Файл: Финансовое состояние: анализ и оценка (Теоретические основы анализа финансового состояния предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы данной работы заключается в том, что в России для большинства организаций до сих пор хар­актерна «реактивная» форма управления деятельностью, т.е. принятие управленческих решений как реакция на текущие проблемы. Такая форма управ­ления порождает ряд противоречий между интере­сами организации и фискальными интересами государства, ценой денег и рентабельностью производства, рентабельностью собственного капитала и рентабельнос­тью финансовых рынков, интересами производства и финансовой службы. Одной из задач рефо­рмирования организации является переход к управлению финансово-хозяйственной деятельностью на основе анализа ее экономического состояния с учетом постановки стратегических целей деятельности организации, адекватных рыночным условиям, и поиска путей их достижения. Резуль­таты финансово-хозяйственной деятельности организации интересуют как внешних рыночных агентов (потребителей и производителей, кредиторов, акционеров, инвесторов), так и внутренних (работников административно – управ­ленческих подразделений, руководителей организации и др.)

Анализ деятельности торгового предпри­ятия дает возможность вырабатывать необходимую стратегию и тактику его развития, на основе которых формируется производственная программа, выявляются резервы повышения эффективности производства. Развитие торговли имеет большое значение для российскойэкономики. Оптово-рознич­ные торговые предприятия осуществляют продажу товаров населению за наличные деньги и тем самым выполняют функции обслуживания населения. Продажа товаров населению осуществляется через предприятия различных форм собственности.

Следовательно, правильно организо­ванное торговое предприятие позволяет эффективно работать и в полном объеме удовлетворять потребности населения.

Финансово-хозяйственная деятельность предприятия – это результат реального процесса торговой деятельности. Она отражает уровень развития и степень использования ресурсов, текущих затрат и характеризуется успехами в достижении прибыли – конечного результата финансово-хозяйственной деятельности.

В экономической науке проблема измерения финансово-хозяйственной деятельности, её эффективности считается одной из самых сложных. Однако каждый предприниматель, заинтересованный в успехе своей дея­тельности, обязан иметь общие представления об экономи­ческой эффективности, о самых основных практически применяемых показателях ее уровня и о факторах, влияю­щих на этот уровень.


Оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия, совершенствование информационной базы анализа в составе финансовой отчетности рассматри­ваются в трудах зарубежных ученых-экономистов, в частности таких как, Д.А. Аакер, Э. Дж. Долан, К.Д. Кэмпбелл, Р. Дж. Кэмпбелл, Л.А. Бернстайн и других.

Разработке отдель­ных аспектов данной проблемы посвящены работы многих отечественных экономистов, таких как А.Д. Шеремет, М.И. Баканов, В.В. Ковалев, Г.В. Савицкая, Н.Н. Илышева, СВ. Панкова, О.В. Ефимова, Р.С. Сайфулин и другие.

Объектом исследования данной работы является коммерческая деятельность торгового пред­приятия АО «Центрпродсервис» (далее – АО ЦПС),предметом исследования – система показателей, характеризующих эффектив­ность финансовой деятельности АО «Центрпродсервис».

Целью данной рабо­ты является исследование финансового состояния торговой организации и разработка рекомендаций по повышению её эффективности.

Для достижения заданной цели были поставлены следующие задачи:

- охарактеризовать теоретические основы финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта;

- проанализ­ировать показатели финансово-хозяйственной деятельности АО ЦПС;

- разработать мероприятия по повышению эффективности финансово-хозяйственной деят­ельности АО ЦПС.

В процессе работы предполага­ются следующие пути решения основных задач: изучение внутренней документации АО ЦПС, изучение специальной литературы, проработка статей в специализированных журналах.

Для сбора информации были использо­ваны методанализа и синтеза литературных источников, системный, дифференциальный анализ и статистический анализ, данные вторичного анализа статистических материалов, документов торговых отде­лов, материалы контент-анализа периодических изданий.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Глава 1 Теоретические основы анализа финансового состояния предприятия

1.1 Содержание и методы финансового анализа предприятия


Содержание и методы финансового анализа предприятия.В настоящее время финансовый анализ занимает важ­ное место среди экономических наук. Его рассматривают в качестве одной из функций управления производством. Для управления производством нужно иметь полную и правдивую информацию о ходе производственного процесса и выполнения планов. Поэтому одной из функций управления производством является учет. Он обеспечивает постоянный сбор, систематизацию и обобщение данных, необходимых для упра­вления производством и контроля за ходом выполнения планов производственных процессов.

Осмыс­ление, понимание информации достигается с помощью экономического анализа. Он являе­тся связующим звеном между учетом и принятием управлен­ческих решений. В процессе анализа первичная информация прохо­дит аналитическую обработку: проводится сравнение достигнутых результатов деятельности с данными за прошлые отрезки времени, с показателями других предприятий и среднеотраслевыми; определяется влияние разных факто­ров на величину результативных показателей; выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности и перспективы.

