Файл: Процесс построения модели управленческого решения (Сущность процесса построения управленческого решения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что процесс построения управленческого решения является одним из наиболее важных управленческих процессов. От эффективности управленческих решений во многом зависит успех дела, а подчас и само существование фирмы. Поэтому очень важно – принимать грамотные, экономически обоснованные управленческие решения.

Успешное функционирование предприятий в подверженной трансформации экономической среде может обеспечить только тот руководитель, который оперативно следит за переменами, используя актуальную и полную информацию, владеет методологией выработки оптимальных управленческих решений и умеет доводить их до реализации. Это определяет важность овладения будущими руководителями теоретическими знаниями и навыками разработки управленческих решений.

Актуальность темы курсовой работы также обусловлена тем, что управленческие решения определяют способность руководства формулировать и реализовывать ценообразовательную стратегию предприятия.

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ процесса построения управленческого решения.

Для решения данной цели необходимо реализовать следующие задачи:

1. провести анализ сущности процесса построения управленческого решения,

2. охарактеризовать основы процесса построения и принятия управленческого решения на предприятии,

3. дать краткую экономико-организационную характеристику гостиницы Варшава,

4. провести анализ построения управленческого решения по формированию цены на продукцию гостиницы Варшава,

5. найти пути совершенствования процесса построения управленческих решений по формированию цены на продукцию гостиницы Варшава.

Объектом исследования является управленческое решение.

Предметом исследования является процесс построения управленческого решения.

Рассмотрению проблем, связанных с принятием управленческих решений уделили внимание В.В. Андрианов, К.В. Балдин, В.Б.Уткин, В.А. Балюбаш, Ю.Г. Стегаличев и другие авторы.

Из зарубежных авторов, работавших по исследуемой проблеме: Л.А.Кокс, С. Лейтнер, Д. Манчини, Е.Х. Ваасэн, Д. Ариэли и другие.

Теоретическая значимость. Рассмотрены теоретические основы процесса построения управленческого решения и основные методы оценки качества управленческих решений.

Практическая значимость. Методы оценки качества и достоверности информации, а также разработанные рекомендации позволяют совершенствовать и улучшать систему построения управленческих решений на любом современном предприятии.


Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы построения управленческого решения

1.1 Сущность процесса построения управленческого решения

Построение решения является важной частью любой управленческой деятельности организации и отражается во всех аспектах управления.

В широком смысле решение – это результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу или необходимым действиям [10, c.15].

Продуктами решения могут являться:

  • Альтернативы решений;
  • Документ;
  • Устные или письменные распоряжения, обуславливающие необходимость выполнения конкретного действия;
  • «Нечто», отражающее реакцию на раздражитель;
  • Поиск, группировка и анализ требуемой информации;
  • Разработка, утверждение и реализация управленческого решения [8, c. 56].

Управленческое решение – это творческое, волевое действие субъекта управления на основе знаний законов функционирования управляемой социально-экономической системы и способов ее деятельности по разрешению проблемы или изменению существующей ситуации.

Классифицировать управленческие решения можно по следующим основаниям [12, c.99-100], представленным в приложении 1.

Процесс разработки, принятия и реализации управленческого решения – это основа управленческой деятельности менеджера, представляющая собой выбор оптимальной альтернативы из множества с учетом имеющихся у предприятия возможностей, его слабых и сильных сторон, рисков и направленная на достижение поставленных целей наиболее эффективными методами.

Этапы построения экономического создания управленческих решений включают объективный аналитический процесс без ссылки на прошлый опыт [15, c. 24].

Диагностика проблемы заключается в установлении ее наличия по определенным симптомам. Если цель объектом не достигнута, то это свидетельствует о наличии проблемы, и управленческое решение должно быть направлено на устранение разницы между целью и фактическим состоянием объекта управления. Это будет так называемое реактивное управление. Умение руководителей прогнозировать возможность появления проблем и вовремя принять управленческое решение, чтобы не допустить их или уменьшить последствия, приводит к опережающему управлению. И, наконец, активный поиск способов повышения эффективности какого-либо подразделения в тех случаях, когда оно работает в рамках поставленных целей, приводит к третьему виду управленческого решения – поиску использования потенциальной возможности [9, c.216].


Согласно П. Грибову, поступают таким образом прогрессивные менеджеры, понимая, что разрешение проблем первого и второго вида только восстанавливает норму, результаты же должны быть следствием использования возможностей [11, с. 22].

Диагноз проблемы заключается, таким образом, в установлении ее симптомов (причин), анализе внутренней и внешней (относительно организации) информации. Сбор информации можно вести формальными (анализ рынка, компьютерный анализ финансовых отчетов) и неформальными (разговор с рабочими, клиентами, переговоры с партнерами) методами. Руководителю необходимо уметь отделять релевантную информацию от несущественной и добиваться точности и достоверности релевантной информации, относящейся к данной проблеме. Ко второму этапу разработки экономической составляющей экономического решения по рациональному решению проблемы относят формулирование ограничений, которые существенно уменьшают набор возможных альтернатив УР, повышая их реалистичность. Ограничения зависят от ситуации внутри и вне организации, ее вида, профессионализма руководителя. Некоторые общие ограничения для организаций любого вида – это законы, конкуренция, объем финансовых ресурсов и производственных мощностей, штат сотрудников, объем материальных ресурсов и цены на них, время решения проблемы, наличие полномочий на принятие УР, делегируемое верхним руководством. Здесь же руководитель определяет критерии (стандарты), по которым предстоит оценивать альтернативные варианты выбора. В качестве критериев могут быть приняты стоимость варианта реализации УР, его надежность и экономичность в эксплуатации и др [4, c.3].

