Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические исследования роли денег в кейнсианской и монетаристской теориях
1.1. Взгляд на роль денег в кейнсианской теории
1.2. Деньги в теории монетаризма
Глава 2. Проблемы монетарной политики России
2.1. Основные проблемы монетарной политики на современном этапе развития экономики
2.2. Анализ монетарной политики России
Глава 3. Пути решения проблем монетарной политики
В итоге данный подход по решению поставленной проблемы предполагает минимизацию риска кредитования через прямое воздействие на политику кредитования каждого банка. Ключевой особенностью данного подхода является значительное снижение временного лага, что повысит эффективность проведения монетарной политики государством и выведет ее на новый уровень.
2. Эффект сигнала
Главный аспект данной проблемы – это непонимание участниками рынка проводимой центральным банком политики. Поэтому действия центробанка следует сделать более прозрачными. Конечно, в настоящее время центральные банки многих государств, в частности ФРС Соединенных Штатов, выступают с пресс-релизами, направленными на разъяснение своей монетарной политики. Однако такие действия не имеют эффективности в краткосрочном периоде. С целью избежать неопределенности в действиях монетарных властей и сгладить волатильность рынков целесообразно расширить сведения, публикуемые в стандартных финансовых отчетах по деятельности коммерческих банков. Следует указывать подробную информацию о кредитной деятельности банка и операциях с кредитными бондами. В результате получения этих данных участники рынка будут располагать подробной информацией о деятельности банков и проводимых в их отношении действиях центрального банка, что увеличит доверие к банковской системе и уменьшит риск высокой волатильности, позволив сформировать более прозрачный рынок капитала, а следовательно, в большей степени подчинит его развитие денежно-кредитной политике, проводимой государством.
3. Рефинансирование
Данная проблема автоматически находит свое решение при использовании кредитных бондов. Поскольку, приобретая бонды при выдаче кредита, банки в то же время воздействуют на ставку по кредиту через уменьшение собственной ликвидности. Следовательно, изменяются аспекты рефинансирования. Способов воздействовать на банки с целью обеспечения ими выполнения операций с кредитными бондами при выдаче кредита может быть несколько. Самый простой – это законодательно обязать банки проводить данные операции. Однако такой подход сопряжен с негативными тенденциями по вмешательству государства в частный сектор. Другой вариант – это ощутимое, но все же косвенное воздействие. Как пример – создание определенного рейтинга банков по риску. В зависимости от позиций в рейтинге для каждого банка будет своя налоговая нагрузка и ограничения на проводимые операции. Следовательно, если банк хочет полноценно работать на территории определенной страны, ему нужно будет покупать кредитные бонды. Данный подход в полной мере соответствует концепции снижения риска банковского сектора и тому особенному положению, которое он занимает в народном хозяйстве.
4. Возможность инфляции
Полностью устранить проблему инфляции не представляется возможным, поскольку любое изменение в предложении денег неминуемо оказывает воздействие на инфляцию. Единственное, что представляется возможным сделать, – это повысить эффективность системы настолько, чтобы деньги в меньшей степени оставались в виде нераспределенной прибыли на банковских счетах, и снизить возможность образования пузырей на финансовых рынках, поскольку первое – это номинальное повышение инфляции при отсутствии прямого воздействия на рост экономики, второе – это перемещение денежных потоков на рынок капитала, что замедляет развитие других отраслей народного хозяйства и вызывает рост цен. Избежать этих двух негативных аспектов возможно при использовании кредитных бондов в рамках прозрачной системы, призванной стимулировать кредитование, а, следовательно, повышать реальный ВВП. Для того чтобы не позволять денежным потокам застревать на финансовых рынках, следует вводить ряд вышеизложенных мер, призванных обеспечивать прозрачность рынка капитала. В результате ликвидность кредитных бондов и их производных будет расти, что позволит банкам быстро восстанавливать свою потребность в ликвидности и вкладывать деньги в развитие отраслей народного хозяйства через кредитование.
