Файл: Упрощенная форма (Методика ведения учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности на примере малого предприятия ООО «Ореанд»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 487

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

У небольших компаний, которые отвечают законодательно установленным критериям, есть возможность существенно упростить бухгалтерский учет и отчетность.

Значение малого предпринимательства для жизни общества трудно переоценить. Малые предприятия обладают способностью быстрой адаптации к постоянно изменяющейся экономической конъюнктуре. Развитие сферы малого бизнеса помогает обеспечить занятость значительной доли трудоспособного населения, расширяя сферу приложения труда, стимулируя инициативу и способствуя более полной реализации творческого потенциала работников.

Информационное обеспечение процесса управления включает в себя бухгалтерскую финансовую и статистическую отчетность, данные оперативного учета и неформализованные внеучетные сведения. Достоверная финансовая отчетность до сих пор является камнем преткновения интересов инвесторов в России. Достоверность бухгалтерского баланса малого предприятия и понятность отчетной информации по содержанию и форме должны быть построены так, чтобы пользователи могли понимать их характер и смысл. Необходимо, чтобы форма представления бухгалтерского баланса, заголовки документов и рубрик, наименование показателей и понятий бухгалтерского баланса, классификации и группировки четко отражали существо вопросов, исключали возможные двусмысленные толкования, но не содержали излишних деталей.

Объект исследования – ООО «Ореанд».

Предметом исследования являются практические, методические и методологические вопросы упрощенная формы ведения бухгалтерского учетамалых предприятий.

Цель курсовой работы состоит в исследовании упрощенной формы ведения бухгалтерского учетана примере малого предприятия ООО «Ореанд».

Задачи исследования:

  • Рассмотреть теоретические аспекты организации упрощенной формы ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях;
  • Дать краткую экономическую характеристику ООО «Ореанд»;
  • Рассмотреть порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • Сформулировать рекомендации по устранению недостатков в бухгалтерском учете ООО «Ореанд».

Теоретической основой исследования являются научные труды следующих авторов: Г.И. Алексеевой., В.П Астахова., Н.А. Бреславцевой, Н.М. Гончаровой, И.М Дмитриевой, Ю.С. Игнатенко, Т.И. Карповой,Г.Ю. Касьяновой, М.А. Климовой, Н.П. Кондракова, Т.М. Рогуленко, Н.Г. Сапожниковой, В.Г. Гетьман, В.В. Ковалев, Е.В. Негашев, Н.Т. Лабынцев, В.И. Бариленко, М.В. Мельник, А.Д. Шеремет, В.П. Суиц.


Информационной базой исследования послужили учетная политика, годовая бухгалтерская отчетность ООО «Ореанд» за 2014-2016 гг., а также регистры бухгалтерского учета и первичные документы.

Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по методике упрощенной формы ведения бухгалтерского учетана малых предприятиях.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

1. Упрощенная форма ведения бухгалтерского учета на малом предприятии

1.1. Организация бухгалтерского учета малых предприятий

В современных условиях развитие малого и среднего бизнеса является одним из приоритетных направлений экономики страны. Являясь необходимым элементом создания конкурентной среды, малый бизнес наполняет потребительский рынок товарами, создает новые рабочие места, способствует выравниванию доходов различных социальных групп [29, С. 20-26]. Так, например, согласно исследованиям, в странах ЕС малые и средние предприятия несут ответственность за подавляющее количество рабочих мест.

Субъектами малого предпринимательства являются коммерческие организации в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25% и в котором средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

в промышленности, строительстве и на транспорте: 100 чел.

в сельском хозяйстве и научно-технической сфере: 60 чел.

в оптовой торговле: 50 чел.

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения: 30 чел.

в остальных отраслях: 50 чел.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Высокая приспособляемость и массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата. При сравнении доли малого и среднего предпринимательства в ВВП страны и доли занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса работников в разных странах выяснилось, что показатели данного сектора экономики в России значительно ниже среднего уровня стран, что свидетельствует о необходимости широкой социальной и идеологической поддержки бизнеса государством [8].


Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» юридическое лицо и индивидуальный предприниматель получают статус субъекта малого предпринимательства при соблюдении ряда условий. Число сотрудников, задействованных на предприятии, не должно превышать ста человек. Выручка от реализации, не учитывая налог на добавленную стоимость (далее НДС), или балансовая стоимость активов за прошлый год не должна превышать сумму в размере 400 миллионов рублей. Также прописано ограничение на участие в уставном капитале предприятия государства и сторонних организаций: их суммарная доля не должна превышать 25 процентов. Если данные условия предприятием соблюдены, и предприятие не относится к эмитентам, публично размещающих ценные бумаги, то оно имеет определенные привилегии в ведении бухгалтерского учета и в формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Так для малых предприятий созданы особые условия применения ряда положений по бухгалтерскому учету (далее ПБУ). Малое предприятие при осуществлении своей деятельности может не руководствоваться ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (утв. приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н) и ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (утв. приказом Минфина России от 13 декабря 2010 г. № 167н), что непосредственно прописано в общих положениях данных ПБУ.

Согласно ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам» малому предприятию разрешено все расходы по займам относить к прочим расходам, даже если данные заемные средства были направлены на увеличение инвестиционных активов организации.

В дополнение к данным условиям субъектам малого предпринимательства, если они допустили существенные ошибки, то есть ошибки, которые могут повлиять на экономические решения пользователей бухгалтерской информации, в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности, разрешено исправлять данные ошибки непосредственно в текущем отчетном периоде [4].

