Файл: Процесс построения модели управленческого решения (Сущность процесса построения управленческого решения).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы построения управленческого решения
1.1 Сущность процесса построения управленческого решения
1.2 Основы процесса построения и принятия управленческого решения на предприятии
Глава 2. Практические основы построения управленческого решения в гостиницу Варшава
2.1 Краткая экономико-организационная характеристика гостиницы Варшава
2.2 Анализ построения управленческого решения по формированию цены на продукцию гостиницы Варшава
2. Рекламные тарифы, предлагаемые с целью продвижения продукции, организаторам собраний, выставок, концертов, турагентам, туроператор, сопровождающим группы — всем, кто может принести гостинице прибыль.
3. Семейные тарифы, для детей с родителями. В этом случае, отель работает на перспективу. Потому что, если проживание понравится детям, не исключено, что они еще раз в будущем выберут именно этот отель.
4. Особые льготные тарифы, для гостей, список которых утверждается руководством гостиницы. Применяются скидки для гостей, поселяющихся в гостиницу второй раз (с этого момента они относятся к категории постоянных). Для идентификации постоянных гостей в компьютере ведется файл "история гостя". Для привлечения гостей категории VIP, SPATT -звезды эстрады, театра, кино, президенты стран, известных компаний, работники правительств и посольств разных стран — с целью повышения имиджа гостиницы им также предоставляются скидки, тем более, что такие гости, как правило, размещаются в самых дорогих, не пользующихся массовым спросом номерах. Кроме того, во многих гостиницах предусмотрены цены за размещение на неполный день. Обычно эта услуга оказывается без предварительного бронирования. Специальные цены могут быть предложены для держателей пластиковых карт, участников выставок, семинаров, симпозиумов (длительность проживания не менее 3х суток). Таким образом, стоимость одного дня проживания гостя зависит от многих условий и в каждом отдельном случае определяется индивидуально [7].
5. Турагентствам так же предоставляются специальные цены. У них есть свои розничные и корпоративные клиенты, но нет средств тратиться на издание своих каталогов, ценовых приложений, рекламу. Таким фирмам гостиницы предоставляет агентские цены с уже заложенной в них комиссией, как правило, 10 %, покрывающие собственные расходы фирмы на поиск клиента, обработку и пересылку брони. При этом сформированная гостиницей цена — ровно та, по которой турфирма ведет продажу услуги конечному клиенту (хотя конечно, турагентство может продавать услугу на рынке по цене меньшей, чем цена гостиницы, жертвуя своими комиссионными). Таким образом, выручка гостиницы от работы с турагентствами составляет 80-90% от максимальной цены. Применение такого ценового подхода позволяет гостинице пользоваться клиентами турагентств, находящихся в самых разных точках земного шара, и не тратиться на их привлечение. Именно поэтому гостиницы должны быть заинтересованы в работе с турагентствами.
6. Туроператоры имеют собственную агентскую сеть и обладают возможностями вкладывать средства в маркетинг и продвижение турпродукта (а, стало быть, и гостиниц) на рынке путем выпуска каталогов, ценовых приложений, размещение рекламы в СМИ, участия в специализированных выставках. Поэтому, формируя цену для туроператора, гостиница Варшава должна иметь в виду следующее:
- туроператор сам образует конечные продажные цены как на отдельные услуги, так и на турпродукты и поэтому в отношении туроператора гостиницы использует "чистые цены" со скидкой (без заложенной в них комиссии)
- цена услуг для туроператора (фактически размер скидки) должна предполагать возможность туроператору образовать для своих турагентств цену с известной агентской комиссией [8, c.90].