Выводы по Главе 3
В синтезе кейнсианства и монетаризма лежит оптимальный вариант проведения денежно-кредитной политики. В целях совершенствования монетарной политики необходимо развитие внутреннего спроса и стимулирования государственных резервов. Изменение в инструментах проведения денежно-кредитной политики окажет свое влияние на трилемму монетарной политики (monetary policy trillema), сместив акцент управления на фиксирование валютного курса. Такое направление позволит установить стабильность валютного курса и обеспечить развитие открытого рынка капитала. Однако будет утрачена независимость монетарной политики. Выдвигаемый в рамках трилеммы подход позволит: повысить конкурентоспособность на внешних рынках путем удержания определенного валютного курса; повысит эффективность монетарной политики путем более тесной интеграции ее инструментов в рынок капитала; снизит риски банковских шоков и волатильности на финансовых рынках через государственное регулирование денежно-кредитной политики. При этом не исключены дальнейшие действия со стороны государства по снижению рисков на рынке капитала, не связанных напрямую с деятельностью монетарных властей, с тем, чтобы повысить устойчивость финансовых рынков и сделать их более привлекательными для инвесторов. В результате выстроится новая парадигма риска на рынке капитала, в частности на рынке денег и фондовом рынке, с тем, чтобы уменьшить волатильность данных рынков и в большей степени подчинить их вектору развития проводимой государством монетарной политики.
Под влиянием предложенных изменений претерпит преобразование структура рынка капитала. Так, рынок денег будет более тесно интегрирован в фондовый рынок и рынок деривативов. В свою очередь, операции на открытом рынке через казначейские облигации по-прежнему будут выступать в качестве инструмента проведения монетарной политики. Однако степень их эффективности будет уступать операциям с кредитными бондами, тем не менее, казначейские бонды будут выступать в качестве общетрендового инструмента де-нежно-кредитной политики, в свою очередь кредитные бонды будут представлять собой инструмент для более точной настройки монетарной политики. Исходя из этого, можно утверждать, что система по управлению монетарной политикой претерпит изменения в силу интеграции нового элемента.
С точки зрения экономической теории, предлагаемые изменения в проведении монетарной политики отражают кейнсианские принципы о регуляции рынка как хаотичной системы, неспособной к саморавновесию. Однако, поддерживая дискреционные действия по управлению монетарной политикой, автор не отрицает важность проведения долгосрочных действий. Долгосрочная политика должна корректироваться, чтобы устранить внешние воздействия и продолжить курс монетарной политики. В связи с этим предлагаемая концепция носит не реанимирующий характер, на что в большей степени была направлена теория Кейнса, а является новой системой, направленной на предотвращение стагнации в экономике и снижение волатильности на рынках капитала. Помимо этого, выдвигаемая концепция по изменению уровня процента одновременно затрагивает как кредитный рынок, что ведет к росту производства, так и финансовый рынок, ибо в предлагаемом подходе эти два сегмента экономики связываются вместе.
Стоит отметить, что во времена Кейнса осуществить подобное было маловероятно либо внедрение данной системы было бы не эффективно. Основной проблемой по изменению инструментов монетарной политики стал бы технологический фактор. Именно благодаря стремительному развитию технологий и процессов виртуализации в экономике, сегодня можно осуществить предлагаемую автором концепцию. Основная задача по эффективному функционированию системы кредитных бондов – это скорость обработки информации и постоянный доступ к ней со стороны государства. Естественно, что во времена Кейнса осуществить подобное представлялось бы крайне затруднительно, если даже сейчас это представляется общенациональной задачей.
В комплексе проводимой монетарной политики, в рамках концепции кредитных бондов, государство получает в свои руки значительный источник по финансированию развития государства, основанный на внутреннем рынке. Более того, формирование данной концепции позволит в значительной степени укрепить валюту того государства, которое будет проводить данные реформы. При открытом финансовом рынке, где операции будут проводиться в валюте страны, являющейся эмитентом облигаций, для того чтобы проводить сделки, сначала нужно будет купить данную валюту. Естественно, что такие операции будут вызывать спрос на валюту в зависимости от ликвидности и надежности финансовых инструментов. Следовательно, это также будет сказываться на монетарной политике, поскольку данный процесс будет выступать в качестве инструмента по управлению валютным курсом, что скажется на торговом балансе, уровне цен, полной занятости и темпах роста народного хозяйства.
Заключение
И кенсианский, и монетаристский подход во главу угла ставят монетарную политику, иначе говоря, они стремятся дать оптимальные способы по регулированию денежных потоков в народном хозяйстве. С точки зрения временных характеристик по управлению денежно-кредитной политикой, монетаристы придерживаются долгосрочных аспектов, кейнсианцы же выступают за регулирование монетарной политикой в процессе ее проведения.