Третий этап заключается в предварительном выборе приемлемых с точки зрения руководителя альтернатив УР, из которых следует на основе их проработки, сопоставления и анализа выбрать лучший вариант. При этом менеджер должен руководствоваться двумя параметрами: временем, которым он располагает для тщательного обоснования решения и ценой решения, т. е. теми последствиями, которые вызовет реализация УР. Чем выше цена решения, тем больше следует отбирать возможных вариантов для анализа, не жалеть времени и средств для их всестороннего обоснования [6, c.27].

Четвертым этапом, наиболее трудоемким, считается разработка возможных альтернатив УР по рациональному решению проблемы.

В идеале желательно выявить все возможные варианты решения проблемы и тем самым дать возможность организации достичь своих целей.


1.2 Основы процесса построения и принятия управленческого решения на предприятии

Система управления предприятием – это механизм, с помощью которого наиболее оптимальным способом используется потенциал предприятия [2, c.84].

В систему управления входят следующие элементы:

1. Функции управления (целеполагание, мониторинг, прогнозирование и т.д.);

2. Процессы управления;

3. Уровни управления;

4. Модель управления;

5. Формат системы управления предприятием;

6. Методы управления;

7. Инструменты и механизмы управления;

8. Ресурсы управления;

9. Субъекты управления» [3, c.134].

Управление процессом разработки, принятия и реализации управленческих решений по формированию цены на продукцию – это совокупность управленческих действий, которые обеспечивают успешный выбор оптимальной альтернативы из множества с учетом имеющихся у предприятия возможностей, его слабых и сильных сторон, путем преобразования ресурсов «на входе» (информации о проблеме) в продукцию «на выходе» (управленческое решение).

Цель управления процессом разработки, принятия и реализации управленческих решений по формированию цены на продукцию – это обеспечить выбор оптимального управленческого решения из множества альтернативных, а также его успешную реализацию по формированию цены на продукцию [5, c.65].

В процессе разработки, принятия и реализации управленческого решения по формированию цены на продукцию реализуются почти все основные функции менеджмента (целеполагание, анализ, оценка, диагностика, организация, планирование, мотивация и др.)

Для управления данным процессом используются функции учёта, контроля, регулирования и координации [16, c.17].

«Управленческий учёт – это упорядоченная система выявления, измерения, сбора, регистрации, интерпретации, обобщения, подготовки и представления важной информации для разработки и приятия управленческого решения. Управленческий учёт является базой для принятия управленческих решений» [13, c.68].

Основной целью учета является создание "общего языка" для специалистов разных направлений и уровней, имеющих отношение к работе предприятия. Из одного информационного поля, данные в котором собраны по единым законам, каждый получает информацию, необходимую и понятную конкретно ему.


Стоимость — это овеществленный в товаре или воспроизведенный в услуге общественный труд товаров или услуг производителей. Величина стоимости отдельного товара или услуги определяется количеством труда, затраченного на его оказание [14, c.65].

Основными факторами, определяющими стоимость гостиничной услуги, являются:

1. Себестоимость услуги

Себестоимость — денежное выражение затрат предприятия на производство и реализацию продукции, работы, услуг. В зависимости от состава затрат различают себестоимость.

2. Уровень цен у конкурентов.

3. Соотношение спроса и предложения. Спрос — потребность в товарах и услугах, обеспеченная необходимыми денежными и другими платежными средствами. С. оказывает воздействие на товарное предложение и в свою очередь определяется им.

4. Уровень заработной платы служащих [7, c.11].

Цена — это отпускная стоимость товара в денежном выражении. Цены складываются стихийно и колеблются вокруг стоимости, цены производства или спроса и предложения. Результаты многих маркетинговых исследований показывают, что одним из главных факторов предпочтительности в выборе гостиницы является цена на гостиничный номер. Понятие цена можно рассматривать с различных позиций. С экономической точки зрения цена — это превращенная форма стоимости, включающая издержки производства и среднюю прибыль. Цена с позиции производителя — это количество издержек плюс прибыль, которую он хочет получить. С позиции покупателя — монетарное выражение ценности, приобретаемых товаров и услуг [8, c,82].

Рассмотрим формирование цены на гостиничный номер.

В соответствии с Инструкцией по учету платных услуг населению, утвержденной постановлением Госкомстата России, определены услуги, входящие и не входящие в стоимость гостиничного номера. Например, в стоимость гостиничного номера не включаются:

  • предоставление в аренду телевизора, холодильника, чайника, посуды, пользование утюгами и другой бытовой техникой, вызов такси, приготовление и доставка в номер чая, кофе, воды, сигарет и т.п.
  • по мелкому ремонту одежды, обуви, чистке одежды, обуви, и т.п [1, c.18].

В цену номера включается плата:

  • за бронирование;
  • за проживание;
  • за коммунальные услуги (отопление, водоснабжение, канализация, газ, электроэнергия, горячее водоснабжение, подогрев воды);
  • радио, телеантенна;
  • прочие коммунальные услуги [4, c,15].

При определении цены пользуются Правилами предоставления гостиничных услуг в РФ, утвержденными постановлениями Правительства РФ № 490. Указанные Правила содержат порядок оформления проживания в гостинице и оплаты услуг. Пунктом 12 Правил определено, что цена номера (места в номере), а также порядок и форма его оплаты устанавливаются исполнителем. При этом может быть установлена посуточная или почасовая оплата проживания.