Файл: Ответственность за нарушение законодательства о рекламе (Правовое регулирование рекламной деятельности).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие, сущность и виды рекламы
1.2 Правовое регулирование рекламной деятельности
2. Применение гражданской и административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе
2.1 Правовое регулирование ответственности за нарушение законодательства о рекламе
2.2 Направления совершенствования ответственности за нарушение законодательства о рекламе
Функции одного или нескольких участников рекламной деятельности могут совпадать в одном лице. В роли рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей могут выступать юридические лица и физические лица - индивидуальные предприниматели, поскольку на объявления физических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, действие Закона «О рекламе» не распространяется.
В то же время в Законе «О рекламе» отсутствует такой субъект российского рекламного бизнеса, как рекламное агентство, которое по нынешним реалиям не может уложиться в понятия «рекламопроизводитель» и «рекламораспространитель»[7].
Права и обязанности субъектов рекламных отношений определяются законодательством о рекламе и договором. Субъектом рекламных отношений являются также потребители рекламы, т.е. лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.
Важнейшими субъектами рекламных отношений, осуществляющими государственный контроль за соблюдением законодательства о рекламе, являются Федеральный антимонопольный орган (ФАС России) и его территориальные органы.
Кроме ФАС России контроль в сфере рекламы осуществляют и другие органы государственной и муниципальной власти, в том числе Государственная инспекция безопасности дорожного движения, Министерство связи и массовых коммуникаций.
Федеральная антимонопольная служба РФ наделена следующими полномочиями:
- предупреждает и пресекает факты ненадлежащей рекламы, допущенные юридическими и физическими лицами;
- направляет рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе, решений об осуществлении контррекламы;
- направляет материалы о нарушениях законодательства РФ о рекламе в органы, выдавшие лицензию, для решения вопроса о приостановлении или о досрочном аннулировании лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности;
- направляет в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений в области рекламы;
- вправе предъявлять иски в суды, арбитражные суды, в том числе в интересах неопределенного круга потребителей рекламы, в связи с нарушением рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями законодательства РФ о рекламе и о признании недействительными сделок, связанных с ненадлежащей рекламой;
- вправе заключать с рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями соглашения о соблюдении ими правил и обычаев рекламной практики.
Сотрудники ФАС (его территориальных органов) в целях выполнения возложенных на этот орган функций по контролю за соблюдением законодательства РФ о рекламе имеют право беспрепятственного доступа ко всем необходимым документам и другим материалам рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей. При этом полученные таким образом сведения, составляющие коммерческую тайну, разглашению не подлежат. В случае разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну, причиненные убытки подлежат возмещению федеральным антимонопольным органом (его территориальным органом) в порядке, установленном законодательством.
Помимо государственных органов контроль в сфере производства и распространения осуществляют органы саморегулирования в области рекламы - общественные организации (объединения), ассоциации и союзы юридических лиц, занимающихся рекламной деятельностью[8].
По мере развития рекламы и рекламного бизнеса формировалась и система регламентирования рекламной деятельности, которая в настоящее время включает:
- государственное регулирование, выражающееся в законодательной регламентации рекламной деятельности, в том числе основных форм и правил;
- саморегулирование: общественный контроль за соблюдением правил поведения в рекламном бизнесе в лице общественных и профессиональных организаций рекламистов, потребителей, рекламодателей.
Важнейшими нормативными правовыми актами, регулирующими отношения на федеральном уровне в сфере рекламы, помимо названного Закона «О рекламе», являются:
- Федеральный закон от 8 июня 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей»;
- постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе»;
- постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508 «Об утверждении правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе»;
- ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения».
Соответствующие акты могут приниматься субъектами РФ. Так, в Москве было принято Постановление Правительства Москвы № 902-ПП от 25.12.13 «О размещении информационных конструкций в городе Москве».
Основными функциями законодательного обеспечения рекламной деятельности являются:
- упорядочивание и регулирование отношений в сфере рекламы (регулятивная функция);
- защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы (охранительная функция);
- создание условий для эффективного решения с помощью рекламы экономических, социальных и общественно-политических задач (воспитательная и организационная функции)[9].
