Файл: Ответственность за нарушение законодательства о рекламе (Правовое регулирование рекламной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Функции одного или нескольких участников рекламной де­ятельности могут совпадать в одном лице. В роли рекламодате­лей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей могут выступать юридические лица и физические лица - индивидуаль­ные предприниматели, поскольку на объявления физических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской дея­тельности, действие Закона «О рекламе» не распространяется.

В то же время в Законе «О рекламе» отсутствует такой субъект российского рекламного бизнеса, как рекламное агентство, которое по нынешним реалиям не может уложиться в понятия «рекламопроизводитель» и «рекламораспространитель»[7].

Права и обязанности субъектов рекламных отношений определяются законодательством о рекламе и договором. Субъектом рекламных отношений являются также потребители ре­кламы, т.е. лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.

Важнейшими субъектами рекламных отношений, осу­ществляющими государственный контроль за соблюдением за­конодательства о рекламе, являются Федеральный антимоно­польный орган (ФАС России) и его территориальные органы.

Кроме ФАС России контроль в сфере рекламы осуществ­ляют и другие органы государственной и муниципальной вла­сти, в том числе Государственная инспекция безопасности до­рожного движения, Министерство связи и массовых коммуни­каций.

Федеральная антимонопольная служба РФ наделена следу­ющими полномочиями:

  • предупреждает и пресекает факты ненадлежащей рекла­мы, допущенные юридическими и физическими лицами;
  • направляет рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям предписания о прекращении нару­шения законодательства РФ о рекламе, решений об осуществле­нии контррекламы;
  • направляет материалы о нарушениях законодательства РФ о рекламе в органы, выдавшие лицензию, для решения во­проса о приостановлении или о досрочном аннулировании ли­цензии на осуществление соответствующего вида деятельности;
  • направляет в органы прокуратуры, другие правоохрани­тельные органы по подведомственности материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступ­лений в области рекламы;
  • вправе предъявлять иски в суды, арбитражные суды, в том числе в интересах неопределенного круга потребителей ре­кламы, в связи с нарушением рекламодателями, рекламопроиз­водителями и рекламораспространителями законодательства РФ о рекламе и о признании недействительными сделок, связанных с ненадлежащей рекламой;
  • вправе заключать с рекламодателями, рекламопроизводи­телями и рекламораспространителями соглашения о соблюдении ими правил и обычаев рекламной практики.

Сотрудники ФАС (его территориальных органов) в целях выполнения возложенных на этот орган функций по контролю за соблюдением законодательства РФ о рекламе имеют право бес­препятственного доступа ко всем необходимым документам и другим материалам рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей. При этом полученные таким обра­зом сведения, составляющие коммерческую тайну, разглашению не подлежат. В случае разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну, причиненные убытки подлежат возмеще­нию федеральным антимонопольным органом (его территори­альным органом) в порядке, установленном законодательством.

Помимо государственных органов контроль в сфере произ­водства и распространения осуществляют органы саморегулиро­вания в области рекламы - общественные организации (объеди­нения), ассоциации и союзы юридических лиц, занимающихся рекламной деятельностью[8].

По мере развития рекламы и рекламного бизнеса формиро­валась и система регламентирования рекламной деятельности, которая в настоящее время включает:

  • государственное регулирование, выражающееся в зако­нодательной регламентации рекламной деятельности, в том числе основных форм и правил;
  • саморегулирование: общественный контроль за соблюдени­ем правил поведения в рекламном бизнесе в лице общественных и профессиональных организаций рекламистов, потребителей, рекламодателей.

Важнейшими нормативными правовыми актами, регулиру­ющими отношения на федеральном уровне в сфере рекламы, помимо названного Закона «О рекламе», являются:

  • Федеральный закон от 8 июня 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508 «Об утверждении правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законода­тельства Российской Федерации о рекламе»;
  • ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на дорогах и тер­риториях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размеще­ния».

Соответствующие акты могут приниматься субъектами РФ. Так, в Москве было принято Постановление Правительства Москвы № 902-ПП от 25.12.13 «О размещении информационных конструкций в городе Москве».


Основными функциями законодательного обеспечения ре­кламной деятельности являются:

  • упорядочивание и регулирование отношений в сфере ре­кламы (регулятивная функция);
  • защита от недобросовестной конкуренции в области рекла­мы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы (охранительная функция);
  • создание условий для эффективного решения с помощью рекламы экономических, социальных и общественно­-политических задач (воспитательная и организационная функции)[9].

Общие требования к рекламе перечислены в ст. 5 Закона «О рекламе», в которой выделены следующие пункты: реклама должна быть распознаваема без применения технических средств именно как реклама в момент ее представления. Использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также в печатной продук­ции не рекламного характера целенаправленного обращения вни­мания потребителей рекламы на конкретную марку (модель, арти­кул) товара либо на изготовителя, исполнителя, продавца для фор­мирования и поддержания интереса к ним без надлежащего предва­рительного сообщения об этом (в частности, путем пометки «на правах рекламы») не допускается[10].

