Файл: Финансовое состояние: анализ и оценка (Теоретические основы анализа финансового состояния предприятия).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы анализа финансового состояния предприятия
1.1 Содержание и методы финансового анализа предприятия
1.2 Методика анализа финансового состояния предприятия
Глава 2 Оценка финансово-хозяйственной деятельности АО ЦПС
2.1 Краткая характеристика предприятия торговли
2.2 Анализ финансовых результатов АО ЦПС за 2012 – 2014 годы
2.3 Анализ финансовой деятельности АО «Центрпродсервис»
2.4 Анализ динамики и структуры дебиторской задолженности
2.5Анализ динамики и структуры кредиторской задолженности
2.6 Анализ ликвидности баланса
В процессе взаимоотношений предприятий с кредитной системой, а также с другими предприятиями постоянно возникает необходимость в проведении анализа кредитоспособности заемщика. Кредитоспособность – это способность предприятия своевременно и полностью рассчитаться по своим долгам, анализ кредитоспособности проводят как банки, выдающие кредиты, так и предприятия, стремящиеся их получить.В ходе анализа кредитоспособности проводятся расчеты по определению ликвидности активов предприятия и ликвидности его баланса.Ликвидность активов – это величина, обратная времени, необходимому для превращения их в деньги, т.е. чем меньше времени понадобится для превращения активов в деньги, тем активы ликвиднее.Ликвидность балансавыражается в степени покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. Ликвидность баланса достигается установлением равенства между обязательствами предприятия и его активами.
Анализ финансовой устойчивости. Если платежеспособность – это внешнее проявление финансового состояния предприятия, то финансовая устойчивость – его внутренняя сторона, отражающая сбалансированность денежных и товарных потоков, доходов и расходов, средств и источников их формирования. Для обеспечения финансовой устойчивости предприятие должно обладать гибкой структурой капитала, уметь организовать его движение таким образом, чтобы обеспечить постоянное превышение доходов над расходами с целью сохранения платежеспособности и создания условий для нормального функционирования [20, с.58].
Таблица 2
Расчет показателей финансовой устойчивости предприятия
Показатель |
Расчет показателя |
Формула по данным отчетности |
Рекомендуемые значения, тенденции |
Коэффициент автономии |
Собственный капитал / Активы |
более 0,5; превышение указывает на увеличение финансовой независимости |
|
Коэффициент финансовой зависимости |
Заемный капитал / Собственный капитал |
менее 0,7; превышение означает потерю финансовой устойчивости |
|
Коэффициент маневренности собственного капитала |
Собственные оборотные средства / Собственный капитал |
0,2 – 0,5; чем выше значение, тем больше возможность финансового маневра |
|
Коэффициент обеспеченности собственными средствами |
Собственные оборотные средства / Оборотные активы |
более 0,1; чем выше показатель (около 0,5), тем лучше финансовое состояние предприятия |
Основные показатели, входящие в эту группу, представлены в таблице 2.
Финансовое состояние предприятий, его устойчивость во многом зависят от оптимальности структуры источников капитала (соотношение собственных и заёмных средств) и от оптимальности структуры активов предприятия, в первую очередь от соотношения основных и оборотных средств, а также от уравновешенности активов и пассивов предприятия.
Для анализа финансовой устойчивости необходимо рассчитать такой показатель, как излишек (или недостаток) средств для формирования запасов и затрат, который определяется как разница между величиной источников средств и величиной запасов. Поэтому для анализа прежде всего надо определить размеры источников средств, имеющихся у предприятия для формирования его запасов и затрат.
Главная цель финансовой деятельности предприятия сводится к одной стратегической задаче – наращиванию собственного капитала и обеспечению устойчивого положения на рынке. Для этого оно должно постоянно поддерживать платежеспособность и рентабельность, а также оптимальную структуру актива и пассива баланса.
Анализ рентабельности. Рентабельность - это относительный показатель уровня доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные, результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
- показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;
б) показатели, рентабельности продаж;
в) показатели, определяющие доходность капитала и его частей [17,500].
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость затрат) – исчисляется путем отношения прибыли от реализации или чистой прибыли от основной деятельности к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции. Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.
Рентабельность продаж (оборота) – рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг, или чистой прибыли на сумму полученной выручки. Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж.
Рентабельность (доходность) капитала исчисляется отношением балансовой или чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, перманентного, основного, оборотного, операционного капитала и т.д.Формулы расчета показателей рентабельности по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности приведены в таблице 3.