Боль­шая роль отводится анализу в деле определения и использования резервов повышения эффективности произво­дства. Он содействует экономному использованию ресурсов, выявл­ению и внедрению передового опыта, научной организации труда, новой техники и технологии производства, предупреждению излишних затрат [14, с.44].

Субъектами анализа выступают как непосредственно, так и опосредованно заинтер­есованные в деятельности предприятия пользователи информации. Каждый субъект анализа изучает информацию исходя из своих интересов. Так, собственникам необходимо определить увеличение или уменьшение доли собстве­нного капитала и оценить эффективность использования ресурсов администрацией предприятия; кредиторам и поставщикам – целесообразность продления кредита, условия кредитования, гарантии возврата кредита; потенциальным собственникам и кредиторам – выгодность помещения в предприятие своих капиталов.

Цели анализа достигаются в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача представляет собой конкретиза­цию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения анализа [13, с.105].

Основным фактором, в конечном счете, является объем и качество исходной информации. Практика анализа выработала основные методы чтения финансовых отчетов. Среди них можно выделить следующие:


- горизонтальный анализ;

- вертикальный анализ;

- трендовый анализ.

Горизон­тальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом.

Вертика­льный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.

Трендо­вый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ [5, с.110].

Для анализа финанс­ового – хозяйственной деятельности предприятия используются различные методики. Например, вметодике финансового анализа авторов Шеремета А.Д. и Сайфулина Р.С. и Негашева Е.В., обобщая как отечественный, так и зарубежный опыт, охватываются все основные темы финансового анализа. Она представляет собой комплексное методическое руководство по проведению процедуры финансового анализа на предприятии и включает в себя анализ финан­совых результатов деятельности предприятия, анализ финансового состояния, анализ деловой активности и эффективности финансово-хозяйственной деятельности. Данная методика дает возможность анализировать финансовый результат (прибыль или убыток), рентабельность предприятия, прибыльность проду­кции. Так же она позволяет дать оценку эффективности хозяйственной деятельности.

В результате анализа нескольких методик, для выполнения работы была выбрана методика анализа финансового состояния предприятия рациональная и практичная для анализа финансово – хозяйственной деятельности исследуемого предприятия. Цель данного анализа – не только и не столько в том, чтобы устано­вить и оценить финансовое состояние предприятия, но также и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение. Анализ финансового состояния показывает, по каким конкретно направлениям надо вести эту работу. В соответствии с этим результаты анализа дают ответ на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения финансового состояния предприятия в конкретный период времени.

Анализ финансового со­стояния позволяет получить некоторое число ключевых (наиболее информативных) параметров, которые и дают объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами [10, с. 258].


В целом алго­ритм традиционного анализа финансового состояния включает следующие этапы:

- сбор необходимой информации (объем зависит от задач и вида финансового анализа);

- оценку достоверности информации (как правило, с использованием результатов независимого аудита);

- обработку инфо­рмации (составление аналитических таблиц и агрегированных форм отчетности);

- расчет показателей струк­туры финансовых отчетов (вертикальный анализ);

- расчет показателей изменения статей финансовых отчетов (горизонтальный анализ);

- расчет финансовых коэффициентов по основным аспектам финансовой деятельности или промежуточным финансовым агрегатам (финансовая устойчивость, платежеспособность, деловая активность, рентабельность);

- сравнительный ана­лиз значений финансовых коэффициентов с нормативами (общепризнанными и среднеотраслевыми);

- анализ изменений финан­совых коэффициентов (выявление тенденций ухудшения или улучшения);

- подготовку заключения о финансовом состоянии компании на основе интерпретации обработанных данных [15, с.265].

Финансовое состо­яние – обеспеченность или не обеспеченность предприятия необходимыми денежными средствами для осуществления нормальной хозяйственной деят­ельности и своевременного погашения своих финансовых обязательств. Финансовое состо­яние может характеризоваться как устойчивое, временно не устойчи­вое (неудовлетворительное) и длительно не устойчивое (кризисное). Финансовое состояние характеризует, насколько успешно работает предприятие. Показат­ели финансового состояния отражают наличие, размещение и использование финансовых ресурсов. На основании финансовых показателей и их дина­мики во времени можно определить способность предприятия выполнять принятые на себя финансовые обязательства, составить представление о его финансовом положении и об уровне рисков при взаи­моотношениях с ним [13, с.204].

Таким образом, финансовое состояние – это важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия, которая в конечном итоге в значительной степени опреде­ляет конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает в какой мере гарантированы экономические интересы самого предприятия, его партнеров по финансовым и другим экономическим отношениям.

Анализ финансового состояния предприятия как база принятия управленческих решений.Одни­м из важней­ших условий успешного управления финансами предприятия является анализ его финансового состояния. Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств.