитие отдельных отраслей системы социального страхования во многом может определяться тремя основными факторами[33]:

- уровнем социального риска в обществе, выражающемся в стоимостном выражении утратившего доход по этой причине;

- степенью потери дохода, полной или частичной, постоянной или временной;

- мерой покрытия риска, устанавливаемой государством исходя из целей социальной политики.

В этой связи построение рыночной финансовой модели социального страхования имеет три взаимоувязанных аспекта[34]:

1) определение источников финансирования, как способа привлечения средств, достаточных для обеспечения гарантий социальной защиты;

2) распределение финансового бремени между основными субъектами страхования;

3) взаимосвязь использования страховых средств и нахождения оптимальных пропорций распределения и перераспределения ресурсов на основе сочетания принципа эквивалентности (по схеме взносы – выплаты) и солидарной взаимопомощи.

Рыночная модель системы социального страхования базируется на следующих принципиальных положениях:

- финансирование обеспечивается в основном за счет взносов работодателей (включаемых в себестоимость продукции) и работников (удерживаемых из зарплаты);

- размеры страховых услуг находятся в зависимости от размеров взносов. Только делающие взносы имеют право на получение услуг, которые тем значительней, чем больше размеры взносов и чем дольше их производят.

Особенности демографического и социально-экономического развития России вызывают необходимость смешанного финансирования пенсионного и других видов социального страхования (за счет средств работодателей, работников и государства). Благодаря совершенствованию системы персонифицированного учета решаются важнейшие задачи, обеспечивая прозрачность движения финансовых потоков и строгий контроль за их использованием.

Заключение

Фондом социального страхования  РФ (ФСС РФ) называется государственный внебюджетный фонд, осуществляющий обязательное страхование граждан РФ и управляющий средствами государственного социального страхования. 

Фонд создан 1 января 1991 г. на основании постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР от 25 декабря 1990 года «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР».


Фонд действует при правительстве РФ как финансово-кредитное учреждение специализирующееся в области государственного социального страхования.

Деятельность фонда социального страхования регламентируется, Бюджетным кодексом РФ, ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Положение о Фонде социального страхования и иными законодательными и нормативными актами.

Бюджет Фонда социального страхования не является частью бюджета Российской Федерации. Он утверждается отдельным федеральным законом. 

Фонд осуществляет следующие функции:

- обеспечивает выплату пособий;

- направляет и финансирует санаторно-курортное лечение;

- участвует в государственных программах по охране здоровья работников;

- обеспечивает финансовую деятельность Фонда;

- вносит предложение об изменение размеров тарифов на государственное социальное страхование;

- повышение квалификации работников системы государственного социального страхования;

- проводит разъяснительную работу среди населения и организациями работодателями и индивидуальными предпринимателями.

Подводя итог вышеизложенному, можно особенно подчеркнуть - система обязательного социального страхования в нашем государстве постоянно совершенствуется, и это позволяет гражданам чувствовать себя более защищенными. Самарское региональное отделение Фонда социального страхования прилагает все усилия, чтобы повысить доверие жителей области к новым принципам обязательного социального страхования.

Реформирование системы обязательного социального страхования в настоящее время идет не слишком активно. Такой вывод следует из анализа как законодательной базы РФ, так и нормативно-правовых актов регионов, а также подзаконных актов. Кроме того, статистика дохода ФСС РФ за 2015-2016 гг. и правоприменительная практика в указанной сфере указывают на необходимость увеличения доходов бюджета ФСС РФ.

С целью совершенствования деятельности социального страхования в части увеличения дохода бюджета регионального отделения ФСС РФ по Самарской области, выносятся следующие предложения:

- принять Федеральный закон «О Фонде социального страхования», который бы определял его структуру, права и обязанности, порядок формирования и ответственность; - внести изменения в размер страховых тарифов по обязательному социальному страхованию на основании предварительно проведенного анализа обоснованности размера страховых тарифов с точки зрения экономических факторов и потребностей участников обязательного социального страхования;


- определить конкретный перечень средств, которые входят в базу, облагаемую страховыми взносами в связи в наличием спорного вопроса, например, о включении в облагаемую базу премий за полугодие;

- введение в систему обязательного социального страхования страховых организаций, для которых можно предусмотреть систему получения дохода в пользу ФСС РФ и его региональных отделений;

- активное вовлечение в систему обязательного социального страхования застрахованных лиц, более конкретное установление их прав, обязанностей и ответственности на законодательном уровне;

- дополняющая предыдущее предложение необходимость внесения в законодательство РФ альтернативная система избрания руководителей региональных отделений ФСС РФ;

- необходимо усилить ответственность работодателей за применение незаконных действий при оплате труда, введя соответствующие статьи в Кодекс об административных правонарушениях РФ и Уголовный кодекс РФ в связи с тем, что такие действия приводят к сокращению доходов бюджета как ФСС РФ, так и региональных отделений Фонда, в связи с тем, что противоправные действия работодателя ведут к сокращению доходов ФСС РФ и регионального отделения ФСС РФ по Самарской области;

- совершенствование просветительской и методической работы регионального отделения Фонда социального страхования по Самарской области в связи с низкой правовой грамотностью застрахованных лиц и работодателей, разъяснение необходимости уплаты страховых взносов в полном объеме и в установленные законом сроки;

- усилить контроль за взысканием недоимок по страховым взносам на обязательное социальное страхование, своевременный учет должников.

