Файл: Фонд социального страхования Российской Федерации, его формирование.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Правовые и организационные основы Фонда социального страхования
1.1. Цели, задачи и система организации Фонда социального страхования
1.2. Структура Фонда социального страхования
Глава 2. Страховые взносы в Фонд социального страхования
2.1. Плательщики страховых взносов
2.2. Порядок и эффективности сроки оплаты сбалансированности страховых взносов
Глава 3. Вопросы совершенствования деятельности Фонда социального страхования
3.1. Проблемы правового регулирования управления финансовыми средствами ФСС РФ
3.2. Перспективы развития ФCC РФ
Список использованных источников
Конституция Российской Федерации от 12.12.93. (ред. от 21.07.2014) // Рос. газета – 1993. – 25 дек.
ФСС является страховщиком по двум видам обязательного социального страхования: на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. В настоящее время отсутствует возможность проведения взаимозачетов по данным видам страхования, которая особенно важна для организаций, испытывающих финансовые сложности. Взаимозачет мог бы реально снизить задолженность как страхователя перед Фондом, так и Фонда перед страхователем. Остается сложной процедура возврата Фондом излишне перечисленных страховых взносов. При несвоевременном осуществлении возврата таких платежей на ФСС возлагается ответственность по оплате пени. В случае возникновения задолженности за Фондом она делится на 2 вида: за счет превышения расходов над доходами (финансирование идет с расчетного счета ФСС, открытого в ГУ ЦБ), за счет переплаты страховых взносов (возврат идет уже через отделения Федерального казначейства). Важнейшей задачей формирования новой модели социального страхования является перераспределение ответственности основных субъектов социального страхования: работодателей, государства и работников.
Формирование системы обязательного социального страхования в стране требует концептуального и законодательного решения ряда крупных задач национального масштаба. Важнейшими среди них являются:
- определение финансовых механизмов отдельных видов и всей системы социального страхования с учетом формирования оптимальной нагрузки субъектов страхования, увязанной с политикой заработной платы, доходов и налоговой политикой;
- разработка методологических и правовых основ для формирования собственного правового поля социального страхования, имеющего четкие законодательные рамки и не допускающие смешения с правоотношениями, регулирующими социальную помощь и государственное социальное обеспечение;
- разграничение функций и полномочий по организации и управлению системой и отдельными видами социального страхования основных социальных субъектов (работодателей, работников и государства) с их ролевых позиций: страхователей, застрахованных, организующих и контролирующих органов;
- определение инструментария и инфраструктуры управления социальным страхованием — информационной базы, статуса актуарных центров и контрольных органов, медико-реабилитационных служб[32].
Так как каждый вид социального риска имеет свою природу и по-разному проявляется для разных категорий трудящихся, то и формы защиты и организация социального страхования развиваются по видам, которые имеют свои особенности. Только таким образом можно достаточно обоснованно рассчитывать финансовые средства, необходимые для страхования отдельных рисков и не допускать скрытого перераспределения средств при страховании различных рисков.
Развитие отдельных отраслей системы социального страхования во многом может определяться тремя основными факторами[33]:
- уровнем социального риска в обществе, выражающемся в стоимостном выражении утратившего доход по этой причине;
- степенью потери дохода, полной или частичной, постоянной или временной;
- мерой покрытия риска, устанавливаемой государством исходя из целей социальной политики.
В этой связи построение рыночной финансовой модели социального страхования имеет три взаимоувязанных аспекта[34]:
1) определение источников финансирования, как способа привлечения средств, достаточных для обеспечения гарантий социальной защиты;
2) распределение финансового бремени между основными субъектами страхования;
3) взаимосвязь использования страховых средств и нахождения оптимальных пропорций распределения и перераспределения ресурсов на основе сочетания принципа эквивалентности (по схеме взносы – выплаты) и солидарной взаимопомощи.
Рыночная модель системы социального страхования базируется на следующих принципиальных положениях:
- финансирование обеспечивается в основном за счет взносов работодателей (включаемых в себестоимость продукции) и работников (удерживаемых из зарплаты);
- размеры страховых услуг находятся в зависимости от размеров взносов. Только делающие взносы имеют право на получение услуг, которые тем значительней, чем больше размеры взносов и чем дольше их производят.
Особенности демографического и социально-экономического развития России вызывают необходимость смешанного финансирования пенсионного и других видов социального страхования (за счет средств работодателей, работников и государства). Благодаря совершенствованию системы персонифицированного учета решаются важнейшие задачи, обеспечивая прозрачность движения финансовых потоков и строгий контроль за их использованием.
