Файл: Упрощенная форма (Методика ведения учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности на примере малого предприятия ООО «Ореанд»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 498
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
1. Упрощенная форма ведения бухгалтерского учета на малом предприятии
1.1. Организация бухгалтерского учета малых предприятий
1.2. Формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности малых предприятий
2.1. Краткая экономическая характеристика ООО «Ореанд»
2.2. Методика бухгалтерского учета ООО «Ореанд»
2.3. Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО «Ореанд»
3. Совершенствование ведения бухгалтерского учета на малом предприятии ООО «Ореанд»
Внеоборотные активы. Содержание раздела «Внеоборотные активы» - информация об имуществе, которое используется предприятием длительный срок, а точнее больше года. К внеоборотным активам относятся: оборудование, долгосрочные вложения, здания и прочее.
Оборотные Активы. Итоговым показателем этого раздела является сумма всего имущества предприятия, которое расходуется и требует пополнения за относительно короткий срок, а точнее менее года. Оборотными Активами считаются материалы, денежные средства, краткосрочная дебиторская задолженность, сырье и прочее.Каждая статья Актива баланса заполняется в соответствии со следующими данными. Основные средства. В этой строке указывается суммарная первоначальная стоимость имущества предприятия (основных средств), с вычетом суммарного размера амортизации в процессе эксплуатации каждого вида имущества соответственно.
Слово «баланс» имеет корни латинского словосочетания «bislanz», которое дословно означает «две чаши весов», то есть, по сути, бухгалтерский баланс показывает состояние финансового равновесия компании.
Баланс является главной компонентой бухгалтерской отчетности и в нем отражается успешность хозяйственной деятельности предприятия за установленный промежуток времени.
Бухгалтерский баланс - это одна из основных форм отчетности бухгалтерии о состоянии финансовой деятельности предприятия, представленная в виде таблицы данных, характеризующих все имущество и долги организации в денежном эквиваленте за определенный период времени.
Совокупность значений бухгалтерского баланса в буквальном смысле отражает финансовый облик организации.
В первую очередь бухгалтерский баланс необходим самой организации, чтобы иметь точную картину результатов ее основной деятельности, которые были получены за определенный период (год, квартал, месяц).
Бухгалтерский баланс показывает, насколько устойчиво развивается компания, как в отношении личной деятельности, так и относительно сотрудничества с другими организациями, что характеризуется двумя итоговыми показателями баланса, Актива и Пассива.
Причем основным признаком того, что баланс составлен правильно, является равенство конечных результатов Актива и Пассива компании.
Также бухгалтерский баланс компании необходим любым юридическим лицам, которые сотрудничают или собираются установить деловую связь с этой компанией.
Бухгалтерский баланс предприятия очень важен для банков, которые смогут оценить по показателям этой формы, насколько кредитоспособен будущий клиент, и какой максимальный размер кредита можно ему предоставить.
Каждая компания вынуждена с фиксированной периодичностью предоставлять бухгалтерский баланс акционерам, статистическим органам и налоговикам.
Активом считается все имущество предприятия (недвижимость, финансовые вложения, автотранспорт, задолженность дебиторов, оборудование и т.д.), выраженное в денежной форме.
Актив бухгалтерского баланса в свою очередь делится на несколько разделов.
Внеоборотные активы. Содержание раздела «Внеоборотные активы» - информация об имуществе, которое используется предприятием длительный срок, а точнее больше года. К внеоборотным активам относятся: оборудование, долгосрочные вложения, здания и прочее
Оборотные Активы. Итоговым показателем этого раздела является сумма всего имущества предприятия, которое расходуется и требует пополнения за относительно короткий срок, а точнее менее года. Оборотными Активами считаются материалы, денежные средства, краткосрочная дебиторская задолженность, сырье и прочее.
Пассив в бухгалтерском балансе отображает источники образования всего имущества предприятия, то есть его Актива.
В Пассиве Бухгалтерского баланса имеется три основных раздела:
Капитал и резервы. В разделе Пассива «Капитал и резервы» суммируются все собственные средства, которые принадлежат только владельцам организации.
Долгосрочные обязательства. В разделе Пассива «Долгосрочные обязательства» формируется значение совокупности всех кредитов, займов и прочих долгов, которые необходимо выплатить в течение длительного времени, превышающего один год.
Краткосрочные обязательства. Эта составляющая пассива отражает совокупность долгов, которые требуют ближайшей выплаты (менее чем за год). К краткосрочным обязательствам относятся: не выплаченная работникам заработная плата, задолженность перед поставщиками и прочее.
Главным условием правильного составления таблицы бухгалтерского баланса является точное соответствие значения каждой строки и вписываемого в нее показателя, а также наличие денежных значений во всех, установленных предприятием строках.
Бывают исключения, когда сумма по какому-либо показателю может быть нулевая, в этом случае необходимо предоставить объяснения по этой статье в бухгалтерском отчете.
Как правило, все показатели отображаются цифрами, которые означают тысячи рублей, например, если стоимость недвижимости организации составляет 10 000 000 руб., то в активе баланса в соответствующей строчке необходимо писать 10 000.
Конечно, если компания имеет более крупные масштабы, и обороты их денежных средств в основном исчисляются миллионами, то можно ставить числа, убирая шесть последних знаков, а в названии столбца показателей указывать числовую единицу миллион рублей.
Итоговые числа баланса Актива и Пассива должны совпасть, так как, по сути, в Активе отражается все, что есть у организации, а в балансе Пассива дается описание, откуда был получен весь перечисленный Актив.
Существует две формы баланса – общая и сокращенная. Вторую могут по своему желанию заполнить только субъекты малого бизнеса, вместо обычной формы. Бланки утверждены приложениями № 1 и 5 к приказу № 66н.
Актив
Раздел I «Внеоборотные активы»
Строка 1110 «Нематериальные активы» = ДЕБЕТ 04 - КРЕДИТ 05;
Строка 1120 «Результаты исследований и разработок» = ДЕБЕТ 04;
Строка 1130 «Нематериальные поисковые затраты» = ДЕБЕТ 08 (субсчет учета расходов на нематериальные поисковые затраты);
Строка 1140 «Материальные поисковые активы» = ДЕБЕТ 08 (субсчет учета расходов на материальные поисковые затраты);
Строки 1130 и 1140 заполняют только организации-пользователи природных ресурсов. В них они отражают информацию о затратах на освоение ресурсов. Всем остальным фирмам в этих строках нужно проставить прочерки.
Строка 1150 «Основные средства» = ДЕБЕТ 01 - КРЕДИТ02 + ДЕБЕТ 08 (субсчет учета основных средств не введенных в эксплуатацию);
Строка 1160 «Доходные вложения в материальные ценности» = ДЕБЕТ 03-КРЕДИТ 02 (субсчет учета амортизации имущества, которое относится к доходным вложениям);
Строка 1170 «Финансовые вложения» = ДЕБЕТ 58 + ДЕБЕТ 55 субсчет «Депозитные счета» + ДЕБЕТ 73 субсчет «Расчеты по предоставленным займам» - КРЕДИТ 59 (субсчет учета резерва по долгосрочным финансовым обязательствам);
Строка 1180 «Отложенный налоговый актив» = ДЕБЕТ 09;
Строка 1190 «Прочие внеоборотные активы» = стоимость внеобротных активов, которые не попали в предыдущие строки раздела I.
Раздел II «Оборотные активы»
Строка 1210 «Запасы» = сумма дебетовых сальдо счетов 10, 11, 43, 45, 20, 21, 23, 29, 44 + ДЕБЕТ 41-КРЕДИТ 42 + ДЕБЕТ 15 + ДЕБЕТ 16 – КРЕДИТ 14 + ДЕБЕТ 97;
Строка 1220 «НДС по приобретенным ценностям» = ДЕБЕТ 19;
Строка 1230 «Дебиторская задолженность» = ДЕБЕТ 62 + ДЕБЕТ 60 + ДЕБЕТ 68 + ДЕБЕТ 69 + ДЕБЕТ 70 + ДЕБЕТ 71 + ДЕБЕТ 73 (кроме процентных займов) + ДЕБЕТ 75 + ДЕБЕТ 76 – КРЕДИТ 63;
Строка 1240 «Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)» = ДЕБЕТ 58 + ДЕБЕТ 55 субсчет «Депозитные счета» + ДЕБЕТ 73 субсчет «Расчеты по предоставленным займам» - КРЕДИТ 59
Строка 1250 «Денежные средства и денежные эквиваленты» = ДЕБЕТ 50 + ДЕБЕТ 51 + ДЕБЕТ 52 + ДЕБЕТ 55 + ДЕБЕТ 57 – ДЕБЕТ 55 субсчет «Депозитные счета»;
Строка 1260 «Прочие оборотные активы» = стоимость оборотных активов, которая не вошла в другие показатели раздела II;
Строка 1200 «Итого по разделу II = сумма показателей строк 1210 – 1260
Строка 1600 «Баланс» = показатель строки 1100 + показатель строки 1200.