- цена услуг для туроператоров должна позволять ему покрывать расходы на обработку и пересылку бронирования, а также направлять часть средств на маркетинг и продвижение турпродукта на рынке
- конечная продажная цена, формируемая туроператором от цены услуг, предоставленных гостиницей, не должна быть выше, чем действующая продажная цена, устанавливаемых самой гостиницей для розничных покупателей. Соответственно, цена, устанавливаемая для туроператора, начинается с уровня цены с 20-ти % скидкой от максимальной, а по нижней планке — ограничена себестоимостью цены услуг для самой гостиницы (хотя при определенных обстоятельствах можно продавать услуги и ниже их себестоимости). Для примера гостиницы известных цепей имеют 30% скидку для туроператоров. Это самый перспективный рынок сбыта гостиничных услуг, так как туроператоры имеют несоизмеримо большие возможности сбыта, чем сама гостиница.
Основным недостатком, препятствующим развитию фирмы и повышению эффективности ее деятельности, является нерациональная система разработки и принятия управленческих решений. В наибольшей степени это выражается в отсутствии экономически обоснованной стратегии развития фирмы [20, c.55]. В результате чего управление основными функциональными областями организации происходит неэффективно.
Таким образом в заключение третьей главы необходимо отметить: существует необходимость в построении управленческого решения по разработке стратегии гостиницы Варшава по более четкому планированию цены на предлагаемые услуги, которая позволит устранить существующие проблемы и повысить эффективность управленческих решений на предприятии.
Для повышения эффективности деятельности гостиницы Варшава была предложена новая основная цель ее деятельности: «Получение максимального размера прибыли от реализации в долгосрочной перспективе». Для достижения данной цели на 2017-2018 гг. была выбрана стратегия концентрированного роста рынка и продукта. При этом свои позиции на рынке фирма будет закреплять и улучшать за счет использования стратегии фокусирования на основе лидерства по издержкам. Внутренние конкурентные преимущества для реализации данной стратегии будут создаваться в следующих направлениях: организационная структура фирмы, работа с поставщиками и развитие продукции, управление финансами управление персоналом.
Для каждой из выбранных функциональных областей был сформулирован ряд мер, которые в совокупности образуют комплекс управленческих решений по формированию цен на услуги гостиницы Варшава.
Заключение
В своей реальной работе руководителю каждый день приходится иметь дело с информацией и принимать множество решений, которые касаются самых различных сфер его деятельности. Иногда ошибки в этом процессе могут быть легко исправлены, но иногда они могут оказаться фатальными для его дела. Однако, хотя все понимают, что эффективная работа руководителя немыслима без умения принимать качественные решения, этому умению предприниматели, как правило, не обучены, и вынуждены обучаться этому умению самостоятельно через процедуру проб и ошибок. Таким образом, исследования в области теории и практики принятия решений имеют огромное значение.
Отличительной особенностью функции построения решения является то, что ее гораздо труднее стандартизировать и свести к ограниченному набору алгоритмов, в связи с этим в ней очень велика роль субъективных собственно психологических факторов. Именно функция принятия решения с наибольшей отчетливостью заставляет почувствовать, что управление — это не только наука, но и искусство.
В данном курсовом проекте было раскрыто содержание понятия «управленческое решение», выявлены основные виды и этапы построения управленческого решения, изучена система управления данным процессом и факторы, влияющие на его эффективность. В ходе курсового исследования была выявлена проблема влияния некачественной информации на эффективность решения. В качестве решения данной проблемы были представлены методы по оценке качества и достоверности имеющейся у предприятия информации, что позволяет свести к минимуму риски, возникающие в процессе разработки, принятия и реализации управленческих решений. Так же в данном курсовом проекте были рассмотрены основные методы, позволяющие минимизировать влияние человеческого фактора на построение управленческих решений, а именно таких личностных характеристик, как: темперамент, особенности мышления, взгляды на жизнь и харизма лица, принимающего решение.
Таким образом, все задачи курсовой работы были решены и цель достигнута.
Список использованной литературы
- Cox Jr. L.A. Breakthroughs in Decision Science and Risk Analysis.- Wiley, 2015. — 328 p. — (Wiley Essentials in Operations Research and Management Science).