Таблица 3
Расчет показателей рентабельности предприятия
Показатель |
Формула расчета |
Комментарий |
Рентабельность капитала |
Этот коэффициент показывает эффективность использования всего имущества предприятия. |
|
Рентабельность собственного капитала |
В динамике показывает изменение эффективности его использования. |
|
Рентабельность внеоборотных активов |
Отражает эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов. |
|
Рентабельность перманентного капитала |
Отражает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность фирмы на длительный срок. |
|
Рентабельность продаж |
Показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. |
Основными источниками резервов повышения уровня рентабельности продукции являются увеличение суммы прибыли от реализации продукции и снижение её себестоимости.
Таким образом, для объекта исследования данной работы подобраны показатели, которые будут характеризовать его финансово-хозяйственную деятельность.
На современном этапе развития российской экономики финансовый анализ является не только одной из функций управления финансово-хозяйственной деятельностью организации, но и важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений.
Практика анализа выработала основные методы чтения финансовых отчетов. Среди них можно выделить следующие: горизонтальный анализ; вертикальный анализ; трендовый анализ.Детализации процедурной стороны методики финансового анализа зависит от поставленных целей, а также различных факторов информационного, временного, методического и технического обеспечения.
Одним из важнейших условий успешного управления финансами предприятия является анализ его финансового состояния. Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств, которое отражает конечные результаты его деятельности.
Анализ хозяйственной деятельности предприятия является научной базой принятия управленческих решений в бизнесе.
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности является одной из основных задач в любой сфере бизнеса.
Глава 2 Оценка финансово-хозяйственной деятельности АО ЦПС
2.1 Краткая характеристика предприятия торговли
Торговое предприятие – основное звено сферы обращения, обладающее хозяйственной юридической самостоятельностью, осуществляющее продвижение товаров от производителей к потребителям посредством купли-продажи и реализующие свои собственные интересы на основе удовлетворения людей, представленных на рынке.
АО ЦПС является оптово-розничным торговым предприятием.
Фирменные наименования общества: Открытое Акционерное Общество «Центрпродсервис», АО ЦПС. АО ЦПС является юридическим лицом.
Организационно – правовая форма – Акционерное Общество.
Форма собственности – смешанная. Законодательная основа функционирования – Устав, утвержденный учредителями.
Основным видом деятельности предприятия является осуществление оптовой и розничной торговли в целях обеспечения населения г. Новокузнецка продуктами пищевой промышленности и сельского хозяйства.
Также АО ЦПС выполняет следующие виды деятельности:
- осуществляет торгово – посреднические операции по реализациипродукции, товаров и услуг;
- участвует на договорных условиях в городских мероприятиях, проводимых с целью удовлетворения спроса населения на товары и услуги;
- поддерживает местные пищевые и сельскохозяйственные предприятия;
- занимается благотворительной деятельностью;
- участвует в международных и местных выставках – ярмарках;
- проводит маркетинговые и рекламные мероприятия с целью реализации товаров и услуг.
Руководство текущей деятельностью общества осуществляется генеральным директором АО ЦПС.
Организационная структура АО ЦПС представлена в приложении на рисунке 1.
Главный
инженер
Зам ген.директора по кадрам и быту
Зам.ген.
директора по коммерции
Главный бухгалтер
Зам.ген.
директора по финансам и экономике
Гараж
Централизо-ванная бухгалтерия
Отдел кадров
Коммерческая служба
Отдел по финансам и экономике
Строй-
отдел
Администра-тивно-хозяйствен-ный отдел
Предприятия розничной торговли
АИТ
Рисунок 1 - Организационная структура управлением АО «Центрпродсервис»
Структура общества построена по принципу функциональной. К преимуществам данной структуры относятся:
- специалисты обладают высокой квалификацией;
- это наиболее эффективная форма организации труда для выполнения простых операций, которые не требуют частых контактов между разными службами для принятия решений или постоянного изменения в работе.
К недостаткам функциональной организационной структуры относятся:
- перегрузка руководства предприятия при решении организационных вопросов;
- ограниченные возможности для профессионального роста персонала;
- недостаточный уровень стратегического планирования.
Функциональные блоки ОАО ЦПС представлены на рисунке 1.
Бухгалтерия собирает данные для финансового анализа и планирования.
Коммерческий отдел работает с поставщиками и заказчиками, заключает с ними договора на поставку товара, занимается поиском покупателей.
Коммерческий отдел – это команда специалистов, в задачи которой входит приносить максимальную прибыль компании, увеличение объема поставок и продаж.
Эффективность работы АО ЦПС зависит от правильного использования функций, знания приемов управления, стандартов учета и нормативных актов, регулирующих деятельность работы предприятия, умения и навыков оценки конкретных финансовых ситуаций.
Для этого на предприятии создана самостоятельное подразделение – финансовая служба (рисунок 2).