Наиболее эффективной моделью социального страхования на сегодняшний день является модель страховых платежей для работников и участие государства в финансировании социального страхования.

Введение страховых платежей для работников и участие государства в финансировании социального страхования позволят снизить страховую нагрузку на работодателей, повысить личную ответственность работников и оптимизировать весь массив экономических интересов в этой сфере.

Список использованных источников

Нормативные правовые акты

  1. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12. 1966 г. [Электронный ресурс] – URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 26.04.2017).
  2. Европейская социальная хартия (перессмотренная) от 03.05.1996 [Электронный ресурс] – URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 26.04.2017).
  3. Конвенции МОТ от 1952 г. № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» [Электронный ресурс] – URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 26.04.2017).

Конституция Российской Федерации от 12.12.93. (ред. от 21.07.2014) // Рос. газета – 1993. – 25 дек.

  1. Федеральный закон от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1999. – № 16, ст. 4255. – С. 14803–14949.
  2. Федеральный закон от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2009. – № 4, ст. 2545.
  3. Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2006. – № 12, ст. 4542.
  4. Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1995. – № 3, ст. 124.
  5. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1998. – № 10, ст. 676
  6. Федеральный закон от 01.12.2016 г. № 386-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2016. – № 15, ст. 3587.
  7. О Фонде социального страхования Российской Федерации: Постановление Правительства Рос. Федерации от 12.02.1994 № 101 [Электронный ресурс] – URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 27.04.2017).

Специальная литература

  1. Афанасьев С.А., Люблин Ю.З. Прогноз в области пенсионного обеспечения до 2001 г.: требуется передел доходов в пользу пенсионеров. Пенсия, 2016, N2.
  2. Баскаков В.Н., Баскакова М.Е. О пенсиях для мужчин и женщин: социальные аспекты пенсионной реформы. М.: Московский философский фонд. – 2015.
  3. Большой экономический словарь. / Под ред. Н. Арилияна. - М.: Институт Новой экономики, 2016.
  4. Бродский Г.М. Право и экономика пенсионного обеспечения. СПБ., БИ 2016.
  5. Глушков В.А. Система социальной защиты населения в области социального страхования/В.А. Глушков, Р.А. Сайфутдинов, Е.В Носова, К.А. Родионова [Электронный ресурс] – URL: http://www. http://elibrary.ru(дата обращения: 28.04.2016).
  6. Дадашев А.З. Финансовая система России: Государственные внебюджетные фонды. - М.: Инфра-М, 2016
  7. Еремеева В., Какие изменения грядут в системе пенсионного обеспечения, - Человек и труд № 1, 2016.-с,67-69,
  8. Касачева О.В. Проблемы совершенствования обязательного социального страхования в Российской Федерации на современном этапе 55 [Электронный ресурс] – URL: http://www. http://elibrary.ru(дата обращения: 27.04.2017).
  9. Карпунина Е.К. Разделение институтов социального страхования и социальной помощи как условие эффективности социальной политики государства/ Е.К. Карпунина, Ю.А.Чистобаева [Электронный ресурс] – URL: http://www. http://elibrary.ru(дата обращения: 29.04.2017).
  10. Колесник А.П. Вопросы развития пенсионной системы России. Пенсия, 2016, N3.
  11. Кузнецов А.С. Развитие системы социального страхования[Электронный ресурс] – URL: http://www. http://elibrary.ru(дата обращения: 28.04.2017).
  12. Лаврова Е.Л. Анализ деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации на региональном уровне: ключевые тенденции и проблемы [Электронный ресурс] – URL: http://www. http://elibrary.ru(дата обращения: 28.04.2017).
  13. Лабунец М.В. Основные проблемы формирования доходов внебюджетных фондов РФ/ М.В. Лабунец, И.В. Сибиряткина[Электронный ресурс] – URL: http://www. http://elibrary.ru(дата обращения: 28.04.2017).
  14. Лолев Д., Овсиенко Ю. Российская пенсионная система и пути ее реформирования. //Вопросы экономики, 2016 №8.
  15. Люблин Ю.З., Роик В.Д. Российская пенсионная реформа: проблемы, противоречия, перспективы. Человек и труд, 2015, N 12.
  16. Михальчук В. Негосударственные пенсионные фонды: риски и формирование пассивов. //Финансы, 2015 №3.
  17. Общая теория финансов: Учебник / Под ред., Л, А, Дробозиной- М. Банки и биржи, ЮНИТИ, 2016
  18. Павлова Е.В. Фонд социального страхования [Электронный ресурс] – URL: http://www. http://elibrary.ru (дата обращения: 28.04.2017).
  19. Сапилов Е. Пенсии - «в награду трудов подъемлемых на службе». - Человек и труд №5, 2015.-С.49-52.
  20. Сборник "Современные проблемы пенсионной сферы", Московский центр Карнеги, М., 2016.
  21. Смирнова М.В. Страховые взносы на обязательное социальное страхование: проблемы оптимизации [Электронный ресурс] – URL: http://www. http://elibrary.ru(дата обращения: 28.04.2017).
  22. Соловьев А.Г. Ваше право на пенсию, - изд-во «Советская Россия», 2015.
  23. Финансы, Учебник для Вузов, под ред. Козлова В.Г. - М. 2015 Инфра-М.
  24. Якушев Е.Л. Пенсионное обеспечение в регионах РФ. М., 2016.
  25. Официальный сайт Фонда социального страхования Российской Федерации. [Электронный ресурс] – URL: http://fss.ru/ (дата обращения: 25.04.2016).