Согласно ПБУ 19/02 активы принимаются к бухгалтерскому учету в качестве финансовых вложений при единовременном выполнении условий, предусмотренных пунктом 2 данного Положения. Учитывая это, информация о сумме денежных средств, перечисленных аудируемым лицом в счет вклада в уставный капитал другой организации, до государственной регистрации соответствующих изменений учредительных документов отражается в бухгалтерском балансе как финансовые вложения.
В соответствии с ПБУ 4/99 показатели об отдельных видах активов, обязательств, доходов, расходов и хозяйственных операций могут приводиться в бухгалтерском балансе или отчете о финансовых результатах общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. Исходя из этого, существенная сумма денежных средств на расчетном счете в кредитной организации, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, раскрывается отдельной статьей (например, «Средства на счетах, операции по которым прекращены») в разделе «Оборотные активы» бухгалтерского баланса.
Пассив
Раздел III «Капитал и резервы»
Строка 1310 «Уставный капитал» = КРЕДИТ 80;
Строка 1320 «Собственные акции, выкупленные у акционеров» = ДЕБЕТ 81;
Строка 1340 «Переоценка внеоборотных активов» = КРЕДИТ 83 (субсчет сумм дооценки основных средств и нематериальных активов»;
Строка 1350 «Добавочный капитал (без переоценки)» = КРЕДИТ 83 (кроме сумм дооценки основных средств и нематериальных активов);
Строка 1360 « Резервный капитал» = КРЕДИТ 82;
Строка 1370 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) = КРЕДИТ 84
Строка 1300 «Итого по разделу III» = сумма строк 1310 – 1370;
Раздел IV «Долгосрочные обязательства»
Строка 1410 «Заемные средства» = КРЕДИТ 67 (начисленные проценты со сроком погашения менее 12 месяцев отнимите и отразите х по строке 1510);
Строка 1420 «Отложенные налоговые обязательства» = КРЕДИТ 77;
Строка 1430 «Оценочные обязательства» - КРЕДИТ 96 (только обязательства со сроком использования более 12 месяцев);
Строка 1450 «Прочие обязательства» = долгосрочная кредиторская задолженность, которая не вошла в другие показатели раздела IV;
Строка 1400 «Итого по разделу IV» = сумма строк 1410 – 1450.
Раздел V «Краткосрочные обязательства»
Строка 1510 «Заемные средства» = КРЕДИТ 66 + КРЕДИТ 67 (в части процентов срок погашения которых более 12 месяцев);
Строка 1520 «Кредиторская задолженность» = КРЕДИТ 60 + КРЕДИТ 62 + КРЕДИТ 76 + КРЕДИТ 68 + КРЕДИТ 69 + КРЕДИТ 70 + КРЕДИТ 71 + КРЕДИ 73+ КРЕДИТ 75 (учитывайте только краткосрочную задолженность);
Строка 1530 «Доходы будущих периодов» = КРЕДИТ 98 + КРЕДИТ 86;
Строка 1540 «Оценочные обязательства» = КРЕДИТ 96 (только обязательства сроком исполнения более 12 месяцев);
Строка 1550 «Прочие обязательства» = сумма задолженности по краткосрочным обязательствам, которая не вошла в другие показатели раздела V;
Строка 1500 «Итого по разделу V» = сумма строк 1510 – 1550;
Строка 1700 «Баланс» = строки 1300 + 1400 + 1500.
Нематериальные активы. В этой строке записывается значение остаточной стоимости всех нематериальных активов, которые принадлежат организации. То есть сумма затрат на приобретение и развитие за минусом амортизации.
Финансовые вложения. В этой строке пишутся суммарные затраты инвестора на расчетный период.
Незавершенное производство. Значение в этой строке является суммой расходов на сырье, материалы, полуфабрикаты и прочее. Также можно использовать нормативную себестоимость.
Готовая продукция. Рассчитывается сумма всей готовой продукции по ее себестоимости.
Дебиторская задолженность. Учитывается сумма, которая предварительно была согласована с дебиторами.
Уставный капитал. Записывается сумма уставного капитала, которая зафиксирована в учредительных документах.
Резервный капитал. В этой статье указывается сумма, которая осталась от изначального капитала.
Кредиторская задолженность. Учитывается сумма имеющихся задолженностей кредиторам организации.
Малый бизнес может не применять ряд ПБУ или отдельные их положения. Например, субъекты малого предпринимательства (СМП) могут не применять такие стандарты как ПБУ 18/02 (о налоге на прибыль) и ПБУ 8/2010 (об условных активах/обязательствах, оценочных обязательствах). СМП вправе списывать проценты по кредитам в прочие доходы, независимо от статьи расходования заменых денег, остальные представители бизнеса согласно ПБУ 15/2008 (о расходах по кредитам) должны отдельно учитывать кредитные средства, потраченные на приобретение инвестиционных активов.