Файл: Ответственность за нарушение законодательства о рекламе (Правовое регулирование рекламной деятельности).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие, сущность и виды рекламы
1.2 Правовое регулирование рекламной деятельности
2. Применение гражданской и административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе
2.1 Правовое регулирование ответственности за нарушение законодательства о рекламе
2.2 Направления совершенствования ответственности за нарушение законодательства о рекламе
2.2 Направления совершенствования ответственности за нарушение законодательства о рекламе
Необходимо отметить, что публичное опровержение недостоверной рекламы, контрреклама является достаточно распространенной формой гражданской ответственности. При обращении в суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы необходимо установление факта недостоверности рекламных сведений, а также вступившее в силу решение антимонопольного органа, по которому реклама признана ненадлежащей, нарушающей требования Федерального закона «О рекламе». Для требования в судебном порядке публичного опровержения недостоверной рекламы заявителю необходимо иметь доказательства недостоверности распространенных сведений. Однако часто возникают трудности с документальным подтверждением наступления вредных последствий от распространения недостоверной рекламы.
В случае установления антимонопольным органом факта распространения недостоверной рекламы и выдачи соответствующего предписания антимонопольный орган вправе обратиться в установленном порядке в суд или арбитражный суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе). Публичное опровержение производится за счет рекламодателя, при этом суд или арбитражный суд определяет форму, место и сроки размещения такого опровержения, а также порядок обжалования.
Из вышеуказанного следует, что антимонопольный орган опосредует свое право потребовать от рекламодателя опровержения недостоверной рекламы от лица государства при необходимости защитить неопределенный круг потребителей от вредоносного воздействия недостоверной рекламы.
А лицо, права и интересы которого нарушены в результате распространения недостоверной рекламы, всегда осуществляет защиту только своих прав.
Необходимо отметить, что законодатель отождествляет опровержение недостоверной рекламы с контррекламой, однако не раскрывает понятие контррекламы как таковой. В своих трудах А.А. Гогин указывает, что «контрреклама - это специфическая санкция, направленная на опровержение ненадлежащей рекламы и не относящаяся к какому-либо традиционному виду юридической ответственности, поэтому ее следует считать особой формой юридической ответственности, хотя ни в одном нормативном правовом акте законодатель не говорит об этом конкретно»[17].
Выглядит убедительной позиция о том, что с точки зрения гражданско-правовой ответственности здесь контрреклама выполняет компенсационную функцию, а с точки зрения административного воздействия выполняет защитную функцию. Из чего следует, что под контррекламой следует понимать опровержение недостоверной рекламы, направленное на ликвидацию вызванных ею последствий для частных и общественных интересов.
Что же касается административной ответственности, то законодатель в части 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» указывает, что нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Под административной ответственностью понимается вид юридической ответственности, который определяет обязательства субъекта претерпевать лишения государственно-властного характера за совершение административного правонарушения. В роли государственно-властного органа в сфере рекламы выступает Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы.
В Федеральном законе «О рекламе» законодатель предусмотрительно выделяет субъектный состав участников по производству, размещению и распространению рекламы. Такое различие в субъектном составе участников этих правоотношений и различие в объекте рекламирования, к которому формируется и поддерживается интерес, позволяет отграничивать одну рекламу от другой и давать ей самостоятельную правовую оценку. Из этого следует, что за совершение нескольких административных правонарушений виновное лицо привлекается к административной ответственности за каждый факт ненадлежащей рекламы конкретного товара отдельно.
Особый интерес вызывает часть 5 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», где законодатель указывает, что федеральными законами за умышленное нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе могут быть установлены иные меры ответственности. В соответствии с этим закономерно возникает вопрос: какие иные меры законодатель имеет в виду, формулируя указанную правовую норму? На наш взгляд, здесь речь ведется об уголовной ответственности. Однако необходимо помнить, что ранее статьей 182 Уголовного кодекса Российской Федерации была установлена уголовная ответственность за использование в рекламе заведомо ложной информации, но Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 162-ФЗ указанная статья признана утратившей силу и уголовная ответственность за заведомо ложную рекламу исключена[18].
Вероятно, следует понимать, что наличие комментируемой нормы подразумевает под собой возможность введения уголовной ответственности за умышленное нарушение законодательства о рекламе с целью получить прибыль, причинившее существенный ущерб государственным или общественным интересам. Возможно, тем самым законодатель подчеркивает значимость социальной ответственности, которую должны нести субъекты рекламной деятельности за последствия своих противоправных действий. Представляется убедительной позиция о том, что законодателю необходимо изменить данную норму и возвратить уголовную ответственность за заведомо ложную рекламу. В своих трудах М.В. Баранова указывает, что «сохранение уголовной ответственности за заведомо ложную рекламу выступит мощным профилактическим средством, действенным «стопором» совершения наиболее опасных посягательств на потребительские права граждан»[19].