Если рассматривать экономику как научную дисциплину, изолированную от внешних воздействий, то, безусловно, монетаризм является оптимальным подходом по регулированию денежно-кредитной политики. Как верно отметил М. Фридман в своей работе, существует корреляционная зависимость между денежной массой и точками экстремумов в деловом цикле. Однако, стоит учесть, что долгосрочные анализы показывают тенденцию в целом, иначе говоря, дают развитие событий аналогично идеальным условиям, поскольку долгосрочный анализ в качестве выводов снижает воздействие временных различных факторов, стремясь к некому усредненному показателю. Естественно, это не отменяет полученных результатов и, более того, свидетельствует об определенной экономической зависимости, без которой было бы невозможно строить прогнозы, а значит, проводить управление денежно-кредитной политикой государства.
С другой стороны, экономика, являясь социальной наукой, постоянно воздействует на общество и сама подвержена его воздействию. Значит, экономики при идеальных условиях на практике существовать не может. Постоянное воздействие таких факторов, как политический, экологический, техногенный, геополитический, будет влиять на аспекты народного хозяйства. Конечно, можно дистанцироваться от этих процессов, аргументировав свою логику в духе монетаризма: рынок – это саморегулирующаяся система, и в долгосрочном периоде все придет в равновесие, но, как тонко заметил Кейнс, «на долгосрочных временных интервалах мы давно бы вымерли». Следовательно, народное хозяйство, как неотъемлемый элемент социальной культуры общества, постоянно будет испытывать на себе экономические шоки. Исходя уже только из этого и не говоря о социальной ответственности правительства перед гражданами, проведение долгосрочной политики немыслимо без проведения краткосрочных ее корректировок, направленных на усиление проводимого курса и устранения краткосрочных факторов.
Политика ЦБ РФ в течение 1989-2014 гг. не была ни кейнсианской, ни неоклассической. При этом картина экономики поразительна своими крайностями – экономический рост и неуправляемая инфляция. Такая экономика представляет собой частный случай экономической ситуации, получившей название «аргентинский сценарий». Экономический рост не может протекать при слабеющей как внутри, так и вне страны национальной валюте. Во всяком случае, мировая история подобных примеров на сегодняшний день не знает.
Если делать ставку на экономический рост, то одновременно нужно проводить курс и на укрепление национальной валюты как внутри страны, так и вне ее. А потому главная задача национального центрального банка любой страны нам видится следующей: удерживать скорость обращения денег в некоторых рамках. В современных условиях данный интервал, видимо, составляет от 1 до 2 единиц, если измерять скорость обращения денег как отношение ВВП к денежной массе, – в противном случае функционирование экономики становится неустойчивым, кризисным. Данный алгоритм допускает возможность не только роста денежной массы, но и ее уменьшения – все зависит от сложившейся на сегодняшний день скорости обращения денег.
В синтезе кейнсианства и монетаризма лежит оптимальный вариант проведения денежно-кредитной политики. В целях совершенствования монетарной политики необходимо развитие внутреннего спроса и стимулирования государственных резервов. Изменение в инструментах проведения денежно-кредитной политики окажет свое влияние на трилемму монетарной политики (monetary policy trillema), сместив акцент управления на фиксирование валютного курса. Такое направление позволит установить стабильность валютного курса и обеспечить развитие открытого рынка капитала. Однако будет утрачена независимость монетарной политики. Выдвигаемый в рамках трилеммы подход позволит: повысить конкурентоспособность на внешних рынках путем удержания определенного валютного курса; повысит эффективность монетарной политики путем более тесной интеграции ее инструментов в рынок капитала; снизит риски банковских шоков и волатильности на финансовых рынках через государственное регулирование денежно-кредитной политики. При этом не исключены дальнейшие действия со стороны государства по снижению рисков на рынке капитала, не связанных напрямую с деятельностью монетарных властей, с тем, чтобы повысить устойчивость финансовых рынков и сделать их более привлекательными для инвесторов. В результате выстроится новая парадигма риска на рынке капитала, в частности на рынке денег и фондовом рынке, с тем, чтобы уменьшить волатильность данных рынков и в большей степени подчинить их вектору развития проводимой государством монетарной политики.