Поскольку реклама обращена к неопределенному кругу лиц, на территории РФ она должна распространяться на русском языке. На государственных языках республик и родных языках народов РФ реклама может распространяться дополнительно, по усмотре­нию рекламодателей[11]. Если деятельность рекламодателя является лицензируемой, в рекламе должен быть указан номер лицензии и орган, ее выдавший. Реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться соответствующей помет­кой. Не допускается реклама товаров, запрещенных к производству и реализации на территории РФ. Использование в рекламе объектов исключительных прав допускается только в порядке, предусмот­ренном законодательством РФ. Реклама не должна побуждать к насилию, агрессии, возбуждать панику, побуждать к опасным дей­ствиям. Не допускается реклама, нарушающая интересы несовер­шеннолетних. Кроме того, в соответствии с нормами Закона «О ре­кламе» не допускается ненадлежащая реклама, т.е. реклама, в кото­рой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, в частности недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная, скрытая реклама[12].


Закон «О рекламе» устанавливает также специальные требо­вания, которые могут касаться различных аспектов изготовления, распространения рекламы, ее содержания.

Требования к рекламе некоторых видов товаров содержатся также в специальных законодательных актах (федеральные законы «О лекарственных средствах», «О наркотических средствах и психотропных веществах», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).

Сформулированные в ст. 17 Закона «О рекламе» требования детализированы в специальных нормативных актах. Так, требова­ния к рекламе на рынке ценных бумаг определены гл. 9 Федераль­ного закона «О рынке ценных бумаг».

2. Применение гражданской и административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе 

2.1 Правовое регулирование ответственности за нарушение законодательства о рекламе

В соответствии с действующими законами за нарушение законодатель­ства Российской Федерации о рекла­ме субъекты рекламной деятельности несут гражданскую и административ­ную ответственность.

В части 1 статьи 38 Федерально­го закона «О рекламе» законодатель предусматривает гражданскую ответ­ственность - «нарушение физически­ми и юридическими лицами законо­дательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответствен­ность в соответствии с гражданским законодательством»[13].

Под гражданской ответственностью следует понимать негативные послед­ствия, которые возникают в резуль­тате гражданского правонарушения.

Такие последствия предусматривают обязанность правонарушителя совер­шить определенное имущественное действие, здесь речь идет о возмеще­нии убытка и уплате неустойки, выше­указанное действие всегда направле­но на удовлетворение законного инте­реса лица, чье право было нарушено, либо о лишении определенных граж­данских прав правонарушителя.


Однако нередко речь может также идти и о понуждении совершить опре­деленные действия, например, дать опровержение недобросовестной ин­формации. К исполнению этих дей­ствий правонарушитель может быть принужден по иску потерпевшего, то есть ответственность на правонарушителя может быть возложена судом. Гражданско-правовая от­ветственность включает в себя и право граждани­на на денежную компенсацию морального вреда, причиненного ему недостоверной рекламой, со­держащей порочащие сведения, не соответствую­щие действительности.

Гражданско-правовая ответственность за нару­шение законодательства о рекламе возникает в случаях, когда существует состав гражданского правонарушения: противоправное поведение правона­рушителя, наступившие вредоносные последствия, причинная связь между ними, а также вина правонарушите­ля. Субъекты предпринимательской деятельности, к которым относятся, в частности, субъекты рекламной дея­тельности, в соответствии с пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Рос­сийской Федерации, несут граждан­ско-правовую ответственность и при отсутствии их вины[14].

Суммы штрафов за нарушение законодательства о рекламе и неисполнение предписаний антимонопольного органа зачисляются в бюджеты бюджетной системы РФ в следующем порядке:

  • в федеральный бюджет - 40 процентов;
  • в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрированы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, допустившие нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, - 60 процентов.

Уплата штрафа не освобождает от исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Если должника принуждают к исполнению обязательства в первоначальном виде, либо путем компенсации убытков, наступает от­ветственность. Таким образом, то, что мы обычно называем ответствен­ностью по обязательству, является в целом ничем иным как обязанностью должника в обязательственном правоотношении[15].

При нарушении имущественных и личных неимущественных прав граж­дан и юридических лиц ненадлежащей рекламой законодатель закрепляет право обратиться в суд с требованием ее публичного опровержения. В части 2 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» законодатель указывает, что лица, права и интересы которых нарушены в результате распростране­ния ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном поряд­ке в суд или арбитражный суд. Лица вправе обращаться в суд с исками о возмещении убытков, включая упу­щенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опро­вержении недостоверной рекламы, контррекламе. Истцы по искам о воз­мещении вреда, причиненного ненадлежащей ре­кламой здоровью, имуществу, чести, достоинству и деловой репутации, освобождаются от уплаты государственной пошлины[16].