- Leitner s. Information Quality and Management Accounting: A Simulation Analysis of Biases in Costing Systems.- Springer, 2012. — 187 p. 12 illus. — (Lecture Notes in Economics and Mathematical Systems).
- Mancini D., Vaassen E.H.J. Renata P. (Eds.) Accounting Information Systems for Decision Making.- Springer, 2013. — 350 p.
- Андрианов В.В. Методы принятия управленческих решений.- Пособие. — М.: МГТУ ГА, 2014. — 48 с.
- Ариэли Дэн. Предсказуемая иррациональность. Скрытые силы, определяющие наши решения. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. - 296 с.
- Балдин К.В. и др. Управленческие решения.- Учебник / К. В. Балдин, С. Н. Воробьев, В. Б. Уткин. — 7е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — 496 с.
- Балюбаш В.А., Стегаличев Ю.Г. и др. Разработка и реализация модели на основе экспертных оценок.- Учеб.-метод. пособие. / В.А. Балюбаш, Ю.Г. Стегаличев, С.Е. Алѐшичев, М.Б. Абугов. — СПб.: НИУ ИТМО; ИХиБТ, 2013. — 58 с.
- Беляева И.Ю, Панина О.В. (ред.) Методы принятия управленческих решений: в схемах и таблицах.- Учебное пособие . – М.: КноРус 2014. – 232 c.
- Блаженкова Н.М. Адаптация контроллинга к особенностям предпринимательской деятельности в России в области принятия управленческих решений / Н.М. Блаженкова, А.С. Харасова // Современные проблемы развития экономики и управления в регионе: Материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. (Пермь, 17 апреля 2014 г.) / Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права. – Пермь: Изд-во ИВЭСЭП, 2014. – С. 216-224.
- Бужинский В.А. Методы принятия управленческих решений.- План-конспект лекционного курса. – М.: МИЭП, 2012. – 73 с.
- Грибов П.Г., Тищенко Т.А., Бардина Н.Ю. Методы принятий управленческих решений.- Учебно-методическое пособие. — М.: МИИР, 2014. — 196 с.
- Де Боно Эдвард. Искусство думать: Латеральное мышление как способ решения сложных задач.- М.: Альпина Паблишер, 2015.
- Завьялова Т.В., Пирогова И.Н., Филиппова Е.Г. Методы принятия управленческих решений.- Учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во УрГУПС, 2014. – 89 с.
- Злобина Н.В., Савин К.Н., Нижегородов Е.В. Качество управления.- Учебное пособие. – Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО "ТГТУ", 2013. – 124 с.
- Казакова Е.И. Разработка и принятие управленческих решений.- Учебно-методическое пособие. - СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, 2011. - 122 с.
- Корниенко Е.В. Методы прогнозирования и принятия решений.- Учебно-методическое пособие. – Таганрог: Изд-ль А.Н. Ступин, 2014. – 95 с.
- Круталевич М.Г. Формирование управленческих решений на муниципальном уровне управления.- Оренбург : ОГУ, 2015 - 159 c.
- Кувшинов Дмитрий. Должностная инструкция руководителя, или Управленческая восьмёрка.- М.: Написано пером, 2014. — 160 с.
- Курлыков О.И. Методы принятия управленческих решений.- Самара : РИЦ СГСХА, 2015 - 156 c .
- Лалу Фредерик. Открывая организации будущего.- Пер. с англ. В. Кулябиной. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2016. — 432 с.
- Мезенцева О.Е. Управленческие решения.- Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. — 200 с.
- Харасова А.С. Принципы принятия эффективных управленческих решений в предпринимательской деятельности / А.С. Харасова, Э.Э. Нуртдинова // Экономика России и региона в современных условиях: Сб-к науч. трудов / Пермский филиал Института экономики УрО РАН / Под. ред. проф. А.Н. Пыткина. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2013. – Вып. XIII. – С. 229-233.