Из изложенного выше следует, что ч. 5 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» требует дополнительной доработки законодателем. Кроме того, как нам представляется, можно предложить внесение такого дополнения в статью 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»: «Контрреклама - это официальное опровержение недостоверной рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий».
Заключение
Реклама - это самый действенный способ рассказать и при желании показать продукцию своей компании. Не одна современная фирма не сможет обойтись без хорошей рекламы. Ведь не зря сказано что реклама это двигатель торговли, она воздействует на сбыт товара его эффективность на рынке. Эффективность рекламы выражается в изучении знакомства целевой аудитории с информацией об исследуемой фирме и ее товарах, а также о том, что именно о них известно, какой образ фирмы и товаров сформировался и каково отношение к ним.
Рекламное законодательство - это различные нормативные акты, именуемые источниками права и содержащие правовые нормы, регулирующие отношения в сфере рекламы. К рекламному законодательству относятся не только законы, но и подзаконные нормативные акты. В соответствии с Конституцией РФ, со ст. 4 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», с решением Конституционного Суда РФ от 04.03.1997 № 4-П законодательство о рекламе относится к федеральному ведению и не может включать нормативные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления. Единственное исключение составляют нормативные акты, регулирующие региональные и местные вопросы рекламной деятельности.
В соответствии с действующими законами за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе субъекты рекламной деятельности несут гражданскую и административную ответственность.
Из изложенного выше следует, что ч. 5 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» требует дополнительной доработки законодателем. Кроме того, как нам представляется, можно предложить внесение такого дополнения в статью 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»: «Контрреклама - это официальное опровержение недостоверной рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий».
Список литературных источников
Правовые акты
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301
- Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О рекламе» // «Собрание законодательства РФ», 20.03.2006, N 12, ст. 1232.
- Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О государственном языке Российской Федерации» // «Российская газета», N 120, 07.06.2005.
Литература
- Губин Е.П., Лаутс Е.Б. Лекции по предпринимательскому праву. Новое в правовом регулировании бизнеса. - М.: Юнити, 2013. – 458 с.
- Демидов В.Е. Сущность рекламы и психология ее восприятия. – М.: АСТ, 2013. – 445 с.
- Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. - М.: Инфра-М, 2014. – 233с.
- Ромат Е.В. Реклама. – СПб: Питер, 2012. – 271 с.
- Баранова М.В. «Черные дыры» в российском законодательстве // Юридический журнал. - 2013. - № 2. - С. 35-43.
- Гогин А.А. Ответственность за нарушение Федерального закона «О рекламе» // Право и политика. - 2014. - № 5. – С. 15-19
-
Демидов В.Е. Сущность рекламы и психология ее восприятия. – М.: АСТ, 2013. – С. 214 ↑
-
Ромат Е.В. Реклама. – СПб: Питер, 2012. – С. 128 ↑
-
Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. - М.: Инфра-М, 2014. – С. 142-148 ↑
-
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О рекламе» // «Собрание законодательства РФ», 20.03.2006, N 12, ст. 1232. ↑
-
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О рекламе» // «Собрание законодательства РФ», 20.03.2006, N 12, ст. 1232. ↑
-
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О рекламе» // «Собрание законодательства РФ», 20.03.2006, N 12, ст. 1232. ↑
-
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О рекламе» // «Собрание законодательства РФ», 20.03.2006, N 12, ст. 1232. ↑
-
Губин Е.П., Лаутс Е.Б. Лекции по предпринимательскому праву. Новое в правовом регулировании бизнеса. - М.: Юнити, 2013. – С. 139 ↑
-
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О рекламе» // «Собрание законодательства РФ», 20.03.2006, N 12, ст. 1232. ↑
-
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О рекламе» // «Собрание законодательства РФ», 20.03.2006, N 12, ст. 1232. ↑
-
Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О государственном языке Российской Федерации» // «Российская газета», N 120, 07.06.2005. ↑
-
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О рекламе» // «Собрание законодательства РФ», 20.03.2006, N 12, ст. 1232. ↑
-
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О рекламе» // «Собрание законодательства РФ», 20.03.2006, N 12, ст. 1232. ↑
-
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301 ↑
-
Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. - М.: Инфра-М, 2010. – С. 128 ↑
-
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О рекламе» // «Собрание законодательства РФ», 20.03.2006, N 12, ст. 1232. ↑
-
Гогин А.А. Ответственность за нарушение Федерального закона «О рекламе» // Право и политика. - 2014. - № 5. – С. 15-19 ↑
-
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О рекламе» // «Собрание законодательства РФ», 20.03.2006, N 12, ст. 1232. ↑
-
Баранова М.В. «Черные дыры» в российском законодательстве // Юридический журнал. - 2013. - № 2. - С. 35-43. ↑