К привилегии в определенной степени можно отнести и использование кассового метода при ведении бухгалтерского учета (ПБУ 9/99 «Доходы организации», ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Правда, данный метод будет удобен малым предприятиям, использующим упрощенную систему налогообложения (далее УСН), или тем, которые выплачивают единый сельскохозяйственный налог (далее ЕСХН). Так как данные предприятия при ведении налогового учета учитывают свои доходы и расходы по такому же алгоритму, как и в кассовом методе ведения бухгалтерского учета. Для субъектов малого предпринимательства допускается использование упрощенного варианта плана счетов [1]. Это намного облегчает бухгалтерский учет для организации, так как информацию, которая ранее консолидировалась на разных синтетических счетах, можно отразить на одном счете. К примеру, имеется возможность объединить информацию по оборудованию к установке, материалам, животным на выращивании и откорме на одном счету - 10 счет «Материалы». Также все производственные затраты разрешено учитывать на 20 счете, то есть вся информация по основному, вспомогательному и обслуживающему производству; общепроизводственным и общехозяйственным расходам; браку можно отразить на счете «Основное производство». Что же касается учет денежных средств в безналичной форме, то также можно пренебречь учетом информации сразу на нескольких счетах и использовать только счет 51 «Расчетные счета».


В процессе фиксирования информации о фактах хозяйственной жизни предприятия разрешено применять упрощенную систему регистров бухгалтерского учета. В зависимости от характера и объема операций, подлежащих учету, организация в процессе учета может в полной мере обходиться полностью без использования регистров (простая форма) или же использовать регистры бухгалтерского учета имущества. Если малым предприятием используется простая форма, то информация по совершаемым операциям регистрируются в Книге учета фактов хозяйственной деятельности. Данная книга отражает информацию аналитического и синтетического учета по операциям предприятия, на основании которой можно определить наличие имущества и денежных средств, а также источников их формирования у субъекта малого предпринимательства на определенную дату и составить бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Простую форму рекомендовано применять организациям, если они совершают небольшое количество операций или не занимаются производством, связанным с большими затратами материальных ресурсов.

Отдельно нужно сказать и об особенностях ведения бухгалтерского учета и в формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности у такой формы малого предпринимательства как микропредприятий. Чтобы субъект малого предпринимательства был признан микропредприятием, ему необходимо соответствовать следующим правилам: численность сотрудников не должна превышать 15 человек, и годовая выручка не может быть больше 60 миллионов рублей, не учитывая НДС.

У микропредприятий имеется возможность вести бухгалтерский учет по простой системе, то есть не использовать двойную запись [5]. Но данное решение необходимо указать в учетной политике предприятия. Данное право несомненно облегчает процесс бухгалтерского учета на предприятии, но стоит отметить ряд недостатков. При отказе от двойной записи нельзя использовать кассовый метод, только метод начисления. Также, если экономический субъект начнет расширяться и потеряет статус микропредприятия, он будет обязан восстановить двойную запись, как способ ведения бухгалтерской отчетности. А это для экономического субъекта дополнительные расходы денежных средств и его времени.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность на микропредприятиях составляется на основе информации, содержащейся в специальных регистрах. Обязательных требований к содержанию и названию регистров в законодательстве не прописано. Главное, чтобы данные специальные регистры содержали реквизиты, которые предусмотрены 10 статьей Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О бухгалтерском учете»: название регистра и наименование экономического субъекта, составившего данный регистр, период, за который составлен регистр, и др. Каждый регистр рекомендуется применять для отдельного объекта учета: основных средств, материалов, заработной платы сотрудников и др.


1.2. Формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности малых предприятий

Формируя бухгалтерскую (финансовую) отчетность, субъект малого предпринимательства может наравне со всеми предприятиями руководствоваться обычными правилами: составлять бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении капитала, отчет о движении денежных средств и т. д. [6]

Также возможен вариант заполнения только двух форм отчетности: бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. В данном случае позволено «укрупнение» показателей в финансовой отчетности. К примеру, в бухгалтерском балансе достаточно указать сумму дебиторской задолженности, не расписывая ее на долгосрочную и краткосрочную. Другие формы отчетности бухгалтер вправе не применять, если в формах № 1, 2 приведена полная информация, на основе которой можно произвести оценку финансового положения предприятия.

Или же для субъектов малого предпринимательства доступны особые формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. Актив баланса упрощен до одного раздела с пятью показателями: материальные, нематериальные, финансовые внеоборотные активы; запасы; денежные средства и их эквиваленты; финансовые оборотные активы. Пассив также претерпел ряд изменений: состоит из одного раздела с шестью показателями.

В отчете о финансовых результатах задействованы только семь важных показателей: выручка, расходы по обычной деятельности, проценты к уплате, прочие доходы и расходы, налоги на прибыль, чистая прибыль (убыток).

При использовании особых форм отчетности, которые содержат укрупненные показатели, код строки следует указывать по показателю с большим удельным весом в структуре укрупненного [8].

Для индивидуальных предпринимателей (далее ИП) существуют наиболее благоприятные условия в сфере ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности. Если ИП ведется учет доходов, расходов и иных объектов налогообложения, либо физических показателей, соответствующих определенному виду хозяйственной деятельности, то они могут не организовывать бухгалтерский учет и не формировать бухгалтерскую отчетность.

Активом считается все имущество предприятия (недвижимость, финансовые вложения, автотранспорт, задолженность дебиторов, оборудование и т.д.), выраженное в денежной форме.Актив бухгалтерского баланса в свою очередь делится на несколько разделов.