Приложение 1
Классификация управленческих решений
№ |
Основание |
Виды решений |
Суть решения |
1. |
По причине |
Ситуационные решения |
Являются ответной реакцией на сложившуюся ситуацию, обычно разрабатываются и принимаются в условиях ограниченности времени и ресурсов; |
По предложению |
Принимаются на основе проработки ситуации выявления возможностей для развития организации; |
||
По предписанию |
Принимаются на основании прямых указаний, полученных либо от вышестоящего руководства, либо от государственных органов; |
||
Программные решения |
Принимаются в рамках реализации единой программы. |
||
2. |
По функциональному назначению |
Запрещающие решения |
Несут запрет к каким-либо действием; |
Разрешающие решения |
Позволяют осуществлять действия, операции и т.д.; |
||
Конструктивные решения |
Имеют определенное построение разрешаемой задачи. |
||
3. |
По количественному составу лиц, принимающих решение |
Индивидуальные решения |
Принимаются одним лицом; |
Групповые решения |
Принимаются группой лиц, являющейся частью коллектива, наделенной такими полномочиями; |
||
Коллективные решения |
Принимаются всем коллективом; |
||
Корпоративные решения |
Принимаются всей организацией. |
||
4. |
По направлению (характеру целей) |
Стратегические решения |
Преследуют собственную, самостоятельную цель; |
Тактические решения |
Являются средством, способствуют достижению цели более высокого порядка; |
||
Оперативные решения |
Решения «сегодняшнего дня», направленные на разрешение текущих проблем; |
||
Текущие решения |
Решения, реализуемые в данный промежуток времени, ими могут быть и стратегические решения, и тактические. |
||
5. |
По направлению воздействия (среде) |
Внутренние решения |
Направлены на реализацию во внутренней среде организации; |
Внешние решения |
Направлены на разрешение проблем и ситуаций, возникающих во внешней среде организации. |
||
6. |
По масштабу объекта управления / широте охвата (разные источники) |
Общие решения |
Связанны с деятельностью всей организации; |
Частные решения |
Касаются конкретных подразделений, служб и проблем; |
||
7. |
По содержанию |
Экономические решения |
Принимаются относительно расходования ресурсов, эффективности производства, повышения прибыли; |
Технические решения |
Касаются состояния и движения технического оснащения производства и управления; |
||
Социальные решения |
Касаются повышения удовлетворенности сотрудников организации условиями своего труда и отдыха; |
||
Организационные решения |
Направлены на совершенствование системы организации производства и управления, нормативов времени работы. |
||
8. |
По времени действия |
Краткосрочные решения |
Менее одного года; |
Среднесрочные решения |
От одного года до пяти лет; |
||
Долгосрочные решения |
Более пяти лет. |
||
9. |
По месту в процессе управления |
Кадровые решения |
Решения в кадровой сфере |
Финансовые решения |
Решения, связанные с финансами организации |
||
Маркетинговые решения и др. |
Решения по маркетингу и др. |
||
10. |
По степени подчинённости |
Самостоятельные решения |
Разработка и реализация решения в организации ведутся независимо от внешних условий; |
Вынужденные решения |
Связаны с необходимостью подчинения вышестоящей организации или более высокому уровню власти в организации. |
||
11. |
По методу разработки |
Алгоритмические решения |
Содержат конечный набор правил, позволяющих чисто механически решать любую конкретную проблему (задачу) или комплекс однотипных задач; |
Эвристические решения |
Основываются на использовании методов продуктивного творческого решения. |
||
12. |
По функции в процессе управления |
Прогнозирующие решения |
Основаны на специальных исследованиях и прогнозах относительно развития ситуации и будущем состоянии среды, в которой будет реализовано управленческое решение; |
Планирующие решения |
Разрабатывают детальный план по достижению определенной цели организации; |
||
Административные решения |