Общие требования к рекламе перечислены в ст. 5 Закона «О рекламе», в которой выделены следующие пункты: реклама должна быть распознаваема без применения технических средств именно как реклама в момент ее представления. Использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также в печатной продукции не рекламного характера целенаправленного обращения внимания потребителей рекламы на конкретную марку (модель, артикул) товара либо на изготовителя, исполнителя, продавца для формирования и поддержания интереса к ним без надлежащего предварительного сообщения об этом (в частности, путем пометки «на правах рекламы») не допускается[10].
Поскольку реклама обращена к неопределенному кругу лиц, на территории РФ она должна распространяться на русском языке. На государственных языках республик и родных языках народов РФ реклама может распространяться дополнительно, по усмотрению рекламодателей[11]. Если деятельность рекламодателя является лицензируемой, в рекламе должен быть указан номер лицензии и орган, ее выдавший. Реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться соответствующей пометкой. Не допускается реклама товаров, запрещенных к производству и реализации на территории РФ. Использование в рекламе объектов исключительных прав допускается только в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Реклама не должна побуждать к насилию, агрессии, возбуждать панику, побуждать к опасным действиям. Не допускается реклама, нарушающая интересы несовершеннолетних. Кроме того, в соответствии с нормами Закона «О рекламе» не допускается ненадлежащая реклама, т.е. реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, в частности недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная, скрытая реклама[12].
Закон «О рекламе» устанавливает также специальные требования, которые могут касаться различных аспектов изготовления, распространения рекламы, ее содержания.
Требования к рекламе некоторых видов товаров содержатся также в специальных законодательных актах (федеральные законы «О лекарственных средствах», «О наркотических средствах и психотропных веществах», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).
Сформулированные в ст. 17 Закона «О рекламе» требования детализированы в специальных нормативных актах. Так, требования к рекламе на рынке ценных бумаг определены гл. 9 Федерального закона «О рынке ценных бумаг».
2. Применение гражданской и административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе
2.1 Правовое регулирование ответственности за нарушение законодательства о рекламе
В соответствии с действующими законами за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе субъекты рекламной деятельности несут гражданскую и административную ответственность.
В части 1 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» законодатель предусматривает гражданскую ответственность - «нарушение физическими и юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством»[13].
Под гражданской ответственностью следует понимать негативные последствия, которые возникают в результате гражданского правонарушения.
Такие последствия предусматривают обязанность правонарушителя совершить определенное имущественное действие, здесь речь идет о возмещении убытка и уплате неустойки, вышеуказанное действие всегда направлено на удовлетворение законного интереса лица, чье право было нарушено, либо о лишении определенных гражданских прав правонарушителя.
Однако нередко речь может также идти и о понуждении совершить определенные действия, например, дать опровержение недобросовестной информации. К исполнению этих действий правонарушитель может быть принужден по иску потерпевшего, то есть ответственность на правонарушителя может быть возложена судом. Гражданско-правовая ответственность включает в себя и право гражданина на денежную компенсацию морального вреда, причиненного ему недостоверной рекламой, содержащей порочащие сведения, не соответствующие действительности.
Гражданско-правовая ответственность за нарушение законодательства о рекламе возникает в случаях, когда существует состав гражданского правонарушения: противоправное поведение правонарушителя, наступившие вредоносные последствия, причинная связь между ними, а также вина правонарушителя. Субъекты предпринимательской деятельности, к которым относятся, в частности, субъекты рекламной деятельности, в соответствии с пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, несут гражданско-правовую ответственность и при отсутствии их вины[14].
Суммы штрафов за нарушение законодательства о рекламе и неисполнение предписаний антимонопольного органа зачисляются в бюджеты бюджетной системы РФ в следующем порядке:
- в федеральный бюджет - 40 процентов;
- в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрированы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, допустившие нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, - 60 процентов.
Уплата штрафа не освобождает от исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Если должника принуждают к исполнению обязательства в первоначальном виде, либо путем компенсации убытков, наступает ответственность. Таким образом, то, что мы обычно называем ответственностью по обязательству, является в целом ничем иным как обязанностью должника в обязательственном правоотношении[15].
При нарушении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц ненадлежащей рекламой законодатель закрепляет право обратиться в суд с требованием ее публичного опровержения. В части 2 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» законодатель указывает, что лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд. Лица вправе обращаться в суд с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы, контррекламе. Истцы по искам о возмещении вреда, причиненного ненадлежащей рекламой здоровью, имуществу, чести, достоинству и деловой репутации, освобождаются от уплаты государственной пошлины[16].