Заключение
Фондом социального страхования РФ (ФСС РФ) называется государственный внебюджетный фонд, осуществляющий обязательное страхование граждан РФ и управляющий средствами государственного социального страхования.
Фонд создан 1 января 1991 г. на основании постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР от 25 декабря 1990 года «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР».
Фонд действует при правительстве РФ как финансово-кредитное учреждение специализирующееся в области государственного социального страхования.
Деятельность фонда социального страхования регламентируется, Бюджетным кодексом РФ, ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Положение о Фонде социального страхования и иными законодательными и нормативными актами.
Бюджет Фонда социального страхования не является частью бюджета Российской Федерации. Он утверждается отдельным федеральным законом.
Фонд осуществляет следующие функции:
- обеспечивает выплату пособий;
- направляет и финансирует санаторно-курортное лечение;
- участвует в государственных программах по охране здоровья работников;
- обеспечивает финансовую деятельность Фонда;
- вносит предложение об изменение размеров тарифов на государственное социальное страхование;
- повышение квалификации работников системы государственного социального страхования;
- проводит разъяснительную работу среди населения и организациями работодателями и индивидуальными предпринимателями.
Подводя итог вышеизложенному, можно особенно подчеркнуть - система обязательного социального страхования в нашем государстве постоянно совершенствуется, и это позволяет гражданам чувствовать себя более защищенными. Самарское региональное отделение Фонда социального страхования прилагает все усилия, чтобы повысить доверие жителей области к новым принципам обязательного социального страхования.
Реформирование системы обязательного социального страхования в настоящее время идет не слишком активно. Такой вывод следует из анализа как законодательной базы РФ, так и нормативно-правовых актов регионов, а также подзаконных актов. Кроме того, статистика дохода ФСС РФ за 2015-2016 гг. и правоприменительная практика в указанной сфере указывают на необходимость увеличения доходов бюджета ФСС РФ.
С целью совершенствования деятельности социального страхования в части увеличения дохода бюджета регионального отделения ФСС РФ по Самарской области, выносятся следующие предложения:
- принять Федеральный закон «О Фонде социального страхования», который бы определял его структуру, права и обязанности, порядок формирования и ответственность; - внести изменения в размер страховых тарифов по обязательному социальному страхованию на основании предварительно проведенного анализа обоснованности размера страховых тарифов с точки зрения экономических факторов и потребностей участников обязательного социального страхования;
- определить конкретный перечень средств, которые входят в базу, облагаемую страховыми взносами в связи в наличием спорного вопроса, например, о включении в облагаемую базу премий за полугодие;
- введение в систему обязательного социального страхования страховых организаций, для которых можно предусмотреть систему получения дохода в пользу ФСС РФ и его региональных отделений;
- активное вовлечение в систему обязательного социального страхования застрахованных лиц, более конкретное установление их прав, обязанностей и ответственности на законодательном уровне;
- дополняющая предыдущее предложение необходимость внесения в законодательство РФ альтернативная система избрания руководителей региональных отделений ФСС РФ;
- необходимо усилить ответственность работодателей за применение незаконных действий при оплате труда, введя соответствующие статьи в Кодекс об административных правонарушениях РФ и Уголовный кодекс РФ в связи с тем, что такие действия приводят к сокращению доходов бюджета как ФСС РФ, так и региональных отделений Фонда, в связи с тем, что противоправные действия работодателя ведут к сокращению доходов ФСС РФ и регионального отделения ФСС РФ по Самарской области;
- совершенствование просветительской и методической работы регионального отделения Фонда социального страхования по Самарской области в связи с низкой правовой грамотностью застрахованных лиц и работодателей, разъяснение необходимости уплаты страховых взносов в полном объеме и в установленные законом сроки;
- усилить контроль за взысканием недоимок по страховым взносам на обязательное социальное страхование, своевременный учет должников.
Наиболее эффективной моделью социального страхования на сегодняшний день является модель страховых платежей для работников и участие государства в финансировании социального страхования.
Введение страховых платежей для работников и участие государства в финансировании социального страхования позволят снизить страховую нагрузку на работодателей, повысить личную ответственность работников и оптимизировать весь массив экономических интересов в этой сфере.
Список использованных источников
Нормативные правовые акты
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12. 1966 г. [Электронный ресурс] – URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 26.04.2017).
- Европейская социальная хартия (перессмотренная) от 03.05.1996 [Электронный ресурс] – URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 26.04.2017).
- Конвенции МОТ от 1952 г. № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» [Электронный ресурс] – URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 26.04.2017).
Конституция Российской Федерации от 12.12.93. (ред. от 21.07.2014) // Рос. газета – 1993. – 25 дек.
- Федеральный закон от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1999. – № 16, ст. 4255. – С. 14803–14949.
- Федеральный закон от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2009. – № 4, ст. 2545.
- Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2006. – № 12, ст. 4542.
- Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1995. – № 3, ст. 124.
- Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1998. – № 10, ст. 676
- Федеральный закон от 01.12.2016 г. № 386-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2016. – № 15, ст. 3587.
- О Фонде социального страхования Российской Федерации: Постановление Правительства Рос. Федерации от 12.02.1994 № 101 [Электронный ресурс] – URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 27.04.2017).
Специальная литература
- Афанасьев С.А., Люблин Ю.З. Прогноз в области пенсионного обеспечения до 2001 г.: требуется передел доходов в пользу пенсионеров. Пенсия, 2016, N2.
- Баскаков В.Н., Баскакова М.Е. О пенсиях для мужчин и женщин: социальные аспекты пенсионной реформы. М.: Московский философский фонд. – 2015.
- Большой экономический словарь. / Под ред. Н. Арилияна. - М.: Институт Новой экономики, 2016.
- Бродский Г.М. Право и экономика пенсионного обеспечения. СПБ., БИ 2016.
- Глушков В.А. Система социальной защиты населения в области социального страхования/В.А. Глушков, Р.А. Сайфутдинов, Е.В Носова, К.А. Родионова [Электронный ресурс] – URL: http://www. http://elibrary.ru(дата обращения: 28.04.2016).
- Дадашев А.З. Финансовая система России: Государственные внебюджетные фонды. - М.: Инфра-М, 2016
- Еремеева В., Какие изменения грядут в системе пенсионного обеспечения, - Человек и труд № 1, 2016.-с,67-69,
- Касачева О.В. Проблемы совершенствования обязательного социального страхования в Российской Федерации на современном этапе 55 [Электронный ресурс] – URL: http://www. http://elibrary.ru(дата обращения: 27.04.2017).
- Карпунина Е.К. Разделение институтов социального страхования и социальной помощи как условие эффективности социальной политики государства/ Е.К. Карпунина, Ю.А.Чистобаева [Электронный ресурс] – URL: http://www. http://elibrary.ru(дата обращения: 29.04.2017).
- Колесник А.П. Вопросы развития пенсионной системы России. Пенсия, 2016, N3.
- Кузнецов А.С. Развитие системы социального страхования[Электронный ресурс] – URL: http://www. http://elibrary.ru(дата обращения: 28.04.2017).
- Лаврова Е.Л. Анализ деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации на региональном уровне: ключевые тенденции и проблемы [Электронный ресурс] – URL: http://www. http://elibrary.ru(дата обращения: 28.04.2017).
- Лабунец М.В. Основные проблемы формирования доходов внебюджетных фондов РФ/ М.В. Лабунец, И.В. Сибиряткина[Электронный ресурс] – URL: http://www. http://elibrary.ru(дата обращения: 28.04.2017).
- Лолев Д., Овсиенко Ю. Российская пенсионная система и пути ее реформирования. //Вопросы экономики, 2016 №8.
- Люблин Ю.З., Роик В.Д. Российская пенсионная реформа: проблемы, противоречия, перспективы. Человек и труд, 2015, N 12.
- Михальчук В. Негосударственные пенсионные фонды: риски и формирование пассивов. //Финансы, 2015 №3.
- Общая теория финансов: Учебник / Под ред., Л, А, Дробозиной- М. Банки и биржи, ЮНИТИ, 2016
- Павлова Е.В. Фонд социального страхования [Электронный ресурс] – URL: http://www. http://elibrary.ru (дата обращения: 28.04.2017).
- Сапилов Е. Пенсии - «в награду трудов подъемлемых на службе». - Человек и труд №5, 2015.-С.49-52.
- Сборник "Современные проблемы пенсионной сферы", Московский центр Карнеги, М., 2016.
- Смирнова М.В. Страховые взносы на обязательное социальное страхование: проблемы оптимизации [Электронный ресурс] – URL: http://www. http://elibrary.ru(дата обращения: 28.04.2017).
- Соловьев А.Г. Ваше право на пенсию, - изд-во «Советская Россия», 2015.
- Финансы, Учебник для Вузов, под ред. Козлова В.Г. - М. 2015 Инфра-М.
- Якушев Е.Л. Пенсионное обеспечение в регионах РФ. М., 2016.
- Официальный сайт Фонда социального страхования Российской Федерации. [Электронный ресурс] – URL: http://fss.ru/ (дата обращения: 25.04.2016).