Обеспечивают взаимосвязь и взаимную увязку процессов., протекающих в рамках реализуемого плана; |
||
Мотивирующие решения |
Необходимы для стимулирования работников к выполнению задач; |
||
Контролирующие решения и др. |
Направлены на фиксирование стадии выполнения плана и степени отклонения от плана. |
||
13. |
По числу критериев |
Однокритериальные решения |
Принимаются преимущественно в технических системах; |
Многокритериальные решения |
Характерны для биологических и социальных систем, когда принимаются во внимание те факторы, которые оказывают наибольшее влияние на результат решения. |
||
14. |
По способу фиксации |
Документированные решения |
Фиксируются на бумажном носителе; |
Бездокументарные решения |
Выдаются в устного распоряжения, разъяснения. |
||
15. |
По возможности управления реализацией решения |
Регулируемые решения |
Могут быть скорректированы в процессе их исполнения при наличии обратной связи; |
Нерегулируемые решения |
Являются бесповоротными, последствия и реализации нельзя отменить. |
||
16. |
По характеру разработки и реализации (в зависимости от личности разработчика и социально-психологического и технологического климата) |
Уравновешенные решения; |
Принимаются на основании глубокой проработки имеющейся информации; |
Импульсивные решения |
Принимаются под влиянием под влиянием неожиданных событий или при соответствующем настрое; |
||
Инертные решения |
Принимаются спустя некоторое время после возмущающего воздействия, что позволяет проработать множество вариантов реакций и выбрать наилучший; |
||
Рискованные решения |
Основаны на оптимистической вере руководителя в то, что сбудутся самые благоприятные прогнозы; |
||
Осторожные решения |
Принимаются после многократного обсуждения и согласования. |
||
17. |
По степени повторяемости и цикличности выполнения решений |
Традиционные (рутинные) решения |
Касаются соблюдения регламента, инструкций, периодически повторяются; |
Уникальные решения |
Направлены на разрешение нестандартных ситуаций или касаются перспективного развития организации; повторяются гораздо реже традиционных. |
||
18. |
По прогнозируемым результатам |
Решения с определенным результатом |
Приняты в условиях определенности информации; |
Решения с вероятностным или неопределенным исходом |
Приняты в условиях наличия информации о возможных потерях либо убытках и вероятности таких потерь; |
||
Неопределенные решения |
Приняты в условиях полной неопределенности информации. |
||
19. |
По жесткости регламентации |
Контурные решения |
Предполагают широкий простор для выбора приемов и методов реализации |
Структурированные решения |
Содержат в своей основе упорядоченную последовательность действий решению задачи или проблемы. |
||
20. |
По эффективности |
Оптимальные решения |
Обеспечивают максимальную степень достижения целей организации; |
Удовлетворительные решения |
Приводят к достижению целей организации, но не обязательно в максимальной степени; |
||
Неудовлетворительные решения |
Неразумные решения, не приводящие к достижению целей организации. |
||
21. |
По преемственности |
Приемлемые |
Удовлетворяют всем ограничениям; |
Неприемлемые |
Решение может быть эффективным, но организационная культура, стиль руководства и пр. не позволяют его принять. |
||
22. |
По использованным ресурсам |
Решения с ограничениями |
Имеют ограничения на ресурсы и параметры; |
Решения без ограничений |
Не имеют ограничений на ресурсы и параметры; |
||
23. |
По степени структуризации задач |
Хорошо структурируемые решения |
Типовые, алгоритмизируемые, программируемые; |
Слабоструктурированные решения |
Нестандартные, непрограммируемые, эвристические. |
||
24. |
По обязательности выполнения |
Директивные решения |
принимаются высшим руководством и являются обязательными для исполнения; |
Рекомендательные решения |
Принимаются совещательными органами и не являются обязательными для исполнения; |
||
Ориентирующие решения |
Определяют единое направление деятельности подсистем организации. |